Модифицированная программа дополнительного образования для учащихся 7-16 лет «Быстрее, выше, сильнее»
рабочая программа на тему

Модлина Татьяна Александровна

Программа составлена на основе типовой программы, составитель Галкин А. А.

Программа предназначена для детского спортивного коллектива общеобразовательного учреждения. Освоение учебного материала программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, освоение и совершенствование техники общефизических упражнений, необходимые теоретические знания. Цели и задачи программы базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре. 

Программа реализует обычный уровень образования, соответствующий учебному потоку «Общефизическая подготовка» («ОФП»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки администрации Губкинского

 городского округа

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа № 8» города Губкина Белгородской области

Рассмотрено на                                                                                   Утверждено

заседании МО                                                                                     решением

педагогов доп. образ.                                                                            пед. Совета

МОУ «ООШ № 8»                                                                       МОУ «ООШ № 8»

30 августа 2010 года                                                                        30 августа  2010 г.

                                                                                                Протокол № 1

                     «Быстрее, выше, сильнее»

модифицированная программа дополнительного образования

                                  для учащихся 7-16 лет

             рассчитана на 3 года обучения, 2 часа в неделю

                                                                                                                                                            

                                                                      Модлина Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

                                            г. Губкин, 2010

                               

     Пояснительная записка

Программа составлена на основе типовой программы, составитель Галкин А. А.

Основная цель образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание.

Программа дополнительного образования «Быстрее, выше, сильнее,» предназначена для детского спортивного коллектива общеобразовательного учреждения. Освоение учебного материала программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, освоение и совершенствование техники общефизических упражнений, необходимые теоретические знания. Цели и задачи программы базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре.        

Программа реализует обычный уровень образования, соответствующий учебному потоку «Общефизическая подготовка» («ОФП»)

Целями и задачами данной программы являются:

1. Физическое совершенствование, повышение уровня физической образованности, формирование здорового образа жизни.

2. Расширение физического потенциала, укрепление здоровья, стимуляция развития и проявления физических способностей обучающегося в условиях и режимах, адекватных его биологической и психологической природе.

3. Развитие эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, удовлетворение потребности в общении, взаимопомощи, расширение возможности духовного самосовершенствования.

4. Создание условий и предпосылок для самореализации и самовоспитания личности.

5. Формирование познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных и специальных умений и навыков при опоре на зону физического развития учащегося, посредством занятий атлетическими упражнениями с общеразвивающей и специализированной направленностью.

Реализация этих целей и задач обеспечивается:

  • осознанием физической культуры как средства развития и совершенствования личности;
  • взаимосвязью процессов физического, психического и нравственного развития детей и подростков;
  • ориентацией на «природосообразную» систему обучения, обеспечивающую формирование индивидуальности человека;
  • формированием умения применять полученные знания и навыки в практической деятельности.

Данная образовательная программа направлена на использование индивидуальных технологий обучения и ориентирована на развитие личностных (физических, морально-волевых и нравственных) качеств обучающегося.

ОФП - система различных упражнений, является эффективным средством укрепления здоровья, физического развития и воспитания. Организованный соответствующим образом педагогический процесс физического воспитания, естественным образом будет и процессом формирования личности ребенка. Занятия в секции ОФП воспитывают волю, целеустремленность, трудолюбие, дисциплину. Разнообразие упражнений, средств и методов, позволяет целенаправленно развивать и совершенствовать двигательные качества и основные функции организма. Возможность дозирования нагрузки в широком диапазоне, делает общую физическую подготовку доступной для людей любого возраста, пола и физической подготовленности.

Особенностями данной программы являются:

  • разноуровневые и разновозрастные учебные группы;
  • оптимизация учебного процесса применительно к одаренным учащимся; предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса.
  • применение принципа вариативности - содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастно-половых психофизиологических особенностей обучающихся, их личных желаний.

Это позволяет организовать учебный процесс посильный для всех, так как обучающиеся, не теряя в объеме и содержании учебного материала, движутся в освоении программы каждый своим темпом.

Объем и содержание программы.

Учебный курс рассчитан на занятия в течение трех лет 2 часа в неделю. Учебный год длится с сентября по июнь месяц включительно. Занятия в летний период проводятся по отдельному плану, составленному с учетом имеющихся возможностей и плана спортивной подготовки.

   Общий объем курса - 210 учебных часа, их них 44 часов теоретических и 166 часов практических занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, контрольные испытания, участие в соревнованиях. Количество детей в группе – 15 человек

Формы и режим занятий.

На теоретических занятиях даются необходимые знания по истории возникновения и развития физкультуры и спорта, гигиене, о врачебном и самоконтроле, технике безопасности, об атлетических снарядах, тренажерах и упражнениях, правилах проведения соревнований. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 15-20 минут, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Изучение некоторых тем, например просмотр и анализ видеозаписи соревнований и т.п., может проводиться на отдельном занятии длительностью до одного часа.

На практических занятиях приобретаются умение и навыки безопасной работы в спортзале, на спортплощадке, со снарядами и тренажерами. На базе общей физической подготовки изучается и совершенствуется техника соревновательных упражнений, развиваются специальные качества, необходимые спортсмену.    

 Основной метод обучения - квалифицированный показ и объяснение, производимые с учетом психофизических особенностей воспитанника. При развитой зрительной памяти упор делается на наглядном методе обучения; при аналитическом типе мышления и слуховой памяти показ дополняется подробным объяснением; при преобладании двигательной памяти необходимо ориентироваться на метод непосредственного выполнения. Особое внимание обращается на овладение техникой выполнения упражнений, что позволит избежать травм, повысит результативность тренировок.

Во время занятий в  группах ОФП «Сильнее, выше, быстрее» решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья и закаливание организма, использование упражнений для коррекции физического развития; привитие интереса к занятиям физкультурой, повышение физической и функциональной подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата; освоение различных упражнений; определение возможной спортивной специализации.

В группах «ОФП» могут заниматься дети с 7 лет.

Учебно-тематический план учебного потока

Учебная тема

Количество часов

1 год

2год

3год

Теор.

Пр.

Теор

пр

теор

пр

1

Вводный блок

2

2

2

2

Краткий обзор развития физкультуры

1

1

1

3

Рабочие места, оборудование, снаряжение

2

1

1

4

Гигиена и самоконтроль

18

7

8

5

Общая физическая подготовка

25

35

35

6

Контрольные упражнения

4

4

8

7

Соревнования

10

15

5

8

Культурно-массовая работа

8

5

10

Итого

70

70

70

Содержание программы

Тема 1. Вводный блок

        Правила поведения в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях со снарядами. Страховка и самостраховка при занятиях со снарядами. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях.

Тема 2. Краткий обзор развития физкультуры

       История возникновения Олимпийских игр. Создание спортивных обществ и развитие физкультуры и спорта в Советском Союзе и России. Выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены. Лучшие спортсмены области и города.

Тема 3. Рабочие места, оборудование, снаряжение

       Спортивная терминология. Специальная терминология различных видов спорта. Рабочее место. Устройство тренажеров и снарядов, их назначение и использование. Снаряжение для тренировок и соревнований: одежда, обувь.

Тема 4. Гигиена и самоконтроль занятий

         Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Гигиена занятий. Понятие о тренировке и "спортивной форме". Понятие об утомлении и о перетренированности. Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: рост, вес, динамометрия, объемы мышц. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник тренировок.

Тема 5. Общая физическая подготовка

         Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание во время занятий. Влияние занятий физическими упражнениями на функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Особенности и различия в занятиях юношей и девушек. Значение общей физической подготовки.

Общеразвивающие упражнения со скакалками, с гимнастическими палками, на гимнастических стенках, с набивными мячами и т.д. Базовые и специальные упражнения и комплексы в различных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, настольный теннис, туристическая подготовка

Практические занятия. Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне): разводка, подтягивания, круговые вращения руками. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны, повороты, круговые движения туловищем. Упражнения для мышц брюшного  пресса. Упражнения для мышц спины: наклоны, прогибы. Упражнения для мышц ног: приседания, отведения, прыжки, выпады.

.Тема 6. Контрольные упражнения 

         Контрольные тесты проводятся четыре раза в год. Для тестов используются контрольные упражнения для оценки общей и специальной физической подготовленности. Кроме этих упражнений для тестирования, можно применять как соревновательные, так и вспомогательные упражнения.

Контрольные упражнения (тестирование)

Тема 7. Соревнования

         Соревнования проводятся среди членов коллектива. Проведение соревнований можно планировать на Новый Год, весенние каникулы, конец учебного года. Соревнования можно проводить по упрощенным правилам, а так же по вспомогательным упражнениям.

Тема 8. Культурно-массовая и воспитательная работа

Вечера, экскурсии, посещение спортивных соревнований.

Знания и умения

Предметно-информационный компонент:

  • знание основ физической подготовки, как оздоровительной системы для решения личностных проблем;
  • знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.

Деятельностно-коммуникативный компонент:

  • применение знания, умения и навыков физической культуры в практической деятельности;
  • умение самостоятельно готовится к занятиям и упражнениям, осваивать разнообразные двигательные действия;
  • самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью освоения здорового образа жизни.

Ценностно-ориентационный компонент:

  • сформированность потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;
  • гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
  • отношение к здоровью как ценности, условию самореализации и социальной адаптации;
  • ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Методическое обеспечение.

Минимальный набор тренажеров и снарядов:  брусья, гимнастические скамейки,  гимнастические маты, скакалки, гимнастические палки, различные мячи, оборудование для настольного тенниса, лыжи, гантели и гири. Наличие комплексной спортивной площадки и спортзала.

Большое значение имеет оформление зала: учебно-наглядные пособия, плакаты, с изображениями известных спортсменов, благотворно влияют на детскую психику, стимулируя желание заниматься, облегчают усвоение учебного материала, выполняют образовательно-воспитательную функцию. В зале желательно использование аудиоаппаратуры.

Зал для занятий должен быть оснащен исправным оборудованием, обеспечивающим полноценный учебно-тренировочный процесс и безопасность занимающихся, удовлетворять требованиям электропожаробезопасности. Рекомендуемая норма площади - на каждого занимающегося должно приходиться примерно по 6 кв.м., то есть для группы из 10-15 человек достаточен зал площадью 60-90 кв.м. Эта площадь включает в себя площадь занимаемую гимнастическими снарядами, свободное место для отдыха между подходами к снарядам. При меньших размерах нельзя разместить достаточное количество оборудования и из-за скученности повышается вероятность получения травмы; в более просторном зале затрудняется контроль за проведением занятия, поведением занимающихся, что особенно важно при занятиях с новичками и с детьми младшего возраста. Помещение должно быть хорошо освещено. Гимнастические снаряды должны быть расположены так, чтобы при занятиях на них, исключить прямое попадание света в глаза.

Литература, рекомендуемая учащимся для самостоятельного изучения:

1. Петров В.К. Грация и сила. М. Советский спорт. 1989.

2. Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера. М. Физкультура и спорт. 1991.

3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. М. Физкуль­тура и спорт. 1987.

4. Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг. М. Советский спорт,1991.

5. Зайцев Ю.М, Иванов Ю.И., Петров В.К. Занимайтесь гиревым спортом. М. Советский спорт. 1991.

6. Сорокин Ю.К. Сестры Афродиты. М. Советский спорт,1989.

7. Шубов В.М. Красота силы. М. Советский спорт. 1990.

Журналы:

1. Архитектура тела и развитие силы.

2. Сила и красота.

3. Спортивная жизнь России.

4. Физкультура и спорт.

Литература

  1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее дина­мика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. Про­свещение. 1968.
  2. Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера. М. ФиС. 1991.
  3. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. М. ФиС. 1987
  4. Государственный образовательный стандарт. Национально-региональный компонент Свердловской области. Екатеринбург. 1999.
  5. Дворкин Л.С. Тренировка юных тяжелоатлетов в 13-16 лет. Тяжелая атлетика. Ежегодник 1975. М., ФиС 1975
  6. Зайцев Ю.М., Иванов Ю.И., Петров В.К. Занимайтесь гире­вым спортом. М. Советский спорт. 1991.
  7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М. Просвещение, 1983
  8. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). //Российская газета. 15.12.1990г.
  9. Обязательный минимум содержание учебного предмета “Физическая культура”. //Физическая культура в школе. 1998-№6 стр.2, 1999 №1 стр8.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, техноло­гии. М. Академия, 1998.
  11. Петров В.К. Грация и сила. М. Советский спорт. 1989.
  12. Примерная учебная программа по физической культуре. //Физическая культура в школе. 1999 №2 стр.2.
  13. Программа “Развитие физической культуры, спорта и ту­ризма, формирование здорового образа жизни в Свердловской области на 1999-2000 годы”. Екатеринбург. 1998.
  14. Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки. М. “Просвещение” 1977.
  15. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М. ЧеРо, 1996.
  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998.
  17. Фарбер Д.И., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М. “Просвещение” 1990.
  18. Физическое воспитание учащихся 1 - 11 классов с направленным развитием двигательных способностей.//Физическая культура в школе. М.:Школа-Пресс,1994 N: 1 - 3.
  19. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. М. Просвещение 1981.
  20. Шагапов Р.Х., Слива О.П.. Пауэрлифтинг - спорт высших достижений. Екатеринбург 1998.
  21. Шварценеггер А. Энциклопедия современного бодибилдинга. М. ФиС, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"

Модифицированная программа дополнительного образования эколого-биологического направления "Вишневый сад"...

Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" (художественная напрвленность).

Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения "Семицветик" рассчитана на 4 года обучения для детей начального и среднего школьного возраста.В основе программы лежат нес...

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета"

Модифицированная программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Мастерская цвета" используется ежегодно в работе учителя и  актуальна на 2019/2020 учебный год. Рез...

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг"

Модифицированная программа дополнительного образования "Цветовой круг" для среднего школьного возраста используется ежегодно в работе учителя в системе дополнительного образования и актуальн...