Рабочая программа дополнительного образования "Рукодельница"
рабочая программа на тему

Рабочая программа дополнительного образования "Рукодельница" предполагает обучение детей 6,5-10 лет и рассчитана на два года обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа " Рукодельница173.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка.

           

       Образовательная программа «Рукодельница» разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», постановлением Администрации города от 30.03.2012 г. № П-326 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск».

Данная программа модифицированная,  составлена составлена на основе авторской программы «Мягкая игрушка», автор Л.Г. Кривелева; г.Чита, сайт «Завуч. Инфо»,

 http,://www. zavuch. info/methodlib/277/55910/, 2009.

      Направленность программы.

    Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. На уроках учащиеся получают лишь основные знания.  Для наиболее  полного изучения, овладении большего количества информации в данной  области  в современных школах создаются кружки, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

      У обучающихся по данной программе формируются следующие знания:

-об основных законах цветоведения;

-о  простейших ручных швах;

-о использовании готовых выкроек, а также выполнении их  по эскизам (на основе имеющихся);

-об основных приемах работы с тканью (на примере изготовления мягкой игрушки);

-о приемах работы с мехом;

-о правилах пользования инструментами и приспособлениями;

-о правилах безопасной работы с иголками, ножницами, и т.д.;

- об интегрированной связи с другими предметами и образовательными программами.

      Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам рукодельных искусств, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.

     Актуальностью программы является приобщение ребёнка к труду и бережливости. Ребёнок научится создавать из ненужных вещей красивые предметы быта.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.  именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

           Для достижения педагогических целей используются разнообразные педагогические технологии (разноуровневое обучение, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, коллективной творческой деятельности), которые являются содержательной техникой реализации учебно-воспитательного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся. А также открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют творческие способности обучающихся.

                                           Цели и задачи программы.

    Цель – познакомить учащихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с тканью и мехом; раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки

                                                      Задачи

Обучающие:

-научить основам художественной грамотности;

-научить основам цветоведения ;

-научить приемам безопасной работы;

-научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

-научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

-научить творчески  использовать полученные умения и практические навыки.

Воспитательно-развивающие:

-развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

-создавать в студии соответствующую эстетическую среду;

-приобщение к народным традициям;

-воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

-соединение обучения с воспитательным процессом;

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

                   Отличительные особенности программы.

У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя  с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные их руками становятся забавными, живыми.  И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с  профессиями, развивает творческий подход.

 

           Возраст обучающихся.  Срок реализации данной программы.

Данная  программа предполагает обучение детей 6,5-10 лет и рассчитана на два года обучения.

 Наполняемость групп 15 человек.

                                             

           

Режим занятий.

 Режим занятий  группы по 4,5 часа  в неделю. Для детей предусмотрена смена деятельности, перерывы, физкультминутки и познавательные игры по теме.

Объем часов в год составляет не менее 162 часа и не более 166,5 ч.

              Формы:

  1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;
  2. Беседы
  3. Экскурсии
  4. Творческая мастерская
  5. Игровые программы
  6. Праздники
  7. Занятия-исследования
  8. Викторины
  9. Выставки
  10. Общественно-полезные акции

                                         Ожидаемые результаты.

В результате освоения  программы  воспитанники:

  1. Научаться самостоятельно,  выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости.
  2. Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.
  3. Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
  4. Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
  5. Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности.

         После окончания первого года обучения ребёнок должен знать:

 Виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, их  применение. Название, назначение и приёмы безопасной работы инструментами и приспособлениями.

 Раскрой деталей их меха, драпа и других текстильных материалов  с припусками и без припусков на швы.

 Применение швов при  пошиве деталей: «вперёд игла», «назад игла», «через край», потайной, петельный.

 Оформление лица игрушки, применяя кожу, бусинки и другие материалы.

         Должен уметь:

 Работать индивидуально и коллективно с опорой на образец. Соблюдать правила безопасной работы с инструментами, указанными в программе.

Экономно выполнять разметку заготовок на тканях.

Пользоваться шаблоном.

Уметь резать мех, ткань.

Заготавливать материалы для вторичного использования (распарывать, стирать, утюжить).

Освоить приёмы простых швов.

Освоить пошив простых игрушек.

Выполнять отделку изделий бусинками, бисером, кожей, блёстками, нитками, сочетать с основными деталями.

         После окончания второго года обучения  ребёнок должен знать:

 Из журналов книг, газет и других источников выполнять увеличение или уменьшение размеров деталей игрушки. Подбирать материалы для изготовления деталей игрушки.

Основные детали, узлы швейной машины. Стачные машинные швы, их применение.

Детали одежды для кукол, их последовательность изготовления.

        Должен уметь:

Изготавливать объёмные и сложные игрушки.

Работать с миллиметровой бумагой.

Выполнять  машинные швы по прямому и овальному срезам.

Раскраивать, шить одежду для кукол.

Устранять простые неполадки в швейной машине.

Выполнять творческий проект.

                                  Система отслеживание результатов.

  1. Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.
  2. Контрольный срез в начале и в конце учебного года
  3. Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).
  4. Беседы с детьми и их родителями
  5. Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.
  6. Коллективные творческие дела, ролевые игры.

         Условия реализации программы.

  1. Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
  2. Наличие  материалов и инструментов для изготовления игрушек.
  3. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.

            Способы усвоения содержания:

- занимательный способ

 - репродуктивный способ (« делай как я»)

- креативный способ (поисково-исследовательский)

              Методы:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия

2. Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.

3. Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.

4. Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

                                                         

                                                           Учебный план

Разделы программы

Количество часов

1

год

2

год

1.

Вводные занятия: сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности

2 ч

2.

Технология выполнения швов

6 ч

-

3.

Конструирование и оформление игрушки

10 ч

-

4.

Изделия первой сложности: мягкие цельнокроеные игрушки из 2-3 выкроек

20 ч

-

5.

Изделия второй сложности: мягкие игрушки из 4-6 выкроек

     56 ч

63 ч

6.

Изделия из волокнистых материалов

20 ч

20 ч

7.

Изготовление игрушек для школьного кукольного театра

-

16 ч

8.

Составление композиций из поделок

9 ч

18 ч

9.

Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ

9 ч

10,5 ч

10.

Выездные занятия (музеи, выставки)

6,5ч

11.

Беседы

8 ч

7,5ч

12.

Творческий проект. Защита проектов

13,5 ч

19ч

13.

Резерв

4,5ч.

4,5ч.

Всего:

166,5ч

166,5ч

           

                           

                           

                                     Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

Вводные занятия (2 часа)

Из истории мягкой игрушки

Необходимые материалы и инструменты

Организация рабочего места

Инструктаж по технике безопасности

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Технология выполнения швов

(6 часов)

Шов «вперед иголку»

Шов «назад иголку»

Шов «строчка»

Петельный шов

Шов «через край»

Потайной шов

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Конструирование и оформление игрушки (10 часов)

Как сделать эскиз

Конструирование выкроек

Как правильно раскроить игрушку

Как собрать игрушку

Как оформить игрушку

Как сделать глазки

Как украсить игрушку

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

0,5 ч

    0,5 ч

0,5 ч

1 ч

-

1,5 ч

1,5 ч

1,5 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Изделия первой сложности (20 часов)

Основа для цельнокроеной игрушки (шарик)

Шар – мяч на резинке

Колобок

Лягушонок

Мышонок

Рыбка

Грибок из двух шариков

Цыпленок

Снеговик

Гусеница Фрося (из 4 – 8 шариков)

0,5

1,5 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

2 ч

4 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Изделия второй сложности (56 часов)

Черепаха

Цыпленок на основе

Утенок на основе

Попугай из ткани

Паучок из меха

Поросята

Обезьянка из меха

Тигренок на пластиковой бутылке

Попугай из меха

Портрет тигра

Бегемотик

4 ч

4 ч

4 ч

6 ч

6 ч

6 ч

6 ч

6 ч

6 ч

2 ч

6 ч

 1.

2.

3.

4.

5.

Изделия из волокнистых материалов (20 часов)

Основа для изделий из волокнистых материалов

Цыпленок

Домовенок

Снеговик

Медвежонок

0,5

3,5

4 ч

4 ч

4 ч

4 ч

1.

2.

3.

4.

Составление композиций из поделок

(8 часов)

«В зоопарке»

«Зимние забавы»

«Три поросенка»

«На птичьем дворе»

2 ч

2,5 ч

2 ч

2,5 ч

1.

2.

3.

4.

Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ (8 часов)

Конкурс и выставка работ первой сложности

Конкурс и выставка работ второй сложности

Конкурс и выставка работ из волокнистых материалов

Выставка композиций

2 ч

2,5 ч

2 ч

2,5 ч

Выездные занятия (9 часов)

9 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Беседы (8 часов)

Декоративно-прикладное искусство

Многообразие материалов и область их применения

Природные и искусственные материалы

Выбор материалов по их свойствам

Подготовка материалов к работе

Бережное использование и экономное расходование материалов

Декоративное оформление изделий

Ремонт игрушки

Творческий проект. Защита проектов

Резерв

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

13,5 ч

4,5

Всего:

166,5 ч

                               

                                       Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводные занятия

Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».

Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.

Раздел 2. Технология выполнения швов.

Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».

Раздел 3. Конструирование и оформление игрушки.

Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

Основы сбора игрушек. Шарнирное крепление.

Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.

Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.

Раздел 4. Изделия первой сложности.

Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки (шарика).

 Изготовление цельнокроеных игрушек из 2-3 выкроек: шара – мяча на резинке, колобка, лягушонка, мышонка, рыбки, грибочка, цыпленка, снеговика, гусеницы.

Раздел 5. Изделия второй сложности.

Изготовление игрушек из 4-6 выкроек: черепахи, цыпленка, утенка, попугая из ткани, паучка из меха, поросят, обезьянки из меха, тигренка на пластиковой бутылке, попугая из меха, портрета тигра, бегемотика.

Раздел 6. Изделия из волокнистых материалов.

Освоение технологии выполнения основы для изделий (помпона). Изготовление игрушек: цыпленка, домовенка, снеговика, медвежонка.

Раздел 7. Составление композиций из поделок.

Составление композиций из сшитых игрушек разной сложности с использованием других материалов: «В зоопарке», «Зимние забавы», «Три поросенка», «На птичьем дворе».

Раздел 8. Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ.

Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация  выставок детских работ.

Раздел 9. Выездные занятия.

Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детских садов.

Раздел 10. Беседы.

Декоративно-прикладное искусство. История игрушки. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Свойства материалов и выбор по свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Технология изготовления изделий по выкройкам: определение формы, размеров, последовательности. Декоративное оформление изделий. Простейший ремонт игрушки.

Раздел 11. Творческий проект. Защита проекта.

               

                   Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

1.

2.

3.

Вводные занятия (2часа)

Организация рабочего места. План работы на год.

Инструктаж по технике безопасности

Повторение изученного на первом году обучения

1 ч

0,5 ч

0,5 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Изделия второй сложности (63 часа)

Петух

Пингвиненок

Домовенок

Кролик

Ежик

Гномик

Кот

Медвежонок

Жеребенок

Змея

Лебедь

Дракон

5 ч

5 ч

5 ч

5 ч

5 ч

5 ч

5 ч

6 ч

5 ч

5 ч

6 ч

6 ч

1.

2.

3.

4.

Изделия из волокнистых материалов (20 часов)

Гусеница из помпонов

Гусеница из клубков

Лягушонок

Зайчонок

6 ч

6 ч

4 ч

4 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Изготовление игрушек для школьного кукольного театра – коллективная работа

(16 часов)

Основа для куклы-бибабо

Девочка и мальчик

Старичок и старушка

Кот, лиса, петух

Основа для маппет-куклы

Изготовление маппет-кукол

0,5 ч

0,5 ч

2 ч

2 ч

6 ч

5 ч

1.

2.

3.

4.

Составление композиций из поделок (18 часов)

«Белоснежка и семь гномов»

«В лесу»

«Летом в деревне»

«Театр кукол»

4 ч

4 ч

6 ч

4 ч

1.

2.

 3.

4.

Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ (10 часов)

Конкурс и выставка работ второй сложности

Конкурс и выставка работ из волокнистых материалов

Выставка композиций

Выставка кукол для театра

2,5 ч

     1,5 ч

4 ч

2 ч

Выездные занятия (6,5 часов)

6,5 ч

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Беседы (7,5часов)

Трудовая деятельность в жизни человека

Рукотворный мир как результат труда человека

Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье

Мир игрушек

Процесс изготовления игрушки на предприятии

Уход за игрушкой

Окраска материалов

Осуществление сотрудничества при коллективной работе

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

 0,5 ч

Творческий проект. Защита проектов(19 часов)

19 ч

Резерв

4,5

Всего:

166,5 ч

                          Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Вводные занятия.

Повторение правил организации рабочего места, правил техники безопасности на занятиях. Повторение изученного материала и ознакомление с планом работы на год.

Раздел 2. Изделия второй сложности.

Изготовление игрушек из ткани, меха из 5-6 выкроек: петуха, пингвиненка, домовенка, кролика, ежика, гномика, кота, медвежонка, жеребенка, змеи, лебедя, дракона.

Раздел 3. Изделия из волокнистых материалов.

Изготовление игрушек: гусеницы из помпонов, гусеницы из клубков, лягушонка, зайчонка.

Раздел 4. Изготовление игрушек для школьного кукольного театра.

История и назначение куклы бибабо. Технология изготовления основы для куклы бибабо. Коллективное изготовление куклы-девочки, куклы-мальчика, старичка и старушки, кота, лисы, петуха.

История и назначение маппет-куклы. Технология изготовления основы для маппет-куклы. Коллективное изготовление маппет- кукол по заявке кукольного театра.

Раздел 5. Составление композиций из поделок.

Составление композиций из сшитых игрушек разной сложности с использованием других материалов: «Белоснежка и семь гномов», «В лесу», «Летом в деревне», «Театр кукол».

Раздел 6. Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ.

Обсуждение работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация  выставок детских работ.

Раздел 7. Выездные занятия.

Экскурсии в музеи, выставочные залы. Посещение детских садов.

Раздел 8. Беседы.

Роль трудовой деятельности в жизни человека. Понятие рукотворного мира. Рукотворный мир как результат деятельности человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Мир игрушек.

Значение игрушки в жизни ребенка. Ознакомление с процессом изготовления игрушек на предприятии. Правила ухода за мягкой игрушкой.

Окраска материалов в домашних условиях.

Коллективная работа. Осуществление сотрудничества при коллективной работе.

Раздел 9. Творческий проект.

Составные части проекта. Подготовка презентации. Защита проектов.

           Методическое обеспечение программы.

Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие

   материалы и инструменты:

хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;

нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;

иглы разной величины;

ножницы, шило, плоскогубцы, нож;

картон, калька, копировальная бумага;

линейка, карандаш, фломастеры, клей;

вата, синтепон, проволока;

бисер, пуговицы, тесьма, кружева.

  Учебно-методическое обеспечение:

образцы работ и изделий;

наглядные пособия;

раздаточный материал;

образцы поэтапного изготовления наиболее сложных работ и изделий;

шаблоны;

игры дидактические и развивающие;

фотоархив

   Для успешного выполнения  цели и задач, поставленных в этой программе, используются теоретические методы обучения – рассказ, сопровождающийся показом изделий; беседа с просмотром и анализом образцов игрушек, демонстрация приёмов выполнения работ.

   Практическая работа включает зарисовку эскиза, модели игрушки. Разработку конструкции модели, заготовку выкроек- лекал, раскрой ткани, меха, синтепона, картона пошив и оформление игрушки. Для активизации внимания и творческой активности детей применяются следующие формы: рассматривание, наблюдение, упражнение, моделирование и анализ ситуации, дискуссия, экскурсия, познавательная игра, творческое задание, защита творческих проектов, выставка работ.

     Организация и проведение занятий строится с учётом  возрастных и  индивидуальных особенностей детей. В процессе усвоения содержания программы учитывается  уровень специальных  знаний, умений, навыков, степень самостоятельности детьми.

     Программа предполагает включение ребят в различные виды творческой деятельности: праздники, выставки, конкурсы, ярмарки.

 Каждое занятие имеет общие характеристики: цель, конкретное содержание, определённые методы и формы организации.

    Занятие имеет определённую структуру: психологическое включение в тему, теоретическую часть, практическую часть, рефлексию(анализ, повторение), подведение итогов. Большое значение придается выполнению итоговой работы по проектированию собственной игрушки и шитью по своему замыслу. Учащийся должен применить все полученные знания, умения и навыки. Результатом этой работы станет защита проекта и образец сшитой по своему замыслу игрушки. Лучшие проекты можно использовать в дальнейшей работе с новой группой детей.

     Несколько часов в программе отводится участию в городских и областных выставках народного творчества, проводимых комитетом культуры и администрацией города .

      В процессе изготовления изделий учащиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труд.

                                                Формы, приемы и методы занятий.

Формы подведения итогов.

1 год обучения.

п/п

Наименование тем

Формы занятий

Приемы и методы органи-

зации учебно-

воспитательного

процесса

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты.  Правила по технике безопасности.

Беседа.

Словесный метод.

Опрос.

2.

Изучение стежков.

Беседа. Обучение по образцам.

Словесный метод.

Наглядный метод.

Наблюдение.

Опрос.

3.

Изготовление  простейших моделей игрушек.

Рассказ. Демонстрация образцов.

Словесный метод. Практический метод.

Взаимопроверка.

4.

Посещение мероприятий.

Экскурсии.

Викторины.

Конкурсы.

Рефлексия.

5.

Организация выставок.

Беседа.

Демонстрация работ.

Словесный метод. Наглядный метод.

Открытое занятие.

Показ.

6.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Беседа.

Словесный метод.

Собеседование.

         

  Второй год обучения.

1.

Вводное занятие. Организация рабочего

места. Правила по технике безопасности

Беседа.

Словесный метод.

Собеседование.

2.

Повторение ранее изученного материала (стежки, построение лекал, перевод лекал на ткань).

Выполнение работ с применением полученных знаний.

Словесный метод. Практический метод.

Контрольный урок.

3.

Выполнение более сложных моделей игрушек.

Традиционная форма занятий.

Словесный метод. Практический метод.

Демонстрация изделий. Взаимопроверка.

4.

Посещение мероприятий.

Экскурсии.

Викторины.

Конкурсы.

Рефлексия.

5.

Заключительное занятие. Организация выставок.

Беседа. Демонстрация работ.

Словесный метод. Наглядный метод.

Открытое занятие.

Показ.

6.

Подведение итогов.

Беседа.

Словесный метод.

Собеседование.

 

 

                   

                      Методические рекомендации. Выполнение графических работ.

      На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика.

       Качество выполнения игрушек из ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих.

      Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.

Правила раскроя,  соединения  и  оформления деталей игрушек.

         Каркасы для игрушек.

При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой.

        В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань или мех, а  затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.

      Раскрой материала.

      Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства ткани и меха, уметь определять долевую и уточную нить, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблю дать правила раскроя.

      При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне ткани или меха, учитывая направление нити, и аккуратно обводят    карандашом     или     мелом.     При     размещении     на материале  парных деталей  нужно  следить  за тем,  чтобы  они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично.

      При изготовлении игрушек из меха раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру.    В первую очередь   на   материале   надо   располагать   наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске мехового лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав   по фактуре   и    направлению  ворса,   нитей.

Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки.

      Детали  игрушек  из   сукна,  драпа,   войлока раскраиваются  без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см.

    Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, не затрагивая при этом ворса меха, с незначительным прибавлением на швы—0,3—0,5 см.

   Соединение деталей. 

       Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из меха и ткани в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани.

       Раскроенные детали игрушек из тонкой ткани — ситца, бязи и т.д. вначале сметывают по краю и сшивают катушечными нитками швом «за иголку» или на швейной машине.

 Затем   их   выворачивают   на   лицевую   сторону   и   набивают синтепоном.

     Детали игрушек из толстых тканей и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса. Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.

      Набивка деталей.

 Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти  всегда  остаются  от раскроя  игрушек.   Набивать   формы

следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.

     Оформление глаз, носа.

     Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.

                                        Техника безопасности трудa.

На    занятиях    учащиеся    постоянно    пользуются    ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно  соблюдать  правила безопасности труда и пожарной безопасности.

      При работе  ножницами,   иголками,   булавками:

-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы

не уколоться об их острые концы.

-  Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении

 они могут поранить тебя и твоего товарища.

-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо

 прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в

 стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную

  подушечку.

-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

-  Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной

подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.

- Сломанную иглу следует отдать руководителю.

       При работе электроутюгом:

-При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.

-Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем; иначе он может упасть на пол, на ноги, При падений может возникнуть короткое замыкание.

-Не   отвлекаться   во   время   работы   утюгом,   не   оставлять   его

включенным в сеть без присмотра.

-Диск терморегулятора должен  быть правильно установлен по отношению к виду ткани. -

-Следить  за тем,  чтобы  во  время работы  подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, что  может привести к излому провода и короткому замыканию.

Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.

По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладиться, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.

Список литературы для руководителя кружка

1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.

2. Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.

3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

4. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов-на Дону, 2004.

5. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

6. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - № 3.

7. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.

8. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Практическое пособие. – М., 2004.

9. Сборник нормативных документов для начальной школы. – М., 2007.

10. Серова З. С. Мягкая игрушка. // Начальная школа. – 1989. - № 12.

11. Соловьева Л. И. Игрушки из химических волокон. // Начальная школа. – 1991. - № 7.

12. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки спицами и крючком. – М., 1992.

13.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Начальная школа. – 2004. - № 10.

14. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.

15Авторская программа кружка «Мягкая игрушка» Кривелевой Л.Г. педагог ДО ЧОУ «Забайкальский лицей» г.Чита.

Список литературы для учащихся

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.

2.Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.

3. Денисова Н. А.Пушистики и мохнатики. – М.: Айрис – пресс, 2006.

4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу

В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая  расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...