Конспект внеклассного мероприятия
план-конспект на тему

Конспект внеклассного мероприятия по символике РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvolika2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Цель работы: воспитание любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей, бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Задачи работы:

  1. развитие духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду; к окружающей природе родного края; к культурному наследию своих предков;
  2. знакомство детей с важнейшими государственными символами;
  3. познакомить детей с историей становления государственных символов страны;
  4. прививать интерес к истории своей страны;
  5. способствовать развитию позитивного отношения друг к другу через выполнение заданий, требующих мобилизации всех участников мероприятия;
  6. формировать представление о государственных символах; развивать умение делать выводы, анализировать; воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну;
  7. воспитание чувства патриотизма.  

Оборудование: карточки и изображением гербов разных стран; разноцветные ленточки и картон; карточки с изображением флагов; карточки с историческими гербами России; буквы для составления слов; магнитофон.

Музыка: гимн России, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий.

Предварительная работа: изучение государственных символов России (их происхождение и история), работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем и стягов групп, написание девизов групп, повторение пословиц и поговорок о Родине и родном крае.


Ход мероприятия

  1. Вступление

Звучит гимн России, все слушают его стоя. Дети заранее разделены на 2 команды.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами подведем итог вашим знаниям о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о России”.

Дети (хором): Да!

Ведущий: Тогда, берите с собой свои знания и вперед.

Ведущий: Ваши знания сегодня будет оценивать наше уважаемое жюри.

(Ведущий представляет жюри.)

Ведущий: Итак, сегодня мы поговорим о символах России, об их значении для нашего государства. Но сначала проведем блицопрос и проверим ваши знания по этой теме.

 Блицопрос.

1. Что же такое символ? (Условный знак, обозначение).

2. Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

3.Что такое герб? (Эмблема государства).

4. Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях и офиц. бумагах).

5. Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета).

6. Где можно увидеть флаги? (На кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

7. Что такое гимн? (Торжественная песня).

2.  Основная часть

Ведущий: Итак, первая часть нашей экскурсии посвящена истории происхождения герба.

Как и в других странах, символы Российского государства вначале появились на государственных печатях. С тех пор двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змея, стали ассоциироваться с Россией. Появление изображения двуглавого орла в России в качестве государственного символа имеет две версии.

Согласно первой, после падения Византии, по мнению российских правителей, роль “духовной столицы” Восточной Европы – павшего Царьграда (Константинополя) – переходит к Москве. Иван 3-й женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что “подкрепило наследственные права московского государя на былое могущество, величие и блеск Византийской империи”.

Согласно второй версии, которую называют имперской, Иван 3-й заимствовал изображение двуглавого орла в силу своих имперских притязаний. В то время в Европе одноглавый орёл стал символом королевской власти, а двуглавый – императорской. При Иване Грозном, в середине 16 века на груди орла появилось исконно отечественное изображение всадника, поражающего копьём змея. Две короны украсили головы орла. К концу 16 века появился большой крест, который символизировал православие. Именно в этот период было утверждено патриаршество и церковная независимость России. Немного позднее вместо креста появилась третья корона. Постепенно монархическая атрибутика российского герба усложнялась. К ранее существовавшим коронам в 17 веке добавились символы власти монарха – скипетр и держава. Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Держава – золотой шар с крестом или короной наверху. В конце 19 века император Александр 3-й утвердил рисунок Большого Государственного герба Российской империи. Двуглавый орёл, широко распахнув крылья, устремляет взоры на Запад и Восток. На груди орла – щит с изображением Святого Георгия Победоносца. Три короны, скреплённые лентой символизируют братство восточно-славянских народов. Скипетр и держава – свидетельство незыблемости государства.

В 1917 г. было решено значительно изменить герб. Постепенно ключевые элементы будущего советского герба определились: серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян, солнце – высокая цель построения коммунистического общества, пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы, девиз “пролетарии всех стран объединяйтесь”. Окончательный вариант герба Советской России появился позднее. После распада СССР вновь встал вопрос о государственных символах. В ноябре 1993 г. первый Президент России Борис Ельцин указом утвердил двуглавого орла в качестве Государственного герба. В 2000 г. закон о гербе был одобрен Советом Федерации и подписан президентом России В.В. Путиным.

Герб говорит об исторической преемственности современной России. Три короны подчёркивают суверенитет Российской Федерации и её отдельных частей. Скипетр – символ государственной власти. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.

1 задание (дать правильный ответ на вопрос, чья команда угадает - получает балл.)

1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьём змея?

  1. при Иване 3
  2. в XVI в. при Иване Грозном 
  3. при Александре 2

2. Что такое скипетр?

Скипетр - это жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Скипетр – символ государственной власти.

3. Что такое держава?

Держава – золотой шар с крестом или короной наверху. Держава – символ единства нашего государства. Всадник традиционно считается защитником Отечества.

4. Назовите элементы советского герба.

  1. серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян,
  2. солнце – высокая цель построения коммунистического общества,
  3. пшеничные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы,
  4. девиз “пролетарии всех стран объединяйтесь”. 

5. Кто вернул России в качестве герба двуглавого орла?

  1. Горбачёв
  2. Ельцин 
  3. Путин

2 задание: Вы должны, по очереди назвать как можно больше пословиц или поговорок о Родине, родной стороне или родном крае. (Побеждает тот, кто назовет больше)

3 задание: А сейчас вам надо найти среди гербообразных стран герб России. (Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России, Черногории. Команда должна выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы. Побеждает та команда,  которая быстрее и верно справляется с заданием.)

Ведущий: Вторая часть нашей экскурсии – это происхождение флага. Флаг – это полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства. Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было. В середине XVII века появились гербовые знамёна –предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель. Гербовое знамя Петра 1 было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром 1-м был установлен императорский штандарт жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла. 1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.  История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество.

1 конкурс

1. Что такое флаг?

  1. полотнище на древке или шнуре
  2. древка или шнур, определённой раскраски
  3. полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски 

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

  1. конец XVI в
  2. начало XVII в
  3. середина XVII в 
  4. конец XVII в

3. Чей это герб?

  1. Алексея Михайловича
  2. Петра 1 

4. В каком году был принят Петром 1-м бело-сине-красный флаг?

  1. 1700 г
  2. 1703 г
  3. 1705 г 

5. Что означают цвета Российского флага?

(Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).

2 конкурс “Собери свой флаг”.

Ведущий: У каждой группы на столе лежат ленточки разных цветов. Вам нужно из них собрать правильно флаг России (чья команда быстрее соберет, та получит балл).

3 конкурс.

Ведущий: Ребята, на ваших столах лежат буквы, из них нужно собрать слово и выложить его на ковре. (Каждой команде даются разные слова, например, РОДИНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА). Дети выполняют задание на скорость и правильность.

Ведущий: Третья и последняя часть экскурсии – гимн. Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”. В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером. В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана. После распада СССР в 1991 г. гимном России стала “Патриотическая песня” М.И. Глинки. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков.

1 конкурс

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, “Боже, храни короля”, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

  1. М.И. Глинки;
  2. на слова В.А. Жуковского;
  3. композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эльрегистана;
  4. П. Дегейтер;
  5. композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова.
  1. Заключение.

Ведущий: Ребята, вы молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о России” подходит к концу. Теперь, я точно уверена, что вы растете настоящими гражданами своей страны. А сейчас слово нашему жюри (жюри подводит итоги игры, награждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"

Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия  по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...

План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"

План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....

План-конспект внеклассного мероприятия для 5 классов "Математическая мозаика"

Целью проведения данного мероприятия являются :- Расширение знаний учащихся;- Развитие познавательного интереса к математике;- Воспитание  стремления к непрерывному совершенствованию своих ...