Антинаркотическая программа Школа ЗОЖ - территория здорового образа жизни.
методическая разработка на тему

Бекирова Гульчере Эмирвелиевна

  программа  по антинаркотическому воспиатнию детей общей образовательной школы, в программе предсталены темы  классных часов, круглых столов на антинаркотическую тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola-zozh.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

г. Сухиничи  Калужской области

Материалы на областной конкурс на лучшую образовательную антинаркотическую программу

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

 Авторы программы:  Бекирова Г.Э, педагог орагнизатор.

Калмыкова Г.Д.,заместитель директора по ВР

г. Сухиничи

2011 год.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   3-5
  2. Цели и задачи  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  5-6
  3. Ожидаемые результаты _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   6- 7
  4. Содержание обучения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  8-11
  5. Модель реализации программы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12 
  6. Тренинги _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  13
  7. Работа с «группой риска» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13-14
  8. Помощь попавшим в беду _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ 15
  9. Внеклассная работа по профилактике наркомании _ _ _ _ _ _ _ _ _  15
  10. Работа с родителями _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ 15-17
  11. Волонтерская работа _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ 17-19
  12.  Общешкольные мероприятия по профилактике наркомании_ _ _ _19-21
  13.  Литература_ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _  _ _ _ _ _ _ _  _ _ _  _ _ _   23

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц со сформированной зависимостью от наркотиков - больных наркоманией и токсикоманий. Наркозависимые группы населения стремительно "молодеют". Уровень этой наркотизации все более захватывает среду девочек-подростков. Наркотики вошли в арсенал молодежной наркотической субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, TV (видео), через совместное времяпровождение со сверстниками, употребляющими наркотики. Ситуация отягощается тем, что молодежь более старшего, не подросткового поколения, часто выступает транслятором наркотической субкультуры и облегченного отношения к наркотикам. На дискотеках, в досуговых и учебных заведениях базируется особая молодежная наркотическая субкультура, которая пропагандирует следующие ценности:

  • наркотики бывают "серьезные" и несерьезные";
  • наркотики делают человека "свободным";
  • наркотики помогают решать жизненные проблемы;
  • наркотики могут и должны быть легализованы.

Определенный вклад в формирование этих ценностей, определяющих так называемое аддиктивное, т.е. разрушающее, поведение, вносят средства молодежной массовой информации. В результате такого информационного воздействия основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние - дети  и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет. В группе токсикоманов, особенно злоупотребляющих летучими органическими растворителями, возраст первой встречи с токсическими веществами составляет от 11 до 14 лет. Наркотики и другие психоактивные вещества впервые пробуются в 14-17 лет. Среди причин, влияющих на распространение наркотических и токсикоманических веществ в подростковой среде, далеко не последнее место занимает их доступность.

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании и алкоголизма в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном - образовательные учреждения среднего звена: школы, профессиональные училища, менее активно – колледжи, лицеи и ВУЗы. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической, антиалкогольной профилактической работы в системе образования является создание общеобразовательной антинаркотической программы по профилактике злоупотребления ПАВ и её реализации.

Данная программа предлагает:

  • систему занятий с подростками, направленную на решение проблем профилактики наркомании;
  • формы и методы, помогающие сформировать понятие о здоровом образе жизни и его преимуществах;
  • создание условий для приобретения навыков, необходимых для жизни без психоактивных веществ, и навыков самопознания.

         Профилактика наркомании направлена не только на работу с группой учащихся, но и ориентирована также на родителей, семью, педагогический коллектив.

Актуальность данной программы состоит в том, что учащиеся должны понимать, что здоровье человека – не личное дело каждого, а общественное достояние. Основными принципами программы являются не только систематичность и преемственность, но также и концентричность изложения материала: сходные темы занятий основной школы расширяются и углубляются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- актуальность;
- научность;
- доступность;
- наглядность;
- обеспечение мотивации;
- целостность;
- практическая направленность;
- прослеживание  внутрикурсовых и межпредметных связей.

Критерии отбора учебного материала соответствуют целям и задачам программы. Программа опирается на имеющиеся знания учащихся, сформированные на уроках естественных и гуманитарных дисциплин.

      В программе предусмотрена возможность более глубокого изучения отдельных тем, имеющих наибольшее значение для достижения целей программы в формировании здорового образа жизни учащихся. Она рассчитана на возрастные особенности учащихся, учитывает их потребности и интересы, а также  возрастные психологические и познавательные возможности. В основе учебной деятельности предполагаются  занятия  в активной форме в виде бесед, дискуссий, дебатов; творческие задания; практические работы, анкетирование, постановки спектаклей, пропагандистская   деятельность.

    Анализ работы школы по профилактике наркотической, алкогольной зависимости и табакокурения.    

   С целью повышения эффективности работы по данному направлению администрацией школы, классными руководителями и советом старшеклассников  было проведено комплексно-целевое  исследование степени сопротивляемости

обучающихся наркопотреблению, алкоголизму, табакокурению  среди учащихся нашего учебного заведения.

 На этапе обследования участвовало 190 человек (100% охват учеников 8-11 классов).

 При первичном анализе анкет выявлено, что дети разделились на три группы по признаку отношения к потреблению наркотиков:

 

 

    1 группа:  (14 учеников)  - дети, которым никто и никогда не предлагал попробовать наркотики, они сами наркотик никогда не употребляли и мало что знают о наркотической зависимости.

2 группа:  (34 ученика)  - дети, которые сами наркотики никогда не употребляли, но им хотя бы раз в жизни предлагали попробовать какой-либо наркотик.

3 группа: (142 ученика)  - дети, которые владеют информацией о наркотической зависимости и выбрали для себя приоритетным здоровый образ жизни.

Как видно из диаграммы, большинство учеников школы хорошо информированы о вреде наркотиков. Дети имеют определенные представления о наркозависимости и у них сформированы знания о пагубном воздействии наркотиков.

Вторая сторона исследования – алкоголизм. Мы выявляли отношение детей к алкоголю, изучали склонности и привычки, а также, насколько знания детей о влиянии алкоголя на здоровье человека целостны и отражают реальную картину. В результате исследования выявились следующие группы детей:

1 группа: (155 учеников) - дети, которые знают о пагубном влиянии алкоголя на организм человека и не считают для себя возможным употребление продуктов, содержащих даже минимальный процент алкоголя.

2 группа: (23 ученика) -  дети, знающие о вреде алкоголя, но уже хотя бы один раз попробовавшие слабоалкогольные напитки.

 3  группа: (12 учеников) -  дети, испытавшие на себе воздействие крепких алкогольных напитков и считающие, что во взрослой жизни они изредка, но уместны.

Как показало исследование, большинство старшеклассников хорошо информированы по этой теме благодаря родителям, классным руководителям, учителям биологии и ОБЖ, врачам… Но с целью профилактики в нашей школе продолжается работа в данном направлении и ведется регулярный мониторинг.

Еще одним из объемных этапов исследования стала диагностика отношения учащихся к табакокурению. Исследование проводилось через анкетирование. По результатам проведенной работы мы можем разделить учеников на следующие группы:

1 группа: (114 учеников) - крайне отрицательно относятся к курению и готовы стать активными участниками волонтерских и агитационных бригад соответствующей направленности.

2 группа: (40 учеников) - подростки, хорошо информированные о вреде курения, но уже успевшие выкурить хотя бы одну сигарету и отказавшиеся от курения.

3 группа: (34 ученика) -  подростки, которые сами курят и считают, что ничего плохого в курении нет.

4 группа: ученики курящие, но не регулярно, и готовые отказаться от сигарет.

 

 

 

     В ходе анализа диаграмм становится очевидным, что профилактическую работу по борьбе с наркопотреблением следует начинать с профилактики курения табака и употребления алкоголя в молодежной среде.

На основе полученных данных и была намечена комплексно-целевая программа «Школа – здорового образа жизни» по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся школы, включающая в себя все основные направления работы и мероприятия по просветительской, профилактической деятельности, направленной на укрепление дисциплины и приобщение к здоровому образу жизни.

В процессе реализации программы нами изучается динамика на текущий момент.

 Опираясь на исследования, мы можем констатировать, что наметилась тенденция к росту грамотности подростков в отношении вредоносного воздействия на организм наркотиков, алкоголя и табака, выросло стремление к продвижению идей здорового образа жизни. Несмотря на положительные изменения, существует еще ряд нерешенных вопросов. Работа по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения продолжает оставаться одной из приоритетных в воспитательном процессе.

            Цели и задачи программы.

Цели:

  • Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков.  
  • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам.
  • Формирование личной ответственности за свое поведение.

Задачи :

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся социально-нормативного жизненного стиля.
  •  Добиться доминирования ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ.
  • Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий.
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

Методы и формы обучения:

Кооперативное обучение - это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) учащиеся взаимодействуют, решая общую задачу (эффективен метод во время проведений игр по станциям).

Мозговой штурм - метод   используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учащихся под общим руководством педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения  и установки участников в процессе обучения.

          Сказкотерапия - метод педагогического воздействия, в основе которого лежит использование историй, метафор, сказок (для начальной школы).

Ролевое моделирование — метод обучения через практические действия, осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, ток-шоу  (в этих видах деятельности учащиеся работают под руководством учителя).

Упражнения - энергизаторы - подвижные спортивные групповые игры, оживляющие активность учащихся.

Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся. 

Принципы программы:

Позитивный подход - не запугивание, а помощь в выборе достойных жизненных позиций.

Целостность личности - учет интеллектуальной, эмоциональной, социальной, духовной составляющей личности.     

Интерактивность - использование упражнений, игр и демонстраций взамен лекций и назиданий.

 Стимуляция принятия решений - обращение к личному опыту учащихся, предоставление возможности принять ответственное решение.

Принцип системности – предполагает, что человек рассматривается как единство телесного и духовного, то есть работа должна  быть направлена на формирование ценности и навыков укрепления здоровья телесного и нравственного, а также на развитие эмоционального и волевого аспекта личности.

Принцип «запретной информации» - предполагает, что полностью исключается даже упоминание сведений, способных спровоцировать интерес детей к наркотизации.

Принцип опережающего обучения – предполагает, что целевая подготовка детей должна быть организована заблаговременно.

Принцип деятельного подхода - формирование ценности здорового образа жизни и навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском наркотизации, должно происходить в совместной деятельности  ребенка и взрослого. 

 Связь с родителями - стимуляция обсуждений материалов программы подростками с родителями, укрепление доверительных отношений в семье.

Программа рассчитана на 3 года. Реализация программы будет проходить в 3 этапа:

1 этап - организационный (работа с преподавательским коллективом школы). Изучение литературы и нормативных документов. Разработка программы. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете.  

 2 этап - основной (реализация программы – с учениками, родителями и учителями). Систематическое внедрение программы в школьную образовательную среду. Последовательная реализация всех намеченных мероприятий по профилактики ПАВ.

 3 этап – заключительный (анализ результативности). Создание аналитической группы для выявления эффективности проведенной работы и выработки рекомендаций для дальнейшей работы.

Ожидаемые результаты.

Показателем эффективности программы является:

  • сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни;
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек;
  • снижение уровня подростковой преступности;
  • правовая компетентность учащихся (осознание и принятие своих прав и обязанностей как членов общества);
  • нравственная личность с адекватной самооценкой.

Обучающиеся должны

 знать:

  • о природе и вредных последствиях употребления психоактивных веществ;
  • о факторах, влияющих на здоровье человека;
  • безопасные, интересные способы проведения времени.

 уметь:

  • понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
  • принимать рациональное решение;
  • анализировать и адекватно оценивать собственные качества.

             обладать навыками:

  • сопротивления давлению;
  •  развития личностной и социальной компетентности;
  • ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;
  • самовыражения через увлечения, развивающие личность;
  • преодоления жизненных трудностей в целом.

Ожидаемый конечный результат

Показателями эффективности этой программы в школе будет:

  • отсутствие случаев употребления и злоупотребления наркотиков и других психоактивных веществ учащимися школы;
  •  сформированные позитивные установки и ценности здорового образа жизни;
  • снижение уровня подростковой преступности;
  • увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек.

            Структура программы  включает в себя  4 уровня
(работа с целевыми группами, различными по возрасту):

 
  1 уровень – младший школьный возраст (1–4 класс);
  2 уровень – младшие подростки (5–6 класс);
  3 уровень – подростки (7–8 класс);
 4 уровень – старшеклассники (9–11 класс).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

                            1 уровень – младший школьный возраст (1–4 класс)

1 класс

Мероприятия: классные часы, беседы, игры. Темы: «Вредные привычки», «Что мы знаем о курении», «Состязание здоровячков», «Злой волшебник – табак», «Последствия курения», «Злой волшебник – алкоголь».    
           Конкурс рисунков « Мы против курения!».

2 класс

Мероприятия: классные часы, беседы, игры. Темы: «Парад вредных привычек», «Влияние сигареты на рост ребенка», «Суд над сигаретой», «Токсикомания - старт наркомании»,  «Зависимость. Как ее избежать».  
            Конкурс рисунков: «Мы - против», «Вредные привычки», «Губительная сигарета».                    
            Конкурс  сочинений: «Сказка о том, как мальчик победил Табачный дым», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

3 класс

Мероприятия: классные часы, беседы, игры. Темы: «Курить – здоровью вредить»,  «От чего зависит мое здоровье?», «Вредные привычки», «Солнце светит всем», «Как работают наши легкие», «Выбор и ответственность», «Курильщик - сам себе могильщик», «Злой волшебник – алкоголь», «От отчаяния к надежде», «Рискованное поведение».
           Конкурс рисунков : «О вредных привычках», «Я отвечаю за свое решение», «Учись сопротивляться давлению».

           Конкурс сочинений: «Береги здоровье».

4 класс

Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Я и мое здоровье», «Вредное воздействие алкоголя на организм человека», «Как сохранить свое здоровье»,   «Вредные привычки и борьба с ними», «Злой волшебник-алкоголь»,  «Мы за здоровый образ жизни», «Табак и курение», «Дети и алкоголь».

            Конкурс  рисунков: «Суд над вредными привычками», «Умей сказать – нет».

            Конкурс сочинений: «Последствия курения».

2 уровень – младшие подростки (5–6 класс)

5 класс

 Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Курить – здоровью вредить», «Мифы о курении», «Алкоголизм…Повод, причина, последствия», «Не оступись!», «Предупредить беду», «Губительная сигарета», «Это очень страшно», «Учись говорить «нет»,   «Как уберечься от наркотиков», «Мифы о наркомании»,  «На краю пропасти», «О наркомании».

           Конкурс рисунков: «В объятиях табачного дыма».

           Конкурс  сочинений: «Ты должен жить».

6 класс

  Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Знать и выполнять» (наркотики и алкоголь), «Беседа о здоровье и вредных привычках», «О вреде алкоголя, табака, наркотиков», «О профилактике вредных привычек», «Учись говорить «нет», «Алкоголизм – повод, причина, последствия», «Не оступись!», «Предупредить беду»,   «Профилактика вредных привычек», «О привычках вредных и полезных», «Формула здоровья», «Курильщик сам себе могильщик», «Курение, алкоголь, наркотики», «Как защитить своё здоровье», «Я выбираю жизнь»,  «Смекалка, сила, сноровка  – залог здорового образа жизни».

           Конкурс рисунков: «А мы – против!».

           Конкурс сочинений: «О привычках вредных и полезных».

3 уровень – подростки (7–8 класс)

7 класс

 Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Причины курения», «Я умею говорить НЕТ!»,  «Как бросить курить», «Профилактика вредных привычек школьника», «Мифы о наркомании», «Курильщик сам себе могильщик», «Специалисты советуют и предостерегают», «Мы за здоровый образ жизни», «Опасная принцесса – марихуана», «Что делает человека здоровым и счастливым», «Разум и чувства», «Береги здоровье смолоду», «Кто - кого?», «Губительная сигарета», «Это очень страшно», «Учись говорить НЕТ!», «Предупредить беду».

          Конкурс листовок: «Мы за здоровый образ жизни».

8 класс

  Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Здоровый образ жизни», «Влияние вредных привычек на организм подростка», «Наркомании – бой!», «Воспитание здорового человека», «Причины курения», «Я умею говорить - НЕТ!», «О вреде курения», «В здоровом теле - здоровый дух», «Трезвость – норма жизни», «Что делает человека здоровым и счастливым», «Коварная сигарета», «Влияние табака на пассивных курильщиков», «От курения до наркотиков один шаг», «Я презираю сигарету», «Скажи наркотикам: «нет»!»

            Конкурс  листовок: «Мы за здоровый образ жизни».

4 уровень – старшеклассники (9–11 класс).

9 класс

 Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «ПАВ и последствия их употребления», «Как отказаться от предложенного», «О вреде алкоголя, табака, наркотиков», « О профилактике вредных привычек», «В здоровом теле – здоровый дух», «Знать и выполнять (наркотики и алкоголь)», «В здоровом теле - здоровый дух».

   Конкурс плакатов: « Мы - против!».

10 класс

 Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Социально-нравственные основы здоровья», «В плену иллюзий», «Исторические аспекты появления алкоголизма и курения»,   «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростка», «Алкоголизм – проблема социальная и экономическая», «Разум и чувства, или береги здоровье смолоду», «Я выбираю дорогу жизни», «Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь», «Резервы здоровья», «За трезвый образ жизни», «Подростковая наркомания - игры со смертью», «Пожизненный плен», «Здоровый образ жизни – что это значит?», «О пагубном влиянии наркотиков на наследственность»,  «Курение для мужчины – беда, а для женщины дважды беда», «Не преступи черту закона».

Конкурс плакатов: « Мы - против!».

11 класс

Мероприятия: классные часы, беседы, игры, викторины. Темы: «Как действует наркотик», «Кто употребляет ПАВ и почему?», «Пагубное влияние алкоголя», «Первое знакомство. Что дальше?», «Письмо курящей девушке», «Исходы наркомании», «Формула здоровья», «Суд над наркоманией», «В будущее без наркотиков», «Будь здоров!», «Наркотические вещества, их действия на человека», «Здоровый образ жизни», «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростка», «За пеленою кайфа», «Береги здоровье смолоду», «Жизнь без наркотиков», «Суд над наркоманией».  

Конкурс плакатов: « Мы – против!»

                                 

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                                         

                                             ТРЕНИНГИ.

Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Это – наиболее прямой путь к установлению того самого личностного контакта между взрослым и подростком, из-за недостатка которого столь часто обе стороны совершают ошибки.

В последнее время появилось множество описаний тренингов (приложение 1.) Все они направлены на формирование личностной устойчивости к негативным влияниям. Общая логика их построения связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

Методы реализации программы могут быть различны. Наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей, создание сообществ  противодействия наркотикам.

При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребенка, - это школа, толкающая его на путь наркозависимости.

РАБОТА С «ГРУППОЙ РИСКА».

Когда мы говорим о «группе риска»,  то, прежде всего, имеем в виду риск для ребенка оказаться жертвой наркотиков. Содержание работы с этой группой состоит в ее выявлении и создании индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам.

        Школьные  факторы  риска: 

  • привычное  прогуливание;
  • негативный взгляд на школу;
  • уклонение от участия в школьной деятельности;
  • отсутствие контакта с учителями;
  • низкий уровень использования доступной помощи;
  • отсутствие интереса к получению знаний;
  • отсутствие интереса к спортивным и творческим занятиям…

Факторы риска в среде сверстников:

  • общение с подростками  девиантного поведения;
  • общение с «прогульщиками» и употребляющими ПАВ;
  • общение со сверстниками, не имеющих жизненных  целей;
  • восприимчивость к негативному влиянию сверстников;
  • неумение говорить «НЕТ!».

Семейные факторы риска:

  • семейный стресс и серьезные конфликты в семье;
  • слабая связь семьи со школой;
  • нечеткие, недостаточно строгие правила в семье;
  • насилие в воспитании;
  • злоупотребление наркотиками или алкоголем в семье;
  • неопределенные представления о норме употребления ПАВ в семье.

Индивидуальные факторы риска:

  • импульсивность;
  • отсутствие навыков преодоления стресса и принятия решений;
  • неконтролируемые эмоции;
  • беспомощность в учебе;
  • употребление ПАВ для маскировки чувств;
  • низкая самооценка, отклонения в представлении о себе;
  • недостаточные социальные навыки и навыки общения.

Основные направления работы с учащимися "группой риска".

   

№ п/п

Мероприятия

1

Вовлечение  "трудных"  в КТД, классное самоуправление и т. д.

2

Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями.

3

Контроль за поведением детей в школе и вне ее.

4

Включение в работу кружков, секций.

5

Знакомство с правовыми нормами поведения.  Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим.

6

Совместная работа с семьей,  общественностью и правоохранительными органами.

7

Предупреждение привычек к курению,  влечению к алкоголю и токсическим средствам, показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

8

Организация для детей  из семей, находящихся в социально- опасном положении, сезонных оздоровительных школьных лагерей. 

9

Привлечение специалистов к работе с этими детьми. 

ПОМОЩЬ ПОПАВШИМ В БЕДУ.

На сегодняшний день мы можем сказать, что с проблемами, связанными с наркоманией и токсикоманией мы еще не столкнулись вплотную. Но очевидно, что рано или поздно педагогам придется столкнуться и с этими тяжелыми проблемами, а может, и  с самими заболеваниями, со случаями распространения наркотиков, с социально опасными группировками. А поэтому мы должны быть готовы к этому.

                                     ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА  ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ  НАРКОМАНИИ.

                                В круг задач классного руководителя входит:

  • выявление учащихся «группы риска»; анализ особенности их
    семейного и дружеского окружения; в соответствии с этим планирование индивидуальной работы;
  • умение определять отношение учащихся к алкоголю и наркотикам и в
    соответствии с этим планировать воспитательную работу в классе;
  • проведение работы по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях;
  • активное взаимодействие с семьей, общественностью.

       Работа проводится на внеклассных мероприятиях согласно плану классного руководителя.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

                      Основные направления работы с родителями

  • Информационно-разъяснительное:
       - лекции;
       - беседы;
       - круглые столы;
       - конференции.
  • Наглядно-агитационное:
       - ролики;
       - листовки;
       - театральные представления;
       - школьная газета.
  • Образовательное:
        - всеобуч родителей по проблеме.
  •   Творческое:
       - совместные   мероприятия  родителей с детьми;
       - участие в конкурсах вмести с детьми.
  •  Психолого-педагогическая поддержка.

                           Родителям необходимо:

  • Держать тесную связь со школой.
  • Иметь знания о возрастных особенностях детей.
  • Быть вовлеченными в законодательно-правовое пространство.
  • Реагировать на неадекватное поведение своих детей.
  • Прибегать в случае необходимости к помощи специалистов в области права, психологии, педагогики.
  • Не оставаться со своей бедой или проблемами один на один: искать единомышленников и помощников среди таких же родителей. Бороться с бедой всеми доступными ПРАВОВЫМИ способами и методами.
  • Повышать и поддерживать свой авторитет в глазах ребенка.

          Работа с родителями ведется согласно с общешкольным планом. Ежегодно план работы с родителями может меняться в зависимости от ситуации.

Тематика общешкольных родительских собраний

Сентябрь.

1.   Нравственное, духовное воспитание подрастающего поколения.

2. Ознакомление с программой антинаркотического воспитания школьников.

                3.   Ознакомление с работой  школьных кружков и секций.

Декабрь. 

1. Работа по формированию здорового образа жизни школьников.                      2. Режим дня школьников. Время для выполнения домашнего    
    задания.  
3. Итоги медицинского осмотра учащихся.              

Февраль.

  1. Профилактика вредных привычек.
  2. Признаки одурманивания и опьянения.

Апрель.

1.Предупреждение девиантного поведения учащихся.            2.Профилактика наркомании и алкоголизма.
3.Соблюдение комендантского часа.

         На общешкольных собраниях организуются выставки методической литературы по воспитанию детей и профилактические рекомендации. Проводится анонимное анкетирование. Организуются индивидуальные консультации специалистов.

Приблизительная тематика классных родительских собраний.

1. Реализация здоровьесберегающих технологий.
2. Наркотики и дети.
3. Что важно знать родителям.

4. Как предупредить болезнь наркомании?

5. Особенности развития детей разного возраста

6. Как можно помочь ребенку быть уверенным в себе?

7. Что такое «нет» в нашей жизни.

                                   ВОЛОНТЕРСКАЯ  РАБОТА.

Как показывает мировой и общественный опыт, весьма эффективным оказывается прием, когда к проведению профилактической работы привлекаются сами несовершеннолетние: зарождается и действует волонтерское движение.

Волонтерская организация – это объединение добровольцев, цель деятельности которых – решение социально значимых проблем. Такой проблемой на современном этапе является и борьба с распространением употребления наркотиков.

Цели волонтерского движения: 

  • формирование здорового  стиля  жизни у детей, подростков и молодежи;
  • ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение подростков в работу по профилактике наркомании.

Привлечение волонтерской группы к профилактике одновременно решает несколько задач: 

  • позволяет охватить профилактической работой достаточно большую аудиторию несовершеннолетних;
  • формирует устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;
  • через общественно полезную деятельность формируются навыки, важные для взрослой жизни;
  •  среди несовершеннолетних повышается доверие к проводимой профилактической работе;
  • организуются  мероприятия, способствующие ориентации молодежи на здоровый и безопасный образ жизни.

        Начальный период работы волонтерской группы связан с выявлением в коллективе несовершеннолетних учащихся, способных выполнять функции добровольных помощников. Они должны обладать определенным набором качеств: высоким уровнем эмтипатии, коммуникабельностью, и конечно, они сами не должны употреблять психоактивные вещества.

        Основой волонтерского движения является методика «Равный – равному», которая базируется на том, что главное участие в распространении знаний принимают сами несовершеннолетние.

  Следующий период работы предполагает специальное обучение выбранных добровольцев.

Цели   работы с волонтерами:

Помочь участникам движения в самосовершенствовании и обучении основам   работы по принципу " равный - равному".

Задачи:
1. Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к здоровому образу жизни у волонтеров.
2. Создать мотивацию  у старшеклассников к собственному личностному росту и ведению профилактической работы среди сверстников.
3. Научить волонтеров методам и алгоритмам профилактической работы.

 Можно выделить несколько этапов этого обучения:

  • первый этап - создание условий для эффективного взаимодействия между участниками обучения и последующие их объединения;
  • второй этап  информационный: представление знаний о причинах возникновения наркомании, факторов, способствующих ее распространению;
  • третий этап - предполагает освоение волонтерами основных приемов построения позитивного взаимодействия с человеком, попавшим в трудную ситуацию. Для этого можно использовать различные упражнения (приложение 2);
  • четвертый этап - направлен на развитие и усовершенствование навыков общения. Для этого используются ролевые игры (приложение).

Основной период - организация и координация работы волонтеров. Волонтеры работают со сверстниками: проводят информационные интерактивные семинары, организуют акции и другие мероприятия. Волонтеры в своей работе используют принцип активного участия. Занятия строятся с максимальным вовлечением подростков в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевой игры. 

  Основные принципы продуктивной учебы и работы волонтера:
1. Гордись карьерой волонтера. Она значительно увеличивает богатство души.
2. Понимай задачу, которую ты выполняешь.
3. Участвуй в тренингах и обогащай собственный опыт.
4. Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей  волонтерского  движения.
5. Работай искренне, делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу  школьной волонтерской службы еще более эффективной.
6. Находи значение этих идей как частей общей задачи  школьной волонтерской службы.
7. Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в
себе и ответственности.
8. Цени важность своей роли - роли толкователя общественных интересов.
9. Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.

                                   ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

                                 ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

                                       НАРКОМАНИИ

Работа проводится на общешкольных и классных мероприятиях согласно плану. Ежегодно план работы может варьироваться, в зависимости от ситуации.

План  воспитательных мероприятий на 2011-2012 учебный год.

Мероприятия

Дата

Класс

Ответственный

1

Районный конкурс рисунков

«Мой мир»

до 19 .09.

5-9

ЗД по ВР, вожатая,   классные руководители.

2

Неделя здоровья

Сентябрь,

февраль

1-11

ЗД по ВР, вожатая, учителя физкультуры, классные руководители.

3

Месячник «Семья». Посещение семей.

15.09-15.10

1-11

Классные руководители.

4

Беседа «Хорошие манеры»

октябрь

6-8

Классные руководители.

5

Акция «День без наркотиков»

октябрь

9-11

ЗД по ВР, вожатая, совет старшеклассников.

6

Урок здоровья: «Расти здоровым и сильным»

 октябрь

 3-5

Классные руководители.

7

День прав ребенка

20.11

1-11

Классные руководители.

8

День матери

26.11

1-11

ЗД по ВР, вожатая, классные  руководители.

9

Неделя толерантности

14-19 ноября

1-11

ЗД по ВР, вожатая, классные  руководители.

10

Конкурс рисунков, плакатов, памяток «Дети против насилия»

15.11.

2-11

Классные руководители.

11

Акция «Мы против курения»

18.11.

5-11

ЗД по  ВР,  вожатая.

12

Устный журнал  «Образование. Карьера. Успех.».

07-12.11

9-11

Классные  руководители.

13

Выставка «Аромат  жизни без привкуса табачного дыма»

ноябрь

библиотекарь

14

Месячник антинаркотической пропаганды:
- Интернет-уроки;
- конкурс рисунков «Мы – против»;
- классные часы по теме.

ноябрь

7-11

ЗД по ВР, вожатая, классные  руководители.

15

День призывника

10.11.

10

Классные  руководители.

16

Конкурс  «Самый некурящий класс»

ноябрь

7-9

Классные  руководители

17

Уроки  избирательного права

ноябрь

7-11

Классные  руководители

18

Почетные граждане

г. Сухиничи

1-10.12.

1-11

ЗД по ВР. вожатая, классные руководители..

19

День борьбы против СПИДа

01.12

5-11

Классные  руководители.

20

Беседа и интеллектуальная игра ко Дню Конституции РФ       «Главная книга страны»

5-12 .12

1-11

Классные  руководители.

21

Беседа  «День прав человека»

10.12

1-11

Классные  руководители.

22

День Конституции. Вручение паспортов. Акция  «Я - гражданин России»

12.12.

7-8

ЗД по ВР, классные   руководители.

23

Выставка – обзор к Международному дню прав человека «ТЫ и закон»

10 декабря

6-11

Классные  руководители, библиотекари

24

Игра «Семь бед – один ответ»

январь

10-11

ЗД по ВР,    вожатая,             классные руководители.        

25

Беседа «Человек и государство»

февраль

8-9

Классные  руководители.

26

Выставка – обзор «Слава тебе, солдат»

февраль

Библиотекари

27

Классный   час «О воинской обязанности и воинской службе»

февраль

10-11

Классные  руководители.

28

Проведение уроков мужества

В течение года

5-11

Классные  руководители.

29

Деловая игра «Я-избиратель» (выборы лидера школьного самоуправления)

Май

9-11

ЗД по ВР, вожатая, классные  руководители.

30

Беседа, анкетирование  «Выберешь профессию – выберешь судьбу»

3-я четверть

9-11

ЗД по ВР, вожатая, классные  руководители.

31

Викторина «Калейдоскоп профессий»

4-я четверть

1-8

ЗД по ВР, вожатая    классные  руководители.

32

Всемирный день без табака

май

7-11

ЗД по ВР, вожатая,  классные  руководители.

33

 Всемирный день здоровья

 7 апреля

 1-11

ЗД по ВР , вожатая, классные  руководители.

34

Интернет-уроки по профилактике наркомании.

апрель

7-11

Классные руководители

                     

                          СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  «Школа без наркотиков», Л.М.Шипицина – книга для педагогов и родителей.
  2. «Наркомания и наркоманы», Б.М.Левин – социальные проблемы наркомании среди молодёжи.
  3. «Здоровье и окружающая среда»,Б.Т.Величковский – решение вопросов по сохранению и улучшению здоровья.
  4.  «Если хочешь быть здоров», А.Исаев – библиотека молодой семьи.
  5.  «Не допустить беды», А.Г.Макеева – педагогическая профилактика наркомании в школе.
  6.  «Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в общеобразовательной среде» - сборник программ.
  7.  «Родительский всеобуч» - профилактика наркомании.
  8.  Подборка журналов «Воспитание школьников» - внеклассные мероприятия, беседы, классные часы.
  9.  Подборка журналов «Читаем, учимся, играем» - внеклассные мероприятия, беседы, классные часы.
  10.   Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Конференция: "Территория здорового образа жизни"

Конференция: "Территория здорового образа жизни"Вопросы конференции:Роль ЗОЖ в сохранении и укреплении здоровья.Формирование культуры ЗОЖ в образовательном процессе.Физическая активность и развитие че...

Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни

В статье рассматриваются вопросы построения работы учителя физической культуры с родителями...

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...

Семья и школа вместе за здоровый образ жизни.

В этой статье я рассказываю о совместной работе школы и учителей физической культуры по формированию у детей здорового образа жизни....

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...