Открытое занятие "Ты и имя твое"
план-конспект занятия (6, 7 класс) на тему

Комарова И.Е.

Занятие направлено на ознакомление воспитанников с историей возникновения имен,углубление лингвистических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие24.14 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЫ И ТВОЕ ИМЯ»

Цели занятия:

                       -ознакомить воспитанников  с историей возникновения имен;

                         новыми понятиями (ономастика и антропонимика);

                       - углубить лингвистические знания;

                       - изучить статьи Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного

                         Кодекса РФ.

Задачи:

                     -воспитание нравственности и развитие творческого интереса у

                      воспитанников к самим себе и окружающим их людям;

                     -развитие познавательных способностей и расширение

                      кругозора;

                     -способствовать развитию коммуникативных умений;

                     -закреплять умение разгадывать ребусы, кроссворды.

Предварительная работа:

                       -сбор информации, исторических справок, стихов, загадок,

                        пословиц;

                        -изготовление наглядного материала.

                                                                     Что  в имени тебе моем?

                                                    Произнеси его тоскуя,

                                                                     Скажи: есть память обо мне,

                                                      Есть в мире сердце, где живу я.

                                                                     А.С.Пушкин

                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что обозначает ваше имя? Имя это не простое слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас  с нашей малой и большой родиной.

Отгадайте загадку:

«Тебе дано, а люди пользуются» (Имя).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. «Имя – личное название человека, даваемое при рождении».

Наука о собственных именах называется ОНОМАСТИКА. Термин связан с греческим словом онома (гр. имя).

 Таким образом, личное имя ( в древнерусском языке – рекло, назвище, прозвище, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека данное ему в индивидуальном порядке.

Вы видите, что  ваши друзья, подруги все разные. Вы знаете, кто из них добрый, кто веселый, кто упрямый, кто молчалив, а кто болтлив, кто любит книги, кто – цветы, животных. То есть у каждого человека есть свои особенности, которые отличают его от всех других людей. Эти отличительные качества называются индивидуальностью человека.

Индивидуальность – от латинского «индивидуум», что значит самостоятельный, отдельный человек.

Права каждого человека-гражданина в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, а права детей охраняются особо, Семейным кодексом РФ и Конвенцией Организации Объединенных  Наций о правах ребенка.

Давайте, посмотрим, что говорится в ст.8 Конвенции о правах ребенка об индивидуальности.

(учащиеся находят и читают ст.8, в которой говорится об уважении права ребенка на сохранение своей индивидуальности)

Продолжим наш разговор об именах. Кто-нибудь из вас может приблизительно назвать количество имен в мире? (ответы детей).

4 миллиарда, и это не удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

В далеком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим делали именем своего ребенка. Каждое слово, в том числе, и имя, тогда расценивалось   как заклинание, обладающее таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чем-то судьбу  человека. Большинство самых обычных наших имен, к которым мы привыкли и считаем своими русскими, на самом деле являются иностранными – греческими, латинскими, древнееврейскими, персидскими.

Древнегреческий поэт Гомер писал:

Нет  меж живущих людей

Да и не может быть

Безымянных!

В первый же миг по рождению каждый

Убогий и знатный, Имя как сладостный дар

От родимых своих получает….

Вот что гласит ст58 п.1 Семейного кодекса РФ

«Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию».

А теперь возьмите сердечки со своими именами и узнайте, что обозначают ваши имена.

Теперь значение ваших имен вам известно. Так как среди вас нет мальчиков, то вы наверное хотите узнать, что означают некоторые мужские имена.

Но имена мы узнаем, когда разгадаем ребусы.

Дети разгадывают ребусы, работа в 2 командах.( Смотри приложение)

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен ,утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени. У людей, родившихся в разное время года существуют особенности.

Послушаем, что нам скажут ребята. (выступления учащихся)

У наших предков проблему имени решали святцы (православная церковная книга), которые содержали месяцеслов (календарь). При крещении имя ребенку давали священники по имени христианского святого, день памяти которого совпадал с днем крещения или рождения ребенка. И в наше время многие родители соблюдают эти традиции.

Имена растут вместе с нами. Пока человек маленький , и имя у него маленькое: Катенька, Сашенька, Машенька, Юленька… А когда человек идет в школу его имя становится полным: Екатерина, Александр, Мария, Юлия…

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляя к нему уважение. Когда вы станете взрослыми,  к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Вспомним, что Конвенция в ст.8 дает право ребенку «на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи».

Теперь мы с вами проведем небольшую викторину.

1.Назовите ФИО Президента нашей страны.

2.Как зовут губернатора Ярославской области.

3.Назовите имя и отчество директора нашего Центра.

4.Как зовут учителя начальных классов  в нашем Центре.

5.Знаете ли вы имена сотрудников нашего Центра, ответственных за ваше питание.

Следующим заданием будет разгадывание кроссворда (смотри приложение).

Подведем итоги нашего занятия.

Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Конвенция защищает вашу индивидуальность и ваши права. Но становясь взрослее вы начинаете понимать, что у вас есть еще и обязанности. Как говорит пословица: «Не имя красит человек, а человек имя».

Каждый сам должен приложить усилия к тому, чтобы стать таким,  каким хочет себя видеть . И пусть ваши имена приносят вам в жизни только удачу и счастье!

ПРИЛОЖЕНИЯ

-Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жесткие, властны, тяготеют к точным наукам.

-Весенние люди – легко уязвимы и физически и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, но очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

-Летние- добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Незлопамятные,  натуры широкие, не мелочные.

Осенние- универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: "ТВОЙ ВЫБОР - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

КЛАССНЫЙ ЧАС ПРОВОДИЛСЯ С ЦЕЛЬЮ •пропаганды здорового образа жизни школьников,   формирования  знаний  о  вреде  наркомании, росту  самосознания  и  самооц...

Открытие конкурса "Твой лучший учитель, школа!"

ЗДЕСЬ представлен сценарий открытия школьного конкурса профессионального мастерства....

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ЧТО ДУМАЕТ О ТЕБЕ ТВОЙ ДРУГ?"

Занятие разработано для детей 12-13 лет с целью  психодиагностики  посредством выявления типа темперамента своих одноклассников, друзей или знакомых. Данная методика позволит проводить анали...

Открытый урок по английскому языку по теме: "Что особенного в твоей стране?" по учебнику В.П.Кузовлева

Урок-обобщение в 7 классе. На этом уроке учащиеся рассказывают и знакомятся с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-наДону. Развиваются навыки аудирования, чтения, устной речи и гр...

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба А.С. Грибоедова

Цель урока: дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе, создать «живой образ» человека с гениальными способностями и великим умом и сердцем.Задачи:закрепить знания о личнос...

Открытое занятие по ОБЖ "Твои знания основ безопасности жизнедеятельности"

Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Первая помощь маме – твои знанияоснов безопасности жизнедеятельности» Тема: Основы безопасности жизнедеятельности воспитанников в опасных и чрезвычайных ситуа...