Открытое занятие "Голос и темпоритм речи"
методическая разработка на тему

Бондарь Инна Николаевна

Открытое занятие "Голос и темпоритм речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие.

Разработала: педагог дополнительного образования И. Н. Бондарь

МБОУ ДО Москаленский ДДТ

Раздел: техника речи. Дикция.

Тема занятия:

Возможности голоса. Артикуляция. Темпо-ритм речи.

Цель: Формирование чёткой и правильной речи с помощью актёрских правил, упражнений и гимнастик, на материале стихов.

Задачи: Стараться чётко произносить все звуки и слова, читать стихи для формирования правильной дикции.

Ход занятия.

1.Приветствие детей.

2.Рефлексия: раздаю детям сердечки-настроение – синие-грусть, оранжевые-спокойствие, жёлтые-хорошее радостное настроение. Дети прикрепляют сердечки на грудь.

3.Продолжается раздел Техника речи и дикция. Тема сегодняшнего  занятия «Голос и темпо-ритм речи»

4.Мотивация:

Лекция: Возможности голоса.

Голос человека и Энергия голоса.

Вы знаете что такое голос?

А зачем нам голос?

Для чего нужен голос, чтобы донести до собеседника наши мысли и информацию, этим мы пользуемся голосом повседневно.

Ещё голосом мы поём, от радости или, когда печалимся. При пении мы передаём свои эмоции, а слушающие проникаются эмоциями песни.

А ещё мы голосом можно себя лечить. Когда нам больно, то мы бессознательно начинаем стонать. Вибрации нашего голоса распространяются по всему телу и нам становится гораздо легче переносить боль.

Наш голос — это произнесение звуков, а звук — это вибрации в различных органах нашего тела. Например, звук М живёт в лёгких, звук О — в области диафрагмы, звук У — в гортани, звуки А и И — в голове, а звук Э — в мозгу. Попробуйте расслабиться, сядьте прямо и произносите эти звуки по очереди. Прислушайтесь к себе. Где Вы ощущаете эти звуки?

Как Вы думаете, на что способен наш голос?

У каждого нашего органа есть своя частота и мощность вибраций. У звуков тоже свои частоты и мощности, которые зависят от громкости и несут в себе энергию голоса. Если частота звука совпадает с частотой органа, то они входят в резонанс и орган тоже начинает звучать. Так и поселяются звуки в нашем теле). Развивая голос, можно оздоравливать свои органы, а красивый природный голос может быть только у здорового человека. Можно просто распевать звуки хотя бы по 10 минут в день и Ваши органы будут сонастраиваться и оздоравливаться.

Вот расшифровка действия звуков на организм:

— Звук У хорошо вентилирует легкие;

— Звуки А и О активизируют все клеточки организма и благоприятно воздействуют на тело в целом;

— Звук Ю оздоравливает  почки, мочевой пузырь, снимает спазмы;

— Звук Е снимает негативные эмоции;

— Звук Н благоприятно действует на активацию способности к творчеству;

— Звук В способствует лучшей работе нервной системы и спинного мозга;

— Звук П полезен для сердца и сосудов, снижает давление.

Деловые возможности голоса.

 Человеческий голос - очень могущественный инструмент. Он может помочь и в делах. Ваш голос во время общения с другими людьми важен так же, как ваша внешность и манеры поведения. Вы можете с помощью голоса привлекать людей, убеждать их или очаровать, а можете и оттолкнуть.

Нас раздражает и не воспринимается резким, грубый голос, переполненный словами-паразитами или выражениями типа - э-э-э.

Кроме того, сознание того, что у вас хороший голос, придаст вам уверенности в себе.

 Вы слушаете тележурналистов и дикторов на телевидении и радио? Вы замечали с каким доверием мы воспринимаем всё, что они говорят? Телеобозревателям недостаточно привлекательной внешности, им нужно ещё обладать хорошо поставленным голосом и правильной речью. Некоторые из них, благодаря, мелодичному, спокойному голосу остаются известными на долгие годы.  Несмотря на то, что многие из них имеют хорошие голоса от природы, они много и сознательно работают над ними.

Дети, что должен уметь актёр: - хорошо говорить, иметь чёткую дикцию. А что нам нужно для говорения: - наш артикуляционный аппарат, то есть рот, язык, с помощью которых мы говорим и голос. А вы хотите иметь хороший, красивый и сильный голос?

Благодаря определенному тренингу можно приобрести хороший голос, научиться четко, артикулировать и правильно произносить звуки. Говорить так, чтобы вас слышали в самом последнем ряду аудитории, без какого-либо напряжения с вашей стороны.

Голос - это не просто звуки, произносимые ртом, это нечто большее. При правильном использовании голоса в речь вовлекается все тело - от пяток до макушки. Тело - это как бы музыкальный инструмент, рождающий голос. Для того чтобы правильно использовать голосовой аппарат, необходим воздух, который поставляют легкие. При обычном разговоре, например, в кругу друзей или семьи, достаточно только слегка наполнить воздухом верхушки легких, то есть достаточно поверхностного дыхания.

Но чтобы получить приятный грудной голос, надо дышать с помощью диафрагмы. Во многом контроль за голосовым аппаратом зависит от положения тела, от осанки. Равномерно распределите свой вес на ноги, выпрямьтесь во весь рост, слегка откиньте голову, от пятки до макушки ваше тело целиком участвует в создании резонанса для вашего голоса. Голос создается не только в области голосовых связок, но и в глубине всего организма.

Красивый голос - это голос, который вибрирует, резонирует. Резонанс - это результат вибрации воздуха в носоглотке, гортани, грудной клетке и в синусах. Для резонанса необходимо правильное глубокое дыхание. Если вы правильно вдыхаете, вы даете голосовым связкам оптимальное количество того, что они должны колебать. Для того чтобы ваша речь была более выразительной, необходимо зрительно представить себе то, о чем вы говорите, внесите живую ноту в ваше произношение, в звуки вашего голоса в вашу речь добавьте чувство и цвет.

4.Постановка целей, задач.

Так какая цель нашего занятия? Цель: Формирование чёткой и правильной речи с помощью актёрских правил, упражнений и гимнастик, на материале стихов.

Начнём с артикуляционных упражнений.

5.Артикуляционная гимнастика.

Что бы говорить красиво всё тело должно быть гармонично:

1. Разминание ладоней и мочек ушей: Потереть руки, мочки ушей.  Это поможет активировать работу головного мозга.  

2. Проверить осанку: плечи вперёд, наверх, назад, опустить, лопатки должны быть сведены.  Прямая осанка залог хорошей речи

3. Начинаем артикуляционную гимнастику с покусывания языка - вытащить язык и покусывать его центр.

4. "Зевок тигра" - упираясь языком в нижние зубы вибрировать.

5. "Трубочка".

6.  Круговые упражнения по губам. С сомкнутыми губами - 8 раз в одну сторону и в другую. С сомкнутыми зубами - 8 раз.

7. Уколы языком в щёки.

8. Пощёлкать языком сначала звонко как цокот копыт, потом почмокать.

9. Трубочка-лопаточка. Вытащить острый язык, втянуть лопаточкой

Упражнения для губ

10.Трубочка - улыбка - губы вытянуть- улыбнуться

11.Круговые вращения трубочкой, почасовой и против

12. Почёсывание губ о зубы- раскрыть рот и закрыть, почёсывая зубы.

Формирования правильного звука:

13. Пополоскать зубы

14. Имитация полоскания горла.

15. Позевать

16. Проговорить несколько скороговорок:

Карл у Клары украл кораллы

А Клара у Карла украла кларнет.

Дейделогизировали, дейделогизировали, и додейделогизировались,

Скороговорки на интонирование.

-Это колониализм?

-Нет это не колониализм.

-Это неоколониализм?

-Нет это не неоколониализм.

17.Упражнение: с закрытым ртом проговорить скороговорки, стараясь хорошо проговаривать слова.

В огороде рос горох,

А за речкой гречка.

Старый наш козёл Енох

В огороде рвал горох,

А за речкой гречку.

Замечательно. Молодцы!

Ещё для хорошей речи нам нужна правильная интонация.

Что такое интонация? Это повышение или понижение тона голоса. Вопросительная, восклицательная или спокойная повествовательная интонация. Мы можем с помощью интонации выделить в речи одно слово или несколько, это называется логическое ударение. Сейчас на примере стихов мы посмотрим, как можно пользоваться интонацией.

Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонация - это своеобразные подъемы и спуски вашего голоса. Монотонность речи в общении очень утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. С помощью изменения тона вы можете совершенно изменить значение слов. Сейчас мы поупражняемся, читая эмоциональные стихи, приучаясь различать на слух нужное выражение.

6. Чтение стихов на сцене.

Кто прочитает стихи? Выходите на сцену. Незабываем о правилах выступления на сцене, выходим спокойно, встаём в центре на авансцене, если читаете стихи, а не беседуете с залом, то смотрите просто вперёд в зал,  3 секунды пауза и начинаете читать. Автора сейчас называть не надо, сразу читайте, можете взять листочек и подглядывать.

 Стараться читать с чёткой дикцией, используя разные интонации, или как ещё говорят выразительно, не забываем о паузах, не торопимся.

Давайте напомним себе правила чтения стихов, прочитаем их.

Дети читают стихи на сцене.

Молодцы!

Ещё существует такое понятие как темпо-ритм речи.

Беседа на тему: темпо-ритм речи. Упражнения на темпо-ритм речи

ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ

Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Работа над темпо-ритмом речи — это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. Для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

При скороговорке надо сохранять действие, стараться «вложить» в партнера свои мысли и видения. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

При быстром темпе четче говорить,

Мысль ярче рисовать, ни оговорки

Не допускать и виденья «вложить» —

 Закон сценической скороговорки.

Упражнение «Спринтер». Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер) Призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки: Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно.

Темпу речи помогу —

Стометровку пробегу.

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами.

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка,

Сразу темп взять — тренировка.

Я несусь быстрее ветра,

Что секунда — десять метров...

Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок...

Никаких нет оговорок,

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

Упражнение «Алла-меняла».  (Постепенное повышение тона

голоса с одновременным убыстрением темпа речи)

Алла меняла:

Карандаш на марку

Марку на палку,

Палку на брошку,

Брошку на гармошку,

Гармошку на рожок,

Рожок на гребешок,

Гребешок на книжку,

Книжку на шишку,

Шишку на ложку,

Ложку на плошку,

Плошку на линейку,

Линейку на лейку,

Лейку на горшок,

Горшок на цветок,

Цветок на карандаш...

Вот какой ералаш

В голове у менялы —

Глупейкиной Аллы!

Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов, двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.

Упражнение «Карнавал». (Постепенное повышение тона голоса с одновременным убыстрением темпа речи, сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов

В ночь, под самый Новый год,

Карнавал у нас идет.                                

Краски вновь меняют краски,    

И за маской мчатся маски...

Пробегает крокодил,

Стадо взбалмошных горилл,

Два индейца и ковбой,

Черти-лешие толпой.

Квазимодо, Робинзон,

И какой-то фон-барон,

И какой-то водолаз,

И какой-то дикобраз,

Космонавты и верблюд,

Великан и лилипут,

Огнедышащий дракон,

И большой ушастый слон,

И мордастый бегемот...

Закружился хоровод!

Упражнение «Репортаж». Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:

Шастает мяч бросками,   (Средний темп произнесения)

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых,

Сплющить его готовых.  (Темп несколько убыстрился)

То он уходит здраво

Прямолинейно вправо.

То он уходит влево

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном (Темп еще убыстряется)

Свечкой над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая.

Вот его вновь погнали

Вниз по диагонали.

Вот его завернули,

Держат на карауле.

Вот он, попав в болтанку,

Скачет вдоль стадиона,

Вот он ударил в штангу (Самый быстрый темп)

Лбом со всего разгона.

Прыгнул назад с капризом,

К центру рванулся с лёта,

Но воротился низом

И угодил в ворота !

(С. Васильев. «Стадион "Динамо"»)Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они выделены разрядкой). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.

Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значительность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.

Упражнение «Словарь». Прочтите стихотворение С. Маршака так, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей и чувств, выраженных в словах:

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: — Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами, ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстом.

Темно-ритмический слух (или чувство ритма) поможет искусно использовать диалектическое единство темпо-ритма речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.

Замечательно у нас получается все молодцы.

Рефлексия содержания учебного материала:

Ребята по кругу высказываются одним предложением выбирая начало фразы из списка который у вас в руках:

Сегодня я узнала…

Было интересно…

Было трудно…

Я поняла, что…

Теперь я могу…

Я почувствовала, что…

Я приобрела…

Я научилась…

У меня получилось…

Я смогла…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я похвалила бы себя …

После занятия мне захотелось…

7. Рефлексия-настроение. Я вам раздаю лепестки-настроение. Синий-грусть, оранжевый -спокойствие, жёлтый -радость, выбирайте лепесток соответствующий вашему настроению, прикрепляйте его к ладошке и создайте из лепестков цветы – можно два, три.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в 1 классе по теме "Сад-огород.Буква С. Звуки[c],[c"].

Урок по развитию речи проводился на учащихся 1 класса общеобразовательной школы. Тема урока "Сад-огород. Буква С. Звуки [c],[c\']." Присутствовали на уроке :Администрация школы, педагоги начального зве...

Открытый урок по развитию речи в 8 классе школы глухих

Предлагаю урок по развитию речи для 8 класса школы глухих (1 вид) на тему "Описание природы на основе картины Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием презентации"...

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Конспект открытого занятия по сценической речи

Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии "Бродячие артисты".Тема: "Речевой тренинг"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Урок расширения и уточнения знаний учащихся о здоровом образе жизни.Преследует целью воспитания потребности в здоровом образе жизни....

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...