Авторская программа дополнительного образования «Сотвори чудо»
рабочая программа

Программа дополнительного образования «Сотвори чудо» имеет художественную направленность, она   предусматривает обучение учащихся в области декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

города Севастополя

«Балаклавский дом детского и юношеского творчества»

Авторская программа

дополнительного образования

«Сотвори чудо»

Автор:

 педагог дополнительного образования,

 руководитель изостудии «Фантазия»

Воронина  Нина Николаевна

2015 год

\

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                            3
  1. Основные задачи программы                                                        4
  2. Формы и режим занятий                                                                7
  3. Ожидаемые результаты                                                                 7
  4. Способы проверки результатов                                                     9
  5. Тестовые задания и ответы                                                            10
  1. Учебный план программы.                                                                       16
  2. Учебно-тематический план первого года обучения.                             17
  3. Учебно-тематический план второго года обучения.                             18
  4. Учебно-тематический план  третьего года обучения.                           19
  5. Содержание программы
  1. Первый год обучения                                                                     20
  2. Второй год обучения                                                                      26
  3. Третий год обучения                                                                      32
  1. Методическое обеспечение программы.                                                37
  2. Учебно-материальное обеспечение программы.                                   43
  3. Список использованной литературы.                                                     44
  4.  Список литературы для педагога.                                                          46
  5.  Список литературы для обучающихся.                                                 47
  6.  Список литературы для родителей.                                                       48
  7.  Приложение № 1                                                                                  1-49
  8.  Приложение № 2                                                                                  1-10

Сотворю мечту из думы тайной,
Сочиню мелодию из снов
И с душою тихой, беспечальной
Окунуться в прохладу вечеров.

И на черном бархате небесном
Ночью вышью звезды серебром.
Затоскую вдруг о неизвестном,
Потерявшись в сумраке ночном.

Напишу сонет про день весенний
Майским соком плачущих берез,
И букет из радостных мгновений
Соберу, забыв про горечь слез.

Наталья Кочанова

Пояснительная записка

Программа «Сотвори чудо» рассчитана на три года обучения: 1-й год обучения – 240 часов; 2-й год обучения – 240 часов; 3-й год обучения – 240 часов. Возраст обучающихся 11-22 лет. Наполняемость учебной группы первого года обучения не менее 15 человек, второго и третьего года – не менее 12 человек.

       Программа дополнительного образования «Сотвори чудо» имеет художественную направленность, она   предусматривает обучение учащихся, имеющих начальные знания по основам рисунка и цвета, и детей, относящихся к категории одаренных.  Программа направлена на расширение специальных знаний и навыков учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учреждений дополнительного образования.  В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

       Так как аналогов программ обучения по флористике о сочетании с другими видами прикладного искусства для учащихся дополнительного образования нет, разработка данной программы стала актуальной и востребованной.

       Обучение по программе «Сотвори чудо» не предусматривает определенную базу знаний, навыков и умений у учащихся, но опирается на школьные предметы «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Технология» и авторские программы:

- «Флористика» - автор Новикова О.Г.

- «Цветочные фантазии» - автор Баженова К.А.

- «Пестрый мир узоров» - автор Трефилова О.А.

- «Коллаж» - автор Макаренко Н.А.

- «Как прекрасен этот мир» - автор Коваленко И.И.

- «Гончар» - автор Никоноров Ю.В.

- Программа по дополнительному образованию изостудии «Фантазия» «Я рисую этот мир» (2014 г.).

- Интернет-ресурсы:

 http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-tvorcheskoe-obedinen/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-kruzhok-narodnykh-khudozhestve/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-istoki-narodnogo-is/3/

        Программа «Сотвори чудо»  апробирована с 2015 года. Цели программы перекликаются с целями и задачами образовательных и воспитательных программ ОУ, а именно:

- способствовать специальному и дополнительному образованию учащихся;

- раскрывать творческие способности учащихся;

- активизировать потенциальные и продуктивные силы учащихся, дать им возможность реализовываться в обществе;

- воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к родному краю, уважение к труду человека и к человеку труда, его национальным традициям.

      Достижение поставленных целей  обеспечивается системой теоретических, практических, коллективных и индивидуальных занятий. Практические занятия связаны с изучением и освоением всех этапов изготовления изделия: начиная с заготовки материалов и заканчивая использованием его в том или ином творческом проекте.

     Изучение теоретического материала  гармонично сочетается с выполнением практических работ (обязательных тематических  и собственных проектов). Теоретический материал  представляет сведения о современной флористике, основах цветоведения, композиции и живописи, графике, традиционных народных промыслах, а также сведения, раскрывающие основные этапы развития декоративно-прикладного искусства в целом: о декоративных и физико-технологических свойствах материалов, о специальных инструментах и приспособлениях, сведения о закономерностях формообразования и конструировании изделий, о приемах художественной и декоративной обработки и отделки изделий, организации рабочего места, технике безопасности.

    Эффективность обучения обеспечивается за счет организации и применения разнообразных форм проведения занятий: экскурсий, викторин, выставок, презентаций, конкурсов, обсуждений проектов и т.д.

    Основными задачами программы являются:

    Обучающие (овладение основами художественно-изобразительной   деятельности):

  • обучение навыкам рисования различными видами красок: акварелью, гуашью, пастелью;
  • обучение умению использования  различных природных и художественных  материалов;
  • расширение знаний о возникновении и развитии данного вида художественного творчества;
  • развитие  навыков перспективного построения при создании картин;
  • обучение  грамотному построению композиции с умением выделять композиционный центр;

Развивающие:

  • выявление и развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие чувства цвета, колористического восприятия;
  • развитие способности видеть и понимать прекрасное;
  • развитие внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие  мелкой моторики рук и точности глазомера;
  • формирование навыков и умения  планировать свою деятельность, определять  проблемы и способы их устранения;
  • развитие способности реально  оценивать свои достижения и достижения других ребят.

         Воспитательные: 

  •  формирование представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;
  • воспитание умения организации духовного наполнения досуга;
  • воспитание  способности видеть и понимать прекрасное;
  • формирование интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование интереса и  уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности, умения правильно организовать свой труд, содержать в порядке своё рабочее место;
  • воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах;
  • воспитание уважения и внимательного отношения друг к другу, умения не создавать и  разрешать конфликтные ситуации.

       Совместная коллективная деятельность (КТД), выставки-просмотры, выставки-презентации, ярмарки-распродажи, совместные выставки ( учитель-ученик-родители) кроме обучающих задач решают еще и важнейшие проблемы социальных отношений:

- учитель-ученик;

- ученик-ученик;

- ученик-родители.

     Особое внимание в процессе обучения уделяется подготовке и поиску материала. Поиск материала изначально носит творческий характер. Часто уже на этом этапе зарождаются сюжеты будущих работ. Такими сюжетами могут служить фотоснимки, этюды, выполненные самими учащимися в ходе экскурсий, пленеров, сбора материалов.

    Материалом для будущих работ служат: ветки деревьев и кустарников; древесные грибы; листья и колосья злаков, различных трав, деревьев; мхи и лишайники; полевые, луговые и садовые цветы. Наличие разнообразного природного материала позволяет круглый год без проблем обеспечивать учащихся на занятиях по интересам.  

    Из растений можно создавать букеты, композиции, панно, флористические картины. Это искусство называется «ФЛОРИСТИКА» – ведущий раздел программы.

    Раздел «ПАПЬЕ-МАШЕ» имеет цель: обучить детей технологии изготовления декоративных изделий, используя бумагу.

    Еще один из составляющих модулей программы – это раздел «ЛЕПКА» предусматривает обучение учащихся лепке барельефных и объемных изделий из глины и пластилина.

    Изделия из папье-маше и глины будут служить дополнением к разнообразным флористическим работам.

    Кроме традиционных видов обработки природных материалов в программе своеобразно разработаны разделы нового направления – это изготовление флористических картин с элементами живописи и с использованием нестандартных материалов (пищевая соль, пищевые крупы, песок и т.п.) и РОСПИСЬ НА БЕРЕСТЕ. Программа ставит своей целью обучить детей умению заготавливать, обрабатывать и хранить бересту, изображать на ней графические и живописные композиции в сочетании с другими древесными образованиями коры.

    Использование разнообразных видов обработки природных материалов дает возможность воплощать креативное воображение учащихся в авангардные художественные изделия, исключая монотонность, однобокость, позволяя приобретать опыт и обновлять его.

    Для реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся в конце курса предусмотрено время на выполнение творческих проектов, позволяющих реализовать полученные знания, умения. Предполагаемые  темы проектов: «Родные просторы», «Времена года», «Болдинская осень», «Великая Победа».  Проекты могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Это способствует развитию умения учащихся работать самостоятельно и в коллективе, также позволяет выполнять работы разного уровня по сложности.

    В ходе реализации проектов учащиеся самостоятельно создают собственные эскизы своих будущих работ, планируют собственную трудовую деятельность и время,  при необходимости распределяют обязанности. Выполняя практические работы такого рода, учащиеся закрепляют технологические приемы,  самостоятельно осваивают новые, включаются в решение задач, направленных на создание изделия, отвечающего как функциональным так и эстетическим требованиям. Акцент в обучении делается как на технологию изготовления отдельных частей, элементов изделия, так и алгоритм деятельности в целом, что обеспечивает системность и аналогию, то есть  перенос методов изготовления  одних изделий на другие.

    В процессе реализации программы изделия, выполненные учащимися,  экспонируются и принимают участие в выставках и конкурсах разного уровня, фестивалях, ярмарках.

   

Формы и режим занятий

    Разнообразие предлагаемого материала предусматривает возможность варьировать занятия с учащимися в зависимости от местных погодных и временных условий. Есть возможность сокращать или увеличивать материал по отдельным темам. Занятия учебных групп проводятся  два-три раза в неделю по 2-3 часа с 15-минутным перерывом каждый час.

    В ходе  реализации программы используются формы занятий: вводное занятие, ознакомительное занятие, занятие по памяти, занятие по воображению, занятие с натуры, занятие-импровизация, занятие-конкурс, занятие-презентация, занятие проверочное, занятие-экскурсия, комбинированное занятие, занятие-игра, итоговое занятие.

Ожидаемые результаты

        К концу первого года обучения дети должны

Знать:

  • правила безопасности труда;
  • о назначении и применении ручных инструментов при работе в кружке;
  • о видах народных ремесел своего района, города, региона;
  • о важности ценить, беречь и умножать природные богатства;
  • основы живописи: цветоведение и колорит;
  • о видах современной флористики;
  • о простых изделиях «лесной скульптуры»
  • о технике выполнения изделий из папье-маше;

Уметь:

  • собирать и засушивать растения, разнообразный природный материал;
  • изготавливать эскизы будущих работ;
  • составлять букеты и композиции из природного материала;
  • оценить свою работу, назвать ее и представить;
  • оценивать свои возможности;
  • учиться перенимать опыт, организовать творческий поиск.

у них получат развитие умения и личностные качества:

  • умение работать в группе;
  • умение уступать;
  • ответственность;
  • самокритичность;
  • самоконтроль.

       

     К концу второго  года обучения дети должны

Знать:

  • правила безопасности труда;
  • о назначении и применении ручных и плотничьих инструментов при работе в кружке;
  • о необходимости  ценить, беречь и умножать природные богатства;
  • о грамматике  живописи: динамика, ритм и колорит, композиция,  центр композиции;
  • о приемах и видах лепки из пластилина, глины;
  • о стилизации и художественной обработке изделий;
  • об особенностях сочетания в своих работах различных элементов и разных видов прикладного искусства;

Уметь:

  • изготавливать объемные изделия способом папье-маше;
  • выполнять декоративную роспись изделий из папье-маше;
  • изготавливать эскизы и изготавливать барельефные изделия из глины, пластилина;
  • выполнять комбинированные композиции сложных конфигураций;
  • оценить свою работу, назвать ее и выступить с презентацией;
  • реально оценивать и не переоценивать свои способности  и возможности;
  • делиться опытом, самостоятельно организовывать творческий поиск.

у них получат развитие умения и личностные качества:

  • умение работать самостоятельно, в паре, в группе;
  • умение находить компромисс;
  • ответственность и умение доводить начатое дело до конца;
  • самооценка и самокритичность;

К концу третьего  года обучения дети должны

Знать:

  • правила безопасности труда;
  • о правилах  применения ручных и плотничьих инструментов при работе в кружке и самостоятельно;
  • как  ценить, беречь и умножать природные богатства;
  • как использовать знания по основам цветоведения, композиции, живописи и графике при изготовлении творческих работ;
  • о приемах и методах изготовления объемных изделий из пластилина, глины;
  • о приемах и правилах сочетания изделий из глины с флористикой;
  • о методических приемах росписи на бересте;
  • об особенностях изготовления комбинированных картин;

Уметь:

  • пользоваться некоторыми плотничьими инструментами;
  • изготавливать и расписывать объемные изделия из глины;
  • изготавливать эскизы и флористические картины с элементами живописи;
  • изготавливать флористические картины с применением нестандартных материалов;
  • изготавливать эскиз и выполнять несложный рисунок на бересте;
  • изготавливать комбинированные картины разного уровня сложности;
  • принимать участие в коллективных проектах.

у них получат развитие умения и личностные качества:

  • уверенность в своих способностях и силах;
  • умение работать в коллективных проектах;
  • ответственность за собственную и коллективную работу;
  • самореализация в социуме.

Способы проверки результатов

    В процессе обучения по данной программе применяются способы проверки результатов:

- текущие (определение уровня успешности и выявление ошибок в текущих работах учащихся );

- промежуточные (определение  уровня освоения программы за 1-е и 2-е полугодия);

- итоговые (определение  уровня знаний, навыков и умений по освоению программы за год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

         - через приемы  тестирования (опрос по различным темам пройденного материала);

- через отчётные выставки-просмотры и презентации законченных работ.

Тестовые задания

для проверки  уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

1. Напротив правильного ответа поставьте галочку:

Дымковская игрушка – это:

- резьба по дереву

- роспись бересты

- изделие из глины

Палехская миниатюра - это:

- роспись жестяных подносов

- роспись изделий из папье-маше

- роспись деревянных шкатулок

Хохлома – это:

- золотисто-красная роспись по дереву

- плетение из соломки

- сине-голубая роспись белого фарфора

2. Поставь цифры, которые соответствуют названию ремесла:

                         

                                       

             

  1. Роспись на бересте
  2. Флористические картины с элементами живописи с применением нестандартных материалов.
  3. Палехская миниатюра  
  4. Городецкая роспись
  5. Флористическое панно
  6. Лесная скульптура
  7. Дымковская игрушка
  8. Золотая хохлома
  9. Флористическая картина с элементами живописи

 Проверка уровня знаний по темам «Народные промыслы и роспись на бересте»

Второй год обучения

Задание № 1

Ты согласен с тем, что…

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

…бересту нельзя заготавливать с живых берез

 … береста не подвергается гниению             

 … из бересты изготавливают мазь              

 … чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде 

… наружный слой бересты называется лицевым  

… из бересты варили кашу

Задание № 2

Соотнеси способ обработки бересты с названием  промысла:

Пермогорская  береста           лаковая  роспись

Уральская  береста                 роспись в красно-зеленой тональности

Борецкая  береста                   прорезной растительный узор

Задание № 3

Запиши в первую колонку, что пригодится для обработки и росписи бересты,

 в другую  – что не пригодится:

канцелярский  нож, рубанок, иголка, клей, дырокол, лопата, линейка, зубило

Пригодится

Нет

Третий год обучения

Задание № 1(вставь ответ)

а) березовая  кора  

б) из бересты для сбора грибов и ягод плели  

   

в) смазка для колес, которую делают из бересты

                           

 Задание № 2 (дополни)

1. В древней Руси слово «береза» означало ______________________

2. Из бересты крестьяне делали:  туеса, корзины, ____________________________________________________________

3. Строители использовали  бересту для  ________________________

4. По бересте можно выполнять:  резьбу, теснение, ______________________   

 Задание № 3

Этапы выполнения росписи на бересте

расположи в правильной последовательности :       

расписывать бересту в соответствии с эскизом

приклеить бересту на твердый картон

разметить детали

почистить бересту – подготовить под роспись

нарисовать   эскиз на бумаге

перевести рисунок на бересту              

подобрать бересту по цвету и фактуре

Ответы к тесту  по разделу  «Работа с берестой»

Второй год обучения

Задание № 1

Ты согласен с тем, что…

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

…бересту нельзя заготавливать с живых берез

 … береста не подвергается гниению           

   … из бересты изготавливают мазь              

 … чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде 

… наружный слой бересты называется лицевым  

… из бересты варили кашу

+

+

+

+

+

+

Задание № 2

Соотнеси способ обработки бересты с названием  промысла:

Пермогорская  береста -          прорезной растительный узор

Уральская  береста  -                         лаковая  роспись

Борецкая  береста   - роспись в красно-зеленой тональности

Задание № 3

Запиши в первую колонку, что пригодится для выполнения  сувениров из бересты,

 в  другую – что не пригодится:

нож, рубанок, иголка, шило, дырокол, лопата, ножницы, топор.

Пригодится

Нет

Канцелярский нож, иголка, клей, линейка

Рубанок, дырокол, лопата, зубило

Третий год обучения

Задание № 1 (вставь ответ)

а)  березовая кора                  

б

е

р

е

с

т

а

б) из бересты для сбора грибов и ягод плели  

н 

а

б

и

р

у

ш

к

а

в) смазка для колес, которую делают из бересты                            

д

е

г

о

т

ь

Задание № 2 (дополни)

1. В древней Руси слово «береза» означало «светлый и белый».

2. Из бересты крестьяне делали:  туеса, корзины, туески, набирушки, лукошки, детские погремушки-шаркунки, солонки, плошки, ступни.

3. Строители использовали  бересту для  изоляции от сырости.

4. По бересте можно выполнять:  резьбу, теснение, выжигание, аппликацию,  роспись.

Задание № 3

 Этапы выполнения росписи на бересте

расположи в правильной последовательности :       

7

 расписывать бересту в соответствии с эскизом

2

 приклеить бересту на твердый картон

4

разметить детали

3

 почистить бересту – подготовить под роспись

5

нарисовать   эскиз на бумаге

6

 перевести рисунок на бересту              

1

подобрать бересту по цвету и фактуре

     Вековая мечта педагогов – через искусство формировать человека как личность, регулировать его связь с миром. По широким просторам нашей большой страны в изобилии разбросаны произведения народного искусства. Одни из них еще живут в быту и радуют владельца и глаз человека, другие – любовно собраны в музейных сокровищницах, выставлены в залах.

    Во всех изделиях декоративно-прикладного искусства преследуется цель: приблизить неисчерпаемые богатства народного искусства к современному человеку, влить в нашу социальную культуру  исконные художественные традиции, идущие из самых глубин русского народа.

    «Некоторые думают, что традиция – это только то, что дошло до нас из далекого прошлого, а современность – нечто совсем другое. Это не так, - нет такой традиции, которая в свое время не была бы современностью. И у нас уже созданы свои традиции, но их надо развивать дальше», – А.Б. Салтыков.

    Так вот как, мне кажется, должны развиваться и наши художественные промыслы: сегодня они востребованы и современны, а завтра они – народная традиция, наполняющая нашу жизнь нестареющими чувствами, мыслями, идеями с современной востребованной тематикой. Ведь народный мастер всегда берет идеи для своих работ из окружающей его жизни и из исторического прошлого. Вот эти два источника мы можем использовать и сейчас: брать тематику из прошлого (то, что приемлемо) и из настоящего. Чтобы не было разрыва в цепочке искусств, обязательно надо брать и то и другое!

    Особенность декоративно-прикладного искусства: входить в жизнь, совершенствуя и украшая старые вещи или заменяя их новыми – создавать новую материальную среду.  Когда народ творит, когда он преобразует все вокруг себя по законам красоты, создает сою художественную культуру – он совершенствуется и живет!

Учебный план программы

№ п/п

Название блока

Кол-во часов

 1-й год

Кол-во часов

2-й год

Кол-во часов

3-й год

1.

Флористика как вид современного декоративно-прикладного искусства.

150

150

60

2.

Лесная скульптура.

50

3.

Папье-маше.

40

50

4.

Лепка.

40

40

5.

Роспись на бересте.

100

6.

Изготовление комбинированных картин (композиций) различных по степени сложности и технике выполнения.

40

Итого:

240

240

240

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п

Название модулей

Всего часов

Из них теория

Из них практика

1.

Флористика – один из видов современного декоративно-прикладного искусства.

150

1.1

Вводное занятие.

2

2

1.2

Заготовка, сбор, сушка растений.

40

6

34

1.3

Способы окрашивания растений.

40

8

32

1.4

Изготовление и составление флористических композиций.

66

12

54

1.5

Выставка-отчет изделий из флористики.

2

2

2

Лесная скульптура

50

2.1

Лесная скульптура, заготовка, обработка, высушивание и хранение материала.

20

4

16

2.2

Изготовление объемных композиций из природного материала.

28

10

18

2.3

Выставка-просмотр.

2

2

3

Папье-маше.

40

3.1

Способы изготовления изделий из папье-маше.

5

5

3.2

Изготовление декоративных изделий способом папье-маше.

33

2

31

3.3

Выставка-просмотр. Конкурс.

2

2

Итого:

240

49

191

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Название модулей

Всего часов

Из них теория

Из них практика

1

Изготовление декоративных изделий способом паье-маше.

50

1.1

Вводное занятие.

2

1

1

1.2

Изготовление объемных изделий способом папье-маше.

20

2

18

1.3

Обработка и роспись изделий из папье-маше.

26

4

22

1.4

Выставка-просмотр.

2

2

2.

Лепка.

40

2.1

Изготовление эскизов для изделий из глины.

5

2

3

2.2

Лепка барельефных элементов растительности.

8

3

5

2.3

Лепка фигуры человека.

10

3

7

2.4

Обработка и роспись изделий из глины.

15

3

12

2.5

Выставка-просмотр.

2

2

3

Флористика – один из видов современного декоративно-прикладного искусства.

150

3.1

Флористические композиции в сочетании с изделиями из папье-маше.

30

6

24

3.2

Флористические  композиции в сочетании с изделиями из глины.

30

6

24

3.3

Флористические комбинированные композиции сложных конфигураций.

86

4

82

3.4

Выставка-презентация.

4

1

3

Итого:

240

35

205

Учебно-тематический план третьего  года обучения

№ п/п

Название модулей

Всего часов

Из них теория

Из них практика

1

Лепка.

40

1.1

Изготовление декоративных изделий из глины. Роспись.

20

2

18

1.2

Объемные композиции в сочетании с изделиями из глины и флористики.

17

3

14

1.3

Выставка-просмотр.

3

1

2

2

Флористика как вид современного декоративно-прикладного искусства.

60

2.1

Флористические картины с элементами живописи.

28

8

20

2.2

Выставка-просмотр.

2

2

2.3

Флористические картины с элементами живописи с применением нестандартных материалов.

28

4

24

2.4

Выставка-просмотр

2

2

3

Роспись на бересте.

100

3.1

Заготовка, обработка и хранение бересты.

40

4

36

3.2

Простые изображения на бересте (роспись).

57

7

50

3.3

Выставка-просмотр, конкурс.

3

1

2

4

Изготовление комбинированных картин (композиций) различных по уровню сложности и технике исполнения.

36

4.1

Изготовление комбинированных картин (композиций) различных по уровню сложности и технике исполнения.

36

1

35

4.2.

Выставка. Презентация. Защита проектов.

4

4

Итого:

240

31

209

Содержание программы

Первый год обучения

№ п/п

Элемент модуля

Всего часов

Теоретические сведения

Практические работы

Знания, умения, навыки

Кол-во часов

Кол-во часов

Флористика – один из видов современного декоративно-прикладного искусства – 150 часов

1.1

Вводное занятие

Декоративно-прикладное искусство, его исторические корни. Возникновение и развитие флористики. Флористика или фитодизайн, различные направления.

2

Ознакомление с разнообразной методической литературой о флористике.

Знать: краткую историю развития декоративно-прикладного искусства на Руси; понятие «Флористика. Фитодизайн».

Уметь:

Различать направления и виды современной флористики.

1.2

Заготовка, сбор, сушка растений.

40

Различные способы заготовки растений. Время и место заготовки растений. Основные правила и способы высушивания растений.

6

Экскурсии:

в парк,

на водоем,

на луг,

в горы,

в лес.

Сбор и заготовка растений. Подготовка растений к сушке.

Высушивание растений. Подготовка высушенных растений к длительному хранению (расфасовка, упаковка).

34

Знать:

-некоторые названия и виды растений, используемых во флористике;

- способы и методы высушивания растений.

Уметь: -самостоятельно выбирать способ высушивания собранных растений в зависимости от содержания в них влаги;

- подготовить растения к высушиванию:

- использовать виды сушки растений:

1. гербарный

2. естественный (на воздухе)

3. с помощью влагопоглощающих средств

4. с применением глицерина.

1.3

Способы окрашивания растений

40

Виды красок и красителей, применяемых для окрашивания растений. Окрашивание свежесобранных растений.

Окрашивание высушенных растений.

Специфика окрашивания мхов, лишайников, злаков.

Отбеливание.

8

Заготовка свежих растений, подготовка их к окрашиванию. Подготовка растворов красителей, их хранение. Окрашивание свежесобранных растений.

Окрашивание высушенных растений.

Окрашивание злаков.

Окрашивание мхов и лишайников.

32

Знать:

- различные методы и способы окрашивания растений;

- правила пользования различными красителями, их хранение.

Уметь: - приготавливать красящие растворы;

- самостоятельно произвести окраску растений с их последующим высушиванием.

1.4

Изготовление и составление флористических композиций.

66

Материалы, инструменты, приспособления, аксессуары, используемые в процессе создания композиций.

Объемные композиции:

- букет ниспадающий, текучий;

- букет стоячий;

- структурный букет;

- композиции в корзинах;

- венки;

- микропейзаж. Плоскостные композиции:

- композиционный строй;

- цветовая гармония;

- фон- основа композиции.

12

Изготовление различных видов букетов: ниспадающий, стоячий, структурный, в корзинке, венок, микропейзаж.

Изготовление плоскостных композиций (однотонных, многоцветных):

-центральная,

- симметричная,

-угловая,

- занимающая всю поверхность -  с использованием растений, высушенных различными способами.

54

Знать:

- правила композиционного строя букетов и плоскостных композиций;

- варианты удачных цветовых гармоний;

- о приемах закрепления, приспособлениях и различных видов клея, используемых при составлении композиций.

Уметь: -составлять букеты различных видов и объемные композиции;

- выполнять  эскизы, делать по  ним подборку из растений и самостоятельно   изготавливать композиции.

1.5

Выставка-отчет изделий из флористики.

2

Оформление выставок

2

Знать:

- основные правила оформления  выставки;

- требования к экспозиции.

2. Лесная скульптура – 50 часов.

2.1

Лесная скульптура. Заготовка, обработка, высушивание и хранение материала.

20

Инструменты и материалы, используемые в лесной скульптуре. Время года и места заготовки материала. Предварительная обработка собранного материала, высушивание, хранение.

4

Экскурсии: в лес, парк, на водоем, в горы.

16

Знать:- правила по технике безопасности;

- какие материалы используются в лесной скульптуре;

- где и каким способом заготавливать материал;

- способы обработки лесного материала.

Уметь:

- применять на практике правила техники безопасности;

- находить и заготавливать материал;

- исходя из имеющегося материала, выполнить эскиз будущей композиции;

- изготовить композицию по собственному эскизу.

2.2

Изготовление объемных композиций из природного материала.

28

Приспособления и вспомогательные материалы, используемые при составлении объемных композиций. Способы соединения элементов композиции. Применение клея, красок, лаков (художественная обработка). Слесарно-плотничьи работы, применяемые при изготовлении композиций.

10

Изготовление настенных, настольных, напольных композиций (светильник, подсвечник, букет, микрокомпозиция)

18

Знать: - правила техники безопасности по обрабртке изделий из дерева;

- способы и приемы обработки древесных материалов;

- способы соединения элементов и частей композиции;

-виды композиций по форме и функциональному использованию и назначению;

Уметь:

- применять правила по технике безопасности на практике;

- определить предназначение древесного материала в будущем изделии;

- изготавливать изделие-композицию по собственному эскизу.

2.3

Выставка-просмотр.

2

Оформление экспозиции.

2

Знать:

- правила оформления экспозиции.

Уметь:

- оформлять выставку, компонуя изделия по характерным свойствам и признакам.

3. Папье-маше – 40 часов

3.1

Способы изготовления изделий из папье-маше.

5

Различные способы изготовления папье-маше.

5

Знать:

- два способа изготовления папье-маше ( способ наклеивания бумаги, способ заготовки однородной бумажной массы).

Уметь:

- заготавливать клейстер;

- заготавливать бумажную массу;

- делать форму и обрабатывать ее.

3.2

Изготовление декоративных изделий способом папье-маше.

33

Алгоритм изготовления изделий способом папье-маше (простые маски, муляжи фруктов, овощей).

2

Изготовление набросков эскизов для простейших масок. Изготовление формы для будущего изделия. Изготовление масок способом оклеивания кусочками бумаги. Обработка, роспись декоративных масок. Изготовление формы для муляжей. Заготовка бумажной массы. Изготовление муляжа. Высушивание, обработка, роспись.  

31

Знать:

- алгоритм выполнения папье-маше двумя способами;

- правила и технику обработки высохших изделий.

Уметь:

- изготавливать изделия из папье-маше двумя способами;

- изготавливать (лепить) форму;

- обрабатывать и расписывать высохшее изделие по эскизу или образцу.

3.3

Выставка-просмотр. Конкурс.

2

Оформление выставки экспозиций разного вида:

- флористика;

- лесная скульптура;

- папье-маше.

Конкурс.

2

Знать:

- правила оформления экспозиции.

Уметь:

- сочетать и компоновать экспозиции разного вида.

 

Итого:

240

49

191

 Содержание программы

Второй год обучения

№ п/п

Элемент модуля

Всего часов

Теоретические сведения

Практические работы

Знания, умения, навыки

Наименование тем

Кол-во часов

Наименование тем

Кол-во часов

1. Изготовление объемных изделий способом папье-маше – 50 часов

1.1

Вводное занятие

2

Повторение теоретического материала. Технология изготовления объемных изделий.

1

Изготовление набросков и эскизов будущих изделий.

1

Знать:

- способы изготовления изделий из папье-маше.

Уметь:

- выполнить эскизы и наброски будущих работ в цвете.

1.2

Изготовление объемных изделий способом папье-маше.

20

Приемы изготовления изделия по частям. Изготовление формы, с использованием различных материалов.

2

Изготовление формы. Изготовление объемных изделий (муляжей):

Фрукты, овощи, вазы, бутылки.

18

Знать:

- приемы изготовления изделия по частям;

- различные способы изготовления папье-маше.

Уметь:

- самостоятельно вылепить форму из глины, пластилина;

- приготовить клейстер.

1.3

Обработка и роспись изделий из папье-маше.

28

Способы обработки высохших изделий из папье-маше. Подготовка к росписи и роспись готовых изделий ( грунтовка, краски, лаки, кисти).

4

Обработка высохших изделий:

- шпаклевка

- ошкуривание

- грунтовка

- роспись

- покрытие лаком

22

Знать:

- технологию обработки высохших изделий;

- какие краски используются для росписи изделий.

Уметь:

- готовить и использовать материалы для обработки высохших изделий папье-маше;

- определить и применить необходимый вид красок для росписи (в зависимости от фактуры);

- расписывать изделие в соответствии с образцом, эскизом.

1.4

Выставка-просмотр.

2

Оформление выставки.

2

Знать:

- правила и приемы оформления выставки;

- требования к экспонатам и экспозиции в целом.

Уметь:

- оформлять экспозицию в соответствии справилами и требованиями;

- оформлять выставки, используя нестандартные приемы;

2. Лепка – 40 часов.

2.1

Изготовление эскизов для изделий из глины.

5

Виды декоративной росписи глиняных изделий.

2

Изготовление эскизов стилизованных игрушек.

3

Знать:

- различные виды декоративной росписи;

- какие краски и материалы используются для росписи.

Уметь:

- расписывать изделие в соответствии с эскизом.

2.2

Лепка барельефных элементов растительности.

8

Строение и форма листа, его расположение на стебле. Виды и типы цветков, соцветия. Плоды.

3

Лепка элементов растений: листья, цветы, соцветия, плоды.

5

Знать:

- строение, форму элементов растительности.

Уметь:

- по образцу лепить соответствующие формы.

2.3

Лепка фигуры человека.

10

Формы и части тела человека, пропорции. Их соотношение и изменение в зависимости от возраста и пола человека.

3

Лепка головы взрослого человека, ребенка (небольшие размеры). Лепка человека в полный рост (небольшие размеры).

7

Знать:

- основы анатомии и пропорции человеческого тела.

Уметь:

- по образцу и с натуры лепить голову взрослого человека, ребенка;

- с натуры лепить человека в полный рост, соблюдая пропорции.

2.4

Обработка и роспись изделий из глины.

15

Сушка. Обработка высохших изделий. Материалы, используемые для росписи глиняных изделий.

3

Ошкуривание, грунтовка, роспись глиняных изделий небольших (сувенирных) размеров. Покрытие лаком.

12

Знать:

- Как обжигают высохшие изделия из глины;

- технологию обработки и росписи глиняных сувенирных изделий.

Уметь:

- подготовить изделие к росписи;

- расписать изделие в соответствии с образцом или эскизом.

2.5

Выставка-просмотр

2

Оформление выставки.

2

Знать:

- как оформлять вставку в сочетании с другими видами декоративных изделий.

Уметь:

- экспонировать предметы выставки;

- оформить выставку в соответствии с современным уровнем и требованиями.

3. Флористика – один из видов современного декоративно-прикладного искусства – 150 часов.

3.1

Фло ристические композиции в сочетании с изделиями из папье-маше.

30

Виды комбинированных композиций, технология изготовления. Флористика и аксессуары, предметы из папье-маше – материал для изготовления комбинированных композиций.

6

Разработка эскизов для комбинированных композиций:

- букет

- панно

- картина.

Поэтапное изготовление композиций по собственным эскизам.

24

Знать:

- приемы и методики составления комбинированных композиций(букетов, панно, картин);

- правила поэтапного изготовления комбинированных композиций.

Уметь:

- подбирать материал в соответствии с эскизом;

- составить алгоритм изготовления композиции;

- оценить свою работу, работу товарищей.

3.2

Флористические композиции в сочетании с изделиями из глины.

30

Техника выполнения флористических композиций с использованием барельефных  элементов, деталей из глины.

6

Разработка эскизов для будущих комбинированных композиций (натюрморт, панно, картина). Поэтапное изготовление композиций в соответствии с эскизом.

24

Знать:

- композиционные приемы составления натюрмортов, панно, картин;

- как планировать работу по изготовлению комбинированных композиций.

Уметь:

- подбирать материал в соответствии с эскизом;

- составить алгоритм выполнения работы;

- правильно, в  соответствии  с критериями оценить свою работу.

3.3

Флористические комбинированные композиции сложных конфигураций.

86

Флористика в сочетании с различными видами прикладного искусства.

4

Экскурсия в фитосалон. Изготовление фотоэтюдов с различными видами флористических комбинированных композиций ( букет стоячий, букет в вазе, напольная композиция. Миниатюрная композиция, настенные объемные композиции, панно.

82

Знать:

- разнообразные методы и приемы изготовления композиций в гармоничном сочетании различного рода декоративных изделий.

Уметь:

- проектировать будущую комбинированную композицию;

- изготавливать изделие в соотвии с проектом.

3.4

Выставка-презентация.

4

Экспозиция, экспонаты, предметная арнжровка.

1

Эскизы экспозиции.

Оформление вставки.

3

Знать:

- как оформлять вставку в сочетании с другими видами декоративных изделий.

Уметь:

экспонировать предметы выставки;

- оформить выставку в соответствии с современным уровнем и требованиями.

Итого:

240

35

205

Содержание программы

Третий  год обучения

№ п/п

Элемент модуля

Всего часов

Теоретические сведения

Практические работы

Знания, умения и навыки

Кол-во часов

Кол-во часов

  1. Лепка – 40 часов

1.1

Изготовление декоративных изделий из глины. Роспись.

20

Из истории глиняных игрушек (Дымковская, Вятская и др.)

2

Изготовление игрушек по собственным эскизам ( животные, герои мультфильмов и сказок, фантастические персонажи). Обработка высохших изделий. Роспись с использованием различных красок (гуашь, акрил, темпера).

18

Знать:

- технологию изготовления, обработки и росписи игрушек.

Уметь:

- выполнить эскиз будущей игрушки;

- обработать высохшее изделии;

- выполнить роспись в соответствии с эскизом или по образцу.

1.2

Объемные композиции в сочетании с изделиями из глины и флористики.

17

Технология изготовления ваз правильной и неправильной формы.

3

Изготовление объемных композиций:

- настольный букет в вазе

- настенная композиция.

14

Знать:

- технологию изготовления флористических композиций;

- технологию изготовления изделий из глины;

- особенности сочетания флористики и предметов (деталей) из глины.

Уметь:

- самостоятельно выполнить эскиз;

- подобрать и обработать  материал в соответствии с эскизом;

- выполнять работу с максимальным качеством;

- изготовить  композицию по собственному эскизу.

1.3

Выставка-просмотр.

3

Критерии оценки индивидуальных и коллективных работ.

1

Оформление выставки.

2

Знать:

- правила и приемы оформления выставки;

- требования к экспонатам и экспозиции;

- критерии оценки выставочных экспонатов.

Уметь:

- оформлять выставку, используя стандартные и нестандартные приемы и приспособления;

- давать характеристику и оценивать работы.

  1. Флористика как вид современного декоративно-прикладного искусства.

2.1

Флористические картины с элементами живописи.

28

Колорит. Воздушная перспектива. Композиционный строй. Трехмерные изображения. Сочетание в картине живописи и флористики.

8

Разработка проекта «Родные просторы».

Изготовление картины по собственному проекту.

20

Знать:

- основы живописи и цветоведения;

- алгоритм изготовления флористических картин с элементами живописи.

Уметь:

- работать красками: гуашь, масло;

- изображать простые пейзажи;

- изготавливать флористические композиции;

- оценивать свои возможности и способности.

2.2

Выставка-просмотр.

2

Оформление картин в рамки.

Оформление экспозиции.

2

Знать:

- о требованиях к экспонатам;

- правила подбора рамок для картин;

- правила и приемы оформления экспозиций картин.

Уметь:

- подбирать рамку и оформить картину в рамку;

- компоновать картины и развешивать их, используя уровневый подход;

- оценивать работы в соответствии с критериями.

2.3

Флористические картины с элементами живописи с применением нестандартных материалов.

28

Использование нестандартных материалов при изготовлении флористических картин.

4

Разработка проектов на темы:

«Здоровый образ жизни», «Времена года». Изготовление картин по собственным проектам.

24

Знать:

- методики применения нестандартных материалов (соль, крупы, песок и т.п.) в флористических картинах.

Уметь:

- использовать нестандартные материалы при изготовлении флористических картин;

- изготовить эскиз;

- самостоятельно заготавливать, обрабатывать и подбирать материал для будущих работ;

- компоновать живописные элементы картины и флористический материал в единую целостную композицию.

2.4

Выставка-просмотр.

2

Оформление картин в рамки. Оформление выставки.

2

Знать:

- правила и требования к современной экспозиции.

Уметь:

- Самостоятельно оформлять выставку;

- оценивать работы.

  1. Роспись на бересте – 100 часов.

3.1

Заготовка, обработка и хранение бересты.

40

Способы заготовки бересты. Обработка бересты. Выравнивание, просушка, хранение бересты.

4

Экскурсия в лес. Заготовка бересты с поваленных (неживых) деревьев. Первоначальная обработка бересты: промывание, снятие неровного слоя, удаление ненужных древообразований. Выравнивание берестяной коры (горячий и холодный способ). Просушивание, укладывание бересты на длительное хранение.

Знать:

- какими инструментами нужно пользоваться при снятии коры;

- правила техники безопасности;

- способы заготовки бересты;

- приемы обработки, высушивания и и хранения бересты.

Уметь:

- оценивать качество берестяной коры, ее востребованность;

- комбинировать заготовку из нескольких частей коры;

- предугадывать (предвидеть) будущий рисунок на бересте по характерным особенностям коры.

3.2

Простые изображения на бересте (роспись).

57

Графические приемы росписи. Подготовка бересты к росписи. Материалы и краски, используемые для росписи.

7

Подбор берестяной коры для росписи по собственному вкусу и воображению. Подготовка бересты к росписи. Изготовление эскиза (наброска). Роспись бересты.

50

Знать:

- правила построения композиции;

- как подготовить бересту к росписи;

- как наносить рисунок на бересту;

- технику рисования темперными красками.

Уметь:

- очищать бересту, грунтовать;

- наносить рисунок на бересту в соответствии с эскизом;

- выполнять роспись в соответствии с эскизом.

3.3

Выставка-просмотр.

Конкурс.

3

Положение, критерии оценки работ.

1

Оформление работ в рамки. Оформление выставки.

2

Знать:

- правила и требования к современной экспозиции.

Уметь:

- самостоятельно оформлять выставку;

 -оценивать работы в соответствии с положением конкурса и критериями оценки работ..

4.Изготовление комбинированных картин (композиций) различных по уровню сложности и технике выполнения – 36 часов.

4.1

Обобщение изученного материала.

36

Проверка изученного материала – тестирование.

2

Разработка проектов «Великая Победа»

34

Знать:

- теоретический материал за три года обучения.

Уметь:

- воплощать творческие идеи в жизнь;

- реализовывать свои креативные замыслы.

Итого:

240

32

208

Методическое обеспечение программы «Сотвори чудо»

№ п/п

Разделы программы

Тип занятия

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Техническое и материальное  оснащение

Форма подведения итогов

Первый год обучения

  1. Флористика – один из видов современного декоративно-прикладного искусства.

1.1

Вводное занятие.

Сообщение новых знаний.

Лекция-рассказ с применением мультимедиа.

Пропагандистский, наглядный.

Методическая литература, выставка работ, презентация

Мультимедийная установка

Собеседование

1.2

Заготовка, сбор, сушка растений.

Сообщение новых знаний.

Экспедиционная.

Поисковый, инструктивно-репродуктивный, практический.

Инструкции по ТБ,

таблицы-схемы, перечень растений

Канцелярский нож,

клей,

скотч,

упаковочный материал,

ножницы,

влагопоглощающие материалы

Собеседование,

 анализ,

обобщение

1.3

Способы окрашивания растений

Сообщение новых знаний.

Лекция-рассказ, исследовательская.

Поисковые, исследовательские, метод практической работы.

Инструкции по ТБ,

таблицы,

образцы растений

Ножницы,

канцелярский нож,

пинцет,

перчатки,

ванночки,

красители,

полиэтиленовые пакеты

Собеседование,

анализ,

обобщение

1.4

Изготовление и составление флористических композиций

Комбинированный.

Лекция-рассказ, исследовательская.

Поисковые, исследовательские, метод практической работы.

Инструкции по ТБ,

методическая литература, образцы работ, презентация.

Мультимедийная установка,

канцелярские принадлежности,

флористический материал,

аксессуары

Анализ,

обобщение

1.5

Выставка-отчет изделий из флористики

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Организационный, метод практической работы.

Стенды для работ, презентация

Мультимедийная установка

Выставка-отчет, анализ, оценка работ,обобщение

  1. Лесная скульптура

2.1

Лесная скульптура. Заготовка, обработка, высушивание и хранение материала.

Сообщение новых знаний.

Лекция-рассказ, исследовательская, лабораторно-практическая.

Наглядный, метод практической работы.

Инструкции по ТБ, фотокомпозиция,

образцы природного материала.

Канцелярский нож,

 клей,

скотч,

упаковочный материал,

ножницы, влагопоглощающие материалы

Собеседование,

анализ,

обобщение

2.2

Изготовление объемных композиций из природного материала.

Комбинированный.

Экскурсия. Лекция-рассказ.

Поисковые, исследовательские, метод практической работы.

Инструкции по ТБ,

методическая литература, образцыготовых изделий, презентация

Мультимедийная установка,

Канцелярскиеппринадлежности,

природный материал,

аксессуары

Анализ,

оценка работ,

обобщение

2.3

Выставка-просмотр

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Организационный, метод практической работы.

Стенды для работ, презентация.

Мультимедийная установка

Выставка-отчет, анализ, оценка работ,обобщение

  1. Папье-маше

3.1

Способы изготовления изделий из папье маше.

Сообщение новых знаний.

Лекция-рассказ, исследовательская.

Наглядный, метод инструктивно-репродуктивный

Инструкции по ТБ, фотокомпозиция,

образцы готовых изделий.

Пластилин,

стеки,

газетная бумага,

клейстер

Беседа, опрос, самостоятельная работа

3.2

Изготовление декоративных изделий способом папье-маше.

Коррекция и контроль знаний.

Лабораторно-практическая.

Метод практической работы.

Эскизы, образцы готовых изделий.

Пластилин,

стеки,

газетная бумага,

клейстер,

шпаклевка,

краски и кисти для росписи

Беседа, самостоятельная работа, анализ, обобщение, самооценка

3.3

Выставка-просмотр. Конкурс.

Самостоятельная работа.

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы, инструктивно-репродуктивный.

Тесты с заданиями, стенды для работ, презентация.

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Выставка-отчет, оценка, подведение итогов конкурса, обобщение

Второй год обучения

  1. Изготовление декоративных изделий способом паье-маше.

1.1

Вводное занятие

Сообщение новых знаний.

Экскурсия. Лекция-рассказ.

Наглядный, поисково-практический.

Образцы готовых изделий.

Выставочные залы.

Собеседование, обобщение, выводы.

1.2

Изготовление объемных изделий способом папье-маше.

Сообщение новых знаний.

Лабораторно-практическая.

Метод практической работы.

Эскизы, образцы готовых изделий.

Пластилин,

стеки,

газетная бумага,

клейстер

Беседа, самостоятельная работа, анализ, обобщение, самооценка

1.3

Обработка и роспись изделий из папье-маше.

Комбинированный.

Лабораторно-практическая.

Поисковая деятельность. Метод практической работы.

Эскизы, образцы готовых изделий.

Шпаклевка,

краски и кисти для росписи

Самостоятельная работа, анализ, обобщение, самооценка

1.4

Выставка-просмотр.

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы, инструктивно-репродуктивный.

Стенды для работ, презентация.

Мультимедийная установка.

Выставка-просмотр, самооценка, обобщение

  1. Лепка

2.1

Изготовление эскизов для изделий из глины.

Комбинированный.

Поисково-исследовательская.

Метод практической работы.

Эскизы, образцы готовых изделий.

Краски и кисти для выполнения эскизов.

Анализ, обобщение, оценка

2.2

Лепка барельефных элементов растительности.

Комбинированный.

Лабораторно-практическая.

Метод практической работы, инструктивно-репродуктивный.

Образцы готовых изделий, наглядный растительный материал.

Глина, стеки.

Анализ, обобщение, оценка, самооценка

2.3

Лепка фигуры человека.

Сообщение новых знаний.

Рассказ. Лабораторно-практическая.

Метод практической работы, инструктивно-репродуктивный.

Образцы готовых изделий,

таблицы, модель фигуры человека

Глина, стеки.

Анализ, оценка, самооценка

2.4

Обработка и роспись изделий из глины.

Комбинированный.

Лабораторно-практическая.

Метод практической работы.

Образцы готовых изделий.

Эскизы росписи, образцы, краски и кисти для росписи.

Анализ, обобщение, оценка, самооценка

2.5

Выставка-просмотр

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы, инструктивно-репродуктивный.

Выставочные стенды, презентация.

Мультимедийная установка.

Выставка-просмотр, самооценка,оценка,  обобщение

  1. Флористика – один из видов современного декоративно-прикладного искусства.

3.1

Флористические композиции в сочетании с изделиями из папье-маше.

Комбинированный.

Беседа. Поисково-исследовательская.

Инструктивно-репродуктивный.

Эскизы, выставка готовых изделий.

Флористический материал,

элементы и детали из папье -маше

Собеседование, самооценка, оценка.

3.2

Флористические композиции в сочетании с изделиями из глины.

Комбинированный.

Беседа. Поисково-исследовательская.

Метод практической работы.

Эскизы, выставка готовых изделий.

Флористический материал,

элементы и детали изготовленные из глины.

Собеседование, самооценка, оценка.

3.3

Флористические комбинированные композиции сложных конфигураций.

Обобщение пройденного материала.

Беседа. Поисково-исследовательская.

Метод практической работы.

Эскизы, выставка готовых изделий презентация

Мультимедийная установка, флористический материал, изделия из папье-маше, изделия из глины, аксессуары, кисти и краски, клей, канц. принадлежности.

Анализ, обобщение, оценка, самооценка

3.4.

Выставка-презентация.

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы, индивидуальная работа.

Выставочные стенды.

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Обобщение, тестирование, самооценка, оценка.

Третий год обучения

  1. Лепка.

1.1

Изготовление декоративных изделий из глины. Роспись.

Комбинированный.

Поисково-исследовательская.

Лабораторно-практическая.

Метод практической работы.

Образцы готовых изделий, презентация.

Мультимедийная установка,  глина, стеки, эскизы изделий и  росписи, образцы, краски и кисти для росписи.

Анализ, обобщение, оценка, самооценка

1.2

Объемные композиции в сочетании с изделиями из глины и флористики.

Комбинированный.

Поисково-исследовательская.

Метод практической работы.

Образцы готовых изделий, презентация.

Флористический материал,

элементы и детали изготовленные из глины.

Собеседование, самооценка, оценка.

1.3

Выставка-просмотр.

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы.

Выставочные стенды.

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Обобщение, самооценка, оценка.

  1. Флористика как вид современного декоративно-прикладного искусства.

2.1

Флористические картины с элементами живописи.

Сообщение новых знаний.

Поисково-исследовательская.

Метод практической работы.

Выставка  готовых картин, презентация

Флористический материал,

краски и кисти для живописи.

Обобщение, самооценка, оценка.

2.2

Выставка-просмотр.

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы.

Картины, презентация.

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Обобщение, самооценка, самоанализ, оценка.

2.3

Флористические картины с элементами живописи с применением нестандартных материалов.

Обобщение пройденного материала.

Поисково-исследовательская.

Метод практической работы. индивидуальная работа.

Выставка  готовых картин, презентация

Флористический материал,

краски и кисти для живописи, нестандартные материалы и аксессуары.

Анализ, обобщение, оценка, самооценка.

2.4

Выставка-просмотр

Комбинированный.

Оформительская.

Метод практической работы.

Картины, презентация

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Обобщение, самооценка, самоанализ, оценка.

  1. Роспись на бересте.

3.1

Заготовка, обработка и хранение бересты.

Сообщение новых знаний.

Экспедиционная.

Поисковый, инструктивно-репродуктивный, практический.

Инструкции по ТБ,

таблицы.

Канцелярский нож,

упаковочный материал,

ножницы.

Собеседование,

анализ,

обобщение

3.2

Простые изображения на бересте.

Комбинированный.

Поисково-исследовательская.

Метод практической работы.

Выставка  готовых работ, презентация..

Мультимедийная установка, краски и кисти для росписи.

Самооценка, самоанализ, оценка.

3.3

Выставка-просмотр. Конкурс.

Самостоятельная работа.

Обобщение пройденного материала.

Оформительская.

Метод практической работы, инструктивно-репродуктивный.

Тесты с заданиями, стенды для работ, презентация.

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Выставка-отчет, оценка, подведение итогов конкурса, обобщение

  1. Изготовление комбинированных картин (композиций) различных по уровню сложности и технике исполнения.

4.1

Изготовление комбинированных картин (композиций) различных по уровню сложности и технике исполнения.

Обобщение пройденного материала.

Поисково-исследовательская.

Самостоятельная работа.

Метод проектов.

Методические пособия, интернет-ресурсы.

Мультимедийная установка. Материал для изготовления картин.

Контроль, анализ,

обобщение

4.2

Выставка. Презентация. Защита проектов.

Обобщение пройденного материала.

Организаторско-массовая.

Метод проектов.

Презентация.

Методические пособия, интернет-ресурсы.

Мультимедийная установка, выставочные экспонаты.

Оценка, подведение итогов конкурса, обобщение.

Учебно-материальное обеспечение программы.

    Работа с растительным и природным материалом не требует больших материальных затрат и технического оснащения.  Для реализации данной программы и плодотворной работы необходимо предоставить два помещения:

№ 1 – учебный класс-мастерская

№ 2 – мастерская-склад (где выполняются более грязные работы и хранится заготовленный материал).

    Кабинеты должны быть оснащены необходимыми (в соответствии с программой) наглядными методическими материалами и пособиями.

    Оборудование учебного класса № 1: столы, стулья, мольберты, ученическая доска, шкафы, стеллажи, стенды, мультимедийная установка. Помещение должно иметь естественное и дополнительное искусственное освещение. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

     Оборудование  мастерской №2: столы, стулья, стеллажи, шкафы затемненные (для хранения флористического материала), желательно, чтобы здесь был верстак (для выполнения столярно-плотничьих работ), шкафы для хранения столярно-плотничьих инструментов, красок, красителей, демонстративные стенды, ученическая доска. Помещение должно иметь естественное и дополнительное искусственное освещение. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

     В условиях современной рыночной экономики и растущей конкуренции педагог дополнительного образования должен использовать все возможные средства для качественного обучения учащихся. Сам педагог, кроме личностных качеств, тоже должен иметь высокую профессиональную подготовку в разных направлениях декоративно-прикладного искусства.

Список использованной литературы:

А. Н. Донин  Введение в искусствознание. М. 1999

Л.П. Дыко Основы композиции и фотографии. М. 2003

Н. Рудин Таблицы и задачи по цветоведению. М. Просвещение. 1984

В.В. Литвинов Практика современной экспозиции. М. Искусство. 1984

Ю. Нехорошев Художник и сцена. М. 1987

А.Д. Алехтин Изобразительное искусство. Минск. 1994

Г.Г. Бродерсен Секреты мастеров. М. 2001

В.Д. Сафронов Под флагом родины. Минск. 1998

Б. Дубровин Русские самоцветы. М.2006

Евроремонт. Издательство Пилигрим. 2003

С. Газарян  Прекрасное своими руками. М. 2001

Л.А. Ерлыкин  Поделки своими руками. М. 2002

С.Д. Баранникова  Дети на отдыхе. М. 2004

В. Елкин  Дерево рассказывает сказки. М. 2004

М.И. Нагибин  Природные дары для поделок и игры. Минск. 1991

Э.П. Луканский Сотвори радость. М. 2005

А.Б. Салтыков Самое близкое искусство. М. 2001

Серия журналов Сделай сам. М. 1996

Школа изобразительного искусства  Академия художеств в СССР, М. 1991

Э.К. Гульянц  Что можно сделать из природного материала. М. 2001

П. Асманин  Современная флористика. М. 2006

З.П. Кудрячева Рождение букета. М. 2006

Е. Успенская и др. Флористика. М. 2001

Н.П. Кочанова Фантазии в ваших руках. М. 1996

Н.И. Платонова, В.Д. Синюков  Энциклопедический словарь юного художника. М. 2001

Л.В. Фокина Орнаменты. М. 2000

С. К. Кожохина Батик. М. 2003

Г. Б. Никоделин Техника живописи. М. 2007

И.В. Резько Гармония цвета. М. 2007

Н.К. Яковлева Свет и цвет в живописи. М., сб. Аврора. 1999

О.Ю. Соколова Секреты композиции. М. 2003

С.Е. Беляева Основы изобразительного и художественного проектирования. М. 2006

Хосе М. Паррамон Как копировать. Минск. 2000

Мери Блейк  Пастель. Минск. 2003

АСТ Астрель как рисовать сангиной. Мелом. М. 2003

Хосе М Паррамон  Аэрография для художников. М. 2005

М. А. Елисеев Материалы, оборудование, техника живописи и графики. М. 2003

Д.Ф. Миронов Компьютерная графика в дизайне. М. 2004

А. Д. Алехин Изобразительное искусство. М. Просвещение. 1984

Стен Смит Рисунок ТОО Внешсигма. М. 1998

Н.Н. Орехов Производственная графика. М. Высшая школа. 1988

В.П. Леонтьев Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М. Олма-Пресс. 2003

Ю. Гурский, Г. Корабельникова  Эффективная работа  Photoshop 7. Трюки и эффекты. Сб. 2010

В.И. Карлащук  Photoshop 7.0. М. 2011

Интернет-ресурсы:

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-tvorcheskoe-obedinen/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-kruzhok-narodnykh-khudozhestve/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-istoki-narodnogo-is/3/

Список литературы для педагога

Н. Рудин Таблицы и задачи по цветоведению. М. Просвещение. 1984

В.В. Литвинов Практика современной экспозиции. М. Искусство. 1984

Ю. Нехорошев Художник и сцена. М. 1987

А.Д. Алехтин Изобразительное искусство. Минск. 1994

Евроремонт. Издательство Пилигрим. 2003

В. Елкин  Дерево рассказывает сказки. М. 2004

Школа изобразительного искусства  Академия художеств в СССР, М. 1991

П. Асманин  Современная флористика. М. 2006

Е. Успенская и др. Флористика. М. 2001

С. К. Кожохина Батик. М. 2003

А. Н. Донин  Введение в искусствознание. М. 1999

Л.П. Дыко Основы композиции и фотографии. М. 2003

Г. Б. Никоделин Техника живописи. М. 2007

И.В. Резько Гармония цвета. М. 2007

Н.К. Яковлева Свет и цвет в живописи. М., сб. Аврора. 1999

О.Ю. Соколова Секреты композиции. М. 2003

С.Е. Беляева Основы изобразительного и художественного проектирования. М. 2006

М. А. Елисеев Материалы, оборудование, техника живописи и графики. М. 2003

И.Г. Мосин Рисование. У-Факторин. Екатеринбург. 1997

А. К. Чекапов Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М. Академия художеств. 1962

М.Х. Манизер, В.А. Серов Школа изобразительного искусства. М. Искусство. 1968

В.Д. Синюков журнал «Сделай сам». М. Педагогика. 1983

Серия журнала  Цветоводство. М. 1991

Д.Ф. Миронов Компьютерная графика в дизайне. М. 2004

А. Д. Алехин Изобразительное искусство. М. Просвещение. 1984

Стен Смит Рисунок ТОО Внешсигма. М. 1998

Н.Н. Орехов Производственная графика. М. Высшая школа. 1988

В.П. Леонтьев Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М. Олма-Пресс. 2003

Ю. Гурский, Г. Корабельникова  Эффективная работа  Photoshop 7. Трюки и эффекты. Сб. 2010

В.И. Карлащук  Photoshop 7.0. М. 2011

Интернет-ресурсы:

http://vk.com/podelki_2015

http://adalin.mospsy.ru/tryd.shtml

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/

http://www.diy.ru/hub/handmade/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-tvorcheskoe-obedinen/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-kruzhok-narodnykh-khudozhestve/

http://uvd45.ru/lektsii/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniia-detei-istoki-narodnogo-is/3/

Список литературы для обучающихся

Н. Рудин Таблицы и задачи по цветоведению. М. Просвещение. 1984

Г.Г. Бродерсен  Секреты мастеров. М. 2001

В.Д. Сафронов Под флагом родины. Минск. 1998

Б. Дубровин Русские самоцветы. М.2006

С. Газарян  Прекрасное своими руками. М. 2001

Л.А. Ерлыкин  Поделки своими руками. М. 2002

С.Д. Баранникова  Дети на отдыхе. М. 2004

В. Елкин  Дерево рассказывает сказки. М. 2004

М.И. Нагибин  Природные дары для поделок и игры. Минск. 1991

Э.П. Луканский Сотвори радость. М. 2005

А.Б. Салтыков Самое близкое искусство. М. 2001

Серия журналов Сделай сам. М. 1996

П. Асманин  Современная флористика. М. 2006

Е. Успенская и др. Флористика. М. 2001

Н.П. Кочанова Фантазии в ваших руках. М. 1996

Л.В. Фокина Орнаменты. М. 2000

И.В. Резько Гармония цвета. М. 2007

Ю. Гурский, Г. Корабельникова  Эффективная работа  Photoshop 7. Трюки и эффекты. Сб. 2010

Список литературы для родителей

Б. Дубровин Русские самоцветы. М.2006

Л.П. Дыко Основы композиции и фотографии. М. 2003

В.В. Литвинов Практика современной экспозиции. М. Искусство. 1984

Г.Г. Бродерсен Секреты мастеров. М. 2001

Евроремонт. Издательство Пилигрим. 2003

С. Газарян  Прекрасное своими руками. М. 2001

С.Д. Баранникова  Дети на отдыхе. М. 2004

М.И. Нагибин  Природные дары для поделок и игры. Минск. 1991

Серия журналов Сделай сам. М. 1996

Э.К. Гульянц  Что можно сделать из природного материала. М. 2001

З.П. Кудрячева Рождение букета. М. 2006

Н.П. Кочанова Фантазии в ваших руках. М. 1996

Н.И. Платонова, В.Д. Синюков  Энциклопедический словарь юного художника. М. 2001

С. К. Кожохина Батик. М. 2003

Интернет-ресурсы:

http://vk.com/podelki_2015

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/

http://www.diy.ru/hub/handmade/

http://adalin.mospsy.ru/tryd.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Новогоднего представления. Авторская работа."Новогоднее чудо доброты"

Поэтический спектакль для младших школьников на новый год....

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Авторская педагогическая технология "Чудо кубики"

Данная статья знакомит читателей с возможностями атроской методики. Более полную информацию по работе с данной технологией можно получить у автора данной статьи Гавриленко Е.Е....

Статья "Чудо ручки - чудо штучки"

Статья посвящена выставке детского творчества "Чудо ручки - чудо штучки" (работы 3D ручками)...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...