Открытое занятие "Птицы нашего двора"
план-конспект по теме

Костырченко Светлана Николаевна

Открытое занятие "Птицы нашего двора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy_nashego_dvora_kostyrchenko_sn.docx181.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  

«Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района Белгородской области

Открытое занятие                         

Тема: «Птицы нашего двора»

Провела:

Педагог дополнительного образования

Костырченко С.Н.

Бирюч, 6.11. 2015

Название разработки: открытое занятие.

Название и форма проведения: Птицы нашего двора.

Пояснительная записка

Цель: ознакомление  учащихся  с многообразием птиц.  

Задачи: 

  • познакомить учащихся с существенными и отличительными признаками птиц, средой обитания (лес, птичник, водоем), значением птиц в жизни человека;
  • развивать умения работать с понятиями, анализировать, развивать речь, память, умения давать самооценку;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

Форма проведения: открытое занятие.

Метод проведения: словесный, наглядный, беседа.

Возраст детей: 11-12 лет.

Условия для проведения: кабинет биологии.

Оборудование: список литературы о птицах, картинки с изображением птиц, таблица «Рекомендации по изготовлению скворечника».

Методические советы на подготовительный период: распределение ролей среди учащихся по  заданиям:

  • «Журналисты» (составляют вопросы о птицах)
  • «Ученые-биологи»  (ведут «Дневник наблюдений», записывают интересную информацию о птицах).

Задание: изготовление скворечников. В классе вывешивается таблица «Рекомендации по изготовлению скворечника».

План открытого занятия

  1. Организационный момент.

1. Проверка готовности к занятию

    II. Изучение нового материала

  1. Пресс-конференция.
  2. Самостоятельная работа детей.
  3. Работа по карточкам.
  4. Динамическая пауза.

III.Закрепление нового материала

IV. Итог занятия

V. Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята! Я предлагаю Вам послушать стихотворение Елены Благининой «Друзья».

Есть во дворе у нас друзья,

Встают они чуть свет

И в чужедальние края

Не улетают – нет!

Повеет ветер с темных нив,

Поникнут ветви ив,

Один другого спросит: «Жив?»

Другой ответит: «Жив!»

Потом пойдет крутить пурга,

Остынет вся земля,

И лягут белые снега

На черные поля.

Мороз ударит, опушив

Нагие ветви ив,

Один другого спросит: «Жив?»

Другой ответит: «Жив!»

И вдруг весна растопит лед,

Разбудит двор и сад,

И все чудесно оживет,

И птицы прилетят.

Теплынь нахлынет с влажных нив,

Набухнут ветви ив.

«Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?»

«Я жив! Жив! Жив – жив – жив!»

- Вы догадались, о ком пойдет речь на занятии? (о птицах)

Правильно именно о птицах.

II.Изучение нового материала

1. Пресс-конференция «учёных» и «журналистов».

Вопрос. Кто такие птицы?

Ответ. Все птицы имеют две ноги, два крыла, клюв, тело, покрытое перьями. Они могут летать в воздухе.

Вопрос. Какова среда обитания птиц?

Ответ. Среда обитания птиц - это лес, водоём, птичник.

Вопрос. Почему у птиц разные ноги?

Ответ. Разные ноги потому, что обитают пернатые в разных местах. Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Птицы, живущие у воды, имеют ноги с перепонками, а пернатые, селящиеся на деревьях, имеют короткие ноги с цепкими коготками.

Вопрос. Почему у птиц разные клювы?

Ответ. Разные клювы потому, что они едят различную пищу.

Вопрос. Почему осенью птицы улетают?

О т в е т. По нескольким причинам:

Исчезновение основного корма.

Замерзание водоемов, земли.

Отмирание вегетативных частей растений.

Вопрос. Какие птицы улетают в теплые края?

Ответ. Перелетные птицы: ласточка, грач, утка, скворец, стриж.

Вопрос. Какие пернатые остаются зимовать?

Ответ. Зимующие птицы: ворона, галка, воробей, синица.

Вопрос. Почему птицы остаются зимовать?

Ответ. Остаются зимовать те виды пернатых, которые питаются ягодами, семенами деревьев.

Вопрос. Почему в холодные дни птицы взъерошивают перья?

Ответ. Они взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло.

Вопрос. Почему перья не намокают?

Ответ. Пернатые смазывают их жиром из специальной железы.

Вопрос . От чего зависит прилет птиц весной?

Ответ. Прилет весной зависит от появления корма. Скворцам нужны мелкие насекомые, семена; водоплавающим птицам - рыбы, водные насекомые; соловьям, ласточкам - насекомые. А вот грачи - всеядны.

Вопрос. Чем можно помочь птицам в трудное время?

Ответ. Зимой надо подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться, развешивать кормушки и скворечники.

Вопрос. Как называются следующие птицы?

Демонстрируются картинки с изображением птиц.

«Учёные» называют птиц, представленных на картинках.

Вопрос. Какая птичка самая маленькая?

Ответ. Колибри - самая маленькая птичка.

В опрос. А какие птицы являются самыми крупными?

Ответ. Это страус, пингвин, индюк.

Вопрос. Какую пользу приносят птицы?

Ответ. Птицы охраняют сады, леса от вредных насекомых.

2.Самостоятельная работа детей

Составление памятки «Рекомендации по изготовлению скворечника»:

  • Скворечники могут занимать: скворцы, воробьи, синицы и другие птицы.
  • Тщательно пригонять друг к другу стенки гнездования нe надо - в домике для птиц необходима вентиляция (можно делать небольшие узкие щели).
  • Крышка должна быть съемной - гнездование надо осматривать, удаляя из него прошлогоднюю подстилку и мусор. Проверять скворечник надо два раза в год: весной - перед прилетом, осенью - после отлета птиц на места зимовок.
  • Съемные крышки гнездований укрепляются специальными приспособлениями или притягиваются проволокой. Это необходимо, чтобы различные хищники не смогли проникнуть внутрь домика.
  • Развеску скворечников лучше проводить задолго до прилета птиц, чтобы гнездования приобрели более естественный, природный вид! Такие домики птицы занимают быстрее.
  • Скворечники должны быть мало заметны. Развешивать их надо в тихих местах, с учетом повадок и поведения их будущих хозяев.
  • Развешивать искусственные гнездования нужно таким образом, чтобы не наносить вреда деревьям.
  • Скворечники можно размещать недалеко друг от друга, но не следует развешивать много гнездований в одном месте.

3.Работа по карточкам.

Зачеркни одинаковые согласные буквы в каждом ряду и узнаешь название спрятанной птицы:

  • ДСДКДИКНКИКЦА - синица
  • НСВОНРВОВКАВН - сорока
  • ВПОНРПОПБЕПЙН - воробей
  • МДМЯМТВЕМЛМВ - дятел

4.Динамическая пауза:

Встали прямо, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой прыг-прыг скок!

III.Закрепление нового материала

Педагог: Послушаем стихотворение о птицах

Дети:      Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь.

Е. Карганова

Дети: 

                  ЧТО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ?

Если деньги накопить,

Можно многое купить:

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

В. Орлова

Педагог: Спасибо.

IV. Итог занятия

Педагог: Слова М.Пришвина.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

-Как понимаете эти слова?

Рыба не может жить без воды. Птица – без воздуха. А человек - без природы. Ведь человек – это часть природы. Природа – источник духовного богатства человека. Поэтому охраняя природу – мы охраняем нашу Родину.

-Чем каждый из нас может помочь природе?

Ответы детей: Летом можем вывешивать скворечники, дуплянки. Зимой - развешивать кормушки и подкармливать птиц.

V.Рефлексия

Выяснить, что понравилось, запомнилось на занятии. Теперь приступим к рисованию. Когда рисуете птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги давайте разместим наших птиц на фоне этого роскошного дерева. Если вам было интересно на уроке, и вы узнали много нового, то размещайте птиц на ветвях чудо – дерева, а если вам было неинтересно, скучно – разместите птиц у подножия.

- Я рада, что все птицы заняли свое почетное место на ветвях нашего чудо - дерева. Это означает, что урок вам, понравился, и время мы провели сегодня не зря. Посмотрите на птиц! Как они хорошо смотрятся на нашем дереве. Большое вам спасибо за занятие. Всего хорошего.

Методические советы организаторам и постановщикам

Больше использовать наглядного материала. Для создания эмоционального настроя группы можно использовать игры на воздухе.

Список литературы:

  1. В. В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. - М.: Дрофа, 2004.
  2. htt://zoo.rin.ru

САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

   

Тема занятия: «Птицы нашего двора».  Данное занятие входит в раздел темы «Наш дом - Земля».  

   При подготовке к занятию  старалась правильно сформулировать цель, присутствовал обучающий компонент: ознакомление  учащихся  с многообразием птиц.

   Развивающий компонент: развивать речь, память, умения давать самооценку.

  Воспитывающий компонент: воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Занятие было построено в комбинированной форме, так как здесь присутствовала и лекция, и практика.

    Методы, которые применялись на занятии, я считаю, соответствовали  целям занятия: наглядный, словесный, практический, самостоятельная работа.

    Структурные компоненты занятия, по моему мнению, были выдержаны правильно. В начале занятия была сообщена тема, цели, план проведения. Далее следовала пресс- конференция, беседа, работа по карточка на выявление знаний о птицах, самостоятельная работа. В конце занятия подвели итоги.

    Темп занятия соответствовал возрастным особенностям детей.

     Дидактический материал, технические средства обучения, наглядные пособия были подобраны в соответствии с целями (птицы).

    Дети на занятии были активны. Я в свою очередь старалась заинтересовать их, привлечь внимание к работе на занятии – предлагала задания для детей, самостоятельную работу и т.д.

     Учащиеся проявили большой интерес к занятию, цель урока была достигнута.














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребята с нашего двора

Сценарий школьной  агитбригады  по здоровому образу жизни...

Сказки нашего двора

Методическое пособие для детей как правильно и с пользой провести свободное время во дворе....

Герои нашего двора

Презентация  о воинах-афганца и об участниках локальных воин моего поселка Гостеприимный...

"Сказочные домики нашего двора" (урок-исследование)

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся в рамках ФГОС НОО. Урок носит исследовательский характер. Ребята исследуют свойства пластилина различного вида (обычный, зернистый, восковой...

Масленица-праздник нашего двора!

для педагогов - организаторов подростковых клубов...

"Праздник нашего двора"

Цель: организация веселого творческого досуга детей, создание у детей праздничного настроения....

"Праздник нашего двора"

Цель: организация веселого творческого досуга детей, создание у детей праздничного настроения....