Перспективный план работы кружка "Народная жемчужина" на 2 года
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Хисамутдинова Алсу Вазыховна

Работа кружка рассчитана на 3 года. Первый раздел изучается в 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_kruzhka_na_2_goda.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Перспективное планирование занятий на 2016-2017, 2017-2018 учебные годы.

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от занятия к занятию.

Занятия проводятся по 4 часа в неделю, 136 часов в год. ( 1 год)

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  • Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
  • Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей (они должны находиться под постоянным контролем педагогов). Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста.
  • Возрастными психофизическими особенностями детей на разных этапах их художественного развития.Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Основные отличия образовательной программы “Декоративно-прикладного искусства” от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:

  • целевая направленность;

программа разработана для занятий факультатива;

  • комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства;
  • опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, ИЗО;
  • использование технологий дифференцированного обучения;

Основные принципы построения программы:

  • постепенность и последовательность;
  • доступность и систематичность;
  • наглядность и достоверность;
  • активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы;
  • комплексное освоение материала;
  • преемственность;
  • результативность;
  • индивидуальный подход в условиях коллективного обучения.

Программа предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, знакомство с традиционными русскими художественными промыслами и освоение техники простых элементов росписи с последующим самостоятельным составлением композиций.

Достижению поставленной цели способствует выполнение задач:

  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  • формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
  • воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям;
  • формирование эстетических знаний;
  • развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д;
  • создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.
  • формирование патриотических чувств ребёнка.

Средством достижения цели и задач декоративно-прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории.

Структура программы

Вся программа состоит из 2-х разделов:

  • разноцветные узоры (изучение и составление геометрических орнаментов);
  • изучение традиционных народных художественных промыслов России.

Каждый раздел начинается со знакомства с теоретическим материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов.

Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ, так и при анализе задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.

Принцип подбора содержания программы - максимально дополнить и расширить знания и умения учащихся, получаемых во время уроков в 5 классе по изучению декоративно-прикладного искусства, а так же расширить возможность их практического применения. Пятиклассники на занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  • репродуктивных (работа по образцам);
  • частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  • исследовательские (чтение литературы по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства).

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (в перспективе);

Предметные результаты:

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда.

Первый уровень результатов

  • знание об этике и эстетике повседневной жизни человека;
  • навык самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • знание и умение использовать термины (тезаурус);
  • знание и практическое применение правил безопасности труда и личной гигиены, умение организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
  • знание основных традиционных художественных промыслов, истории их возникновения и развития, и их особенности;
  • знание этапов росписи;
  • знание названий и назначения различных материалов и инструментов;
  • знание законов композиции;
  • умение правильно подготовить краски к работе, умение бережно относиться к инструментам;
  • умение отличить предметы выполненные различными художественными промыслами;
  • умение правильно набирать кистью краски и наносить кистью мазки по поверхности бумаги;
  • умение пользоваться циркулем и линейкой, умение сравнивать с образцом;
  • умение выполнить основные элементы росписи изученных промыслов;
  • умение самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу), контроль правильности выполнения работы;
  • навыки составления композиции (на плоскости);
  • навыки росписи традиционных художественных промыслов.

Второй уровень результатов

  • развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
  • совместное пользование материалами и инструментами;
  • добровольная помощь сверстникам испытывающим трудность при выполнении задания;
  • благоустройство и поддержание чистоты в кабинете, уборка рабочего места;
  • использование красивой и правильной речи;
  • рациональное использование время занятия;
  • ценностное отношение школьника к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в результате возникающих во время работы повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.

Третий уровень результатов

  • исследовательская деятельность;
  • публичное выступление по проблемным вопросам;
  • работа в команде;
  • самообслуживание;
  • самоорганизация;
  • взаимодействие со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Формы достижения результатов

  • 1 уровень. Занятия факультатива.
  • 2 уровень. Выставки, фестивали.
  • 3 уровень. Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Детские исследовательские проекты.

Оценка и контроль результатов

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Октябрь

Приобретение ЗУН при работе по составлению орнаментов.

Фронтальный опрос. Проведение выставки “Разноцветные узоры”.

Март

Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов росписи используемых в народных промыслах.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Осознанное использование элементов росписи и знание их названий.

Май

Приобретение знаний, умений, навыков при изучении основных приёмов росписи используемых в народных промыслах.

Участие в выставке “Основы народного искусства”. Тестирование.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Программа будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:

  • наличие светлого, просторного кабинета;
  • водоснабжение (раковина и слив);
  • наличие материалов необходимых для работы;
  • наличие компьютера и проектора;
  • деревянные заготовки;
  • наличие мебели необходимой для работы с детьми и хранения материалов и изделий;
  • желание детей и поддержка администрации и родителей.

Календарно-тематический план.

№ занятия

Тема

Содержание занятия

I четверть

1

Введение в курс. История орнамента. Виды орнаментов.

Мини-лекция, беседа.

2

Практическое использование инструментов при построении орнамента

Знакомство с инструментами для построения орнамента. Правила безопасности при работе с циркулем. Построение окружностей.

3

Круг. Центрический орнамент-розетка.

Откладывание отрезков заданной величины, нахождение центра окружности, построение окружностей заданного радиуса.

4

Круг. Центрический орнамент-розетка. Применение на практике полученных знаний. Как спланировать узор при вышивке, аппликации.

Самостоятельное построение и цветовое оформление центрического орнамента с четырьмя сегментами.

5

Круг. Центрический орнамент-розетка.

Деление окружности на 6 частей и построение орнамента по заданию педагога.

6

Круг. Центрический орнамент-розетка. Применение на практике полученных знаний. Как спланировать узор при вышивке крестиком

Самостоятельное построение орнамента из шести сегментов и его цветовое решение.

7

Круг. Центрический орнамент-розетка. Применение на практике полученных знаний. Как спланировать узор при вышивке гладью.

Деление окружности на 8 частей и построение орнамента по заданию педагога.

8

Круг. Центрический орнамент-розетка. Применение на практике полученных знаний. Как спланировать узор при  выжигании.

Самостоятельное построение орнамента из восьми сегментов и его цветовое решение.

9

Круг. Центрический орнамент-розетка. Применение на практике полученных знаний. Как спланировать узор при вышивке бисером.

Деление окружности на 5 частей и построение орнамента по заданию педагога.

10

Тёплые и холодные цвета.

Самостоятельное построение двух одинаковых орнаментов и их цветовое оформление в холодной и тёплом гамме.

11

Квадрат. Особенности композиции.

Построение орнамента в квадрате. Перпендикулярное и диагональное деление квадрата.

12

Квадрат. Особенности композиции.

Самостоятельное построение орнамента в квадрате из восьми сегментов и его цветовое решение.

13

Тёмное и светлое в орнаменте.

Построение одинаковых орнаментов и их цветовое решение с заменой светлых и тёмных тонов.

14

Орнамент на полосе. Цветовое чередование в орнаменте.

Построение орнамента на полосе. При цветовом решении использовать дополнительные цвета.

15

Сетчатый орнамент.

Построение сетчатого орнамента.

16

Разноцветные узоры. Обобщение темы.

Фронтальный опрос. Проведение выставки “Разноцветные узоры”.

II четверть

17, 18

Введение в курс. Игрушка и её история. Многоцветье дымки. Дымковские игрушки.

Мини-лекция. Рассматривание дымковской игрушки. Элементы росписи.

19, 20

Дымковские узоры

Роспись плоскостных игрушек для отработки элементов росписи.

21, 22

Дымковская барыня

Лепка и грунтовка игрушки.

23, 24

Дымковская барыня

Роспись дымковской игрушки.

25-28

Весёлое шествие дымковских игрушек.

Лепка, грунтовка, роспись игрушек (кони, индюки, утки…)

29, 30

 Разноцветные орнаменты.

Беседа (повторение изученного на уроке). Рассматривание филимоновских игрушек. Составление и роспись орнаментов элементами филимоновской росписи

31,32

Оформление Сабантуя

Лепка,  рисунок.

III четверть

33, 34

Каргопольская игрушка. Элементы росписи.

Мини-лекция. Рассматривание каргопольской игрушки. Освоение элементов каргопольской росписи.

35-38

Весёлое шествие каргопольких игрушек. А есть ли игрушки в нашем селе?

Лепка, грунтовка, роспись игрушек.

39-40

Цветочные узоры Полхов – Майдана. Роспись татарского народа

Историческая справка. Изучение традиционных четырёх этапов росписи.

41-42

Цветочные узоры Полхов – Майдана. Роспись татарского народа

Роспись плоскостных предметов для отработки элементов росписи.

43-46

Цветочные узоры Полхов – Майдана. Узоры села Каменный Брод.

Лепка, грунтовка, роспись изделий.

47, 48

Оформление деревенского окна

Общение с населением

49-52

Народная любимица. Утепление окон на зиму. Особенности нашего села.

Общение с населением.

Vl четверть

53-56

Хохлома. Элементы росписи. Орнаменты.

Роспись изделий.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – “Хохломская роспись” и освоение простых элементов росписи и орнаментов. Роспись изделия.

57-60

Городецкая роспись. Основные элементы росписи. Роспись изделий.

Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, штрихов, точек и скобочек. Освоение традиционных городецких орнаментов. Освоение основных элементов росписи: “розана”, “ромашки”, “листочков” и т.д.

61-64

Сказочная гжель. Основные элементы росписи. Роспись изделий.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – “Гжельская керамика” и освоение простых элементов росписи и орнаментов. Роспись изделия.

65-68

Жостовский букет. Жостовский орнамент.

Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – “Жостовская роспись”. Построение традиционных орнаментов. Освоение этапов росписи. Роспись изделий.

69.70

Узоры, часто встречаемые в вышивке рукодельниц нашего села. Истории.

Освоение простых элементов росписи. Тестирование.

71.72

Узоры, часто встречаемые в вышивке рукодельниц нашего села. Истории.

Узоры, часто встречаемые в вышивке рукодельниц нашего села. Истории.

73-75

Почему вышивали ковры? Рассказ старейшин села. Орнаменты вышивки ковра.

Построение традиционных орнаментов. Освоение этапов росписи. Роспись изделий.

75-80

Вяжем цветы и фрукты. Кто впервые начал это дело в нашем селе?

Освоение основных принципов работы.

81-86

Вяжем крючком комнатные цветы.

Освоение основных принципов работы.

87-90

Вязание в технике бабушкин квадрат

Освоение основных принципов работы.

91-95

Поделки из природного материала

Выставка работ

96-100

Икебаны ин веток плодовых деревьев и цветов.

Освоение основных принципов работы.

100-105

Витраж и его виды. Акриловые краски. Принципы построения картин витража

Освоение основных принципов работы.

106-110

Плетение из газетных трубочек. Корзинка из газетных трубочек.

Освоение основных принципов работы.

111-114

Как покрасить изделие из бумаги. Виды лаков для декоративных работ.

Освоение основных принципов работы.

115-120

Декупаж. Искусство декупажа. Поделки в технике декупаж. Роспись тарелок, часов, изготовление елочных игрушек.

Поделки в технике декупаж.

121-125

Поделки из атласных лент. Картины, броши, украшения для волос.

Поделки из атласных лент.

126-130

Картины из атласных лент

Выставка работ

131-135

Изготовление вазы из природного материала. Листья и сухоцветы

Выставка работ

136

Итоговое занятие.

Выставка работ

Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, “встать” на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, “колористики”, характерные для того или иного промысла.

Список литературы для педагога

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение”. 2010.

Цифровые образовательные ресурсы

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html

http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html

http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/index.html

http://nogschool4.my1.ru/publ/15-1-0-30

http://dou908.narod.ru/docs/8945a.htm

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862

http://old.yamaledu.org/index.php?option=com_content&view=article&id=
73:-111206-06-1844&catid=68:federalye-dokumenty&Ite

Раздел  «Краеведение».

Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5класса составлена с учётом нормативных документов:

1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:

1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

2.П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению младших подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Цели курса:

  • формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
  • способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.

Задачи курса:

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;

  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
  • развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  • воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
  • воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.

Используются современные педагогические технологии:

проблемное обучение;

проектные методы в обучении;

здоровьесберегающие технологии;

использование исследовательского метода в обучении;

информационно-коммуникационные технологии;

технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

технология «Развитие критического мышления» и др.

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.

Контрольная работа: по теме «Наш край в древности».

Самостоятельна работа по теме «Герои моей республики»

Практические работы:

знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.

Составление генеалогического древа моей семьи.

Творческие работы:

по темам «Памятники мой малой Родины»

«Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

  • место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;
  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
  • хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Республики Тува;
  • виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Республики Тува.

Уметь:

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
  • объяснять значение основных понятий;
  • соотносить историю своей семьи, города Кызыла с региональной историей;
  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;
  • показывать на карте и описывать географическое положение Республики Тува как административно-территориальной единицы;
  • составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.

Примерный календарно-тематический план

по курсу «краеведение»

№ п/п урока

Содержание

Тема раздела и урока

Кол-во час.

Дата проведения

1-2

Введение в тематику. Россия – Родина моя. Мой  Татарстан

2

3-4

Символы  РТ: герб, гимн, флаг

2

5-6

Символы малой Родины. Герб города Буинска. Символика нашего села.

2

7-8

Буинский район  – частица Татарстана

2

9-10

«Солдат – сам чёрт ему не брат» По следам военных лет.

2

11-12

Богатырская наша сила. Легенды и сказания старожилов

2

13-14

Богатырская наша сила. Легенды и сказания старожилов

2

15-16

Знаменитые люди нашего села

2

17-18

Знаменитые люди нашего села

2

19-20

Как жили наши предки. Наш край в древности

2

21-22

Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия

2

23-24

Экскурсия в школьный музей села Энтуганы.

2

25-26

27-28

Экскурсия в Национальный музей РТ.

Рисунки по впечатлениям.

4

29-30

Наша улица. Названия улиц рассказывает.

2

31-32

Памятники. Прогулка по селу

2

33-34

. Экскурсия в музей города Буинска.

2

35-36

37-38

Дети войны. Труженики тыла.

Эссе: « Что могут дети на войне?»

2

39-40

Проект «Военная летопись нашей семьи».

2

41-42

Я - ученик. История школы

2

43-44

Выпускники, которыми гордимся.

2

45-46

Родной дом и семья

2

47-48

Традиции семьи

2

49-50

Знаменитые земляки.

2

51-54

Традиции семьи. Приглашенные гости – родители учеников.

1

55-60

Женщины - трактористы. Борьба за урожай. Традиции  и современность.

5

61-62

Особенности мусульманства  в нашем селе.

2

63-66

Религия соседнего  села. Староверы. Семья Пигановых. Рассказ выпускников школы 209 года.

4

67-68

Современная жизнь села: люди и занятия – экскурсия на объекты

2

69-70

Наши фермеры и предприниматели

2

71-75

Деятели культуры и искусства – выходцы из нашего села.

4

76-79

О чем говорят псевдонимы и прозвища? Наше прозвище. Откуда оно взялось?

4

80-84

Профессии, наиболее популярные в нашем селе. Встреча с представителями различных профессий. Ниши ученые: Я. Ахметова, Ф.Ф. Зиннатов, Р.Р. Хисамов. Как они пришли в науку.

4

85-90

Мир глазами современного ученика. Каким я представляю наше село лет через 30? Рисунки, проекты, сочинения.

5

91-95

Полезные ископаемые нашего района, села.

4

96-100

Археологические данные о нашем крае. Сто интересного дали нам раскопки, проведенные в районе села Энтуганы в Советские годы.

4

101-105

Откуда попал бивень мамонта на наши земли? Рассказ учителя истории села Энтуганы Залаловой Р.Р. Отзывы, рисунки, поделки.

4

106-110

Мое село. Поэты и деятели искусства. Г. Айзетуллова и братья Вахитовы. ( певцы)

4

111-115

Почему в нашем селе нет хорошей питьевой воды.  Программа «Чистая вода». Рассказ главы Тимбаевского сельского поселения Р.Р. Валеева.

4

116-120

Как называлось наше село в прошлом веке? Исследовательская работа.

4

121-125

 Самые многодетные семьи нашего села. Кем стали их дети? Увлечения и хобби.

4

126-130

Самые многодетные семьи нашего села. Кем стали их дети? Увлечения и хобби. Встреча с представителями семей. Ибятовы, Валеевы, Айзетулловы, Низамовы.

4

131-135

История школы. От одноэтажного деревянного строения к современным информационным технологиям. Встреча с бывшими директорами школ, учителями – ветеранами.

4

136

Итоговое заниятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

Перспективный план работы педагога-психолога

Примерный вариант  анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"...

Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).

В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....

перспективный план работы на 2017-2022 уч. годы

Учитель сказал: «Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду». Я слышал такие слова и видел таких людей....