Дополнительная общеразвивающая программа "Шумовой ансамбль"
методическая разработка на тему

Программа «Шумовой ансамбль» имеет эстетическую направленность, ориентирована на воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, классической музыки, обучение игре на народных шумовых инструментах, музыкально-ритмических и творческих способностей и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumovoy_ansambl.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ  с. ИЛИР

665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: ogou@bk.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Шумовой ансамбль»

Возраст обучающихся 8-15 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

 

Кузнецов Вячеслав Валерьевич

Илир 2015

Пояснительная записка     

Программа «Шумовой ансамбль» реализуется в рамках внеурочной деятельности с учащимися 8-15 лет. Программа базируется на основных нормативных документах: письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования), письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В основу программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы, и познавательной деятельности. Занятия по музицированию на различных ударных музыкальных и шумовых инструментах позволяют эффективно развиваться сенсорной сфере детей. Дети начинают дифференцировать звуки по высоте, улавливают динамические нюансы, координируют движения и развивают мелкую моторику, коммуникативные способности.

Направленность программы

Программа «Шумовой ансамбль» имеет эстетическую направленность, ориентирована на воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, классической музыки, обучение игре на народных шумовых инструментах, музыкально-ритмических и творческих способностей и памяти.

Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • творческой направленности;
  • максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;
  • этического отношения к личности ребенка;
  • конструктивного общения;
  • добровольности.

Новизна и отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной программы является воспитание музыкальных способностей учащихся коррекционной школы, обучение игре на шумовых инструментах и приобщение детей к творческой деятельности.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в системе обучения игре на народных шумовых инструментах учащихся, основанной на разнообразном сочетании творческой деятельности: ритмические, инструментальные, несложные игровые миниатюры со словом и пением, экспериментирование со звуками.

Программа представлена в виде специальных музыкальных занятий, способствующих развитию и коррекции различных сторон психики ребенка, включая эмоционально-волевую и познавательную сферы. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья занятия в кружке помогают сформировать и развить творческий потенциал, коммуникативные навыки, научиться групповой сплоченности, культуре поведения в социуме.

Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с учащимися.

Актуальность программы

Актуальность программы в том, что занятия в ансамбле шумовых инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для учащихся.

Занятия ансамбля  детских шумовых инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие ансамбля  расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.

Музыка является средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии.

Музыкальное воспитание детей также осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных шумовых инструментах. Характерные для русской народной культуры звуки, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь».

Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность шумовых народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

Воспитание ребенка через знакомство с музыкальными произведениями, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, а также отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников коррекционных школ обусловили необходимость разработки данной программы.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся через игру на шумовых народных инструментов, формирование эмоционально - радостных ощущений от активного участия в музицировании.

Задачи программы:

  • развитие индивидуальных способностей детей, их творческого мышления;
  • развивать память и концентрацию внимания;
  • дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах;
  • воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, развитой личности;
  • обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников ансамбля;
  • воспитывать культуру общения в коллективе, воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.

Задачи коррекционные:

  • Гармонизация общего состояния детей.
  • Активизация движений для общего оздоровления организма в целом.
  • Моделирование поведения с помощью музыки.
  • Развитие моторики.

Возраст учащихся

Программа «Шумовой ансамбль» рассчитана на учащихся от 8 до 15 лет. В творческое объединение принимаются дети по желанию и по способностям.

Сроки реализации программы

Программа «Шумовой ансамбль» реализуется в течение 1 года.

Формы и режим занятий

Форма работы - групповое занятие два раза в неделю в объеме 36 часов, продолжительность занятия 45 минут, а также индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты программы:

  • играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
  • слышать и понимать музыкальные произведения - его основную тему;
  • петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
  • понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

Формы подведения итогов реализации программы.

Формой подведения итогов и реализации программы «Шумовой ансамбль» является участие в проведении развлечений и досугов, праздников, концертов.

        

Учебно-тематический план занятий 

N

п/п

п

Содержание

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Юные оркестранты»

1

1

2

Оркестр русских народных инструментов

1

1

2

3

Погремушка как музыкальный шумовой инструмент

1

1

2

4

«Вот как дружно в бубен бьем».

1

1

2

5

«Пусть играет шумно, четко - деревянная трещотка».

1

1

2

6

Колотушка.

1

1

2

7

«Вятские смоленские, ложки деревенские».

1

3

4

8

Деревянная рубель.

1

1

2

9

Коробочка деревянная.

1

1

2

10

Бубенцы.

1

1

2

11

Треугольник малый, треугольник большой.

1

1

2

12

Маракасы.

1

1

2

13

Металлофон.

1

1

2

14

Народный фольклор.

1

2

3

15

Русский народный костюм.

1

2

3

16

Ансамбль (народный)

1

1

2

17

Импровизация.

3

3

18

Путешествие по звукам.

3

3

19

«Шутка в музыке».

2

2

20

«Чей голос лучше».

2

2

21

«Играй, наш ансамбль».

4

4

22

Итоговое обобщающее занятие.

1

1

23

Отчетный концерт.

1

1

Итого

16

35

51

Содержание изучаемого материала

  1. Вводное занятие «Юные оркестранты»

Теория. Программа, содержание работы и задачи ансамбля.

  1. Оркестр русских народных инструментов

Теория. Оркестр русских народных инструментов (струнные, духовые и шумовые группы инструментов).

Практика. Просмотр фрагментов выступлений оркестров (видеофильм).

  1. Погремушка как музыкальный шумовой инструмент

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разнотембровые погремушки. «Озорные погремушки» (как изготовить самодельные погремушки).

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук (разминка). Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание). Работа над музыкальным произведением. Игра в ансамбле.

  1. «Вот как дружно в бубен бьем - никогда не устаем».

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности бубнов. Звукообразующий элемент: перепонка - перепончатые.

Практика. Освоение основных приемов звукоизвлечения (встряхивание и удар пальцами рук, удар о ладонь). Работа над музыкальным произведением. Игра соло и в ансамбле.

  1. «Пусть играет шумно, четко - деревянная трещотка!»

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Звукообразующий элемент: пластина - пластинчатые. Прием игры «Волна». Трещотка малая. Трещотка большая.

Практика. Разминка рук без инструмента - игра «Шофер». Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук. Освоение основных приемов звукоизвлечения (толчок, сжимание и удар пластин друг о друга). Игра соло и в ансамбле.

  1. Колотушка.

Теория. История создания. Разновидности колотушек. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Приемы игры на колотушке.

Практика. Освоение основного приема звукоизвлечения (встряхивание и удар деревянного шарика о корпус инструмента). Игра соло и в ансамбле. Работа над музыкальным произведением.

  1. «Вятские, смоленские - ложки деревенские».

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Ложки деревянные как музыкальный инструмент. Основные приемы игры (видеофильм).

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение приемов игры на двух ложках: удар одной ложки о другую, «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки». Освоение приемов игры на трех ложках: основной прием игры, «Тремоло», «Форшлаги».

  1. Деревянная рубель.

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности рубели. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент: трение (скольжение) деревянного молоточка о корпус инструмента.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения: скольжения деревянным молоточком по рубцеватой поверхности инструмента. Игра соло и в ансамбле под музыку.

  1. Коробочка деревянная.

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности.  Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения. Игра соло и в ансамбле под музыку.

  1.  Бубенцы

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности бубенцов. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения. Игра соло и в ансамбле под музыку.

  1.  Треугольник малый, треугольник большой

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности. Разновидности треугольников. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения. Игра соло и в ансамбле под музыку.

  1.  Маракасы

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности.  Разновидности маракасов. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения. Игра соло и в ансамбле под музыку.

  1.  Металлофон

Теория. История создания. Конструктивные особенности, исполнительские и технические возможности.  Разновидности металлофонов. Основные приемы игры (видеофрагменты). Звукообразующий элемент.

Практика. Постановка исполнительского аппарата - корпуса рук (разминка). Освоение основного приема звукоизвлечения. Игра соло и в ансамбле под музыку.

  1. Народный фольклор

Теория. История появления первых русских народных песен. Народные приметы. Народный фольклор о русских народных инструментах.

Практика. Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, заклички, частушки, стихи. Работа над русскими народными произведениями. Игра соло и в ансамбле.

  1.  Русский народный костюм

Теория. Рассказ о русском костюме. Видеофильм в комнату русского быта «горенку» школьного музея.

Практика. Работа над русскими народными произведениями. Игра соло и в ансамбле.

  1.  Ансамбль (народный) 

Теория. Ансамбль (народный).

Практика. Просмотр фрагментов выступлений ансамбль (видеофильм).

  1. Импровизация

Практика. Исполнение и запись несложных ритмических композиций с использованием текстов и шумовых инструментов. Игра по дирижёрскому жесту.

  1.  Путешествие по звукам. 

Практика. Развитие сенсорных музыкальных способностей.

  1.  «Шутка в музыке».

Практика. Развивать навык одновременного исполнения на «инструментах». Расчески с медиатором, шуршалки и т.д.

  1.  «Чей голос лучше». 

Практика. Творческие игры. 

  1. «Играй, наш ансамбль». 

Практика. Коллективная игра в ансамбле.

  1.   Итоговое обобщающее занятие

Практика. Импровизированный концерт.

  1.  Отчетный концерт

Практика. Концерт.

Список литературы

  1. Агапова А. Сборник русских народных песен. – М.: Музыка, 2006.
  2. Бублей С. Детский оркестр. - Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
  3. Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое пособие. – Красноярск: Торос, 2010. – 68 с.
  4. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
  5. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. - М.: Педагогическое общество России, 2005 – 59 с.
  6. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками. – 98 с.
  7. Школяр Л.В. Красильникова М.С. Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: , 1998 – 258 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития  Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства». Предмет «Ансамбль» и предмет "Музыкальный инструмент"

Программа "Основы музыкального исполнительства" по предметам «Ансамбль» и "Музыкальный инструмент" в образовательном процессе детских школ искусств  как нель...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.

Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Программа музыкальной студии в системе дополнительного образования по музыкальному воспитанию имеет художественно-эстетическую направленность.Она разработана с учетом методических рекомендаций по разр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ансамбль «Колхида» (мальчики) «Совершенство»

Программа Ансамбль «Колхида» (мальчики) «Совершенство» относится к художественной направленности, она направлена на развитие художественного вкуса, эмоционального и творческого...