ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
рабочая программа

Хачатрян Тигран Альбертович

Программа музыкальной студии в системе дополнительного образования по музыкальному воспитанию имеет художественно-эстетическую направленность.

Она разработана с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016), методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи  министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242), письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта № ВК-64/09 «О направлении методических рекомендаций», в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14,  а также согласно    «Концепции  дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hachatryan_ta_programma.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление по образованию Администрации городского округа Химки

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «Родник»

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по УВР                                             директор МБУДО ДДТ«Родник»

______________   Титова Е.А.                                                  ____________Оболенская Ю.Н.

   

                                                                                               протокол педагогического совета

                                                                                                               № ____    от   ___    августа 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

     ПРОГРАММА

Музыкальная студия

«Четыре четверти»

                   

                 

                                         

Возраст обучающихся:  12-17 лет

                                                Срок реализации:  3 года                                                            

                                                           Составитель программы:                                                                    Хачатрян Тигран Альбертович,                                                                    педагог дополнительного образования:

Химки 2018

Содержание

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы                                                         3

1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы)                3

1.2.Цель и задачи программы                                                                4

1.3.Содержание программы                                                                5

1.4.Планируемые результаты                                                                10

2.Комплекс организационно-педагогических условий:                        11

   Методические материалы                                                                11

3.Список литературы:                                                                        18


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя.

Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником

эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом

морали и нравственности.

Большой интерес школьников к электронным инструментам, новым стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказа от компьютерного звучания и переход на «живой звук», выявили необходимость создания программы по организации музыкальной студии с возможностью обучения игре на популярных эстрадных инструментах. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа музыкальной студии способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.

Интерес школьников к деятельности в музыкальной студии позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Программа музыкальной студии в системе дополнительного образования по музыкальному воспитанию имеет художественно-эстетическую направленность.

Она разработана с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016), методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи  министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242), письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта № ВК-64/09 «О направлении методических рекомендаций», в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14,  а также согласно    «Концепции  дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Музыкальная студия очень популярная форма занятий музыкальным творчеством у подростков, так как создаёт возможность организации вокально-инструментальных ансамблей. Будучи довольно свободным по составу и исполняемому репертуару ансамбль в ряде случаев становится центром музыкально-просветительской работы, вызывает активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствует воспитанию хорошего музыкального вкуса, но чаще он же способствует популяризации низкопробных шлягеров, музыки «пустой» и неинтересной.

Программа имеет художественную направленность.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию социальных, личностных, общекультурных, коммуникативных компетенций обучающихся. Стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека, гражданина своей страны.

Отличительные особенности программы заключаются в комплексном подходе в изучении музыкального искусства; в реализации программы в контексте компетентностного подхода в образовании; в рамках программы предусмотрено овладение учащимися социальными пробами и приобретение опыта социальных практик.

Адресат программы

Программа рассчитана на подростков 12-18 лет, заинтересованных в повышении уровня развития музыкальных навыков, имеющих склонность к их развитию (чувство ритма, музыкальный слух, артистичность, голосовые данные, сценическая выразительность. В коллектив принимаются все желающие школьники. Конкурсный отбор возможен. Срок реализации - 3 года. Индивидуальные занятия проводятся по 2 академических часа в неделю.

Программа предусматривает обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов третьей группы, чьи возможности позволяют заниматься на музыкальном инструменте.

Объём программы составляет 216 часов за три года обучения по 72 часа в год.

Форма обучения – теоретические и практические индивидуальные занятия.

Срок освоения программы – три года. Количество занятий - по два часа в неделю является оптимальным с точки зрения возможности усвоения и закрепления программы.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы – овладение навыками игры на музыкальном инструменте, музыкальной грамотой; приобщение учащихся к созданию духовных ценностей посредством включения их в процесс художественного творчества и, как следствие, развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.

Задачи программы:

Обучающие

- овладение навыками игры на музыкальном инструменте;

- овладение начальными знаниями музыкальной грамоты;

Развивающие

- развитие музыкально-эстетического вкуса;

- формирование и развитие музыкальных способностей;

- развитие творческой активности, художественного вкуса, приобщение к

самостоятельному осмысленному музицированию;

- развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;

Воспитывающие

- расширение музыкального кругозора;

- формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма.

1.3. Содержание программы.

Учебно-тематический план

 1ый год обучения

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

 Основы музыкальной грамоты

5

5

-

2

Индивидуальные занятия (игра на инструменте,

обучение вокалу, сценическое мастерство).

50

9

41

3

Групповые занятия в ансамбле.

8

4

14

4

Концертные выступления (репетиционные

занятия, творческие отчеты)

9

4

5

Итого :

72

2ой год обучения

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

 Основы музыкальной грамоты

5

5

-

2

Индивидуальные занятия (игра на инструменте,

обучение вокалу, сценическое мастерство).

46

9

37

3

Групповые занятия (вокально-ансамблевая

работа)

13

3

10

4

Концертные выступления (репетиционные

занятия, творческие отчеты)

8

4

4

Итого :

72

3ий год обучения

Содержание и виды занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

 Основы музыкальной грамоты

5

5

-

2

Индивидуальные занятия (игра на инструменте,

обучение вокалу, сценическое мастерство).

42

5

37

3

Групповые занятия (вокально-ансамблевая

работа)

13

3

10

4

Изучение компьютерных программ по работе с музыкой

4

2

2

5

Концертные выступления (репетиционные

занятия, творческие отчеты)

8

Итого :

72

Примечание: количество теоретических и практических часов может

варьироваться в зависимости от общемузыкальной подготовленности

обучающихся.

Содержание учебно-тематического плана

I .год обучения.

Индивидуальные занятия на инструменте.

1.Электрогитара.

Теоретические сведения:

- теоретические сведения основ музыкальной грамоты;

- знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство;

- настройка;

- положение гитары при игре, постановка рук, звукоизвлечение, строй;

- позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа:

- аккорды и способы их извлечения;

- приемы игры правой руки;

- упражнения в пределах 1-3 ладов;

- упражнения в пределах 3-9 ладов.

2 . Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

- основы гармонии и музыкальной грамоты;

- устройство клавишных инструментов;

- приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле;

- уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Практические занятия:

- приемы игры одной, двумя руками;

- клавишные переключения;

- упражнения для правой и левой рук;

- освоение различных видов игры на инструменте.

3 . Ударные инструменты

Теоретические сведения:

- теоретические сведения основ музыкальной грамоты;

- знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство;

- настройка;

- постановка рук, ног, звукоизвлечение;

- одинарные удары, парадидлы.

Практическая работа:

- немецкая и французская техника положения рук;

- упражнения на малом барабане;

- упражнения для ног.

4 . Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения:

- основы ансамблевой игры;

- функции каждого инструмента в ансамбле;

- музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов;

- солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения:

- ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков;

- совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением;

- отработка навыков исполнительского мастерства.

5. Концертная деятельность (творческие отчеты)

Теоретические сведения:

- основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене;

- понятие об ансамбле.

Практические занятия:

- участие в мероприятиях, праздниках, творческий отчет.

II . год обучения.

1 . Электрогитара.

Теоретические сведения:

- основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение,

принципы построения аккордов);

- правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности

электрогитары;

- игра медиатором.

Практические сведения:

- функции бас-гитары, ритм-гитары в ансамбле;

- виды игры на гитарах ( бас и ритм-

гитарах); аккордовые упражнения;

- солирующие партии инструментов в ансамбле.

Практические занятия:

- игра совместно с инструментами ансамбля.

2 . Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

- роль клавишного инструмента в ансамбле;

- возможности и обоснование приемов переключения;

- приемы игры в разных стилях; основы ансамблевой игры.

Практические сведения:

- исполнение простых по композиции песен, мелодий;

- развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского

мастерства.

3 . Ударные инструменты

Теоретические сведения:

- теоретические сведения основ музыкальной грамоты (ритмические рисунки, стили);

- роль ударного инструмента в ансамбле;

- одинарные удары, парадидлы, динамика.

Практическая работа:

- исполнение простых ритмов;

- развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского

мастерства.

4 . Ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

функции каждого инструмента в ансамбле;

- звуковой баланс; настройка инструментов;

- соединение основных партий наизусть.

Практическая работа:

работа с репертуаром;

- вокально-инструментальная работа с ансамблем.

5 . Концертные выступления.

Теоретические сведения:

- основы техники безопасности при массовых мероприятиях;

- подключение, баланс, настройка инструментов;

- хранение и использование аппаратуры.

Практическая работа:

- участие в мероприятиях;

- проведение творческих часов;

- концертные выступления.

III . год обучения.

1 . Вокально- ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

- основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой;

- роль каждого инструмента в ансамбле;

- принципы исполнительского мастерства;

- чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле;

- импровизация;

- солирующая роль инструментов ансамбля;

- работа с вокалистами; средства музыкальной выразительности,

используемые в ансамбле;

- работа с компьютерными программами.

Практическая работа:

- совершенствование навыков игры на музыкальном инструменте;

- подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля;

- игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов;

- подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле;

- самостоятельное детское творчество.

2 . Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

- устройство и настройка инструментов;

- солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

- подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам;

- основы звукоизвлечения и вокального искусства;

- слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.

Практические занятия:

- солирование;

- работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих

навыков.

3 . Работа с электроаппаратурой

- уход и эксплуатация музыкальных инструментов;

- настройка, подключение, работа с микрофоном, звуковой баланс;

- основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой;

- работа с музыкальными программами.

4 . Концертная (творческая) деятельность.

Теоретические сведения:

- основы исполнительского мастерства.

Практические занятия:

- музыкальное оформление вечеров;

- участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах.

1.4. Планируемые результаты реализации программы:

- предметные компетентности: овладение навыками игры на различных инструментах, исполнение песен под собственный аккомпанемент, владение теоретическими, музыкально-эстетическими знаниями;

- ключевые компетентности: языковые, социально-личностные, личностноадаптивные, коммуникативные, информационно-познавательные.

Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- устройство инструмента, приёмы извлечения звука;

- правильная посадка и аппликатура;

- основы нотной грамоты и нотного письма (нотный стан, динамические оттенки, размер, длительности, синкопа);

-первичный навык чтения нот;

-первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы минус;

- устройство эстрадных инструментов, и их функции в ансамбле;

- правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой.

Учащиеся должны уметь:

- читать ноты с листа в пределах одной октавы;

- играть аккорды по буквам;

- исполнять нетрудные пьесы в составе ансамбля;

- определять на слух тонику, доминанту и субдоминанту

Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения:

Учащиеся должны знать:

- основы нотной грамоты, музыкальную терминологию;

- строение и обозначение аккордов;

- первичные навыки аккомпанемента;

- навыки сценического поведения;

- понятия гигиены голоса и слуха;

- правила техники безопасности при работе с электромузыкальным

инструментом, усилительной аппаратурой.

Учащиеся должны уметь:

- играть совместно с ансамблем солирующие партии;

- играть произведения по табулатуре;

- применять приемы двухголосия;

- подбирать по слуху несложные музыкальные фразы и аккорды;

- настраивать и ухаживать за инструментами;

- исполнять разнохарактерные произведения.

Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения:

Учащиеся должны знать:

- основы нотной грамоты, строение и обращения септаккордов;

- основы звукоизвлечения и вокального искусства;

- настройку инструментов;

- истоки рока, стили и направления;

- основы звукорежиссерской деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- играть выразительно солирующие партии и ансамблевые партии;

- выразительно исполнять вокальные произведения;

- применять сценические навыки на выступлении;

- работать с музыкальными программами на компьютере.

- сольное исполнение на инструменте;

- подбирать по слуху свою партию из незнакомой фонограммы;

- исполнять песни в разных жанрах.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по одному часу с 01.09 по 29.05

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, оборудованное электромузыкальной и голосовой усилительной аппаратурой (электрогитары (бас и ритм, соло-гитара), ударная установка, клавишные инструменты (синтезатор); микрофоны (2-4 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки, гитарный процессор, стойки для микрофонов (2-3 шт.).

Методическое обеспечение

Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:

Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).

Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов работы; своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.

Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание лучших индивидуально-положительных и социально-психологических качеств детей; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение

в такие виды деятельности, которые позволят им проявить себя с лучшей стороны

и вызовут уверенность в себе.

Основой реализации программы является единство обучения теоретическим основам музыки и исполнительской технике. Изучение всех блоков программы: «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио», «Основы анализа музыкальных произведений», «Исполнительское мастерство» «Ансамбль», представляет собой неразрывный процесс накопления исполняемого репертуара. Новые теоретические знания всегда «предлагаются» как средство решения возникшей проблемы.

Основные образовательные технологии, используемые педагогом в процессе

реализации цели программы:

- технология дифференцированного обучения;

- технология «диалог культур» позволяет проследить преемственность культурно-исторического, национально-этнического опыта, музыкальных жанров;

- технология Портфолио используется с целью отслеживания результатов обучения.

Методы обучения для эффективной реализации программы:

- метод моделирования художественно-творческого процесса;

- метода взаимодействия;

- метода интенсивного обучения;

- метода коллективной творческой деятельности;

- проблемного изложения;

- объяснительно-иллюстративный;

- поисковый.

Основополагающим является метод моделирования художественно - творческого процесса, который направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведений искусства. Деятельностный подход способствует развитию самостоятельности обучающихся в добывании и присвоении знаний, развития способности к индивидуальной творческой интерпретации.

Для освоения программы используются разнообразные формы деятельности:

- игровые;

- дифференцированные;

- диалогические;

- дискуссионные;

- социально-педагогические задачи - пробы;

- учебные тренинги.

Средства обучения:

- наглядные;

- вербальные;

- практические;

- информационные.

Учебно-методический комплект включает материал, позволяющий использовать его в самостоятельной работе:

- набор дидактических карточек по нотной грамоте;

- таблицы аккордов, транспонирования тональностей, длительностей нот, интервалов, квинтовый круг;

- схема клавиатуры;

- схема расположения нот на грифе гитары;

- тесты для самопроверки и др.

- компьютерная программа Sibelius;

- компьютерная программа Adobe Audition, Sonar;

- аудиошкола игры на акустической гитаре С.Притворова;

- видеошкола игры на акустической гитаре Е.Медведева;

- видеошкола игры на акустической и электрогитаре В.Зинчука;

- пособие и CD-диск «Рок-школа игры на электрогитаре» С.Горбунова;

- пособие и CD-диск «Игра на ударной установке»;

- аудиотека композиций «минус» и «плюс»;

- коллекция CD, DVD-записей выступлений музыкантов разных стилей и

жанров.

В музыкальной студии занятия ведутся по различным музыкальным инструментам (клавиши, соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара, ударный инструмент), музыкальной грамоте и сольфеджио, ансамблю, актёрскому мастерству. Овладение этим комплексом компетентностей участники студии достигают через 3 года обучения. Основу всего учебно-воспитательного процесса составляют изучение музыкальной грамоты, в процессе которого развиваются музыкально- слуховые представления, музыкальное мышление, память, широко используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Формы подведения итогов реализации программы:

- контрольно-зачетные занятия;

- концертно-конкурсная деятельность;

- организация выступлений на уровне учреждения, города, района (социальные

практики);

- социальная практика в роли руководителей кружков музыкальной направленности (во время работы летних оздоровительных площадок, на контрактной основе в учреждениях района).

Основные направления и содержание деятельности

Музыкально-теоретическая подготовка учащихся включает изучение основ музыкальной грамоты - элементарную теорию музыки, элементы гармонии, анализа музыкальных произведений.

Музыкально-эстетическая подготовка подразумевает изучение истории становления и развития джазовой и эстрадной музыки, знакомство с основами эстетики и другими видами искусства.

Изучение музыкального инструмента занимает центральное место в учебной работе. Здесь происходит формирование, закрепление и совершенствование художественно-исполнительского и технического уровня владения инструментом.

Самостоятельная творческая работа учащихся является важной частью учебно-творческого процесса. Сюда относится система творческих упражнений, умение импровизировать в соответствии с характером и стилем пьесы, умение самостоятельно подобрать знакомые мелодии. Стремление самостоятельно выразить мысль с помощью музыкальной темы помогает развивать наблюдательность, осмысленное отношение к музыкальному материалу.

Все основные разделы содержания учебно-творческого процесса находят отражение в плане работы руководителя ансамбля и реализуются через изучение репертуара.

Репертуар - основа творческого роста студии, средство музыкальноэстетического воспитания его участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен следовать следующим принципам:

- художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений;

- доступность музыкального и литературного текста для исполнения;

- педагогическая целесообразность;

- тематическое, жанровое и стилевое разнообразие;

- логика компоновки будущей концертной программы.

Учебный процесс в студии протекает в различных организационных формах и видах - коллективных и индивидуальных, теоретических и практических, урочных и репетиционных занятиях. Он включает разнообразные виды деятельности педагога и учащихся, направленные на овладение последними определенной суммой знаний, умений и навыков эстрадного исполнительства.

В каждой форме используются четыре вида занятий - индивидуальные,

групповые, коллективные и самостоятельные.

Коллективная форма организации учебной деятельности способствует установлению доверительных отношений между руководителем и учащимися. Они вместе принимают участие в решении учебных и воспитательных задач, в формировании музыкально-эстетической культуры, познавательных интересов, используют разнообразные методы и приемы активизации процесса обучения. При разучивании произведения руководитель, ставя перед коллективом определенные вопросы (проблемные, наводящие), комментируя и оценивая ответы, должен стремиться к участию в обсуждении каждого ученика, сообразуясь с его индивидуальными возможностями.

Индивидуальная учебная работа отличается большей степенью самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и творческих возможностей каждого участника. Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование музыкально-исполнительских навыков, более глубокое освоение партии. Индивидуальные занятия позволяют регулировать скорость продвижения учащегося в музыкально- творческом развитии сообразно его подготовке и возможностям. Успех определяется правильным подбором дифференцированного материала, систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи руководителем коллектива. При умелой организации индивидуальных занятий на репетиции у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании.

При групповых занятиях ансамбль делится на исполнительские группы: солирующую и аккомпанирующую. Групповые занятия приучают музыкантов к совместному исполнительству, а общение является важным условием формирования исполнительской культуры, более эффективной ансамблевой подготовки. Соотношение различных видов организации учебно-воспитательного процесса на репетиции, выбор оптимальных вариантов этого сочетания определяются руководителем с учетом сложности репертуара, содержания изучаемого материала, методов обучения, специфики коллектива и индивидуальных качеств каждого участника в отдельности. Для достижения успешной работы руководителя и учащихся ансамбля применяется система методов музыкального обучения, при помощи которых ребята, в соответствии с поставленной задачей, овладевают основами музыкально-исполнительского искусства, формируют свое мировоззрение и развивают способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний, умений и навыков в сфере художественного творчества.

К настоящему времени сложилась и получила широкое распространение система методов музыкального обучения, включающая объяснение, рассказ, беседу, показ и моторный метод, но в живом процессе они тесно связаны между собой. В зависимости от целей занятия используется то один, то другой метод.

Объяснение. Этот метод широко используется в учебном процессе. Основная его функция - инструктирование, а цель - раскрытие новых понятий, тех или иных закономерностей исполнительского искусства, разъяснение характера предстоящих действий, предупреждение наиболее вероятных ошибок. Данный метод применяется как на теоретических, так и на практических занятиях. Как правило, пояснение дается по ходу занятия, когда педагог корректирует деятельность учащихся. Из всех методов обучения объяснение теснее других связано с показом и упражнениями. Главное его достоинство - сжатость, деловая речь, четкость и ясность.

Рассказ при работе с эстрадным ансамблем используется на теоретических и практических занятиях, особенно при изучении истории эстрадной и джазовой  музыки. Этот метод представляет собой последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. Для рассказа характерно использование образного, убеждающего, яркого материала, что делает его популярным и ценным методом. Особая ценность заключается в том, что он содержит личный опыт рассказчика, его суждения, переживания, субъективное видение того или иного произведения. В зависимости от темы в него включаются чтение отрывков из художественной литературы, документов, прослушивание музыкальных пьес, демонстрация наглядных пособий.

Беседа применяется на занятиях для углубления, закрепления и проверки знаний, систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также для приобретения новых знаний. Во-первых, беседа - всегда диалог между руководителем и учениками, позволяющий широко ставить познавательные проблемы, благодаря чему поддерживается постоянный интерес у изучаемому материалу. Во-вторых, во время беседы возникает прямая и обратная связь, что создает возможность гармонично сочетать процесс усвоения новых знаний с параллельной проверкой качества их усвоения. В-третьих, беседа – важное средство взаимообогащения учащихся ансамбля в процессе решения ими тех или ных проблем.

Показ занимает исключительное место в музыкальном обучении. Его не могут заменить никакие самые совершенные пособия. Только педагог может подметить ошибку, дать совет и подсказать упражнение для ликвидации замеченных недостатков. Особенно велика его роль при отработке двигательных навыков. Конечно, показ не должен быть использован в целях «натаскивания», важно продемонстрировать ученику результат, которого он должен добиваться. В процессе обучения применяется и так называемый отрицательный показ, цель которого оттолкнуть от демонстрируемого (беззлобная карикатура на исполнения воспитанника).

В группу практических методов входят разнообразные упражнения, помогающие закрепить знания, приобретать и совершенствовать умения и навыки. В музыкальном обучении можно выделить три группы упражнений:

1 . Теоретические (устные и письменные). Применяются на занятиях по музыкальной грамоте и теоретических занятиях.

2 . Тренажерные. Тщательная отработка отдельных элементов того или иного практического действия (гаммы, арпеджио, аккорды...)

3 . Репетиционные. Разучивание и исполнение произведения в определенном порядке, то есть отработка его по отдельным частям.

В реальном процессе обучения описанные выше методы применяются в различных сочетаниях. Выбор их определяется многообразием решаемых учебных задач. На каждом занятии в зависимости от цели и содержания используются те или иные методы, причем одним из них отводится большая роль, другим меньшая. Но цель занятия достигается применением не только одного ведущего метода, а всей совокупности используемых методов и приемов обучения.

Таким образом, в основе систематизации методов музыкального обучения учащихся школьного ансамбля лежит музыкально-познавательная деятельность - способы, с помощью которых они приобретают знания, умения и навыки, постигают законы музыкального развития, проникают в сущность явлений музыкально-исполнительского искусства. Именно в этом процессе воспитанники овладевают творческим методом исполнительского искусства, музыкально-художественного познания.


Примерный репертуар для индивидуальной и ансамблевой работы

Репертуар групп российской и зарубежной эстрады, джазовые стандарты, песни военно-патриотического содержания, обработка классических произведений.

Сборники

«Многосерийные нотные издания, рекомендуемые для эстрадных ансамблей»

«Веселые ритмы. ВИА.»

«Концертно-танцевальный репертуар эстрадного ансамбля «Лейся, песня».

«Мелодии и ритмы для ВИА».

«Молодежная эстрада» (репертуарный сборник).

«Музыкальный калейдоскоп».

«Новинки года».

«Песня, гитара и я».

«Песни радио, кино и телевидения».

«Песни, танцы, пьесы».

«Поем и танцуем».

«Поют гитары».

«Поющие гитары» (песни из репертуара ансамбля «Поющие гитары»).

«Пьесы для эстрадного ансамбля».

«Развлекательная музыка для эстрадного ансамбля «Разрешите

пригласить».

«Ритм». Танцевальные пьесы в стиле «биг-бит».

«Ритмы юности».

«Сборник для вокально-инструментального ансамбля».


3. Список литературы

Литература для педагога

1 . Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г.

2 . «Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г.

3 . Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г

4 . А.Барабошкина. Сольфеджио. 1-6 класс, М.: «Музыка»

5 . Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и

вокальноинструментальных ансамблей» М., 1993 г.

6 . Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» ( методическое

пособие), М. 1979г

7 . Грасеев Э. Эстрадный оркестр: Учебное пособие. - М., 1998.

8 . Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания

в школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

9 . Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. - М.,1986.

10 . Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в

любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. - М.: Музыка, 2000.

11 . Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 1982 г.

12 . Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М ,1984 г.

13 . Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г.

14 . Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 1980 г

15 . Овчарова Р. «Технологии образования практического психолога», М.,2000г.

16 . Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г.

17 . Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г

18 . Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М ,

1992г.

19 . Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных

ансамблей.(учебное пособие), М., 1978г.

20 . Журналы « Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство»

21 . Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2000г.

Для учащихся:

1 . Сборники: Многосерийные издания для ВИА.

2 . Сборники российских рок-групп «Кино», «Любэ», «Машина времени»,

«Ария», и др..

3 . Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г.

4 . Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г.

5 . Эстрадная музыка радио, - кино, - театра.

6 . Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г.

7 . Журналы «Искусство», «Музыка в школе»

8 . Альманах «Звезды рока», М, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"

Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....

Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"

Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»

Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА  педагога дополнительного образования   Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...