План - конспект занятия (10 - 12 лет)
материал на тему

Киселева Ольга Ильинична

План - конспект занятия (10 - 12 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_zanyatiya_10_-_12_let.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект занятия (10 - 12 лет).

Тема занятия: Изучение свойств  хлопчато - бумажных тканей при изготовлении куклы закрутки.

Цель: Изготовить куклу-закрутку.

Учебно-воспитательные задачи занятия:

  1. Образовательная задача: Расширять и уточнять знания учащихся о русской традиционной кукле, русском народном костюме.
  2. Учебная задача: Научить изготавливать куклу-закрутку, опираясь на свойства х/б тканей.
  3. Воспитательная задача: Воспитывать любовь к традиционным лоскутным куклам, как к частице русской народной  культуры.

Оборудование и материалы: Образцы кукол - закруток, иллюстрации русского народного костюма, образцы х/б тканей, лоскуты ткани для работы, фурнитура, х/б нитки, иглы, таблица методической  последовательности, ножницы, лекала, пряжа, игольницы, коробочки под мусор, музыкальное оформление, клей «Момент», набивочный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

а) проверка готовности учащихся к уроку,

б) объявление темы, целей и задач урока.

  1. Объяснение нового материала:

а) словарная работа: оберег, скалка, фольклор, кукла - закрутка, лоскут, обряд, сарафан, рубаха, понева, кичка, кокошник.

б) вводная беседа: Рассказ о народной русской игрушке – шитой тряпичной кукле.

Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутной ткани, игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими; по народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. А потому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. В русской деревне даже в начале ХХ века самодельная тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. маленьким детям делали их старшие. лет с 5-6 девочки сами начинали «вертеть» простейшие куклы для себя. свертывали в скалку любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, стягивали ее на уровне шеи, скатывали боковые остатки ткани в руки, вот и готова кукла – наряжай!

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе  определенную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка от злых сил. Кукол делали без иголки и ножниц, кукол нельзя было ни уколоть, ни порезать, т.к. в ней сохраняется материнская любовь и забота.

Традиционные русские тряпичные куклы можно подразделить по назначению: на игровые, обереги, этнографические; по способу изготовления: на сшивную и несшивную (закрутку); по образу: на куклу-крестьянку и куклу-барыню. Теперь мы знаем, что явилось прототипом нашей современной куклы, ее начальным звеном. Итак, вначале кукла-закрутка, потом шитая безликая тряпичная кукла, затем кукла-образ, и наконец, кукла «потешка».

в) работа по таблице методологической последовательности.

Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать учащихся на определенный образ тряпичной куклы. Можно предложить сделать эскиз ее в цвете.

Несшивная кукла:

Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»). Она совсем несложна в исполнении. Особенностью этой куклы является то, что при ее изготовлении иголка не нужна. Существует несколько способов изготовления кукол - закруток. Рассмотрим один из них.

  1. Для основы куклы нужно взять лоскут ткани квадратной формы.
  2. Обтянуть один край лоскута на 2-3 см и несильно закрутить лоскут в трубочку, предварительно вставив ватный стержень для устойчивости.
  3. Свободный край бокового среза также загнуть на изнаночную сторону.
  4. Остается только один открытый срез – вверху.
  5. Примерно по линии шеи и талии куклы, трубочка перетягивается нитками.
  6. Голова куклы обычно выполняется вместе с руками. Для этого нужно взять квадратный лоскут белой ткани. Накрыть верхнюю часть туловища этим лоскутом по центру (предварительно можно подложить комочек ваты). Сформировать голову-шарик и крепко затянуть ниткой на уровне шеи.
  7. Руки делают из того же лоскута. Нужно подогнуть открытые срезы, забрать лишнюю ткань внутрь рукава и перетянуть ниткой запястье рук.
  8. После этого лишнюю ткань стянуть ниткой на линии талии. При этом рукам можно задать любое направление. Это основа куклы.
  9. Волосы и косы можно выполнить из эластичного чулка (лучше из носка или пятки) в виде парика. Для косы: разрезать свисающий конец эластичной полосы вдоль на 3 пряди и заплести из в косу. Можно вплести ленту (тонкую полоску ткани, тесьмы). Волосы закрепить ленточкой, повязанной на лоб (у девушек) или платком (у женщин).
  10. Осталось одеть куклу в юбку или сарафан.
  1. Практическая работа учащихся:
  1. Текущий инструктаж по правилам изготовления куклы-закрутки и соблюдение рабочего порядка за рабочим местом.
  2. Так как игрушка имеет сложное строение, необходимо использовать для облегчения работы таблицу методической последовательности.
  3. Педагог оказывает индивидуальную и фронтальную помощь учащимся.
  4. Физминутка.
  5. Объяснение свойств х/б тканей. Для костюма куклы более всего подходят х/б ткани ярких расцветок – ситец, сатин, бязь и т.д. учитель предлагает рассмотреть образцы лоскутиков х/б тканей. Потянуть их в разные стороны, проверить на сминаемость, на осыпаемость. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо сшиваются, обрабатываются. Показывая образцы х/б тканей, учитель объясняет, где у тканей лицевая, изнаночная стороны ткани, объясняет, как определить долевую и уточную нити, обращает на структуру переплетения нитей (полотняное, сатиновое, саржевое). Физико-математические свойства ткани – прочность и сминаемость – используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание учащихся на технологические свойства ткани такие, как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машине).
  6. С помощью учителя учащиеся подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Учитель дает краткую информацию об особенностях русского народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях.

Особенности русского народного костюма:

Особенности женского русского народного костюма – в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Главным в русском народном костюме является сарафан, под сарафан одевали рубаху. Простонародная юбка называлась понева, полы которой не сшивались. Поневу одевали на рубаху, богато расшитую на плечах, рукавах, подоле. Фартук одевали сверху юбки, он также был ярко украшен вышивкой, лентами, тесьмой. В русском народном костюме преобладает красный цвет – цвет солнца, огня, считалось, что он отпугивал нечистую силу. Кроме красного, в костюме можно увидеть белый, темно-синий, черный цвета. Иногда появляются зеленый, желтый.

На голове девушки носили –  ленты, кокошники, венцы, обручи. Женские головные украшения – платок, кичка, сорока, повойник. Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья – отголосок древней «обереговой» традиции. Одежда украшалась вышивкой или тканным узором, использовался бисер, стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружева, шитье (фурнитура для украшения куклы - закрутки).

Оформление куклы:

При оформлении куклы необходимо сказать, что от общего вида куклы зависит характер образа. Костюм, сарафан, юбку, фартук  можно украсить несложной вышивкой, тесьмой, ленами, блестками, бусинками и т.д. Узоры или орнаменты в оформлении костюма дети должны составлять самостоятельно. Это разовьет их творческие способности.

IV. Итог занятия.

  1. При изготовлении куклы-закрутки учащиеся познакомились со свойствами х/б тканей, выполнили оригинальный объект труда, познакомились с русской народной игрушкой-оберегом, с русским народным костюмом. При оценке работы учитывается аккуратность ее выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы. Необходимо отметить оригинальность в оформлении игрушки.
  2. Обобщающая беседа:

- почему безликая кукла-закрутка на Руси считалась оберегом? Кого она оберегала, от чего?

- основные свойства х/б тканей?

- какая одежда считалась традиционной у женщин на Руси?

- как украшалась русская одежда?

- как называются женские и девичьи головные уборы?

- какие украшения носили женщины и девушки на Руси?

- какие цвета преобладали в русском национальном костюме?

- какими свойствами обладают х/б ткани и как они используются в изготовлении куклы-оберега?

3. Уборка помещения

Литература:

  1. Школа и производство №1 1996г., стр. 52-54;
  2. Р.А. Гильман «Иголка и нитка в умелых руках», «Кукольная сказка», 2004г., стр. 166-169;
  3. О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье», «Русская тряпичная кукла. Народный костюм для куклы»,  № 4, 200г., стр. 85-89;
  4. В.С. Горичева «Куклы» стр. 55-60, 2006г.;
  5. «Русский праздничный народный костюм», М.: Синтез-мозаика 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»

С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...

План конспект занятия с презентацией "Обобщающее занятие по теме "Биология кустарников, видовой состав и декоративные качества"

План конспект занятия с презентацией  "Обобщающее занятие по теме " Биология кустарников , видовой состав и декоративные качества"...

План-конспект занятия "Зачетное занятие по Paint"

План-конспект  занятия в "Школе компьютерной грамотности"Модуль «Компьютерная графика и анимация», 1 год обучения, возраст детей – 10-11 летТема: "ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО PAINT"Цель:...

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

План-конспект занятия. Представления собственного инновационного педагогического опыта. План учебно-тренировочного занятия

laquo;Технико-тактические действия в стойке. Развитие взрывной силы, координации, выносливости»...