Мониторинг образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Бехтянова Марина Вячеславовна

В    общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан. Схема выявления уровня обученности и качества знаний   в школах проводится по чётко  определённой схеме. В дополнительном же образовании  этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. В этой сфере нет единых образовательных стандартов. 

Изучив опыт многих учреждений дополнительного образования, я разработала систему оценки полученных знаний, умений и УУД для нашего учредения, которой мы пользуемся  уже несколько лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детский морской Центр «Альбатрос»

Мониторинг

как способ оценки результативности деятельности учреждения

дополнительного образования

методист Бехтянова Марина Вячеславовна

Домодедово

2016


В    общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан. Схема выявления уровня обученности и качества знаний   в школах проводится по чётко  определённой схеме. В дополнительном же образовании  этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. В этой сфере нет единых образовательных стандартов.

О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, такая результативность не может комплексно отражать достижения учащихся, в-третьих, не все объединения направлены на спортивные и творческие достижения.

В детском морском Центре «Альбатрос» разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
1. Нами была разработана  5-ти уровневая система оценки знаний, умений, принципиально отличающаяся по критериям от школьных, где каждый балл является значимым и несёт информацию для педагога.


Критерии оценки знаний:

Уровень

Показатели

баллы

Процент выполнения тестовых/ контрольных заданий

Различение, распознавание

(Уровень знакомства)

Низкий уровень

Присутствует на занятиях, слушает, смотрит , переписывает с доски; выполняет практическую работу по образцу только с помощью педагога

1

Менее 25%

 Запоминание (неосознанное воспроизведение)

Допустимый уровень

Запоминает небольшую часть текста, правила, определения, формулировки, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Изложение чаще сумбурное. Выполняет работу по образцу при помощи педагога

2

25-45%

Понимание

Достаточный уровень

Полностью воспроизводит изученные правила, законы, формулировки, узнает правильное среди неправильного (запоминает).

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории; демонстрирует осознанность усвоения теоретических знаний; способен к самостоятельным выводам. Действует по алгоритму

Изложение логичное

3

50-70%

 Применение  

дополнительных приемов получения знаний. (эксперимент, наблюдение и т.п.)

Оптимальный уровень

Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, может обобщить изложенную теорию, хорошо видит связь теории с практикой. Применяет ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, умеет самостоятельно получать знания.

4

75-95%

Творческий уровень

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ)

Оригинально, нестандартно применяет на практике полученные знания; на базе приобретенных ранее знаний и умений самостоятельно вырабатывает новые умения, проявляет неординарные способности

5

100%

При сомнениях балл выставляется в пользу ребёнка

Для определения эффективности образовательного процесса и корректировки программ проводится в сентябре месяце при наборе группы входной контроль знаний и практических умений для каждого объединения, например, для технической направленности- это уровень умения работать с инструментами- молоток,  лобзик, рубанок, отвёртка и т.д., для морского дела- это устройство автомата,  устройство шлюпки, стрельба и т.д. Для Школы раннего развития- это буквы, счёт, графические умения, цвет, уровень развития речи, геометрические фигуры и др.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

В течение учебного года мы проводим два вида аттестации-это промежуточная и итоговая. Добавлю, что аттестация проходит практически без какого-либо давления на учащихся, зачастую они даже не знают, что проходят аттестацию.

-    промежуточная аттестация (выявление уровня знаний, умений и навыков по итогам выполнения дополнительных общеобразовательных программ за I – полугодие);

-  итоговая аттестация (выявление уровня знаний, умений и навыков по итогам выполнения дополнительных общеобразовательных и воспитательных программ за II полугодие и учебный год).

Сроки проведения аттестации:

- промежуточная аттестация по итогам I – полугодия – декабрь;

- итоговая аттестация по итогам II полугодия и учебного года – май.

 Формы проведения аттестации:

  • соревнования
  • анкетирование
  • тестирование
  • викторина
  • защита проектов
  • выставка работ
  • педагогическое наблюдение за деятельностью детей
  • анализ творческих достижений
  • индивидуальные беседы с учащимися

В результате проведённой работы педагоги заполняют  таблицу, аналогичную первой, где добавляются знания, умения, УУД из дополнительной общеразвивающей программы, и творческая активность учащихся-это их участие в мероприятиях, соревнованиях, выставках, конкурсах и т.д.


Вот пример  отслеживания  полученных знаний, умений   по предмету   в школе раннего развития

Входной контроль:

Соответствие первоначальных знаний и умений программным  требованиям _____1___ года обучения

Средний балл

№ п\п

Фамилия и имя учащихся

 Математические представления

Развитие речи

 Развитие графических навыков

Практические творческие навыки

Ар………………. А

1

1

1

2

Ба…………………. Петр

3

2

2

3

Е………………… Артём

2

1

1

1

К…………………….. Софья

3

2

2

1

По итогам 1 полугодия

№ п\п

Фамилия и имя учащихся

 Математические представления

Развитие речи

 Развитие графических навыков

Практические творческие навыки

(участие в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах)

1раз- 1 балл

А…………………………… А

2

2

2

3

1

Б……………………… Петр

3

2

2

3

1

Е………………….. Артём

3

2

2

2

1

К………………….. Софья

3

3

3

3

1

4

3

3

3

1


На основании полученных данных мы высчитываем качество знаний и уровень обученности по объединениям, по группам, по Центру в целом, а также при обобщении образовательной деятельности педагогов.

Данные мы получаем по результатам  тестирования:

Для малышей школы раннего развития детей «Дельфинята» (4.5-5 лет):

 (подобные тесты мы даём и для входного контроля знаний)

  1. Обведи в кружочек  число  2

Зачеркни число  4

  1.    1     3     2     5     4     3     1     2    
  2. 4     5     1     2     5     4     2    
  3.     3     1     5    3    2     1     5     1    
  4. 4     5     1  

2. Закрась 1-й шарик красным,  3-ий-синим, 5- й- зелёным

3. Обведи клеточки по образцу. Нарисуй флажок

И.т.д.

4. Нарисуй домик, солнышко, снеговик.

5. Вырежи и приклей .(геометрические фигуры)

Например,

По предмету «Мотодело»: Устройство мотоцикла, правила дорожного движения и т.д.

При обучении обработки древесины: умение работать с  инструментами - молоток, лобзик, отвёртка и т.д.

При обучении морскому делу: устройство автомата, устройство шлюпки, стрельба, сборка-разборка автомата и т.д.

Результаты аттестации учащихся анализируются по следующим параметрам:

  1 - количество учащихся (%), освоивших программу на творческом уровне;

2 - количество учащихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;

3 - количество учащихся (%),  освоивших программу на достаточном уровне;

4 - количество учащихся (%),  освоивших программу на допустимом уровне;

5 - количество учащихся (%),  освоивших программу на низком уровне;

- причины невыполнения учащимися образовательной программы;

- необходимость коррекции программы.

А также выводится уровень обученности и качество знаний.

Уровень обученности определяем по схеме:

1+2+3+4  *100%___

кол-во учащихся

качество знаний:         1+2+3*100%

кол-во учащихся

Результаты проведения аттестации в объединениях ДМЦ «Альбатрос» обобщаются в аналитической справке и выносятся на обсуждение на педагогический или методический совет, а также

используются в публичном отчете директора ДМЦ «Альбатрос» перед работниками ДМЦ «Альбатрос», родительской общественностью и социальными партнерами.

На основании результатов итоговой аттестации производится мониторинг качества осуществления образовательного процесса и освоения образовательных программ.

 Следует отметить, что оценочные баллы детям не сообщаются, а используется для мониторинга и корректировки программ.

Методическое сопровождение мониторинговых исследований проводят методисты.

  • организуют методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации дополнительных общеразвивающих программ через МО, педагогические и методические советы, консультации;
  • оформляют информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
  • осуществляют аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководят процессом совершенствования и развития программ
  • консультируют педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
  • принимают участие в составлении  и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и планов;
  • осуществляют статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года;
  •  обобщают данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в детском морском Центре.

Систематическое оценивание успешности обучения по общеразвивающим программам в течение всех лет обучения ребенка (группы) позволяет педагогам и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной деятельности на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

В заключении моего выступления могу предложить педагогам, заинтересовавшимся  системой проведения мониторингов в ДМЦ «Альбатрос», положение о текущем контроле знаний, где прописаны все нюансы , на нашем сайте

http://domoddmc.edumsko.ru в разделе документы- другие документы,

а также ознакомиться с результатами нашей работы в Публичном докладе о деятельности ДМЦ «Альбатрос» на том же сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Мониторинг образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях у...

Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...

Чек-лист по планированию образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Методическая разработка посвящена алгоритму действий по планированию образовательной деятельности структурных подразделений на новый учебный год в государственном образовательном учреждении.Данный алг...