Готовность ребенка к обучению в школе.
статья ( класс) на тему

Поляцкая Евгения Геннадьевна

Статья о том, как определить готовность ребенка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebyonka_k_obucheniyu_v_shkole.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к обучению в школе.

   Проблема готовности ребёнка к школе волнует родителей и педагогов давно. В каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребёнка этот процесс не будет приводить к нарушениям в  его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно вставал вопрос как лучше учить. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но и в странах Европы. Ученые, педагоги, школьные  гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям. Как показало многолетнее изучение этой проблемы, готовность ребёнка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Принято считать, что готовность ребёнка к систематическому обучению в школе ( «школьная зрелость») -это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования системного обучения не будут чрезмерными и  не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Почему же необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а ещё лучше - до поступления в школу?

 Доказано, что у детей не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще возникают трудности обучения; среди них гораздо большее количество неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети, у них  в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, а также психоневрологической сферы.

Поэтому первостепенные задачи, встающие перед педагогами и  психологами, заключаются в следующем:

– диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению

- выявить, в каком возрасте лучше начинать обучение,

- когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.

Ученые считают, что для дифференцированного подхода к школьной адаптации детей необходимо знание о различных аспектах их готовности к школе – мотивационной, интеллектуальной, социальной. Необходимость сравнительного изучения различных сторон школьной готовности у мальчиков и девочек осознана большинством психологов.

Говоря о «школьной зрелости» детей необходимо обратить внимание на детей  левшей.

   Для детей младшего школьного возраста дело обстоит значительно сложнее, поскольку их индивидуальный латеральный профиль может окончательно сформироваться только к 9-10 годам, так как созревание структур головного мозга представляет собой длительный и неравномерный процесс, протекающий одновременно с развитием и ростом самого ребенка.  К первому классу латеральный профиль оказывается сформированным лишь у половины учащихся

К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки - амбидекстрию. Дети с однородным (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более "проблемную" группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.

Специальные исследования (Э.М. Александровская, 1987) показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, такими чертами, как ответственность, добросовестность, а также хорошим пониманием социальных нормативов.

     Однако тревогу врачей вызывают не только «неготовые» дети, но и хорошо успевающие дети. Дело в том, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой»,вызывая чрезмерное перенапряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам со стороны нервно-психической сферы.

     Фактически  «неготовые» дети - это «контингент риска»: риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок или переутомления.

Перед поступлением в школу  можно провести тестирование ребёнка  у психолога или педагога в районном методическом  центре (ППМЦ) или у психолога детского сада.

Можно ли определить готовность к школе?

В настоящее время разработаны простые и доступные в практике, достаточно информативные и надежные критерии готовности к систематическому обучению ребенка в школе. Одной из наиболее распространенных и доступных методик является опросник, который заполняется родителями, воспитателями детского сада, который  поможет лучше узнать учителю будущего первоклассника.

  1. Особенности  личности ребёнка, его поведение в детском коллективе: взаимоотношения с детьми (дружелюбные, активные,  инициативные, пассивные, сдержанные, безразличные, агрессивные , конфликтные);
  2. Характеристика дневного и ночного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель, ходит во сне);
  3. Навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).
  4. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро утомляется, отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, занимается посторонним делом, быстро теряет интерес, не проявляет заинтересованности, не старается довести начатое дело до конца).
  5.   Развитие общей моторики и двигательной активности  на занятиях физкультуры, музыкальных занятиях ( выполнение движения или серии движений в определенном темпе, ритме, сила движений,точность)и мелкой моторики  кистей рук (выполнение работ по лепке, изо), ведущая рука(правша, левша).
  6. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая, долговременная, кратковременная).
  7. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать)
  8. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большое количество звуков, заикается, в пересказе текста использует распространенные предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная, правильно ли понимает смысл сюжета картинки или рассказа)
  9. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний,  ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных,  доступны ли элементарные обобщения).
  10.  Известны ли воспитателю или родителю отклонения в состоянии здоровья ребёнка.
  11. В эту графу желательно внести результаты медицинского обследования ребенка перед школой, включающие показатели физического развития и их соответствия возрасту. Состояния здоровья на момент осмотра, заболевания, перенесенные за предшествующий год.

Оценивая ребенка через призму здоровья, готовности к обучению, учитель, а с его помощью и родители смогут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут действительно помочь делу.

      Дети, не достигшие к моменту поступления в школу необходимого уровня готовности, но зачисленные в первый класс, нуждаются в правильном выборе программы обучения, индивидуальном подходе при обучении их в условиях классного коллектива и в организации так называемого щадящего режима в семье.

Ребенок учится в школе одиннадцать лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к обучению в школе.

Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....

Консультативная статья "Готовность ребенка к обучению в школе"

В статье приведены показатели готовности к школе, которым должны соответствовать в интеллектуальном, волевом, личностном, психологическом, физическом плане все дошкольники (кроме детей с серьезными от...

Как определить готовность ребенка к обучению в школе?

Многие родители очень переживают за своих детей, которые должны идти в школу. Они задают себе вопросы: Смогут ли дети учиться? Готов ли ребенок к обучению в школе? Справиться ли ребенок со школьными н...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...

Речевая готовность ребенка к обучению в школе.

Материал адресован учителям-логопедам и предназначенн для демонстрации родителям будущих первоклассников и учителям начальной школы....