Колыбельные песни в русском фольклоре
методическая разработка ( класс) на тему

Петровская Ирина Васильевна

Детское проектирование. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolybelnye_v_russkom_folklore.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детских снов чудесная страна»

Колыбельные песни в русском фольклоре

Ночью в избе под напевы метели
  Тихо разносится скрип колыбели.
И. Бунин

  Начиная изучение малых фольклорных жанров, к которым, в частности, относятся и колыбельные песни, я задала детям вопрос:   – Есть ли у вас любимая колыбельная, которую пела вам мама, без которой сон не приходит, где-то задерживается, запаздывает? Утвердительно ответили лишь несколько детей…

   С сожалением нужно признать, что вот уже несколько поколений, во многих семьях, детям не поют народные колыбельные. Некоторые мамы не хотят петь сами, считая, что у них плоховато с вокальными способностями и они могут испортить музыкальный слух ребенка (хотя специалисты утверждают, что для ребенка несущественно, какой у мамы слух и голос – важен тембр, мягкость пения, ласка). Другим не нравятся «устаревшие» слова, «ужасные» тексты: «Придет серенький волчок и укусит за бочок», т. е., они не вникают особенно в историю и смысл того, почему именно такие слова в колыбельных песнях (их и песнями-то не всегда принято было называть).

    У детей возник интерес: что же это за явление – народные колыбельные, (ведь они существуют уже сотни лет во всех человеческих культурах), откуда они взялись, для чего были нужны? И нужны ли они мамам и детям нашего века, или можно вместо них использовать современные, авторские песни?

   Мы не всегда задумываемся о мудрости поколений. А может быть, и не надо задумываться? -  пусть все и остается таким простым, а на самом деле мудрым и, в какой-то мере, даже волшебным…

    Возникла необходимость создания проекта о русских колыбельных песнях  под названием «Детских снов волшебная страна». И выяснилось, что еще очень многое сохранилось из «золотого запаса» народной культуры…

   Колыбельные песни – один из фольклорных жанров, стоящих "на грани быта и искусства".Славянские названия колыбельных песен восходят к глаголам колыбать, кохать, колебать, качать, зыбать. В северных губерниях России колыбельные песни назывались «байками» от байкать, убаюкивать.

     Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребенка в колыбели или на руках. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песню, он  затихает и засыпает под убаюкивающие мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса, ласковое обращение, монотонность пения.

   Колыбельная – это один из самых откровенных родов народной поэзии: это беседа женщины со своей душой, не стесняемая чьей бы то ни было критикой.

   Этнографы доказали древнее происхождение колыбельных песен. Они считают, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд «первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить его от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. Образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах и потом из них перешли в тексты колыбельных. Не случайно поэтому специалисты по народным колыбельным настаивают, что слова в них для малышей очень и очень важны. Именно они «задают программу» прекрасного будущего ребенка и закладывают его уверенность в том, что он любим и о нем есть кому позаботиться. Причем, мамы и бабушки эти слова раньше не учили, а придумывали «на ходу» - когда пели.

   В колыбельных песнях присутствуют  такие, свойственные заговорам особенности, как обращения к животным: «Курица, возьми бессонницу у (имя),  «Кошки, коты, принесите дремоты».

Как ночное животное, кот считался носителем сна, поэтому его образ заместил курицу, ритуальное значение образа которой было со временем утрачено. Перед тем как ребенка первый раз уложить в колыбель, туда помещали кота, чтобы на него пали возможные козни злых сил. «Спивать кота» – у белорусов и украинцев означает убаюкивать ребенка пением.

После принятия христианства, в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников – ангелов, святых, Господа Бога, которых призывают для помощи и благословения.

Но иногда в колыбельных песнях встречаются не только благопожелательные обращения. Известны тексты, в которых ребенку желают смерти. Они менее распространены, чем песни, содержащие пожелания долгой жизни. Выделяются в подобных песнях три сюжета: описание будущих похорон ребенка, места его погребения, поминок.

Этнографы считают, что, с одной стороны, подобные тексты представляют собой пережиток древнего обычая, когда слабых, увечных и «лишних» детей убивали, избавляя от мук болезни и голода. А с другой - обращение к смерти являлось одной из традиционных форм охранительной магии. Желая смерти своему ребенку, матери стремились обмануть злые силы.


«Бай да бай,                                  
Поскорее помирай!                        
Помри скорее!                                
Буде хоронить веселее…                
***
«Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить.
В большой колокол звонить» 

У современного человека от таких слов может пойти мороз по коже. Ведь он выгнал смерть за пределы своей каждодневной жизни, зато встреча с нею для него – жуть. Для наших предков смерть была вещью вполне обыденной, и какого-то особенного страха  они не испытывали.

 Но расставаться до самой своей смерти с дитем они, понятно, не хотели, и потому своеобразно обманывали смерть. Ведь она, как известно, любит являться туда, где ее менее всего ждут, где к ней не готовы, а туда, куда ее зовут, она являться повременит. Вот так и появились эти пожелания смерти при внутреннем стремлении ее наоборот отогнать, обмануть. Видно, это средство действовало, если такие песенки прожили много-много лет и дошли до наших дней.  

В ходе эволюции колыбельные песни утратили магическую функцию, но тексты продолжали сохраняться в памяти. По древнейшим моделям стали создавать новые и новые произведения, носившие чисто практический характер.

   Матери рассказывали о радостях и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах, о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторые сведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи.

Под влиянием обрядовых, в частности величальных песен, в колыбельных песнях появляются описания идеальной колыбели, у нее: «огибочка шелкова», «рог золотой», «подушечка перинка», «одеяльце соболье». Часто сравнивают колыбель и вещи кота; понятно, что у ребенка все оказывается лучше, чем у животного:

 
У котика, у кота                       У моего Сашеньки    
Колыбель хороша,                     Мягче его.
У моего Сашеньки                    У кота, кота

Лучше его                                  Подушечка бела,
У кота, кота                               У моего Сашеньки
Перинушка мягка,                     Соболиная лежит.

 Для колыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающего мира, наделение животных чертами и качествами людей.

 Кот становится первым объектом наблюдения для ребенка – живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:

Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «склянку вина», уговаривают не ходить к чужим детям.

Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование:

Люли, люли, люлиньки,  

Прилетали гуленьки            

Зажигали огонек,                              
Стали кашку варить,                          
Стали Ваню кормить

Реже в колыбельных упоминаются другие птицы – куры, вороны, грачи:

 
Ай качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то – скрып, скрып,
А Коленька спит-спит.
 

В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:

 
Придет серенький волчок,
Схватит Катю за бочок,
Утащит ее в лесок,
Закопает во песок.

В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребенка. Это характерно именно для русских колыбельных – в других странах поется «дитя», или «деточка». Слыша много раз свое имя, малыш постепенно его понимает, осознает себя.

   Замечено, что размер народных колыбельных совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания. Именно поэтому они действуют на ребенка не только усыпляющее, но и успокаивают его. Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и, как раз, помогает убаюкиванию, быстрому, и, что еще важнее, спокойному, мягкому засыпанию.

   - Вы не замечали, что бывает, что современную колыбельную ребенку часто слушать нравится, но… он не засыпает под нее? В народной колыбельной все особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и монотонная. Разнообразия не требуется, именно монотонность повторения и помогает засыпанию.

   Отдавая дань прекрасным народным колыбельным, надо сказать, что не стоит, конечно, только ими ограничиваться: когда дети подрастут, вполне уместно будет расширить круг колыбельных, ввести новые образы, метафоры, ассоциации. Как правило, детям поют перед сном до 3-х лет, чувствуя, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, чему способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

   И литература, и песенные коллекции за многие годы дают огромный выбор текстов и мелодий – и тех, которые называются колыбельными песнями, и тех, которые так не называются, но их вполне можно использовать для укачивания. Важно, чтобы в них соблюдались основные принципы, что заложены в народной колыбельной: повторяющиеся ласковые интонации, первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Это поможет ребенку овладеть речью, начать понимать ее содержание.

   … А наше знакомство с русскими колыбельными воплотилось в небольшой презентации, которая был создана на основе детских рисунков и музыкального материала, записанного в студии и собранного на различных интернет - порталах.

(презентация)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Колыбельные песни"

Презентация для пятого класса по теме "Клыбельные песни" УМК Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева...

Урок литературы «Колыбельные песни на стихи русских поэтов»

Организовать деятельность учащихся  по восприятию   стихотворения  А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о л...

Урок "Колыбельные песни"

Этот урок может быть испльзован на уроках музыки при изучении темы "Народное творчество". Помогает понять самобытность русского народа....

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...

Занятие на тему "Колыбельные песни".

Вся разработка помещена на загруженном файле....

Урок в 4 классе "Колыбельные песни" 1 полугодие " Музыка моего народа"

Учащиеся закрепляют знания по теме. Услышат интонационное своеобразие народной музыки.У них на уроке формируется в сознании чувство гордости и любви к Родине и к искусству других народов мира. Урок ин...

Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы

Конспектурока по родной литературе 6 классПодготовлен учителем русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Суворовская основная общеобразовательная шко...