Урок литературы «Колыбельные песни на стихи русских поэтов»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Сапронова Надежда Николаевна

 

Организовать деятельность учащихся  по восприятию   стихотворения  А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о литературных и фольклорных колыбельных; обеспечить развитие  УУД:

1) личностных: мотивация учения, формирование эмоционального отношения к колыбельной песне, к уроку; формирование толерантного отношения при работе в парах и группах;

2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений ;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , формирование умения согласованно работать в группе и в коллективе;

4) регулятивных: формирование умения высказывать своё предположение о теме урока по опорным словам , контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважение к своим товарищам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ   “Драгунская ООШ»

План-конспект

урока литературы

в 5 классе

«Колыбельные песни на стихи русских поэтов»

                      Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Сапронова Н.Н.

2013 г.

Тип урока: урок внеклассного чтения исследовательского характера.

Тема: Колыбельные песни на стихи русских поэтов.

Цель : Организовать деятельность учащихся  по восприятию   стихотворения  А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о литературных и фольклорных колыбельных; обеспечить развитие  УУД:

1) личностных: мотивация учения, формирование эмоционального отношения к колыбельной песне, к уроку; формирование толерантного отношения при работе в парах и группах;

2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений ;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , формирование умения согласованно работать в группе и в коллективе;

4) регулятивных: формирование умения высказывать своё предположение о теме урока по опорным словам , контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважение к своим товарищам.

Оборудование: компьютерные презентации, проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы , работы в парах, толковый словарь Владимира Даля , нарисованные детьми портреты мамы , сборники стихов А. Плещеева , А. Блока , А. Барто, книжки с колыбельными,   которые сочинили дети ,  колыбель, старинная домашняя утварь, цветные сигналы.

1.Орг. момент. Эмоциональный  настрой.

Слайд1

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок наш пошёл каждому  впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Ученики   У нас хорошее настроение.)

        Мы будем внимательны на уроке.

        Мы будем терпеливыми.

        Мы успеем сделать всё.

 -Ребята , давайте вспомним в каком разделе  мы сейчас  работаем?

-С какими жанрами  мы работали?

-С творчеством каких  поэтов , писателей познакомились?

- Мы закончили  работать в данном разделе?(Нет)

- Значит, чем мы сегодня займёмся? (Продолжим изучать произведения устного народного творчества)

 - Давайте вспомним,  исследованием какого жанра в данном разделе, мы занимались?( колыбельных песен)

-Мы завершили данную работу?(Да)

 -Что получилось  у нас в результате этого исследования?(Проект «Колыбельные песни»)

-Что должно стать итогом  этой плодотворной работы? ( Представление проекта).

- В течение  недели мы  работали над этим проектом, работали в группах, каждая из которых занималась исследованием  интересуемого их вопроса.  

2.Составление плана урока

-Давайте попробуем спланировать наш урок, с учётом всего вышесказанного.

Слайд 2

  1. Проверка домашней работы
  2. Знакомство с новым произведением

3.Представление проекта «Колыбельные песни»

 4. Итог урока

3.Речевая разминка

Слайд 3

 Перед тем, как познакомиться с темой урока и новым произведением, ребя-та, мы с вами проведём речевую разминку.

Дарья дарит Дине дыни.

- Прочитайте молча,  шёпотом   друг другу.

-Прочитайте с интонацией удивления, восторга.

-Прочитайте с логическим ударением на первое слово, второе слово, третье слово, четвёртое слово.

С какой целью мы проводили речевую разминку? (ответы детей)

4.Проверка домашнего задания по предыдущему уроку.

Вспомним правила работы в парах.( Обратить внимание на памятку , которая лежит у ребят на столе).

Уважай собеседника.

Умей выслушать.

 Говори спокойно и ясно.

Говори только по делу.

Добивайся успеха.

Задание: дайте толкование следующим пословицам. Определите тему пословиц.( работа в паре, взаимопроверка)

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

На хотенье есть терпенье.

Невелика капля, а камень долбит

От доброго дерева добрый и плод.

Топор своего дорубится.

Слайд 4

Чтение получившихся ответов..

5.Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной  цели.

Слайд 5

Предложение темы урока на экране (наводящие, ключевые слова).

Спальня, тёплая кроватка, сладкий сон, мама, песня, нежный, мягкий голосок.

- Ребята, прочитайте эти слова. Какую картину вы себе представляете, читая их? ( Дети рисуют образные картины).

- Сделайте предположение, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке. ( О маме, о песне, которую она поёт).

 Скажите, а как называется песня , которую мама поёт малышу перед сном?

(Колыбельная песня). Действительно, это колыбельная песня и она очередной раз пришла к нам на урок.

6.Сообщение темы урока и цели урока.

Слайд 6

А.Плещеев «Песня матери»

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о колыбельных песнях и что нам ещё неизвестно (заполнение схемы в парах).

Слайд7

Ребята , а какую цель мы поставим перед собой, реализовав  которую у нас мы ответим на все вопросы?

Цель:расширить знания о литературных и фольклорных колыбельных песнях. Слайд 8

7.Знакомство с произведением.

Слайд  9 (звучит музыка)

Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.

        Песня матери А. Плещеев

В поздний вечер буря  

за окном шумела.

Мать, качая сына,

тихо песню пела.

- Ах, уймись ты , буря !

Не шумите , ели!

Мой малютка дремлет

сладко в колыбели.

Дети , как вы считаете , это народная колыбельная или литературная? Почему вы так считаете? Кто же является автором этого стихотворения?

8.Знакомство с биографией Алексея  Николаевича  Плещеева (сообщение ученика 5-го класса)

 Слайд 10

9.Работа над текстом произведения.

- А что вам помогло определить, что это колыбельная песня? (Читалась нежно, тихо, ласково, встречались слова « колыбель, малютка, сын»)

-К кому мать обращается  в своей колыбельной песне с просьбой? О чём она их просит? Давайте найдём эти слова  в тексте стихотворения.

Как нужно  читать эти предложения? Выберите правильный ответ.

Слайд 11

Варианты  ответов ( требовательно, с просьбой , с мольбой)

10.Словарная работа  в группах.

Ребята прочтите стихотворение самостоятельно   с карандашом в руке , если вам встретятся  непонятные слова, поставьте над ними знак вопроса.

Слайд 12

На экране слова « уймись, дремлет,  колыбель» Ребята, давайте попытаемся объяснить значение  данных слов с помощью толкового словаря  Владимира Даля.

Первая группа работает с глаголам «уймись».

 Вторая группа с глаголом «дремлет»

Третья группа со словом « колыбель»

На экране итог словарной работы.

Слайд 13

Унимать – что то , кого то остепенить, ограничить, усмирить, укротить, остановить, успокоить , угомонить.

Дремать-быть сонливым; засыпать слегка ,самым чутким сном.

Колыбель- зыбка , люлька , качалка ,колыска, баюкалка.  Образовано от слов « колебать», «качать»

11.Работа над выразительным чтением стихотворения

 Слайд 14

-Определение темпа чтения ( На экране слова «быстрый – средний- медленный -очень медленный)

- Определение силы голоса(очень громко-тихо – очень тихо)

-Какие чувства мы постараемся передать, читая эту колыбельную песню?(любовь , нежность).

13.Зарядка для глаз

А сейчас каждого из нас мама отправила  погулять с маленькой сестрёнкой или братишкой , но вот он заплакал. Покачайте малыша. Он уснул. Тихонько положите его в коляску. И тут  вдруг  появилась бабочка.   Она летает совсем рядом и может разбудить малыша. Вы замерли , не шелохнётесь, двигаются только глазки. Они следят за бабочкой: вправо,влево,вверх, вниз, кругами - восьмёркой. Вдруг, бабочка взмахнула крылышками и улетела, а мы вернулись с малышами домой.

Чтение вслух с карандашом , ставим логические ударения.

Чтение стихотворения самостоятельно.

Чтение колыбельной отдельными учениками.

Ребята, давайте определим,  кому лучше всего удалось прочитать эту колыбельную песню?

14.ФизкультминуткаСлайд 15

Лады ,лады , ладушки.

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке ,

Бабушке –Забавушке.

Едут к ней ребятушки ,

Милые  внучатушки.

Вот идёт петушок,

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка ,

Важная походка.

Вот козлёнок озорной

Вдруг затряс бородой,

Головой качает ,

Рожками пугает.

Кошка очень хороша,

Ходит мягко , не спеша.

Сядет, умывается ,

Лапкой вытирается.

Вот весёлые ребятки ,

Розовые  поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики  торчат крючком.

Лады, лады ,ладушки.

Где были?

-У бабушки!

Нас бабуля привечала ,

Всех ребяток угощала.

До свиданья . бабушка ,

Бабушка-Забавушка!

14.Представление Проекта « Колыбельные песни»(презентация проекта)

15.Итог урока

  Слайд 16

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Достигли ли мы цели, которую поставили?(Работа со схемой).

Ребята, а сейчас каждому из вас придётся оценить свою работу на уроке.

(Дети заполняют лист самооценки , используя  знаки «+», «  -  » )  

16.Рефлексия

Слайд17

Продолжите предложения на экране:

-Было интересно…

-Мне захотелось...

Ваше настроение в конце урока. (Выбор  цветных  сигналов  учениками, у которых они лежат на партах).

17.Домашнее задание ( Дифференцированная  работа) С. 70 Выучить наизусть стихотворение «Песня матери» А. Плещеева.

Творческая работа  по сочинению  собственных колыбельных. (Для сильных учеников).

Слайд 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"

Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают п...

Урок литературы "Песни на стихи русских поэтов". 7 класс

Урок литературы в 7 классе "Песни на стихи русских поэтов". УМК В.Я. Коровиной. на уроке используется презентация....

презентация к уроку "Песни на стихи русских поэтов" в 7 классе

Презентация к уроку "Песни на стихи русских поэтов". 7 класс. Умк В.Я.Коровиной...

Презентация к уроку географии "Природные зоны в стихах русских поэтов"

Презентация к уроку географии "Природные зоны в стихах русских поэтов" (И. А. Бунина, Немировича-Данченко, А. Н. Майкова, А. С. Мерзлякова, А. П. Чехова и др. Материал можно использовать на уроках в 6...

Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс

Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. .  Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....