Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы
план-конспект урока (6 класс)

Скотникова Елена Викторовна

Конспект

урока по родной литературе 6 класс

Подготовлен учителем русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Суворовская основная общеобразовательная школа» Дивеевского района Нижегородской области

Е.В. Скотниковой

Урок разработан на основе фольклорного материала, собранного в селе Суворово Дивеевского района

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kolybelnaya_pesnya_kak_zhanr_folklora_i_literatury.docx198.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока по родной литературе 6 класс

Подготовлен учителем русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Суворовская основная общеобразовательная школа» Дивеевского района Нижегородской области

Е.В. Скотниковой

Урок разработан на основе фольклорного материала, собранного в селе Суворово Дивеевского района

С 2000 годов мы занимаемся с детьми  этнографией и этно-экологией, очень широко   используем учебно-исследовательское проектирование, что дает возможность расширения воспитательного пространства и выведения его за рамки школы за счет самостоятельной деятельности учащихся исследовательского, поискового и творческого характера.

В эту работу учащиеся вовлекаются с начальных классов, становясь субъектами учебной деятельности и осваивая проектную деятельность во внеурочной  работе, становясь старше, они создают собственные проекты, помогающие им реализовать, свои потребности в создании собственной предметной среды и опробовании своих сил, получив при этом образовательный результат

Основной метод работы – этно-экологические экспедиции. Специфика их в том, что главный способ сбора и накопления материала  -  живое общение с коренными жителями сел нашего района. В этом общении создаются условия для воспитания, социализации и максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности, происходит так называемый «диалог культур», в процессе которого ребенок обретает свое «Я», национальную самоидентификацию в пространстве родной ему культуры.

Все материалы, собранные в этно-экологических экспедициях, находят свое место в образовательно-воспитательном пространстве школы. Предметы быта становятся экспонатами школьного экспо-центра, этнографический материал ложится в основу экскурсий и интерактивных праздников, часть фольклорного материала составляет в основу репертуара детского народного фольклорно-этнографического ансамбля «Чекуры», используется учениками для написания учебно-исследовательских работ.

 Тема урока «Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы»

Тип урока:  открытие нового знания

Цель:  

Актуализировать и обогатить субъектный опыт детей при работе с жанрами устного народного творчества, дать образное представление об истоках колыбельной песни, сформировать представления о  колыбельной песне как жанре фольклора и литературы

Задачи 

  1. Предметные:

Выявить характерные жанровые черты колыбельных песен как малого жанра фольклора

Показать   особенности этого жанра, способ бытования в современной жизни

 2. Метапредметные

Познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в Интернете.

Регулятивные:  овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать достижения на уроке;

Коммуникативные: владеть умениями вести диалог; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; уважительно относиться к чужому мнению.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

 

Оборудование: мел, доска, тексты колыбельных песен,  репродукции картин Ю.Кугача «У колыбели», М. Игнатьева «Няня», текст стихотворения В. Брюсова «Спи, мой мальчик»

Ход урока

  1. Актуализация субъектного опыта. Совместное целеполагание

Ребята, сегодня наш разговор пойдет о фольклоре.

- Что такое фольклор?

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Как вы понимаете эти ключевые слова Устное народное творчество?

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось, поэтому имеется множество вариантов одного произведения.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя,

 Творчество – от слова творить, то есть сочинять, придумывать

Фольклор – в переводе с английского обозначает «народная мудрость», «народное знание»

-Какие жанры устного народного творчества  вы знаете?

- Что бы вы отнесли к малым жанрам фольклора?

Тема сегодняшнего урока «Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы»

Исходя из темы урока, какие цели мы перед собой поставим?

 После ответов ребят Звучит «Колыбельная матери».колыбельная фрагмент.wmv

- К какому музыкальному жанру относится это произведение?

– А как вы определили, что это колыбельная песня?
– Какие чувства в человеке вызывает колыбельная песня?
– Мне очень хочется, чтоб вы попробовали вспомнить  песню из своего детства, а кое-кого я просила узнать у своих родителей их колыбельные.
– Кто помнит свою колыбельную песню, а может кто-то только некоторые слова из неё? Может, вы помните колыбельную, которую пела ваша мама братику или сестричке? А может быть, кто-то из вас поёт колыбельную своему братику или сестричке уже сам?
Выслушиваются ответы детей.  .

– Большое вам спасибо, за то, что вы помните эти колыбельные. Давайте теперь подумаем, а для чего вам пели эти колыбельные песни?
– Помочь уснуть, забыть что-то плохое, успокоится, отдохнуть.
– Согревают, трогают душу.
– Мне становится спокойнее, быстрее засыпаешь, сняться хорошие сны, быстрее забываешь свои беды, обиды за день.

Истоки колыбельной песни

– Все это так. А теперь порассуждаем дальше. Как вы думаете, когда возникли колыбельные песни? (Ответы детей)
– Послушайте, и я вам прочитаю один отрывок.

«Однажды внучка спросила у дедушки:
– Дедушка, кто старше меня?
– Твои мама и папа!
– А кто старше, чем они?
– Мы с бабушкой…
– А кто старше всех-всех на свете?
– Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».

– Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная.

Варианты ответов: Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель – это наш сон, который приходит к нам ночь каждый день.

Давайте обобщим:

  • Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш.
  • Колыбельная песня выбирает нас самая первая.
  • Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.
  • И два понятия таких как «хлеб насущный» и «колыбель» стоят рядом.
  • Хлеб питает (что?) … (тело человека), а колыбель – … (душу)

Схема на интерактивной доске:   

https://urok.1sept.ru/articles/598794/img1.gif

– Как вы думаете,  много ли на свете колыбельных песен? (Двести, три тысячи, их много…)
– Действительно, колыбельных песен не  так много, но поскольку они передаются из поколение в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.
– Кто чаще всего исполняет колыбельные песни? 
(Мама, бабушка, няня, тетя…)
– Да, конечно, чаще всего вы могли их слышать от мам и бабушек.
– Хочется подтвердить ваши слова словами русского писателя М. Горького (на интерактивной доске)

«Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека».

  1. Презентация новых знаний с опорой на имеющийся опыт

 Работа с репродукциями картин

Посмотрите на репродукцию картины Ю.П. Кугача «У колыбели»

Расскажите,  о чем эта картина, кто на ней изображен?

 

H:\колыбельная\ю п кугач колыбельная.jpg

Мы видим, как нежно мама укладывает спящего малыша в кроватку. Эта сцена близка нашей современной жизни.  Наверное, чтобы ребенок быстрее заснул, мама качала его на руках и пела колыбельные песни.

Во многих странах мира такие напевы существовали в течение многих столетий и  известны они всем народам мира, и можно думать, что вместе с этими песенками закладываются у ребенка первые понятия об окружающем мире.

А раньше, в далекие времена ваших прабабушек и прадедушек детишек в деревне укладывали спать в зыбках (от слова «зыбать», «качать») В старину зыбку привязывали к концу длинного гибкого шеста, и качает, качает ее мать. А мать уйдет – садится бабушка, а, может быть, няня-старшая сестра.. Такой сюжет имеет картина М. Игнатьева «Няня».

Расскажите, что изображено на картине?

H:\колыбельная\м игнаатьева няня.jpeg

Художник изобразил бедную крестьянскую избу. Главная героиня – девочка лет двенадцати. Она сидит на деревянном топчане, который служит кроватью и качает зыбку, сделанную из коры липы (лыка). Девочка укладывает спать младшего братика или сестренку. И, наверное, она тоже поет колыбельные песни. Колыбельная песня как жанр живет с незапамятных времен и сохраняется до сих пор.

Сегодня мы с вами  поговорим  о  колыбельных песнях, которые и в настоящее время бытуют  в нашем селе Суворове Дивеевского района Нижегородской области. Мы собрали их с ребятами в период 2010-2015гг.

Поражает разнообразие сюжетов, записанных в пределах одного села. Диапазон собранной информации очень широк: от известных, устойчивых сюжетов до импровизационных сиюминутных текстов.

  Колыбельные песни  воспитывают младенца. Они рассказывают ребенку о мире и прежде всего о животных: зверюшках и птицах, которых так любят все дети. Птицы и звери, и даже страшный волк называются в песне ласково: котик, гуленьки, серенький волчок. Они похожи на людей и живут как люди. Гули варят ребенку кашу, котик качает люльку… Может, с этого начиналось, как мы говорим сегодня экологическое воспитание, воспитание любви к природе? К птицам и животным обращаются с просьбой дать сон ребенку, не мешать ему спать, не пугать.

Петя, Петя, петушок,

Золотенький гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано поешь?

Дочке спать не даешь.

(записано от Шиченковой Марии Андреевны, 1956 г.р. с. Суворово)

Уж ты, котенька-коток,

Котик, серенький лобок,

Приходи к нам ночевать

Любу в люлечке качать.

Уж я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока,

Еще каши горшок,

Сладких пряников мешок.

Приходи к нам ночевать,

Мою деточку качать.

(записано от Шиченковой Марии Андреевны, 1956 г.р. с. Суворово)

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули гулевать,

Как нам Ванюшку качать,

Одна гуля говорит:

«Буду кашу я варить»,

А другая говорит:

«Буду Ваню я кормить»,

Третья гуля говорит:

«Буду я гулять водить»,

А четверта говорит:

«Буду я стирать да шить»

Пята гуля говорит:

«Буду я всему учить».

Ой, люлюшки, люлюшки,

Где же вы все, гулюшки?

(записано от Чернецовой Т.П., 1953 г.р. с. Суворово)

Поэтическое слово способно воздействовать на ребенка. Этому помогает  спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Пение сопровождалось покачиванием зыбки (колыбели). Самые первые в жизни художественные произведения, которые слышит младенец – колыбельные песни – учат его различать звуки родного языка, их мелодику. Поэтому в песнях часто появляются звукоподражания:

А ворота-то скрип-скрип,

А Коленька спит, спит.

Слышатся в песенках и  звукосочетания, трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих или сонорных:

А качи, качи, качи,

Мы поедем в Лихачи,

Мы поедем в Лихачи,

Покупать там калачи.

(записано от Скузоваткиной Галины Яковлевны, 1940 г.р. с. Суворово)

Ой, люли, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок.

(записано от Шиченковой Марии Андреевны, 1956 г.р. с. Суворово)

Такие колыбельные способствуют своевременному развитию фонематического слуха, формируют умение улавливать тонкие звуковые различия и готовят ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Вслушиваясь в первые музыкальные звуки в своей жизни, ребенок учится отличать обычную разговорную интонацию от музыкальной.    Впитывает колорит национального певческого языка.

В колыбельных песнях велика роль импровизации: они пелись до тех пор, пока ребенок не заснет, поэтому зачастую они строились по законам свободного ассоциирования. В рифмованные строчки складывались дневные впечатления, обрывки сказок и детских стишков, все, что привлекает внимание в доме и за окном. Это сближает колыбельные со скомарошинами, в которых отсутствует логическая последовательность повествования. В такой «абсурдной колыбельной детское сознание очень быстро запутывается, попадая в силки «сна наяву», быстро переходящего в настоящий» (Ляпаева)

Ой, дуду, дуду, дуду,

Потерял мужик дугу,

Потерял мужик дугу

На широком на лугу,

Шарил, шарил, не нашел,

Он заплакал и пошел,

Он заплакал и пошел

К моей бабушке пришел.

Бабушка-старушка,

Сошей мне рубашку,

Высоконькай вороток

Я поеду в городок,.

А там шапочки кроят,

Не докраивают.

Одна шапочка упала,

А татарочка украла.

Татарин плешивай,

не ходи вершиной,

не ломай крушину,

 не марай брюшину.

Ты татарин-басурман,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и ревет,

И к татарину не идет.

(записано от Скузоваткиной Галины Яковлевны, 1940 г.р. с. Суворово)

Вместе с тем большое значение имеют традиционные, устойчивые тексты.

К ребенку обращаются с пожеланием ему сна, стараются создать образ покоя, тишины. В старинных колыбельных живут мифологические существа: Сон, Дрема, Угомон:

 Ой, баю, баю, баю,

Спать укладываю,

Спать укладываю, уговариваю:

Уж ты. Доченька, усни,

Угомон тебя возьми.

Уж ты, Сон да Дрема

По порядочку брела,

По порядочку брела,

Ребятишек спать клала.

Забрела бы ты, Дрема,

К моей дочке в голова.

Сон головушку клонит,

А Дрема-то в головах,

А Дрема-то в головах

Во большущих сапогах.

(записано от Скузоваткиной Галины Яковлевны, 1940 г.р. с. Суворово)

Довольно часто в колыбельных песнях содержится требование послушания:

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,

Там посадит на пенек

Под ракитовый кусток

Там птички поют,

Тебе спать не дадут...

(записано от Шиченковой Марии Андреевны, 1956 г.р. с. Суворово)

Часто в них сообщается о каких-то фактах, содержатся бытовые зарисовки:

Часто мать пела ребенку о благополучной, сытой хотя бы жизни:

Баю, баюшки, баю,

Живет мужик на краю,

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

Кашка масляная,

Ложка крашеная.

(записано от Ломтевой Анны Васильевны, 1936 г.р. с. Суворово)

И кашка вкусная, и ложка красивая – не какая-нибудь белая деревянная, а крашеная, с ягодкой…

Когда няня устанет или рассердится на расшалившегося, не желающего засыпать младенца, она и попугать может, всякие напасти посулить:

Баю, баюшки, баю,

Колотушек надаю,

Колотушек двадцать пять,

Будет лучше Ваня спать.

Нынче присланный Указ

Из города Арзамас:

Ребятишек всех собрать,

Всем сопельки оторвать.

(записано отСкузоваткиной Галины Яковлевны, 1940 г.р. с. Суворово)

В песне рассказывает мама или няня о близких людях, показывая их в  повседневной жизни  и будничных делах:

Зыбаю-позыбаю,

Пошел отец за рыбаю,

Мать пошла пеленки мыть,

Баушка - уху варить,

Брат пошел дрова рубить,

Сестра пошла воду таскать,

А Машенька – уху хлебать.

(записано от Ломтевой Анны Васильевны, 1936 г.р. с. Суворово)

Говорит о том, как подрастет малыш, как пойдет в школу:

Баю, баюшки, баю,

Баю Лизоньку мою,

Когда вырастешь большая ,

Будешь в школу ты ходить

Будешь в школу ты ходить,

Книжки в сумочке носить.

(записано отСкузоваткиной Галины Яковлевны, 1940 г.р. с. Суворово)

Обещает своему милому дитятке  подарки:

Баюшки да баиньки,

Купим дочке валенки,

Купим дочке валенки

Ходить по завалинке.

Купим ей сапожки

Ходить по дорожке.

Купим ей ботиночки

Бегать по тропиночке

(записано от Ломтевой Анны Васильевны, 1936 г.р. с. Суворово)

Совсем маленького ребенка мать готовит к трудовой жизни. Вот он вырастет это карапуз, что пищит в зыбке, станет настоящим мужиком:

Спи, усни –

Баю - бай, баю – бай,

Угомон тебя возьми…

Спи, посыпай,

Боронить поспевай,

Мы тебе шапочку купим,

Зипун сошьем,

Зипун сошьем,

Боронить пошлем,

В чистые поля,

В зеленые луга.

 

для современной культуры села Суворова все еще актуально традиционное знание, которое передается из поколения в поколение.  Воплощаясь в фольклорной форме,  оно отражает  миропонимание наших предков. В колыбельных присутствуют образы животных: петушок, котик, зайчик, корова. Частотны и образы птиц: гуленьки, вороны, галки.        

Произведения устного народного творчества всегда питали творческое  вдохновение поэтов, художников.

 Работа со стихотворением  «Колыбельная» Валерия Брюсова.

Это  трогательное посвящение маленькому племяннику, ставшему поэту сыном

Послушайте стихотворение.  

Спи, мой мальчик!

Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислоняясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сон седой.

Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно сладко.

Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых…
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!

 

- Почувствовали ли вы сходство с народными колыбельными?

- В чем оно выражается?

Начинается стихотворение с почти материнского убаюкивания «Спи, мой мальчик»

Образная система стиха - чисто фольклорная, много персонажей-животных и даже закличка в финале «не тревожьте детских снов!»

Поэт описывает гармонию мира. Все животные послушно ложатся спать Если птицы просто засыпают на ветках и в гнездах, то львицы успели еще и накормить досыта своих детенышей. Даже вечно испуганные косули задремали, хоть и стоя на ногах.

 Морское царство-государство тоже охвачено глубоким сном. Спят мальки и дедушка-сом. Как и положено в настоящей колыбельной, появляются страшные персонажи, пресловутый волчок, хищные, глазастые совы. Они гонцы ночного мира, куда детям вход запрещен, потому и следует закрыть покрепче глазки. «Ты не бойся»: поэт остается рядом, поправляет одеяльце.

Дальше начинаются почти заклинание: спи, как рыбы, как жучки (здесь интересная метафора «кусты травы», в самом деле, для жука трава – целые джунгли) Не у всех персонажей есть уютная кроватка, зато есть берлоги, норы. «На роздых» просторечная, устаревшая форма слова. Здесь проходит граница между сном и явью. Ребенок засыпает и едва слышит заключительный приказ к непослушным бессонным совам и волкам.

- Какие изобразительно-выразительные средства вы бы отметили в этом стихотворении?

Множество инверсий (дремлют рыбы, заснули косули), вереницы перечислений, повторы (в том числе в обращениях), ряды сравнений. Детали пейзажа, особенности животного мира. Эпитеты: робкие косули, сом седой, детских снов. Уменьшительные суффиксы, столь свойственные детской речи: кроватка, жучки.

III. Обратная связь по результатам презентации новых знаний

– А теперь я предлагаю вам творческие задания по парам. Каждой паре свое задание. Прослушайте все задания и определитесь, какое задание вы хотели бы выполнять.    

 

1 задание: Прочитайте тексты и поразмышляйте, о чем поет мать в своей колыбельной, о чем она мечтает?
2 задание: Прочитайте колыбельную с незаконченными строчками, впишите недостающие слова. Нам прочитайте готовую колыбельную. Объясните выбор слов.
3 задание: Придумайте свою колыбельную, соблюдая особенности этого жанра. Спойте.

Работа в парах. Выступление пар.

Выводы: О чем же мама поет в колыбельной песне? (После ответов появляются опорки: о любви, о добре, о будущем, о счастье, о надеждах, о здоровье, о тепле, о ласке, о свете.)

– Да, колыбельные песни оставляют в душе ребёнка след на всю жизнь. Это свет добра, тепла, любви к матери, к родному дому, городу, стане, своей Родине.
 Ребята. Мне очень хотелось бы колыбельные песни не переставали звучать. И когда вы вырастете, станете  взрослыми , может быть, в трудную минуту, когда вы вспомните о своей малой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню

Пусть колыбельная поэзия возвращает вас к родному порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питает человека

IV. Рефлексия

Индивидуальная работа

– Ребята, я просила вас принести фотографию вашей мамы. Вы все время спрашивали: для чего? Теперь настал момент раскрытия секрета.
– Посмотрите на фотографию своей мамы, представьте встречу с ней и подберите к ней самые нежные слова, которые вы могли бы ей сказать. Запишите их на своём листочке.
– Спасибо. Вы можете продолжать свои слова, когда вам захочется поговорить с мамой, а её вдруг рядом нет. Если кто-то желает поделиться со мной, я буду рада вас выслушать позже, наедине.

 

V . Домашнее задание

Творческая работа «Проба пера» (по выбору):
1. Сочинить свою колыбельную песню (оформить)
2. Записать колыбельную песню со слов мамы, бабушки (оформить)

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. Жанры фольклора.

Цели урока:- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора- познакомить с происхождением и природой загадок- разв...

Урок литературы «Колыбельные песни на стихи русских поэтов»

Организовать деятельность учащихся  по восприятию   стихотворения  А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о л...

Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".

Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...

Колыбельные песни в русском фольклоре

Детское проектирование. Из опыта работы....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...