Урок в 4 классе "Колыбельные песни" 1 полугодие " Музыка моего народа"
учебно-методический материал по музыке на тему

Учащиеся закрепляют знания по теме. Услышат интонационное своеобразие народной музыки.У них на уроке формируется в сознании чувство гордости и любви к Родине и к искусству других народов мира. Урок интересный.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План урока

  1. Вход под музыку частушек и музыкальное приветствие.
  2. Повторение пройденного материала по теме «Частушка».
  3. «Кубанские частушки» - исполнение.
  4. Раскрытие темы урока на музыкальных произведениях.

     «Колыбельные песни» - слушание и исполнение.

  1. Физкульт минутка «Ой, на горе калина» - исполнение хоровода
  2. «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс», Д. Гершвина – слушание
  3. «Добрая Луна» Т. Бокова – исполнение
  4. Обобщение темы.
  5. Подведение итогов.
  6. Выход из класса под музыку

.

Оборудование: музыкальный центр, диск,компьютер, конспект, и наглядность, фонохрестоматия, творческие работы учащихся ,книги Ю. Коринец «Колыбельная», «Колыбельные кота Леопольда», репродукции художников.

Виды музыкальной деятельности: слушание, вокально-хоровая работа, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах.

Разработка урока

  1. Вход в класс под музыку и исполнение частушек «Здорово, у ворот Егорова» и музыкальное приветствие.

Задача: Собрать внимание детей, настроить на работу.

Начинаем петь частушки

Просим не смеяться,

Здесь народу очень много –

Можем растеряться

У: Вы входили в класс под знакомую мелодию?

Д: Да, частушки.

  1. У: О них мы говорили на прошлом уроке. Давайте, вспомните, что же такое частушка, когда она появилась:

Д: Частушка – это коротенькая плясовая песенка…, появилась 100 лет назад.

У: Как назывались в различных уголках России эти песенки.

Д: Припевки, поговорки, пригудки, коротушки, матани.

У: Часто в частушках картина из мира природы сопоставлялась с чувствами человека.

     Какие деревья характеризуют девушку?

Д: Береза, ель, калина.

У: Какие парня?

Д: Дуб, кедр

У: Кто приготовил домашнее задание и споет частушки (2-3 человека).

У: Да частушки продолжают жить!

  1. «Кубанские частушки» - исполнение.

Цель: добиться эмоционального исполнения в унисон, четкая дикция при пении, игра на ложках в припеве.

В/ задача: воспитывать любовь к фольклору к родному краю.

4 класс II четверти

тема четверти «Музыка русского народа»

тема урока «Колыбельные песни»

тип урока: Углубление темы, расширение знаний

                  Задачи урока: Закрепить знания учащихся по

теме. Услышать интонационное

                                             своеобразие народной музыки.

                                             Выработка кантилены в

                                              колыбельной песне, которая

                                              будет способствовать

                                               пониманию песенной природы

                                              русской музыки.

                Формирование в сознании и

                                               душе учащихся чувства гордости

                                               и любви к Родине и к искусству  

                                               других народов, воспитание

                                музыкального вкуса, высокой

                                духовной культуры.  

Методы:  

  • Обьяснительно- иллюстрационный,
  • Частично-поисковый,
  • Анализа и сравнения,
  • Обобщения,
  • Музыкальной драматургии,
  • Ретроспективы и перспективы.

                  Изучение нового материала.

О каких песнях мы будем сегодня говорить, нам подскажет музыка.

  1. Колыбельная «Спи моя радость усни», Моцарта

            (инструментальная) – слушание

Цель: Услышать легкое и равномерное покачивание, которое придает песне убаюкивающий характер, особое внимание направить на спокойный, мягкий, ласковый характер мелодии, гармонирующий с текстом, раскрыть смысл слова «колыбельная».

В/ задача: Воспоминание любви к Родине, детям, доброте, нежности.

Ответы детей: (Колыбельная песня)

Учитель: Почему?

У: Как вы понимаете, что такое колыбельная песня?

     Как их исполняют?

Д:  ...(тихо поют, чтобы не испугать и т. д.)

Рассказ учителя. Колыбельная песня … - это песня материнской души, любви, нежности. Это не просто способ успокоения ребенка, но в 1-ю очередь материнская любовь, защита.

Ученые разных стран доказывают, что дети, которые воспитываются под пение матери более добрые.

С детства сохранили в памяти бабушки песни:

Со мной кудесницы уж нет,

Метелью запорошен след,

Но, что, я слышал когда-то,

Сегодня расскажу ребята

Приготовьте глазки, ушки. Расскажу вам про девочку Таню.

Показываю в колыбельке куклу-малышку.

Вот она, Танюша наша

Девочка-клубничка, румяное личико,

Щеки, что яблочки, губки, что ягодки.

Носик-курносик, пуговкой.

Глазки серенькие, зубки беленькие.

Какая красавица! Да вот беда! Капризная, её укладывают, укладывают спать, а она никак не ложиться, все капризничает плачет.

(Звучит детский плач)

Она еще и «мама» сказать не умеет, а ее укладывают под уютную песенку.

У и Д: Баю, бай, бай, бай, бай , бай.

У:       У кота была кота,

Колыбелька золота,

Как у нашей у Танюши

Есть получше его, да покраше его.

У и Д: Бай – 6 раз.

У: Среди колыбельных песен много песен о коте.

Детская колыбель сравнивается с воображаемой колыбелью кота. Кота зовут ночевать, качать колыбель, ему обещают разные награды за работу – «Кувшин молока», «кусок пирога», «Белый платочек на шею». Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку. Существовал даже обычай, прежде, чем ребенка в колыбель класть, клали кота, чтобы  ребенок лучше спал.

Уж ты котенька коток,

Котя – серенький лобок,

Приди котя ночевать

Нашу деточку качать

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока

(звучит в записи)

У: Ничего Танюша не хочет, только плачет и плачет (плачь в записи).

Давайте попробуем покачать.

Д и У: Баюшки бай … (из песни Струве «Маленькая мама») и далее в записи звучит

Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки,

Стали гульки воровать –

Нужно детке крепко спать!

У: Какие ласковые слова подобраны «гуленьки, гили» - это голуби. В народном языке «голубить означало ласкать, нежить, «миловать».

Далее поет ребенок колыбельную из д/з

Физкультминутка

У: Пока уснула наша Таня, мы пойдем погуляем.

У: Урок наш надо оживить и в хоровод вас пригласить

Все вместе У и Д:  Хоровод водить не сложно:

Это значит друг за другом

Будем мы ходить по кругу.

  1. «Ой – на горе калина» - исполнение хоровода (казачий вариант)

Цель: определить, что это хороводная песня (хоровод), разыграть игру, эмоциональное исполнение, вспомнить виды хороводов.

Ваша задача: оздоровление организма – так как это физкультминутка,

Воспитание любви к народной песне, краю.

У: Колыбельная песня все время старается создать образ покоя, тишины, но если ребенок не хотел спать, то его пугали волком.

Баю баю баю бай

Не ложись Таня на край

Придет серенький волчек

Схватит Таню за бочек,

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток

(запись)

У: А кого из ребят пугали волком?

     Кто не хотел спать?

(желающие спеть про волка будут всегда)

Д: 1 человек поет колыбельную про волка.

У: Давайте представим, что мы с вами оказались в Америке. Кто понимает английский язык? …А если звучит музыка?...

Как вы думаете, какие колыбельные у американских мам?

Д:… (красивые, нежные, спокойные, песенные)

  1. «Колыбельная Клары» Д. Гершвин – слушание

Цель: развитие интереса к изучению музыки разных народов, определить характер песни.

Воспитательная задача: воспитание дружбы между народами разных национальностей, воспитание слушательской культуры.

У: Музыка все равно нам понятна. И мелодия и настроение, так как язык нот – международный.

Для музыки нет не переходимых границ. Именно она  дает нам понять, что Земля наш общий дом под крышей голубой.

А в нашей школе учатся дети разных национальностей. И в классе есть корейцы, армяне, курды, русские…

Им тоже мамы пели колыбельные (использовать опережающее домашнее задание)

И 1-2 ребенка могут исполнить свою национальную колыбельную.

У: В народе о плохом человеке говорят: « «Наверное, ему колыбельную мать не пела».

Почему так говорят?

Д: … (ответы детей)

У: Вот сколько нянек было сегодня у нашей Танюши. Вот она и проснулась (в записи голос малыша)

У: Ребята! А какую из выученных песен можно назвать колыбельной и почему?

Д: … «Добрая луна» … потому что ласковая, нежная, плавно исполняемая…А чтобы малыш заснул, как нужно исполнить песню? Поднимаю карточки и дети выбирают нужную.

    

  1. «Добрая луна» - исполнение

Цель: Определить, что за жанр колыбельной песни, Своевременное начало и окончание музыкальных фраз при исполнении, пение в характер,темп медленный

Воспитательная задача: воспитание любви к Родине, доброте.

Итог урока:

Дать общую оценку работы класса. Что нового узнали на уроке? Главное чтобы дети сами пришли к тому, что колыбельная песня – это не просто способ успокоения ребенка, но и в первую очередь – материнская любовь и защита.

Мать излучает заботу, нежность, прививает любовь к родным местам.

Колыбельные песни дарят всем нам счастье и покой.

Пусть почаще звучат на земле колыбельные!

Домашнее задание: записать песни, которые им пели в детстве (привлечение к работе родителей, близких детям людей)

Выставление оценок, комментирование.

Выход детей из класса.

Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 37 ст. Старомышастовская.

Тема: «Колыбельные песни»

Разработка урока

музыки в 4 классе.

Учитель:

Пунтусова Вера

Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Урок музыки по теме "Музыка моего народа".

Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи....

Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"

Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...