Программа кружка "Резьба по дереву"
рабочая программа (7 класс)

Вакарин Александр Николаевич

 

Обучающе – развивающая программа «Резьба по дереву рассчитана на 2  года, возраст детей 7-17 лет. В процессе обучения дети получают углубленные знания по истории ремесла.  Большой эффект в духовном развитии обучающихся, их эстетическом и трудовом воспитании дает знакомство с работами народных мастеров.Занимаясь художественной обработкой древесины, обучающиеся совершенствуются в этом виде искусства, приобретают навыки в обработке древесины и отделке готовых изделий имитирующими составами, лаком, восковой мастикой, а также учатся работать на деревообрабатывающих станках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rezba.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Пуровский Дом детского творчества»

 

Обсуждена на заседании

методического совета

МОУ ДОД «Пуровский Дом

детского творчества»

Протокол №1 от

«05» сентября 2006 г.

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

«Пуровский Дом детского творчества»

______________Г. Н. Канищева

«05» сентября  2006 г.

ПРОГРАММА

 «Резьба по дереву»

Возраст детей: 7-17 лет

    Срок реализации: 2 года

                                                                                        Педагог дополнительного образования:

                                                                            Вакарин Александр Николаевич

                                                                               

г. Тарко-Сале

2016 год

Пояснительная записка.  Среди художественных работ в нашей стране самой распространённой и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углублённая; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная или объёмная; домовая.

Россия-страна лесов, составляющих неоценимое богатство нашей Родины. На её огромных просторах растут лиственницы, хвойные и смешанные леса. На Руси во все времена дерево было и остаётся наиболее доступным и дешёвым.

Дерево - прекрасный строительный и поделочный материал, оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, режется, достаточно прочное и твёрдое, упруго, легко склеивается и наконец имеет небольшой удельный вес, хотя обладает и недостатками: горит и гниет.

Дерево, как и всякий другой материал, существует в двух формах: исходная - круглый лес, бревно, ветки, корни и вторичная производная - доски, брус, фанера, шпон, щепа, кора и многое другое.

В современных условиях, когда древесину можно заменить другими материалами, спрос на неё остаётся, всё-таки большой, потому что любые заменители никогда не дают того тепла, цвета, красивой текстуры и рисунка, форм, запаха и много другого, чем отличается естественный материал.

Бурное развитие химической промышленности, производство различных антисептиков и защитных покрывных материалов позволяют в несколько раз продлить жизнь древесины. Создание новых лестных насаждений, сохранение и уход за существующими дадут возможность будущим поколениям любоваться лесом и использовать его дары.

Для резьбы пригодны самые различные породы древесины, которые подразделяются на лиственные и хвойные.

Но изготовление резных изделий требуют определённых знаний о дереве, его свойствах,

качестве, применение и обработке. По степени пригодности древесины для её обработки режущим инструментом, с учётом различных характеристик (влажности, пороков дерева, механических и физических свойств, например спелости или не спелости, т.е. способности к сокодвижению) все древесные породы делятся на мягкие, средней твёрдости и твёрдые.

Человек давно научился использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей. Кроме того, современный человек создал материалы, которые в природе не встречаютъся (пластмасса, пластилин и др.). Для художественных работ используют глину, камень, металл, дерево, пластмассу и др. Дерево - одно из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать ещё в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина русскими мастерами.

Каждый народ использует в первую очередь те природные материалы, которые распространены в данной местности. Россия всегда была богата лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий из древесины издавна носят у нас национальный характер. Большого числа любителей резьбы по дереву нельзя объяснять только национальными традициями. Конечно это имеет немаловажное значение. Но главная причина в том, что древесина даёт резчику весьма широкие возможности для выражения его художественного вкуса и мастерства. Она сравнительно легко и хорошо обрабатывается, позволяя создавать изделия разнообразные по значению, формам, цвету и фактуре. В искусных руках древесины превращается в изящные поделки, тёплые по цвету, милые сердцу человека. Немаловажно и то, что их изготовление без особого труда можно организовать в домашних условиях.

Понятие "художественное изделие из дерева" охватывает очень широкий круг произведений, созданных народными мастерами и художниками разных стран в прошлом и в наши дни. Это и разные украшения домов русского Севера, и деревянные постройки древней столицы Японии - Киото, самобытные скульптуры мордовского скульптора С. Эръзи и знаменитая богородская игрушка. К числу художественных замечательных произведений из дерева мы по праву можем отнести изделия современных мастеров художественных народных промыслов и лучшие работы самодеятельных художников. Определяющими чертами всякого художественного изделия из дерева являются самостоятельность, авторского замысла, художественный вкус, мастерство исполнения, раскрытие свойств дерева как художественного материала - его цветового богатства, мягкости, пластики, в одних произведениях нас прельщает красота округлых форм, чистота линий силуэта, красота текстуры, в других - богатство резного узора, его не разрывная связь с формой предмета, его светотеневая игра, в - третьих - оригинальность композиции.

Скульптурный портрет не может не заинтересовать выразительностью человеческого лица, особенностью характера,  строем резьбы, штрихов, порезок, пластикой объёмов.

В произведениях "лесной скульптор" наших современников более всего манит "сотворчество" с природой-то, как человек раскрывает, доводит до логического и эстетического завершения художественный им в созданных природой естественных формах. Каждое художественное истинное изделие из дерева должно нести в себе художественный образ, но надо помнить о том, что эта образность весьма многолика, многообразна. Не следует стремиться внести в каждую вещь сложную повествовательность или символику, так как в ластике дерева, его теплоте, красоте текстуры, цвета уже живёт образ-образ леса, живой связи человека с природой. Образность следует отличить от вычурности, излишней усложнённости, тематической перегруженности, чуждой всякому произведению искусства.

В ряду художественных изделий из дерева заметное место занимали во все времена произведения, призванные украшать быт человека, сопутствовать ему в труде и отдыхе. Это домашняя утварь и мебель - от простой, но красивой по пропорциям, мастерски выполненной деревенским столяром, украшенной геометрическим или растительным орнаментом, до дворцовой из дорогих пород дерева, а то и сплошь золочёной. Это и орудие труда - прялки и ткацкие станки, точеные веретенца, вальки и рубели, без которых немыслим был бы быт старой русской деревни. Это детские санки и качалки, искусно вырезанные расписные зыбки. Это и пришедшие к нам с городским бытом резанные деревянные панели и панно, рамки для картин и фотографий, скульптура малых форм, фигурные сосуды, вазы, светильники и многое другое, что вносит в нашу жизнь удобство и красоту. Менялись со временем художественные вкусы, изменялись пропорции вещей, характер их украшения, но всегда единство красоты и пользы было главным критерием в оценке изделий декоративного искусства. Тот же критерий применим и к декоративным изделиям из дерева. При исполнении этих изделий и профессиональному художнику, и любителю более всего необходимо чувство меры, умение понять значение и место каждой вещи в быту современного человека. Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях.

Относительная простота геометрической резьбы, её декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для её выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые предельно чёткие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определённом освещении хорошо украшают изделия, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия.

Основные элементы геометрической резьбы - это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трёхгранные выемки различной ширины и глубины; четырёхгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путём повторением прямых и криволинейных выемок, заключённых в какую - либо геометрическую фигуру( круг, многоугольник и т.д.)

Наиболее распространены в геометрической резьбе трёхгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трёхгранновыемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей - выемки, змейки, ромбы, цепочки, различного вида "сияния" и т. д.

Широко распространенным мотивом геометрической резьбы являются круг - розетки.

Невозможно даже вообразить многочисленность ее вариантов. Некоторые, наиболее часто       употребляемые, с делением окружности на 4-10 частей и более. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается  во многих композициях.

В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать также различные  орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т.д. В этой  технике характерными углублениями и порезками на плоской поверхности выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор.

Художественная обработка древесины в старину была связана с плотницкими и столярными работами. Столяры изготавливали столы, стулья, окна, двери и т.д. Мастеров, красиво и чисто обрабатывающих деревянные изделия, называли краснодеревщиками. Это были люди, увлечённые работой с деревом. При изготовлении художественных изделий часто прибегали к операциям деревообрабатывающего производства. Пила, топор, рубанок, стамеска и другие инструменты столяра нужны резчику. Но он работает и специальными инструментами. К ним относятся: ножи -косяки,  ложечные резцы ("ложкари"), стамески-уголки и др. Художественная обработка дерева отличаешься от деревообработки не только применяемыми инструментами, но так же целью и способами обработки. В современном массовом производстве детали и изделия из дерева изготовляют специальные рабочие по определённым технологическим процессам, разработанным специалистами. Художественно-декоративные работы резчика - любители не связаны с массовым производством. Резчик сам обдумывает идею изделия и его композицию, выбирает материалы и инструменты, разрабатывает способы изготовления и отделки изделия. Изучая декоративное и изобразительное искусство, резчик-любитель осваивает мастерство изготовления художественных изделий, обработки и отделки древесины.

Обучающе – развивающая программа «Резьба по дереву рассчитана на 2  года, возраст детей 7-17 лет. В процессе обучения дети получают углубленные знания по истории ремесла.  Большой эффект в духовном развитии обучающихся, их эстетическом и трудовом воспитании дает знакомство с работами народных мастеров.

Занимаясь художественной обработкой древесины, обучающиеся совершенствуются в этом виде искусства, приобретают навыки в обработке древесины и отделке готовых изделий имитирующими составами, лаком, восковой мастикой, а также учатся работать на деревообрабатывающих станках.

Основные принципы построения программы:

  1. Дифференциации и индивидуализации обучения.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  3. Создание ситуации успеха.

Цель программы – возрождение, развитие и сохранение искусства резьбы по дереву, ориентация учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике, профессиональное самоопределение воспитанников.

Задачи:

  1. Формирование навыков резьбы по дереву,  работы с инструментом и на станочном оборудовании.
  2. Развитие конструкторского мышления и творческих способностей детей.
  3. Воспитание трудолюбия, терпеливости и настойчивости.

Структура построения программы.

Программа основана на постепенном углублении знаний. Реализация поставленных целей и задач производится поэтапно, от простого к сложному.

Организация образовательного процесса.

         Учебный процесс строится таким образом, чтобы количество практических занятий на первом году обучения немногим более преобладало над теоретическими. Чтобы интерес воспитанников к теории был устойчивым и глубоким, его развитие происходит постепенно. Теоретический материал излагается по мере необходимости применения его на практике. На последующих этапах обучения теоретическая часть программы преподается аналогично первому году обучения, с той лишь разницей, что все темы объясняются более углубленно, изучаются более сложные понятия.. Продолжительность теоретической части занятия составляет не более 10 – 15 минут.

Режим занятий.

Этап

обучения

Кол-во часов/занятий в неделю

Общее кол-во часов в год

Первый          (1й год об.)

2/2,25

162

Второй          (2й год об.)

2/2,25

162

Количество детей в группах:

Количество воспитанников в группах: 10-15 человек.

Формы и методы занятий.

На первом этапе обучения используется фронтальная, мелкогрупповая и индивидуальная форма работы с детьми. Теоретический материал излагается в форме рассказа, беседы, объяснения, используя демонстрацию наглядных пособий.

На втором и последующих этапах обучения применяются методы консультаций и работы с технической и справочной литературой. Второй  год обучения включает в себя индивидуальную работу воспитанника над проектом.

Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обучении.

Ожидаемые результаты.

К концу первого  года обучения  воспитанник

Должен знать:

  • Правила  техники безопасности при работе режущим инструментом и работе на заточном и сверлильном станке.
  • Принципы составления композиций из простейших геометрических элементов с применением контурной резьбы.
  • Приемы при выполнении рельефной резьбы.

Должен уметь:

  • Пользоваться  инструментом и материалами.
  • Работать на заточном станке.
  • Пользоваться имитирующими составами при отделке готового изделия.
  • Составлять композиции геометрических элементов и выполнять их в материале, соблюдая условия качества.
  • Составлять композиции в плоскорельефной резьбе с последующей моделировкой орнамента.

К концу второго года воспитанник

Должен знать:

  • Правила техники безопасности при работе на станках, режущим инструментом.
  • Строение древесины и ее раскрой на заготовки.
  • Последовательность работы над тем или иным изделием.
  • Основы рисунка и композиции, применяемые в разных работах.
  • Знать центры народных промыслов в России, краткую историю развития традиционной резьбы на Крайнем Севере.

Должен уметь:

  • Рационально раскроить чурку на нужное количество заготовок.
  • Выполнить любое изделие объемного характера.
  • Правильно пользоваться каждой стамеской, чувствовать объем обрабатываемого изделия.
  • Работать не только по образцам, но и составлять свою собственную композицию.
  • Выполнять различные виды резьбы.
  • Правильно пользоваться технической и справочной литературой.

В качестве форм оценки знаний, умений и навыков используются тест – карты, устные опросы, индивидуальные проекты изделий, результаты участия в конкурсах и выставках, мероприятиях внутри учреждения, городских, районных, окружных.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

ТЕМА

Теоретические знания

Всего часов

     теория

практика

1.

Введение. Основы правила по ТБ.

Знакомство с режимом работы кружка и основными правилами по ТБ. Изучение специфики работы кружка и правила по ТБ при работе с режуще-колющими инструментами и электроприборами.

5

3

2

2.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе.

Использование древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого материала.

4

4

-

3.

Свойства и обработка древесины.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в наших крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

8

4

4

4.

Крепежные инструменты и материалы

Подробное ознакомление с арсеналом инстркмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)

3

1

2

5.

Ознакомление с инструментами.

Подробное ознакомление с арсеналом инструмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)

3

2

1

6.

Упражнения по выполнению различной резьбы

Дать общие понятия по разным видам резьбы, их отличия и особенности при поэтапной операции

1.Контурная резьба

2.Плоскорельефная       резьба

3.Углубленная резьба

4.Ажурная резьба

5.Геометрическая резьба

6.Прорезная резьба

7.Накладная резьба

49

19

30

7.

Практическая проработка резьбовых навыков

Практическое обучение и применения резьбовых навыков на отдельных инструментах и композициях

18

2

16

8.

Изготовление изделий начального периода

Практическое применение теоретически полученных знаний в простых (несложных) формах изготовления разного рода поделок (игрушки, разделочные доски, стилизованные формы зверей, животных и т.п.)

62

10

52

9.

Дерево и художественная форма

Проработка накопленного материала и эскизов. Просмотр книг и журналов «Работа с деревом» Изготовление лекал, трафаретов и рисунков (эскизов)

10

6

4

ИТОГО:

162 часа

51

111

                                                                             

                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                          

Вводное занятие.  Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Демонстрация репродукций. Показ лучших работ обучающихся прошлых лет. Организация рабочего места. Оборудование и инструменты для резьбы. Безопасность труда и противопожарная безопасность. Организационные вопросы.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе. Свойства и обработка древесины.

Использовании и применении древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого продукта.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в нашем  крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

Различные виды резьбы, их отличия и особенности при поэтапной операции

Контурная резьба. Плоскорельефная  резьба. Углубленная резьба. Ажурная резьба. Геометрическая резьба. Прорезная резьба. Накладная резьба.

Практическое обучение и применения резьбовых навыков на отдельных инструментах и композициях.

Практическая работа. Изготовление строганной основы по размерам и форме образца. Исполнение резной композиции. Анималистическая композиция. Специфика негативного рисунка.  Декоративные композиции, оформление панно, досок и других предметов. Подготовка основы. Работа над эскизом. Декоративная разработка форм растительного и животного мира. Перевод рисунка на основу и выполнение в резьбе.

Технологические операции при изготовлении деревянной основы под резьбу (раскрой, выпиливание, шлифовка)

Практическая работа. Заточка стамесок, составление композиции в сочетании геометрической, контурной, скобчатой  резьбами.  Подготовка основы, перенос рисунка на нее, выполнение резной композиции в полосе, в квадрате, в круге.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения.

№ п/п

ТЕМА

Теоретические знания

Всего часов

     теория

практика

1.

Введение. Основы правила по ТБ.

Знакомство с режимом работы кружка и основными правилами по ТБ. Изучение специфики работы кружка и правила по ТБ при работе с режуще-колющими инструментами и электроприборами.

5

3

2

2.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе.

Использование древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого материала.

4

4

-

3.

Свойства и обработка древесины.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в наших крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

8

4

4

4.

Практические занятия по изготовлению ручного инструмента 

Подробное ознакомление с наиболее употребляемыми инструментами         ( косяки, стамески). Поэтапное изготовление инструмента.

4

1

3

5.

Ознакомление с инструментами.

Подробное ознакомление с арсеналом инструмента резчика стамески (полукруглые, плоские, клюкорезы ит.д.)

3

2

1

6.

Изготовление ручек и черепков. Заправка

Расширенное ознакомление с формой и материалом , изготовление ручек для инструмента- Заточка инструмента: общие правила и рекомендации, ознакомление с абразивным материалом заточка и заправка инструмента.

5

1

4

7.

Приемы выполнения выправки древесины

Использование ручных и электроинструментов при выборке древесины. Техника среза и подрезки слоя древесины и выборка.

5

1

4

8.

Исправление ошибок и возможного «брака» при работе с поделками.

Заделка трещин. Исправление сколов. Склеивание. Ознакомление с основными видами клеев, их применение при работе.

5

1

4

9.

Отделка поверхности.

Шлифовка и полировка древесины. Покрытие маслом и лаком. Тонировка( искусственные и естественные красители). Рецепты т технологии приготовления красок и красителей для дерева.

5

1

4

10.

Работа в смешанной технике и декорирование поделок

Использование теоретических и практических навыков различных видов резьбы при смешивании и сочетании (комбинации)

Резьба с заоваленным контуром.

Резьба с подушечным фоном.

Резьба с выбранным фоном.

109

20

89

11.

Участие в выставках, фестивалях, конкурсах.

9

-

9

ИТОГО:

162 часа

38

124

                                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие.  Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Демонстрация репродукций. Показ лучших работ обучающихся прошлых лет. Организация рабочего места. Оборудование и инструменты для резьбы. Безопасность труда и противопожарная безопасность. Организационные вопросы.

Значение дерева в нашей жизни и обиходе. Свойства и обработка древесины.

Использовании и применении древесины в жизни и быту человека, как самого экологически чистого продукта.

Подготовительные действия до начала работ с деревом. Ознакомление с разнообразными технологиями сушки древесины и заготовкой. Характеристика древесных пород, встречающихся в нашем  крае (береза, лиственница, кедр, сосна, ель)

Практические занятия по изготовлению ручного инструмента

Подробное ознакомление с наиболее употребляемыми инструментами  ( косяки, стамески). Поэтапное изготовление инструмента.

Расширенное ознакомление с формой и материалом , изготовление ручек для инструмента- Заточка инструмента: общие правила и рекомендации, ознакомление с абразивным материалом заточка и заправка инструмента.

Приемы выполнения выправки древесины

Использование ручных и электроинструментов при выборке древесины. Техника среза и подрезки слоя древесины и выборка.

Заделка трещин. Исправление сколов. Склеивание. Ознакомление с основными видами клеев, их применение при работе.

Шлифовка и полировка древесины. Покрытие маслом и лаком. Тонировка( искусственные и естественные красители). Рецепты т технологии приготовления красок и красителей для дерева.

Работа в смешанной технике и декорирование поделок.

Использование теоретических и практических навыков различных видов резьбы при смешивании и сочетании (комбинации)

Резьба с заоваленным контуром. Резьба с подушечным фоном. Резьба с выбранным фоном.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы включает в себя:

- техническую библиотеку объединения, содержащую как справочный материал, чертежи и описания изделий, так и учебную техническую литературу;

- периодическую литературу, регулярно получаемую Домом детского творчества;

- большой объем материала из Интернета;

- методические пособия, разрабатываемые преподавателем с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой либо темы.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        - ксерокопии рабочих чертежей;

        - чертежи, разработанные с помощью компьютера;

        - плакаты.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Материально-техническую базу объединения «Авиамоделирование» представляет техническая лаборатория, которая на данный момент полностью укомплектована необходимым инструментом и станочным оборудованием:

- сверлильный станок;

          - циркулярный станок;

          - лобзик электрический учебный;

          - заточный станок;

          - дрель ручная электрическая;

          - шлифмашина электрическая ручная.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Для педагога:

1.Афанасьев А.Ф. «Резчику по дереву».

2. Бурников В.Г., В.Н.Власов «Домовая резьба».

3. Лифарь М.П. Столярные работы, Траст Пресс, 1999 г.

4. Марис и Зайке Гайлис «Мебель для молодых».

5. Матвеева Т.А.Мозаика и резьба по дереву».

6. Мольнар А.А. Резьба по дереву,Москва, Спектр, 1998 год.

7. Сафроненко В.М. «Вторая жизнь дереву».

8. Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год.

9. Стариков Ю.С. Домашний столяр, Нижний Новгород, «Времена», 1998 год

10. Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву», Москва, «Владос», 2002 г.

11. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос»,  

      2002 год.

12. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам», Москва,  «Владос», 2000 г.

13. Шепелев А.М. «Столярные работы в сельском доме».

        

Для обучающихся:

1.Гусарчук Д.М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву».

2. Журналы (подшивка) «Юный техник».

3. Коноваленко А.М. «Столярничаю сам».

4. Луканский Э.П. «Сотворим радость».

5. Рихвк Э. В. «Мастерим из древесины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Резьба по дереву"

Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"...

Программа росписи по дереву на три года обучения

Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звон...

Дополнительная образовательная программа «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

Дополнительная образовательная программа  «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» для детей 11-14 лет. Рассчитана на 3 года....

Учебная программа Резьба по дереву

Программа резьбы по дереву рассчитана на 68 часов. Рекомендуемый график занятий по 2 часа в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек.Цель программы подготовить учащихся к сам...

Программа "Роспись по дереву"

Для учащихся 8-15 лет....

"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"

Методическая разработка занятия.  Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....

"Техника нанесения теней". Конспект занятия по программе "Выжигание по дереву"

Методическая разработка занятия.  Обучающиеся изучили технологию создания и способы нанесения теней выжигательным аппаратом....