Программа "Роспись по дереву"
рабочая программа по теме

Сафронова Нина Викторовна

Для учащихся 8-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rospis.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Киреевская школа для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____________

от______________________

«Утверждаю»

Директор ГОУ ТО «Киреевская школа для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

_____________ А.М. Аксёнов

Дополнительная

образовательная программа

«Роспись по дереву»

(рекомендовано детям 8-15 лет)

Направленность: художественно - эстетическая

Срок реализации: 2 года

Уровень: основное общее образование

Составитель программы: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Сафронова Н.В.

гКиреевск

2015г

Содержание

 

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуализация программы.

1.2 Характеристика программы.

1.3 Цели программы.

1.4 Задачи программы.

1.5 Принципы программы.

1.6 Методы применения в ходе программы.

1.7 Критерии эффективности

1.8 Способы и формы подведения результатов деятельности.

1.9 Общая результативность по программе.

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

2.1 Цели и задачи 1-го года обучения.

2.2 Содержание тем.

2.3 Ожидаемый результат к концу 1-го года обучения.

3.Учебно-тематический план 2-го года обучения.

3.1 Цели и задачи 2-го года обучения.

3.2 Содержание тем.

3.3 Ожидаемый результат к концу 2-го года обучения.

5. Управление программой и контроль.

6. Охрана жизни и здоровья обучающегося.

7. Условия реализации программы.

8. Используемая литература.

1. Пояснительная записка.

Образовательная программа « Роспись по дереву » разработана в соответствии с концепцией художественного образования в РФ, на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам.

Программа « Роспись по дереву » реализуется в три этапа за год обучения:

  • 1 этап Городецкая роспись
  • 2 этап Полховско-майдановская роспись
  • 3 этап Северодвинская роспись

Каждый этап учебных заданий построен в порядке постепенного усложнения:

  • Знакомство с росписью.
  • Отрисовка элементов.
  • Композиция в декоративно-прикладной росписи.
  • Эскиз изделия.
  • Роспись изделия в материале.

Время освоения программы может варьироваться в зависимости от возраста учащихся и сложности росписи в декоративно-прикладном искусстве.

Курс может быть одногодичным как самостоятельная программа. «Декоративно-прикладная роспись» может быть трёх и четырёх годичным как дополнительный практический курс. Форма и режим занятий зависит от продолжительности программы.

Занятия проводятся  два  раза в неделю продолжительностью сорок минут. Общее количество часов за год составляет  сто сорок четыре.

В результате обучения учащиеся должны овладеть технологией цветоведения, создавать композиции. По окончании занятий проводятся итоговые просмотры. По результатам просмотров наиболее интересные работы рекомендуются для участия в выставках и конкурсах. А также используются в качестве наглядных пособий и в оформлении кабинетов школы.

Программа « Роспись по дереву » прежде всего направлена на раскрытие творческого потенциала детей, на обучение навыкам творческого ремесла. В ней учтены возрастные особенности учащихся.  

 

                                                   

                                                      1.1 Актуализация программы.

        Одной из основных задач целой системы дополнительного образования детей является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; а также в развитии творческих особенностей детей. Наиболее полно реализуется одна из представленных задач в декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство-творчество разных народов, тесная связь с географической средой там, где, непосредственно живёт народ. Творчество сохраняет опыт мастеров прошлого, преумножает своим мастерством, передавая его из поколения в поколение. Локальность и самобытность каждого народа отражает специфику промысла, которая диктуется модой, вкусами, приёмами письма. Всё это выражается как местная традиция. Народные промыслы всегда носят духовное единство и развиваются в трудовом коллективе, а изделие всегда привлекает теплотой. Специфическая особенность ремесла заключается в искусном синтезе накопленных традиций и личного опыта.

Мы живем в сложное время: будучи жителями страны с одной экономической формацией, мы вроде бы незаметно оказались в государстве с совершенно иными экономическими принципами. Естественно, как всякие радикальные перемены, эти реформы сопровождаются крушением идеалов, жизненными катаклизмами, ломкой сознания людей. Программа имеет ярко выраженный  региональный характер, так как позволяет педагогу и обучающимся прикоснуться к истокам народного декоративно-прикладного искусства, возрождать старинные традиции. Крайне важно сделать занятие наглядным, окружить ребёнка различными предметами народного быта и декоративно-прикладного искусства. Это не только сделает занятие более доступным, но и позволит детям, непосредственно, прикоснуться к живому источнику родной культуры.

В связи с ростом национального самосознания современный художник стремится постигнуть нравы и обычаи предков. Если мастера раннего периода находили темы для росписи, непосредственно наблюдая окружающий мир, то авторскую матрешку отличает определенная «документальность», подкрепленная старинными фотографиями, документами. Внимательно всматриваясь в значительность лиц и поз своих предков, художник старается понять уклад их жизни. Таковы, например, работы художников М. Масальцевой и Н. Сусловой.

Занятие декоративно-прикладной росписи развивают такие личностные качества, как:

  • Актуальность
  • Внимание
  • Терпение

Содержание курса является формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре. Практических умений и навыков росписи деревянных поверхностей, знакомство с композиционным решением задачи.

1.2 Характеристика программы.

    Программа строится исходя из возрастных особенностей учащихся, направлена на развитие у детей познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности в работе. Народная роспись по дереву – это искусство богатое и разнообразное, распространённое по всей нашей стране. Существуют традиционные росписи по дереву Северной Двины, Городца и Семёнова. Знаменитые вологодские и архангельские росписи, росписи тверской и новгородской земли, роспись Карелии и Великого Устюга.

Первое занятие начинается со знакомства с предметом художественная роспись по дереву как один из видов декоративно-прикладного промысла. Учащиеся на каждом этапе обучения изучают один из видов росписи. Историю появления, технологию исполнения, основные принципы составления орнамента.

В процессе изучения курса учащиеся усваивают необходимые знания, практические умения и навыки, постепенно развивают свою познавательную деятельность, применяя полученные знания на практике.

В процессе изучения предмета декоративная роспись по дереву, необходимо посещать краеведческие музеи, организовывать выездные экскурсии в центры изучаемых росписей, а также посещать выставки и мастер – классы, посвящённые декоративно-прикладному творчеству, чтобы наглядно ознакомиться с народными традициями и новыми направлениями, используемые в современной жизни.

1.3 Цель программы

 Духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности как носителя и хранителя русской национальной культуры, изучение обучающимися истории возникновения и развития искусства на Руси; выработка у обучающихся художественных умений и навыков средствами «Росписи по дереву».

1.4 Задачи программы

            Образовательные:

  • Обучение учащихся приёмам росписи.
  • Формирование (обработка) у учащихся профессиональных навыков и

             привычек.

  • Усовершенствование трудовых действий и приёмов росписи.
  • Формирование умений предвидеть возможные виды брака.
  • Знание основных положений в предупреждении и устранении возможных ошибок.
  • Умение  работать по каталогам.
  • Обучение рациональной организации рабочего места.
  • Умение оценить качество выполненных работ в соответствии с требованиями.
  • Формирование умений подготавливать к работе инструмент, приспособления, заготовки и содержать их в надлежащем виде.
  • Развивающие.
  • Самостоятельно находить дефекты: древесины, росписи, лакирования.
  • Развитие технологического мышления и профессиональной интуиции.
  • Своевременное  распознавание ошибок в своей работе или умение подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса.
  • Формирование умений быстро и точно реагировать на новую непредсказуемую ситуацию и находит неожиданные и нестандартные решения.

Воспитательные.

  • Формирование ответственного отношения к порученному делу.
  • Воспитание чувства долга и ответственности, чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремлённости, внимательности, трудолюбия, чувства уверенности в себе.
  • Формирование способности к самовыражению
  • Формирование важных интерактивных качеств личности.
  • Развитие прогрессивного интереса к предмету.
  • Развитие ответственности  к труду, активности и самостоятельности  в учебно-трудовой деятельности.  

Программа « Роспись по дереву » определяют следующие задачи образовательного процесса:

  • Обучение детей разнообразным техникам декоративной росписи по дереву
  1.  Городецкая;
  2. Полховско-майдановская;
  3. Северодвинская. И др.
  • Осознанное усвоение методов творческой работы
  • В конце обучения каждого раздела учащиеся должны продемонстрировать не просто композиции, выполненные на бумаге кисточкой или карандашом. А навыки работы в « материале », свою изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.

1.5  Принципы программы

Для успешного выполнения росписей ученики должны научиться правильно держать и кисть руки, и кисточку. ( рука должна быть подвижна как циркуль, поэтому кисточку надо держать не в наклонном положении, как ручку для письма, а строго вертикально поверхности ).

Для изготовления изделий в материале учащимся потребуются деревянные заготовки.

Чтобы обеспечить обучения данному, должна быть создана база учебно-методического обеспечения. Занятия, на которых учащиеся овладевают приёмами и навыками работы в материале, проводятся в специально оборудованном классе. Для выполнения декоративной росписи необходимы: кисти, краски ( гуашь, темпера, акварель ), альбом, карандаш, ластик, клей ПВА, кусочек материи ( для обтирания кисти ), палитра, баночка с водой, а также для изготовления грунта, наждачная бумага, лак. Кисти выбирают в соответствии с выполняемой росписью.

Основные требования обработки деревянной поверхности:

  1. визуальный осмотр изделия;
  2. устранение дефектов ( шпаклёвка );
  3. затирка или шлифование деревянной поверхности;
  4. грунтование деревянной поверхности ( клей ПВА и вода – 1:1 );
  5. нанесение эскиза на поверхность изделия;
  6.         лакирование изделия;

Рабочее место учащихся должно соответствовать следующим правилам:

  • стол должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны ( в вечернее время суток, класс должен быть хорошо освещён )
  • на столе постелена клеёнка
  • выполняемая работа расположена перед собой
  • полное исключение продуктов питания на рабочем месте
  • краски, кисти, палитра, кусок материи, ёмкость с водой расположены справа относительно учащегося.

1.6   Методы применения в ходе программы

Работа с гуашью темперой, введение цвета полутонами, растяжками.

 Моделирование форм и объёмов ( корпусный цвет, бликовка, тенёжка ).

 Работа гуашью: введения цвета пятном, штрихом, орнамента по собственному замыслу.

Отработка навыков держания кисти тремя пальцами.

 Упражнения в написании вертикальных и горизонтальных линий, с наклоном, точек, штрихов, дуг, кружков, гребешков и т.д.

 Отработка нажима плавности.

Работа с трафаретом и штампом. Разработка декоративной окантовки и её исполнение кистью с применением трафарета, штампа.

Использование приобретённого умения произвольного изменения силы нажима на кисть для изображения стилизованных цветов и листьев.

1.7  Критерии эффективности.

Материалы для изделий и полуфабрикатов; материалы для выполнения росписи по дереву в традициях промысла: лаки, краски и др.

 Традиционные виды орнамента: сюжеты, особенности цветовых решений.

Принципы построения композиции рисунка с учётом техники росписи по дереву, виды и формы декорируемого изделия и других особенностей.

Разработка композиций в различных техниках выполнения росписи на бумаге. Самостоятельная подготовка заготовки к росписи.

Перенос рисунка с эскиза на заготовку.

Выполнение росписи.

Лакирование изделий.

Устранение дефектов.

1.8 Способы и формы подведения результатов деятельности

  Одним из способов подведения итогов деятельности является проведение местных, районных  выставок, а также принятие участий в областных выставках.

Возможна экскурсия в музей изделий народных художественных промыслов, экскурсия в краеведческий музей города.

Одной из формы подведения результатов  есть визуальный осмотр и оценивание деятельности в целом, а также выбор наилучших работ, выполненных по условиям данного и изученного учащимися материала для выставления  образцового характера и индивидуального положения  на, так сказать, выставках, проведенных на территории образовательного учреждения.

        

1.9 Общая результативность по программе.

Результативность общего характера по программе « Роспись по дереву » заключается  в отработке умений и навыков, полученных в течение каждого учебного года по видам росписи и состоит в отработке следующих приёмов:

  • подготовка заготовки ( визуальный осмотр, устранение дефектов деревянной поверхности с помощью шпаклевки, затирки ( шлифовки ), нанесения грунта на используемую поверхность данной заготовки );
  • выполнение эскиза;
  • перенос рисунка с эскиза на заготовку (калька или индивидуальный способ переноса рисунка);
  • роспись изделия (удачный подбор цветового решения);
  • лакирование (лак по дереву ПФ-283, алкидный, высокоглянцевый);
  • устранение дефектов (слабая затирка, нанесение повторного слоя поэтапно);

В конце каждой темы проходит просмотр выполненных работ учащихся

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

                    Название разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Теорети-ческие                    часы

Практи-ческие часы

Тема 1.Вводное занятие. Знакомство с программой. Понятие декоративно-прикладного искусства. Особенности и технология исполнения. Техника безопасности.

2 часа

2 часа

-

Тема 2 Городецкая роспись.

40часов

14часов

26часов

2.1

Знакомство с Городецкой росписью. Традиции исполнения, воздание сюжета и композиции.  

4 часа

2 часа

2 часа

2.2

Растительные мотивы Городецкой росписи: розаны, разетки, купавки, ягодки. (Правила постановки руки и кисти). Растительные мотивы Городецкой росписи (листья, кустики). Правила постановки руки и кисти.

6 часов

2 часа

4 часа

2.3

Знакомство с Городецкой птицей. Особенности характера, основные приёмы исполнения. Изучение особенностей выполнения Городецкой лошадки в свободной кистевой манере.

4 часа

1 час

3 часа

2.4

Основы декоративной композиции на плоскости. Ритм. Симметрия. Орнамент.

2 часа

1 час

1 час

2.5

Освоение основных  принципов построения орнамента в полосе: ленточный, сетчатый, композиционно замкнутый.

2 часа

1 час

1 час

2.6

Освоение основных  принципов построения орнамента в круге: поясок, сегменты гирлянды, смешанная композиция.

2 часа

1 час

1 час

2.7

Освоение основных  принципов построения орнамента в прямоугольнике.

2 часа

1 час

1 час

2.8

Эскиз разделочной доски по мотивам Городецкой росписи

6 часов

2 часа

4 часа

2.9

Выполнение изделия в материале. Четкость и аккуратность исполнения. Устранение дефектов поверхности.

10 часов

2 часа

8 часов

2.10

Лакировка  изделия. Техника нанесения лака на поверхность. ТБ с ЛВЖ.

2 часа

1 час

1 час

Тема 3. Полховско-майдановская роспись.

44 часа

14 часов

30 часов

3.1

История появления Полховско-Майдановской росписи. Знакомство с традициями. Изучение простейших элементов         -«листьев» и «веточек»  

4 часа

1 час

3 часа

3.2

Освоение элементов росписи - ягода, бутон. Построение простейших композиций

2 часа

1 час

1 час

3.3

Освоение элемента росписи – цветочек. Развитие детской фантазии

6 часов

2 часа

4 часа

3.4

Освоение традиционного элемента росписи – большой майдановской розы

6 часов

3 часа

3 часа

3.5

Знакомство с некоторыми приёмами построения цветочного узора на форме

4 часа

1 час

3 часа

3.6

Закрепление навыков изображения растительных элементов, построение крупных букетов.

6 часов

1 час

5 часов

3.7

Освоение традиционного элемента Майдановской росписи – «птичка»

4 часа

1 час

3 часа

3.8

Освоение элемента Майдановской росписи – «петушок»

2 часа

1 час

1 час

3.9

Обработка деревянной поверхности.ТБ. Составление эскиза

2 часа

1 час

1 час

3.10

Создание изделия по мотивам Полховско-майдановской росписи на основе выполненного эскиза

6 часов

1 час

5 часов

3.11

Лакирование выполненного изделия ТБ

2 часа

1 час

1 час

Тема  4. Северодвинская роспись.

34 часа

10 часов

24 часа

4.1

Знакомство с художественными особенностями. И техникой исполнения северодвинской  росписи.

2 часа

1 час

1 час

4.2

Растительные элементы Северодвинской росписи (трилистники, ягодки, огурчики, цветы)

4 часа

1 час

3 часа

4.3

Поэтапное выполнение Северодвинских птиц (птица сирин, курочка – кутюшка)

4 часа

1 час

3 часа

4.4

Геометрические мотивы в Северодвинской росписи, особенности выполнения. Принцип построения орнамента в полосе и круге.

6 часов

2 часа

4 часа

4.5

Эскиз доски по мотивам Северодвинской росписи.

4 часа

2 час

2 часа

4.6

Обработка деревянной поверхности. ТБ. Выполнение изделия по мотивам Северодвинской росписи

4 часа

     1 час

3 часа

4.7

Эскиз круглой шкатулки по мотивам Северодвинской росписи. Выполнение изделия в материале

8 часов

1 час

7 часов

4.8

Лакировка выполненных изделий (доска, шкатулка). ТБ.

2 часа

1 час

1 час

Тема  5. Подведение итогов пройденного материала.

24 часа

8 часов

16 часов

5.1

 Составление эскизов по мотивам  изученных росписей. 

8 часов

3 часа

5 часов

5.2

Обработка деревянной поверхности. ТБ.

4 часа

1 час

3 час

5.3

Выполнение росписи на изделиях в различных направлениях и мотивах . 

10 часов

3 часа

7 часов

5.4

Лакировка выполненных изделий (доска, матрёшка, шкатулка, декоративный грибок). ТБ.

2 часа

1 час

1 час

                                                                    Всего за год             144 часа      48 часов   96часов

2.1 Цели и задачи 1-го год обучения

Цель:  формирование у детей видение и понимание прекрасного средствами роспись по дереву.

      Задачи:

     Образовательные:

  • умение подобрать заготовку, пригодную для росписи;
  • умение приводить предворительные отделочные операции (зачистка, шлифовка, шпаклёвка, подмазка, грунтовка клейстером);
  • ведение росписи в 2-3 цвета (без оттенков) несложные геометрические композиции: с помощью штампа, кисти.
  • Комбинирование композиции с приёмами симметрии и асимметрии (завиток, спираль, эс-образный, панно, букет);
  • Оформление эскиза с несколькими вариантами росписи. Составление смешанных колеров;
  • Ведение росписи сложных конструкций плоскостных изделий. Подбор рисунка « в размере ». Использование нескольких видов техники росписи (Городецкая, Северодвинская, Полховско-майдановская).
  • Компоновка рисунка по принципу « Золотого сечения».

Развивающие:

  • формирование художественно-творческой активности;
  • творческое включение в наблюдение окружающей нас жизни;
  • проявление интереса к первым творческим успехам товарищей;
  • проявление творческого интереса к обсуждению выставок творческих работ своих товарищей.

Воспитательные:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • умение эмоционально откликаться на явления природы, интересные волнующие события нашей жизни;
  • умение эмоционально откликаться на красоту человека и его поступки.

2.2 Содержание

Тема  1. Вводное занятие

1.1 Понятие декоративно прикладное искусство. Основные центры. Особенности и технология исполнения. Художественная роспись по дереву как один из видов декоративно-прикладного промысла.  

Теория: Знакомство с миром декоративно прикладного искусства. Роспись по дереву как один из видов декоративно прикладного искусства. Основные её центры и технология исполнения. Характерные особенности народного творчества. Техника безопасности.

Форма: беседа.

Тема 2. Городецкая роспись

2.1 Основные элементы Городецкой росписи ( капелька, капелька с поворотом, дуга фигурная и пологая спираль).

Теория: Знакомство с Городецкой росписью. Городец один из видов декоративно прикладной росписи. Традиции исполнения, создание сюжета и композиции. Изучить многообразие технических приёмов исполнения в Городецкой росписи.    Добиться чёткости исполнения.

Практика: Отрисовка элементов Городецкой росписи.

Форма проведения: урок.

2.2 Растительные мотивы Городецкой росписи: розаны, разетки, купавки, ягодки, листья, кустики.

Теория: Изучение многообразного выполнения цветов, листьев и кустиков в Городецкой росписи.

Практика: Отрабатывание приёмов выполнения цветов, листьев и кустиков в свободной кистевой манере. Характерные особенности исполнения.

Форма проведения: урок.

2.3 Городецкие птицы ( фазан, петух ); Городецкая лошадка.

Теория: Знакомство с Городецкой птицей. Особенности характера, основные приёмы исполнения. Изучить особенности выполнения Городецкой лошадки в свободной кистевой манере.

Практика:. Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения. Чёткость исполнения.

Форма проведения: беседа.

2.4 Основы декоративной композиции на плоскости. Ритм. Симметрия. Орнамент.

Теория: Изучение законов композиции и применение её в декоративной росписи ( ритм, симметрия, орнамент ).

Практика:

 1. Выполнение упражнений. Создать раппорт и несколько вариантов орнамента на основе различных композиционных схем. ( Ритм )

2.Создать зеркально – симметричную орнаментальную композицию, гармонично заполнить плоскость изображением, на основе схем. (Симметрия.)

3.Принципы выполнения орнамента используя основные приемы организации орнамента. (Ритм, симметрия.)

Основные понятия:

Ритм как способ организации в декоративно прикладном искусстве с помощью чередования разнообразных элементов формы, что создает ощущение периодичности повторяющихся акцентов и пауз.

Симметрия как способ организации формы; способ организации изобразительного пространства в произведениях декоративно прикладного искусства.

Орнамент – украшение, узор, состоящий из ритмических организованных, повторяющих форм (чередование форм). Орнамент может быть геометрический. Состоящий из геометрических форм, и изобразительный, где элементы сохраняют предметную форму растений (растительный) или животных и птиц (зооморфный).

Форма проведения: беседа.

2.5 Принцип построения орнамента в полосе.

Теория: Осваивание основных принципов построения орнамента в полосе: ленточный, сетчатый, композиционно замкнутым.

Практика:  Отработка принципов построения орнамента в полосе на основе схем.

Форма проведения: урок.

2.6 Принципы построения в круге.

Теория: Осваивание основных принципов построения орнамента в круге: поясок, сегменты гирлянды, смешанная композиция ( «поясок» + «сегмент» ).

Практика: Отработка принципов построения орнамента в круге на основе схем.

Форма проведения: урок.

2.7 Принципы построения орнамента в прямоугольнике.

Теория: Осваивание основных принципов построения в прямоугольнике: диагональ, овал, встречная диагональ, картинка в широкой рамке.

Практика: Отработка принципов построения орнамента в прямоугольнике на основе схем.

Форма проведения: урок.

2.8 Эскиз разделочной доски по мотивам Городецкой росписи.

Теория: Создание орнаментальной композиции на основе изученного материла. ( Выбор принципа построения орнамента свободный ).

Практика:

Выполнение эскиза разделочной доски:

1.Композиционное решение

2.Отрисовка в карандаше

3.Цветовое решение

Форма проведения: урок.

2.9 Обработка деревянной поверхности. Создание изделия по мотивам Городецкой росписи на основе выполненного эскиза. ТБ.

Теория: Приготовление поверхности разделочной доски к написанию орнамента. Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика:

1. Устранить дефекты поверхности доски.

2.Нанесение грунта.

3.Тонирование деревянной поверхности.

Перевод рисунка разделочной доски с эскиза на плоскость.

Форма проведения: урок.

2.10 Лакировка изделия. ТБ.

Теория: техника нанесения лака на поверхность изделия.

Практика:  Равномерное нанесение лака на поверхность. Высушивание, не повредив поверхность изделия.

Форма проведения: практическая часть.

Тема 3. Полховско – майдановская роспись

3.1 Знакомство с росписью и особенностью палитры. Освоение простейших элементов – « листьев » и « веточек ».

Теория:    История появление Полховско – майдановской росписи. Знакомство с традициями. Изучение простейших элементов – « листьев » и « веточек ».

Практика:   Выполнение элементов Полховско – майдановской росписи.

Форма проведения: беседа.

 3.2 Освоение элементов росписи – ягода, бутон. Построение простейших композиций.

Теория:  Знакомство с элементами росписи. Особенности характера, основные приёмы                          исполнения. Чёткость и аккуратность исполнения.

 Практика:    Поэтапное выполнение полховских элементов.

Форма проведения: урок.

3.3 Освоение элемента росписи – цветочек. Развитие детской фантазии.

Теория:      Изучение особенности выполнения элемента росписи – цветочек.

Практика:    Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности росписи.

Форма проведения: урок.

3.4 Освоение традиционного элемента росписи – большой майдановской розы.

 Теория:  Изучение особенности выполнения майдановской розы в свободной кистевой манере.

 Практика:    Поэтапное выполнение приёмов росписи. Чёткость исполнения.

Форма проведения: урок.

3.5 Знакомство с некоторыми приёмами построения цветочного узора на форме.

Теория:     Осваивание основных принципов построения цветочного узора по мотивам Полховско – майдановской росписи.

 Практика:   Прорабатывание принципов составления полховского цветочного узора.

Форма проведения: урок.

3.6 Закрепление навыков изображения растительных элементов, построение крупных букетов. Развитие фантазии.

 Теория:  Создание букетной композиции на основе пройденного материала.

 Практика:   Выполнение эскиза крупных букетов по мотивам росписи Майдана.

Форма проведения: урок.

3.7 Освоение традиционного элемента майдановской росписи – « птичка ».

Теория: Изучение особенностей выполнения майдановской  « птички ».

Практика:  Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения.     Чёткость исполнения.

Форма проведения: урок.

3.8 Освоение элемента майдановской росписи – « петушок ».

 Теория:    Изучение особенностей выполнения майдановского « петушка ».

Практика:  Отрабатывание приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения. Чёткость исполнения.

Форма проведения: урок.

3.9 Обработка деревянной поверхности. Составление эскиза по мотивам Полховско – майдановской росписи. ТБ.

Теория:    Приготовление поверхности изделия к выполнению росписи. Выполнение эскиза. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика:  

  1. Устранение дефектов поверхности.

  2. Нанесение грунта.

  3. Тонирование деревянной поверхности.

Форма проведения: урок.

3.10 Создание изделия по мотивам Полховско – майдановской росписи на основе выполнения эскиза.

Теория:    Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика:   Перевод эскиза на изделие.

Форма проведения: урок.

3.11 Лакирование изделия. ТБ.

Теория: правила нанесения лака на поверхность изделия.

Практика: Равномерно нанести лак по поверхности. Высушить, не повредив поверхность.

Форма проведения: практическая часть.

Тема  4. Северодвинская роспись.

4.1 Художественные особенности. Технология исполнения.

Теория: История появления Северодвинской росписи. Знакомство с традициями исполнения, а также создание орнамента.

Практика: некоторые записи.

Форма проведения: беседа.

4.2 Растительные элементы северодвинской росписи ( трилистники, ягодки, огурчики,

цветы ).

Теория: Изучение технических приёмов исполнения в северодвинской росписи. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика: Выполнение элементов северодвинской росписи.

Форма проведения: урок.

4.3 Северодвинские птицы ( птица сирин, курочка – кутюшка )

Теория: Знакомство с северодвинскими птицами. Особенности характера, основные приёмы исполнения. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика: Поэтапное выполнение северодвинских птиц.

Форма проведения: урок.

4.4 геометрические мотивы северодвинской росписи, особенности выполнения (

фризовые орнаменты ). Принципы построения орнамента в полосе и круге.

Теория: Изучение особенностей выполнения геометрических элементов. Осваивание основных принципов построения орнамента в полосе и круге используя северодвинскую роспись. Чёткость и последовательность исполнения.

Практика: Отработка приёмов выполнения. Характерные особенности исполнения росписи. Прорабатывание принципов составления орнамента в полосе и круге на основе схем.

Форма проведения: урок.

4.5 Эскиз доски, выполненная по мотивам северодвинской росписи.

Теория: Создание орнаментальной композиции на основе изученного материала.

Практика: Выполнение эскиза доски в технике северодвинской росписи:

  • Композиционное решение
  • Отрисовка в карандаше
  • Цветовое решение

Форма проведения: урок.

Тема 4.6 Обработка деревянной поверхности. ТБ.

Теория: Приготовить поверхность доски к написанию орнамента.

Практика:

1. Устранить дефекты поверхности доски.

 2. Нанесение грунта

 3. Тонирование деревянной поверхности.

Форма проведения: урок.

4.7 Эскиз круглой шкатулки выполненный по мотивам северодвинской росписи. Выполнение изделия в материале.

Теория: Создание орнаментальной композиции на основе изученного материала. ( Выбор принципа построения  орнамента свободный ). Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика: 

Выполнение эскиза круглой шкатулки.

  • Композиционное решение.
  • Отрисовка в карандаше.
  • Цветовое решение

Перевод рисунка круглой шкатулки с эскиза на плоскость.

Форма проведения: урок.

4.8 Лакировка выполненных изделий ( доска, шкатулка ). ТБ.

Теория: технология нанесения лака на поверхность.

Практика:  Равномерное нанесение лака на поверхность. Высушивание, не повредив поверхность.

Форма проведения: практическая часть.

Тема  5. Подведение итогов пройденного материала

5.1 Составление эскизов по мотивам Городецкой, Северодвинской, Полховско – майдановской росписи.

Теория:   Создание композиции на основе изученного материала.

Практика:   Выполнение эскиза по мотивам изученного материала:

  • Композиционное решение.
  • Отрисовка в карандаше.
  • Цветовое решение. 

Форма проведения: урок.

5.2 Обработка деревянной поверхности.

Теория:  Приготовление поверхности изделия к выполнению росписи.

Практика:

1. Устранить дефекты поверхности изделия.

2.Нанесение грунта.

3.Тонирование деревянной поверхности.

Форма проведения: практическая часть.

5.3 Выполнение росписи на изделие в различных направлениях и мотивах.

Теория: Выполнение изделия в материале. Чёткость и аккуратность исполнения.

Практика: Перевод рисунка изделия с эскиза на плоскость.

Форма проведения: урок.

5.4 Лакировка изделий ( доска, матрёшка, шкатулка, декоративный грибок ).

Теория: техника нанесения лака на поверхность  изделия.

Практика:  Равномерное нанесение лака на поверхность. Высушивание, не повредив поверхность изделия.

Форма проведения: практическая часть.

2.3 Ожидаемый результат к концу 1-го года обучения.

К концу  1-го учебного  года учащиеся должны уметь подбирать заготовку, пригодную для росписи, также важно умение проводить предворительные отделочные операции ( зачистка, шлифовка, шпаклёвка, подмазка, грунтовка клейстером). Уметь вырезать трафареты и работать с ними. Вести роспись в 2-3 цвета (без оттенков) несложные геометрические композиции с помощью штампа, трафарета, кисти. Комбинировать композиции с приёмами симметрии и асимметрии. Оформлять эскизы с несколькими вариантами росписи. Вести роспись сложных конструкций плоскостных изделий. Использовать различные техники росписи. Компоновать рисунок по принципу « Золотого сечения ». уметь применять на практике наносить лак на поверхность изделия.

                      3.Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Название разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Теоретические часы

Практические часы

Тема 1. Мезенская роспись.

46 часов

14 часов

31 час

1.1

Художественные особенности. Технология исполнения. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

2 часа

2 часа

____

1.2

Основные элементы мезенской росписи ( спираль стихийка, звёздочки, пёрышко, скобочка, волна, ромбик, штришок, капелька, косы ). Правила постановки руки и кисти.

4 часа

1 час

3 часа

1.3

Растительные мотивы мезенской росписи ( цветок, росток, дерево )

4 часа

1 час

3 часа

1.4

Мезенские птицы (уточка, лебедь, куропатка)

4 часа

1 час

3 часа

1.5

Животные в мезенской росписи ( лошадки, олени, лоси)

4 часа

1 час

3 часа

1.6

Геометрические мотивы в мезенской росписи, особенности выполнения орнамента ( сетка-квадрат, сетка-ромб, сетка-ромб по диагонали)

4 часа

1 час

3 часа

1.7

Принцип построения орнамента в полосе

4 часа

1 час

3 часа

1.8

Принцип построения орнамента в круге

4 часа

1 час

3 часа

1.9

Принцип построения орнамента в квадрате

2 часа

1 час

1 час

1.10

Эскиз пасхального яйца по мотивам мезенской росписи

4 часа

1 час

3 час

1.11

Обработка деревянной поверхности. Выполнение изделия « пасхальное яйцо » по мотивам мезенской росписи на основе выполненного эскиза

2 часа

1 час

1 час

1.12

Эскиз шкатулки по мотивам мезенской росписи ( круговая, квадратная, прямоугольная. Выбор формы самостоятельный )

4 часа

1 час

3 час

1.13

Обработка деревянной поверхности. Выполнение изделия в материале. Техника безопасности при работе с Л В Ж

2 часа

1 час

1 час

1.14

Лакировка выполненных изделий.

2 часа

2 часа

Тема 2. Хохломская роспись.

44 часов

19 часов

25 часов

2.1

  Художественные особенности. Технология исполнения.

2 часа

2 часа

___

2.2

Основные элементы хохломской росписи ( травные кустики, орнаментальные полосы)

4 часа

2 часа

2 часа

2.3

Растительные мотивы в хохломской росписи по дереву ( клубничка, рябинка, смородина, крыжовник )

4 часа

2 часа

2 часа

2.4

Принцип построения орнамента в полосе ( верховое письмо )

4 часа

2 часа

2 часа

2.5

Принцип построения орнамента в круге (ветвь, спираль). Фоновое письмо.

4 часа

2 часа

2 часа

2.6

Эскиз деревянной ложки по мотивам хохломской росписи

4 часов

2 часа

2 часа

2.7

Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза

4 часов

2 часа

2 часа

2.8

Эскиз деревянного бочонка по мотивам хохломской росписи

6 часов

2 часа

4 часа

2.9

Выполнение изделия в материале, на основе выполненного эскиза

6 часов

2 часа

4 часа

2.10  

Лакировка изделий ( ложка, бочонок ). Техника безопасности при работе с Л В Ж

6 часов

1 час

5 часов

Тема 3. Подведение итогов.

54 часа

9 часов

45 часов

3.1

 Подведение итогов изученных росписей за 2 года обучения. Технологии выполнения разных видов росписей

2 часа

2 часа

____

3.2

Эскиз изделия по выбору учащихся

6 часов

____

6 часов

3.3

Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза

10 часов

______

10 часов

3.4

Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с Л В Ж.

2 часа

1 час

1 час

3.5

Эскиз нового изделия по выбору учащихся

6 часов

______

6 часов

3.6

Выполнение изделия в материале

10 часов

2 часа

8 часов

3.7

Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с Л В Ж.

2 час

1 час

1 час

3.8

Эскиз нового изделия по выбору учащихся

6 часов

____

6 часов

3.9

Выполнение изделия в материале

8 часов

2 часа

6 часов

3.10

Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с Л В Ж.

2 часа

1 час

1 час

                                                          Всего

144 часов

43

 часа

101 час

 

3.1 цели и задачи 2-го года обучения

 Цель: привитие интереса детей к изобразительному искусству, росписи по дереву и       уважения к традициям и обычаям своего народа.

Задачи.

Образовательные: 

  • уметь подобрать заготовку, пригодную для ро
  • умение приводить предварительные отделочные операции (зачистка, шлифовка, шпаклёвка, подмазка, грунтовка клейстером);
  • вести роспись в 2-3 и более цветов (с оттенками) более сложные геометрические композиции: с помощью, кисти.
  • Комбинировать композиции с приёмами симметрии и асимметрии (завиток, спираль, эс-образный, панно, букет);
  • Оформить эскиз с несколькими вариантами росписи. Составление смешанных колеров;
  • Вести роспись сложных конструкций плоскостных изделий. Подбор рисунка « в размере ». Использование нескольких видов техники росписи (Мезенская, Хохломская (Кудрина, под фон, под листок).
  • Компоновка рисунка по принципу « Золотого сечения ».
  • Проявлять умение в грамотном лакировании поверхности изделия.
  • Знать основные дефекты лака при высыхании, а также устранять дефекты лака при высыхании.

Развивающие:

  • формирование творческой активности воспитанников;
  • умение анализировать произведения искусства;
  • творческие включения в индивидуальную и коллективную работу, умение участвовать в обсуждении работ.

Воспитательные:

  • формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование эстетического вкуса учащихся;
  • формирование умения образно откликаться на красоту окружающей жизни;
  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

3.2 Содержание тем

Тема  1. Мезенская роспись.

 1.1  Художественные особенности. Технология исполнения. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Теория: знакомство с мезенской росписью, особенности технологии исполнения, информационные сведения об истории возникновения росписи. Т Б.

Форма проведения: беседа.

1.2 Основные элементы мезенской росписи ( спираль стихийка, звёздочки, пёрышко, скобочка, волна, ромбик, штришок, капелька, косы ). Правила постановки руки и кисти.

Теория: знакомство с некоторыми элементами мнзенской росписи, история их появления, изучение правил постановки руки и кисти.

Практика: отрабатывание приёмов выполнения некоторых элементов мезенской росписи (спираль стихийка, звёздочки, пёрышко, скобочка, волна, ромбик, штришок, капелька, косы).

Форма проведения: урок.

1.3 Растительные мотивы мезенской росписи ( цветок, росток, дерево )

Теория: изучение мотивов мезенской росписи ( цветок, росток, дерево )

Практика: выполнение растительных элементов мезенской росписи: цветок, росток, дерево.

Форма проведения: урок

1.4 Мезенские птицы (уточка, лебедь, куропатка)

Теория: знакомство с особенностью техники выполнения мезенских птиц.

Практика: правильное выполнение декоративных птиц в традиционном стиле мезенской росписи .

Форма проведения: урок.

1.5 Животные в мезенской росписи ( лошадки, олени, лоси)

Теория: знакомство с техникой выполнения в мезенской росписи различных животных: лошадки, олени, лоси.

Практика: выполнение животных в традиционном исполнении мезенской росписи.

Форма проведения: урок.

1.6 Геометрические мотивы в мезенской росписи, особенности выполнения орнамента ( сетка-квадрат, сетка-ромб, сетка-ромб по диагонали)

Теория: знакомство с геометрическими мотивами мезенской росписи, особенности выполнения орнамента.

Практика: выполнение нескольких видов орнамента по мотивам мезенской росписи.

Форма проведения: урок

1.7 Принцип построения орнамента в полосе

Теория: знакомство с особенностью выполнения построения орнамента в полосе.

Практика:  Выполнение построения орнамента в полосе.

Форма проведения: урок.

1.8 Принцип построения орнамента в круге

Теория: знакомство с особенностью выполнения построения орнамента в круге.

Практика: выполнение построения орнамента в круге.

Форма проведения: урок.

1.9 Принцип построения орнамента в квадрате

Теория: знакомство с особенностью выполнения построения орнамента в квадрате.

Практика: выполнение построения орнамента в квадрате.

Форма проведения: урок.

1.10 Эскиз пасхального яйца по мотивам мезенской росписи

Теория: изучение правил компоновки расположения рисунка.

Практика: выполнение эскиза пасхального яйца по мотивам мезенской росписи.

Форма: урок.

1.11 Обработка деревянной поверхности. Выполнение изделия « пасхальное яйцо » по мотивам мезенской росписи на основе выполненного эскиза

Теория: техника обработки деревянной поверхности. ( повторение )

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

1.12 Эскиз шкатулки по мотивам мезенской росписи ( круговая, квадратная, прямоугольная. Выбор формы самостоятельный )

Теория: изучение правил компоновки расположения рисунка в квадратной, круглой, прямоугольной плоскостях.

Практика: выполнение эскиза шкатулки по мотивам мезенской росписи.

Форма проведения: урок.

1.13 Обработка деревянной поверхности. Выполнение изделия в материале. Техника безопасности при работе с Л В Ж

Теория: техника обработки деревянной поверхности. ( повторение )

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

1.14Лакировка выполненных изделий.

Теория: Техника безопасности при работе с Л В Ж

Практика: лакировка выполненных изделий.

Форма проведения: практическое задание

Тема  2. Хохломская роспись.

2.1  Художественные особенности. Технология исполнения.

Теория: история возникновения хохломской росписи.

Форма проведения: урок.

2.2  Основные элементы хохломской росписи ( травные кустики, орнаментальные полосы)

Теория: знакомство с техникой выполнения элементов хохломской росписи (травные кустики, орнаментальные полосы )

Практика: выполнение элементов хохломской росписи.

Форма проведения: урок.

2.3 Растительные мотивы в хохломской росписи по дереву ( клубничка, рябинка, смородина, крыжовник )

Теория: знакомство с растительными мотивами в хохломской росписи.

Практика: выполнение растительных мотивов в хохломской росписи.

Форма: урок.

2.4 Принцип построения орнамента в полосе ( верховое письмо )

Теория: изучение техники исполнения орнамента в полосе.

Практика: выполнение орнамента в полосе.

Форма: урок.

2.5 Принцип построения орнамента в круге (ветвь, спираль). Фоновое письмо.

Теория:  изучение техники исполнения орнамента в круге.

Практика: выполнение орнамента в круге.

Форма проведения: урок.

2.6 Эскиз деревянной ложки по мотивам хохломской росписи

Теория: знакомство с компоновкой  эскиза рисунка.

Практика: выполнение эскиза деревянной ложки по мотивам хохломской росписи.

Форма проведения: урок.

2.7 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза

Теория: техника обработки деревянной поверхности. ( повторение )

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

2.8 Эскиз деревянного бочонка по мотивам хохломской росписи

Теория: знакомство с компоновкой  эскиза рисунка.

Практика: выполнение эскиза деревянного бочонка по мотивам хохломской росписи.

Форма: урок.

2.9 Выполнение изделия в материале, на основе выполненного эскиза

Теория: техника обработки деревянной поверхности. ( повторение )

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

2.10 Лакировка изделий ( ложка, бочонок ). Техника безопасности при работе с Л В Ж

Теория: Техника безопасности при работе с Л В Ж

Практика: лакировка выполненных изделий.

Форма проведения: урок.

 Тема   3 Подведение итогов пройденных росписей

 3.1 подведение итогов изученных росписей за 2 года обучения. Технологии выполнения разных видов росписей

Теория: технологии выполнения различных видов росписи. Материал повторения.

Форма проведения: беседа.

 3.2 Эскиз изделия по выбору учащихся

Практика: выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

Форма проведения: урок.

3.3 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

3.4 Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с Л В Ж.

Теория: Техника безопасности при работе с Л В Ж

Практика: лакировка выполненного изделия.

Форма проведения: урок.

3.5 Эскиз нового изделия по выбору учащихся

Практика: выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

Форма проведения: урок.

 3.6 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

3.7 Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с Л В Ж.

Теория: Техника безопасности при работе с Л В Ж

Практика: лакировка выполненного изделия.

Форма проведения: урок.

3.8 Эскиз нового изделия по выбору учащихся

Практика: выполнение эскиза по мотивам изученных росписей.

Форма: урок.

 3.9 Выполнение изделия в материале на основе выполненного эскиза

Практика: перевод рисунка с эскиза на поверхность изделия.

Форма проведения: урок.

3.10 Лакировка выполненного изделия. Техника безопасности при работе с Л В Ж.

Теория: Техника безопасности при работе с Л В Ж

Практика: лакировка выполненного изделия.

Форма проведения: урок.

3.3 Ожидаемый результат к концу 2-го года обучения.

К концу  2-го учебного  года учащиеся должны уметь подбирать заготовку, пригодную для росписи, также важно умение проводить предварительные отделочные операции (зачистка, шлифовка, шпаклёвка, подмазка, грунтовка клейстером). Вести роспись в 2-3 и более цвета (с оттенками) более сложные геометрические композиции с помощью штампа, кисти. Комбинировать композиции с приёмами симметрии и асимметрии. Оформлять эскизы с несколькими вариантами росписи. Вести роспись сложных конструкций плоскостных и объёмных изделий. Использовать различные техники росписи. Компоновать рисунок по принципу « Золотого сечения ». Уметь применить на практике правильно наносить лак на поверхность изделия.

5.Управление программой и контроль.

В образовательной программе промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения программы, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, состязаниях, олимпиадах. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственноручно, а также объём знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.

Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребёнка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании), а с исходными возможностями. Для определения возможностей и умений ребёнка при наборе в объединение проводится первичное анкетирование и тестирование, используется методика выявления исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится по контрольным занятиям в течение года и итоговому тестированию в конце учебного года.

6.Охрана жизни и здоровья обучающихся.

Техника безопасности на занятиях. Здоровьесберегающие технологии.

Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещённом помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами и описанием технологических операций, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит обучающихся с правилами по технике безопасности при работе с опасными предметами деятельности, в данном материале это ЛВЖ.. регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию. Сохранение здоровья обучающихся это, в первую очередь,  педагогическая проблема организации деятельности педагога ДО. Сохранить здоровье ребёнка на занятиях может только педагог ДО, так как, именно он задаёт психофизические условия для функционирования организма в процессе занятий. Содержании деятельности ребёнка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивизации. Для этого необходимо : использовать все возможности удовлетворения потребности в движении. Предпочтение отдаётся произвольным, плавным движениям в умеренном темпе; удовлетворить потребность в игровой деятельности; удовлетворить потребность познавать, исследовать; удовлетворить потребность в общении; удовлетворить потребность мечтать, фантазировать; удовлетворить потребность творить, создавать; преобразовать желание разрушать, подавлять и властвовать в умении лидировать и самореализовываться.  

7. Условия реализации программы

  1. Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях: деревянные изделия, выполненные в различных техниках росписи;
  2. Иллюстрации с работами мастеров и художников.
  3. Образцы, изготовленные педагогом ДО.
  4. Детские творческие работы, выполненных на высоком художественном уровне.
  5. Альбом с фотографиями детских художественных работ.
  6. Альбом с изображениями видами росписи.
  7. Журналы с поэтапными техниками росписей (детское пособие).

Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы:

  1. гуашь
  2. палитра

                3.  темпера

  4.кисти № 00 – 5 круглые

  1. бумага различного формата
  2. карандаши ТМ (простой)
  3. ластик.
  4. клей ПВА
  5. кисти для клея
  6. лак
  7. кисть для лака
  8. растворитель

  1. Используемый список литературы педагогом в реализации программы.
  1. Алехин А.Д. изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга учителя.- М.: Просвещение, 1984.
  2. В.В. Шорохов « Основы композиции ». – М., 1979.
  3. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва « Просвещение », 1981.
  4. Кузин В.С. « Психология », Москва « Агар », 1997.
  5. « Роспись: Техники. Приемы. Изделия ». – М.: АСТ-ПРЕСС-1999. Составители Величко Н.
  6. Русское народное искусство. / В собр. Государственного Русского музея. – Л.: художники РСФСР, 1984.

        

Список литературы рекомендуемый детям:

  1. Н.М. Сокольникова « Основы композиции » (5-8). – Обнинск, Издательство « Титул », 1996
  2. С.Г. Капланова « От замысла и натуры к законченному произведению ». – М., « Изобразительное искусство », 1981
  3. « Филимоновская игрушка ». Просвещение, 1999.
  4. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Эколого – познавательный маршрут «А за деревом – дерево…»

Маршрут рассчитан на детей младшего школьного возраста, а так же   семейные коллективы, в составе которых есть дети 5 -10 лет.Протяженность маршрута – 1-1,5 км; время прохождения...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....