Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».

Задачи:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. учить анализировать художественное произведение;
  3. развивать умение отбирать и анализировать материал;
  4. развивать творческие способности учащихся;
  5. развивать навык творческой деятельности в команде;
  6. совершенствовать навык монологического высказывания;
  7. воспитывать интерес к литературе как учебному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шурупова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10» г. Выборга Ленинградской обл.

Веб-квест «Сын дерева»    

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».

Класс: 10 класс (внеклассное чтение: тема семьи, тема современника, тема праведничества в современной литературе); 11 класс (изучение современной литературы).

Срок: 2 недели.

Задачи: 

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. учить анализировать художественное произведение;
  3. развивать умение отбирать и анализировать материал;
  4. развивать творческие способности учащихся;
  5. развивать навык творческой деятельности в команде;
  6. совершенствовать навык монологического высказывания;
  7. воспитывать интерес к литературе как учебному предмету.

Ссылка на сайт веб-квеста: https://sites.google.com/site/synderevamojsovremennik/home

Этапы работы

  1. Постановка цели, определение задач.

- Приглашаю Вас совершить  путешествие по страницам  рассказа Дмитрия Бакина "Сын дерева".  Это  путешествие в мир русской культуры, в мир современной русской литературы.

Задачи:

  1. познакомиться с особенностями условно-метафорической прозы;
  2. использовать информационное поле сети Интернет для изучения художественного произведения;
  3. развивать умение отбирать материал, анализировать;
  4. развивать навык творческой деятельности в команде;
  5. совершенствовать навык монологического высказывания.

Работа над веб-квестом  создаст  условия для формирования информационной культуры, расширит  кругозор и знания в следующих предметных областях: литературоведение,  языкознание, подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Учащиеся получат  представление об особенностях условно-метафорической прозы, вдумчиво и внимательно проанализируют  текст и определят место произведения в русской литературе.

  1. Центральное задание.

Исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина "Сын дерева" по следующим направлениям:

  1. особенности сюжета и композиции рассказа;
  2. художественное пространство рассказа;
  3. образная система персонажей;
  4. язык произведения;
  5. библейская и фольклорная традиции в произведении;
  6. тематика и проблематика произведения.
  1. Порядок работы над квестом.

Выбрать одну из ролей, от лица которой бы хотелось пройти веб - квест, объединиться в группы. Внимательно изучить задание своей группы. Распределить роли в группе. Создать сайт, видеоролик, презентацию, буклет, опорный конспект... Защитить свою работу на уроке литературы.

  1. Роли.

Роль 1. Литературоведы. Задание.

Подготовить информацию  о  сюжете,  композиции  и жанре произведения "Сын дерева". Выяснить, какова роль композиции в раскрытии идеи рассказа. Указать наиболее яркие, важные для раскрытия идейно-художественного замысла автора эпизоды. Выяснить, в чем особенность сюжета. Найти вставные элементы и определите их роль в рассказе.

Роль 2. Психологи. Задание.

Пронаблюдать за главным героем и второстепенными персонажами, основываясь на психологических характеристиках героев. Обратить внимание на детали портрета  персонажей, на их жесты, мимику, манеру говорить, на  содержание речи героев, образ жизни. Пронаблюдать за жизнью персонажей,  основываясь на описаниях природы, интерьеров. Обратить внимание на вещи, предметы, которыми они  окружили себя. Проанализировать семейные отношения героев рассказа.

Роль 3. Языковеды. Задание.

Проанализировать антиномические (противоречивые) пары в рассказе; необычное построение диалогов; метафорический язык произведения; символику цвета в рассказе; библейские и фольклорные параллели, опираясь на соответствующие литературные источники.

Роль 4. Эксперты. Задание.

Проанализировать идейно-художественное содержание рассказа в целях подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому языку:

- Что сближает рассказ Дмитрия Бакина "Сын дерева" с другими произведениями русской литературы? (Задания части С2 и С4 ЕГЭ по литературе требуют привлечения литературного контекста.)

 Тема

 Произведения (литературные параллели)

- Сформулировать проблемы, поставленные автором произведения, и подобрать литературные аргументы.

 Проблема

 Литературные аргументы

  1. Рефлексия (подведение итогов).

Возможны варианты:

  1. анкетирование,
  2. сочинение-миниатюра,
  3. развернутый ответ в формате ЕГЭ по русскому языку и литературе,
  4. синквейн.


Предварительный просмотр:

Шурупова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10» г. Выборга Ленинградской обл.

Пояснительная записка

к веб-квесту «Сын дерева»

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».

Задачи: 

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  2. учить анализировать художественное произведение;
  3. развивать умение отбирать и анализировать материал;
  4. развивать творческие способности учащихся;
  5. развивать навык творческой деятельности в команде;
  6. совершенствовать навык монологического высказывания;
  7. воспитывать интерес к литературе как учебному предмету.

Ссылка на сайт веб-квеста: https://sites.google.com/site/synderevamojsovremennik/home

Использованные Интернет-ресурсы:

http://literary_criticism.academic.ru/ - словарь литературоведческих терминов

http://ushdict.narod.ru/ - толковый словарь Шведова

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 - словарь литературоведческих терминов

http://www.ozhegov.org/ - толковый словарь Ожегова

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8%ED%EE%EC%E8%FF

Дмитрий Бакин (биография, обзор творчества)

http://vz.ru/culture/2008/8/3/192512.html

http://www.pergam-club.ru/book/2864

http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/bakin-d/

http://magazines.russ.ru/authors/b/bakin/

http://infoart.udm.ru/magazine/znamia/set/ivanova/ivano027.htm

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200900707

http://www.booksite.ru/department/center/writ/bakin.htm

рассказ "Сын дерева" (анализ)

http://www.textexpert.ru/node/1318

http://lib.rus.ec/a/743

http://lib.ru/NEWPROZA/BAKIN_D/r_syn.txt

http://www.gramma.ru/EDU/?id=3.2

современная русская литература

http://www.tutoronline.ru/blog/literatura-novejshego-vremeni-uslovno-metaforicheskaja-proza.aspx

http://www.fplib.ru/ruslit20

http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a520.php

изображения

http://img-fotki.yandex.ru/get/8/85426199.1f/0_b65cb_91778670_XL

http://tasselworld.ru/_ph/1/933618359.jpg

http://www.artcontext.info/images/stories/autors/portret/portret_korovin_002.jpg

http://esenin.niv.ru/images/people/fm_esenin.jpg

http://www.nowimir.ru/DATA/PHOTOS/042003.jpg

http://www.my-ussr.ru/diafilmy/legendy-predanija-skazanija/bylina-ob-ile-muromce/4-bylina-ob-ile-muromce.jpg

http://lib.rus.ec/a/743

Литературные источники:

  1. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы. – СПб.: Паритет, 2001.
  2. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века: Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», Экономпресс, 1997.
  3. Черняк М.А. Путеводитель по новейшей литературе. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: Сага, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Беседа-размышление по рассказу-сказке «Щедрое дерево» (Шел Сильверстейн, перевод с английского.)

Урок внеклассного чтения в 7-ом классе.1.     Используя художественный  текст глубокого нравственно-эстетического содержания, формируем не только эстетические эмоции, но...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...