Рабочая программа "Резьба по дереву"
рабочая программа по технологии (10 класс) по теме

Шибин Сергей Иванович

Рабочая программа по технологии "Резьба по дереву"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rezba.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 Г.ЛИПЕЦКА ИМ. М.И. НЕДЕЛИНА

«Согласовано»

Руководитель ШМО


___________/___________

ФИО


Протокол №______

от «___» ____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВРМОУ «СОШ №61 г.Липецка

им. М.И. Неделина»


___________/_____________

ФИО


«___» _______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №61 г.Липецка им. М.И. Неделина»


___________/_____________

ФИО

Приказ №______

от «___» ___________20___г.


Пояснительная записка

Резьба по дереву - древний вид народного декоративного искусства. В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических свойств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Искусством плотницкого ремесла издавна славились русский Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и другие области.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и игрушки. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная выразительность резных деревянных изделий всегда соединялись с их утилитарным назначением. Во многом это определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство, как в монументальных произведениях, так и в оформлении домашней утвари, деревянной посуды и детской игрушки.

       Резьба по дереву всегда была спутницей деревянной архитектуры. Ею украшали дома и церкви, общественные здания и хозяйственные постройки. Наибольшее развитие она получила к началу 20 века. Этому способствовали природные условия, традиции, многовековой опыт. Дерево было самым доступным материалом, легко обрабатывалось несложным инструментом. Каждый хозяин, стремился понарядней украсить свое жилище, нередко дом почти весь был увит резьбой.

       При обшивке домов тесом появились дополнительные плоскости, которые также стали украшать резьбой. Использование различных видов окраски, тонирования (морение, обжиг и т.д.), защитных покрытий помогало сохранить нарядный, праздничный вид дома и его индивидуальность.

       Домовая резьба не была одинаковой и монотонной. В зависимости от техники выполнения она подразделялась на контурную, геометрическую, прорезную, плоскорельефную, глухую, скульптурную. Разные элементы выполнялись в такой технике, в которой они наиболее выигрывали и сочетались с архитектурой дома. Иногда различные виды резьбы соседствовали в одном здании, дополняя друг друга, что делало декор богаче и живописнее.

       Главная особенность декора деревянных домов – большое разнообразие видов резьбы. Встречаются элементы выполненные в технике глухой, а также объемной резьбы (вазоны, кисти, розетки, маскароны). Особенно популярной стала пропильная резьба, т.к. этот вид резьбы прекрасно сочетается как с конструкцией крыши, фронтона, так и с обшивкой стен. Домовая резьба – это и украшение дома, и показатель умения и способностей мастера, ее можно рассматривать как постоянно действующую, открытую для обозрения выставку.
      Искусство резьбы по дереву в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию своей страны, развитию у них художественно-творческих способностей, формированию таких важных качеств, как уважение к труду и умение красиво выполнять свою работу.

Знакомясь с произведениями народного искусства, учащиеся получают на занятиях необходимые технические знания, развиваются их трудовые умения и навыки, т.е. осуществляется психологическая и практическая подготовка к труду, к выбору профессии.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции художественных изделий в традиции местного промысла.

В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки дерева в технике свойственной конкретному художественному промыслу или производству, изготавливают художественные изделия с учетом местных художественных традиций.

Весь процесс обучения носит воспитательный характер, а выполненные изделия должны иметь яркий национальный колорит, определенную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

Успехи детей в изготовлении изделий декоративного народного прикладного искусства рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами деятельности. У них развивается потребность творчества в любом виде труда.

Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. И только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности и эстетические чувства, профессиональные интересы.

Перед учителем стоит задача развития личностного, творческого потенциала и помощь в самореализации учащихся.

Программа «Резьба по дереву» рассчитана на учащихся 8-11 классов, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым.

       В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. На протяжении подросткового возраста изменяется характер общения ребенка с учителем. Ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учителя за учение, поведение и школьный труд, для старших подростков характерно стремление к личному общению с учителем. Начиная с шестого класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Поэтому занятия в объединении резьбы по дереву дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителями.

       Программа рассчитана на 3 года обучения с последовательным усложнением заданий из расчета по 4 часа в неделю.

Цели программы:

- изучение и возрождение народных традиций деревянного зодчества;

- воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить национальную культуру, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу;

- обучение практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла;

- формирование навыков практического применения знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства;

Виды изучаемой резьбы:

Первый год обучения:

1. Плосковыемчатая резьба:

- контурная,

- скобчатая,

- геометрическая;

Второй год обучения:

  1. Плоскорельефная резьба:

- с заоваленными контурами;

- с подобранным фоном;

- с подушечным фоном;

- абрамцево-кудринская резьба;

- резьба «татьянка».

2. Рельефная резьба:

- барельефная резьба;

- горельефная резьба;

3. Объемная резьба.

Третий год обучения:

  1. Прорезная резьба:

        - простая сквозная резьба;

        - ажурная резьба;

        - накладная резьба.

2. Скульптурная резьба.

Примерный тематический план

(первый год обучения)

№ п/п

Названия тем

Количество часов

ВСЕГО

На теорию

На практику

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Контурная резьба. Инструменты. Материалы. Приспособления

6

2

4

3.

Контурная композиция. Учебное задание на светлом фоне

8

2

6

4.

Контурная композиция. Учебное задание на тонированном фоне

8

2

6

5.

Техника и декоративные особенности геометрической резьбы

4

1

3

6.

Знакомство с техническими приемами геометрической резьбы

6

2

4

7.

Азбука геометрических элементов. Узор геометрического характера из изученных элементов

14

2

12

8.

Приемы использования одного и нескольких элементов в узоре геометрического характера

12

1

11

9.

Зависимость выразительности композиций от глубины резания

6

1

5

10.

Создание несложных композиций из элементов геометрической резьбы

6

6

11.

Выполнение токарных форм изделий на станке. Нанесение узора геометрического характера на токарную форму изделия

14

2

12

12.

Выполнение резьбы на токарных изделиях

16

2

14

13.

Сочетание контурной и геометрической резьбы на светлом фоне

4

1

3

14.

Сочетание контурной и геометрической резьбы на тонированном фоне

4

1

3

15.

Копирование образцов народной резьбы по дереву

20

20

16.

Способы тонировки и отделки изделий

4

1

3

17.

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО

136

23

113

Примерный тематический план

(второй год обучения)

№ п/п

Названия тем

Количество часов

ВСЕГО

На теорию

На практику

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Плоскорельефная резьба. Материалы. Инструменты. Приспособления.

4

1

3

3.

Технологические и декоративные особенности плоскорельефной резьбы

6

2

4

4.

Знакомство с художественными приемами плоскорельефной резьбы

8

2

6

5.

Создание несложного орнамента на растительную тему

12

1

11

6.

Создание несложного орнамента на анималистическую тему

12

1

11

7.

Копирование орнамента плоскорельефной резьбы

14


14

8.

Абрамцево-кудринская резьба. Знакомство с технологическими и декоративными особенностями резьбы

4

1

3

9.

Копирование и создание собственных образцов абрамцево-кудринской резьбы

14

14

10.

Резьба «татьянка». Знакомство с технологическими и декоративными особенностями резьбы

4

1

3

11.

Копирование и создание собственных образцов резьбы «татьянка»

14

14

12.

Рельефная резьба. Знакомство с технологическими и декоративными особенностями резьбы

4

1

3

13.

Копирование и создание собственных образцов рельефной резьбы

12

12

14.

Объемная резьба. Материалы. Инструменты. Приспособления

4

1

3

15.

Технология и декоративные особенности объемной резьбы

4

1

3

16.

Изготовление несложных изделий объемной резьбы

12

12

17.

Способы тонировки и отделки изделий

4

1

3

18.

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО

136

16

120

Примерный тематический план

(третий год обучения)

№ п/п

Названия тем

Количество часов

ВСЕГО

На теорию

На практику

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Прорезная резьба. Инструменты. Материалы. Приспособления

8

1

7

3.

Технологические и декоративные особенности  простой сквозной резьбы

10

2

8

4.

Копирование и создание собственных образцов простой сквозной резьбы

16

16

5.

Копирование и создание собственных образцов ажурной резьбы

16

16

6.

Накладная резьба. Инструменты. Материалы. Приспособления

2

1

1

7.

Технологические и декоративные особенности  накладной резьбы

8

2

6

8.

Знакомство с художественными приемами накладной резьбы

6

6

9.

Копирование и создание собственных образцов накладной резьбы

16

16

10.

Изготовление столярных изделий с использованием накладного орнамента

12

12

11.

Скульптурная резьба. Знакомство с технологическими и декоративными особенностями

4

1

3

12.

Этапы и техника выполнения скульптурной резьбы

10

2

8

13.

Копирование образцов и создание собственных композиций по мотивам скульптурной резьбы

20

20

14.

Способы тонировки и отделки изделий

4

1

3

15.

Заключительное занятие

2

2

ИТОГО

136

13

123

И С П О Л Ь З У Е М А Я     Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., МитлянскаяТ.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.М.; «Высшая школа», 1998
  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М.; Легпромбытиздат, 1995.
  3. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. М., Московский рабочий, 1988.
  4. Газарян С. Прекрасное – своими руками. М., Просвещение, 1987.
  5. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., 1976.
  6. Логачева Л.А., Нилова И.В.. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. М., 2002.
  7. Лялин И.В. Декоративные работы по дереву. М., 1973.
  8. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1989.
  9. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. М., Просвещение, 1997.
  10. Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. М., 1981.
  11.  Спивак В.Г. Резьба по дереву. Псков, 1994.
  12. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.; Просвещение, 1988.

2011 ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА      «РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»                                            3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Эколого – познавательный маршрут «А за деревом – дерево…»

Маршрут рассчитан на детей младшего школьного возраста, а так же   семейные коллективы, в составе которых есть дети 5 -10 лет.Протяженность маршрута – 1-1,5 км; время прохождения...

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»

Конспект урока по изобразительному искусству «Чудо – дерево. Образ «мирового дерева» в разных видах искусства»по учебнику "Изобразительное искусство"для 5 класс...

Занятие кружка "Волшебное дерево" по теме : «Резьба по дереву: изготовление геометрической резьбы и кухонной утвари»

Познакомить воспитанников с основными видами резьбы по дереву. Совершенствовать приемы резьбы по дереву. Воспитывать художественно-эстетический вкус, прививать любовь к народному творчеству....