Статья на тему: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
статья по теме

Статья по рукоделию

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

                средняя общеобразовательная школа № 569

                        Невского рай она Санкт-Петербурга

Статья по рукоделию на тему:

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

Педагог дополнительного образования

                                                                Грачева Наталья Петровна

Санкт-Петербург

2016

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

   Важность развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста сложно недооценить. Дети с недостаточной координацией мелких движений начинают отставать от сверстников во всех областях.  Прежде всего, такие дети начинают испытывать проблемы с письмом – они быстрее устают, снижается скорость письма, детям с плохим почерком затруднительно воспринимать записанную ими информацию, усваивать материал. Это в последствии может повлечь за собой более серьезные проблемы – низкая скорость чтения, косноязычность. Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой, как правило, менее усидчивы. Когда ребенок не способен выполнять задание наравне со сверстниками, он быстро теряет интерес к начатому и зачастую испытывает неуверенность в себе в дальнейшем.

          Каким же образом внеклассные занятия, связанные с рукоделием, помогают в развитии мелкой моторики и всестороннего развития детей дошкольного возраста? Связь между успехами в учебе и изучении точных наук с интересом к творческому рукоделия я заметила еще в самом начале своей педагогической карьеры. Кружок рукоделия принял в свои стены первых учеников и уже в первые месяцы дети, преуспевающие в учебе, продемонстрировали куда большую заинтересованность, и большую скорость усвоения материала в, казалось бы, новом для них процессе. Так же они продемонстрировали более гибкое воображение, и совсем скоро начали использовать полученные знания для создания собственных форм и изделий. В ходе урока дети выполняли одинаковые задания поэтапно, однако я приветствовала отступление от основного процесса, с целью помочь детям развить воображение и научиться применять полученные навыки. В чем же причина такой большой разницы в результатах? Ключ к высоким показателям – развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет с легкостью и быстротой выполнять задания, опережая сверстников. А легкость в освоение материала прививает детям любовь к учебе, умеренные амбиции, а также позволяет им лучше усваивать методы работы. Таким образом, выполняя задания с легкостью, у детей остается время и энергия на то, чтоб попробовать разнообразить изделие и внести в него собственные элементы. В результате развивается фантазия и пространственное воображение, что и является задачей кружков рукоделия.

    Поэтому первая задача, которую я поставила перед собой – заинтересовать отстающих детей в процессе, создать комфортные условия для их творчества. Первый важный аспект ведения творческого кружка – организовать учебный процесс таким образом, чтобы все дети получали одинаковую базу теоретических знаний, но при этом каждый из них мог работать в своем темпе и не чувствовать давление со стороны опережающей его группы. Только индивидуальный подход к каждому позволяет детям раскрыться и вложить свою фантазию в изделие. Если ребенок будет находиться в состоянии стресса и выполнять работу менее качественно, чтобы не отстать от остальных, это не скажется благотворно на уровне его мелкой моторики, и даже окажет негативное влияние на усидчивость – плохо выполненная работа не удовлетворит ребенка и вскоре он потеряет интерес к занятиям.

    Вторая важная задача – обеспечить каждого ученика интересным, именно для него, трудом. Кружки дополнительного образования посещают дети разного пола, возраста и уровня развития. Невозможно подобрать изделие, которое было бы одинаково интересно и доступно для всех. В таких «общих» кружках приходится либо смиряться с тем, что многие дети теряют интерес к занятиям или вовсе перестают их посещать, или пытаться организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый мог выбрать доступное и интересное для него дело. Сначала я предпринимала попытки полностью индивидуализировать процесс, однако я быстро отказалась от этого пути, так как дети не всегда способны разумно оценить уровень своей подготовленности и выполнить работу полностью без помощи педагога, а уделить время для каждого не представляется возможным. Поэтому в учебных планах я оставила общую теоретическую часть с последующим выполнением изделия для тех, кто в этом заинтересован, однако я всегда поощряю желание детей выполнять другую работу. Это воспитывает в учениках самостоятельность и ответственность, так как выполняя работу самостоятельно, они должны быть готовы к тому, что некоторые технические вопросы им придется решать самостоятельно, без помощи педагога.

   Третий задача, о которой было бы не разумно не упомянуть – каждый ребенок по окончанию занятия хочет видеть результат своего планомерного труда. На дополнительных занятиях некоторым ученикам бывает сложно сосредоточиться на работе и довести начатое до конца. Многие дети, сравнивая свое изделие с изделием педагога, или просто осознав его ненадобность, теряют к занятиям интерес и не доводят начатое до конца. Составляя учебные планы необходимо подбирать изделия, которое дети смогут закончить и будут удовлетворены результатам. Для менее аккуратных учеников, которые только начинают свой путь в развитии мелкой моторики, было бы не правильно подбирать работы, внешний вид которых сильно зависит от аккуратности исполнения. Ребенок может быть разочарован и травмирован, если ему не удастся добиться близкого совпадения внешнего вида своей работы с образцом. Лучше обратить внимания на более простые изделия, не требующие высокого уровня мастерства исполнения (такие как изделия, выполненные в технике сухого или мокрого валяния, поделки из папье-маше, изделия из сезонных природных материалов). Для более поздних этапов обучения стоит отложить плетения веревочных украшений, квиллинг, создание украшений из бисера и мелких бусин, и других видов рукоделия, требующих усидчивости и сосредоточенности. Так же на начальных этапах обучения лучше отказаться от работ, выполнение которых занимает больше двух-трех занятий. И хотя я стараюсь минимально работать над детскими поделками самостоятельно, но если уровень подготовки ребенка не позволяет ему удовлетворительно выполнить некоторую часть уже начатой работы, педагогу лучше по возможности оказать помощь, чтобы через пару занятий ребенок смог унести с собой готовое изделие. Для занятий с начинающими учениками выгодно выбирать поделки, которые могут иметь в дальнейшем практическое применение. Такие как украшения, предметы быта, интерьера, которые в дальнейшем смогут выполнять свою основную функцию. Выполняя такие работы дети учатся ценить труд и их интерес к занятиям подкрепляется желанием получить в конце занятия красивое функциональное изделие. Но для выполнения объемных сложных работ тоже найдется возможность – очень благотворно сказываются на развитии мелкой моторики и усидчивости коллективные работы. Так же такой вид деятельности учит детей командной работе и взаимопомощи. Получив в результате готовое изделия ученики могут по достоинству оценить плюсы командной работы и поддержки.

         В заключении хочу сказать, что соблюдение всех описанных выше рекомендаций по организации занятий позволит педагогам создать благотворную среду для развития каждого ребенка. Позволить своим ученикам развить усидчивость, ответственность, мелкую моторику, а также получить множество полезным практических навыков. А высокий уровень этих показателей в дальнейшем поможет детям преуспевать в любом виде деятельности. Потому что сложно переоценить роль мелкой моторики в общей картине развития ребенка младшего школьного возраста. В.А.Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Данная статья посвящена формированию и стимуляции мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Все, кто занимается с детьми, хотят, чтобы ребенок рос здоровым, умным, успешным. Для д...

Статья на тему "Роль семьи в воспитании детей"

Данная статья  может быть использована при подготовке к родительскому собранию (любой возраст учащихся)...

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста".

Статья на тему "Особенности проявления агрессивности  у детей с недоразвитием  интеллекта подросткового возраста"...

Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....

"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев" (В.А.Сухомлинский)

Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Опубликована в "Учительской газете" №4 от 24.12.2017 в рубрике "Особые дети"....

Статья на тему: Формирование способности к межкультурной коммуникации у учащихся на уроках английского языка

Статья на тему: Формирование способности к межкультурной коммуникации у учащихся на уроках английского языка...