"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев" (В.А.Сухомлинский)
статья по теме

Статья учителя-логопеда Прохоровой О.Б. из опыта работы с детьми. Опубликована в "Учительской газете" №4 от 24.12.2017 в рубрике "Особые дети".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prohorova_uchitelskaya_gazeta.doc114.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» (В.А.Сухомлинский)

Прохорова Ольга Борисовна,

учитель-логопед ГБУ ГППЦ ДОгМ,

ТО «Зеленоградское»

Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Развитие мелкой моторики всегда являлось неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Это направление очень важно в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребёнка в целом. Она влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей.

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).

Я - учитель-логопед со стажем работы более 25 лет. Сейчас работаю в Городском психолого-педагогическом центре ДОгМ, территориальное отделение «Зеленоградское».

Изучив в динамике индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста в своих группах, увидела актуальную проблему в формировании хвата карандаша. Сила нажима часто недостаточна или слишком высока. Часто эта проблема встречается и у младших школьников, которых я наблюдаю в ходе психолого-педагогического консилиума в нашем центре. Обследование речевого и моторного развития детей и его дальнейшая корректировка в различных видах деятельности нуждаются в подборе новых методов и приемов.

Пополнить «багаж» методических приемов помогло обучение на  корпоративных курсах повышения квалификации по программе «Использование дидактических комплектов и материалов (Пертра, Дусима, Спектра и других) в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с ОВЗ». Занятия с пособиями  игрового  комплекса.

Введение в программу занятий с дидактическим комплектом «Пертра» позволило оживить, сделать более яркой и интересной коррекционную работу учителя-логопеда с детьми. Занятия с использованием «ПЕРТРА» стали любимыми у детей, особенно упражнения: «Лабиринт дорожек»; «Магнитные шары»; «Цветные машины».

В период с  сентября 2015 года по май 2016 учебного  года обследовалось 16 детей. Динамика развития детей положительная.  Диагностика показала, что у 8 детей, занимавшихся  с дидактическим комплектом «Пертра» успешнее формировалась  речедвигательная моторика, речевая и познавательная  деятельность, игровая деятельность, активно развивалась общая и мелкая моторика, графомоторные навыки.

Планируемая коррекционно-развивающая работа была направлена на изучение всех разделов в соответствии с программой: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ

Динамика усвоения у детей  не занимающиеся  с дидактическим комплектом «Пертра»

Динамика усвоения у детей занимающиеся  с дидактическим комплектом «Пертра»

Знания об окружающем мире

79%

95%

Состояние лексикона

82%

90%

Грамматическая композиция

75%

80%

Фонетико-фонологическая компетенция

60%

65%

                     Мелкая моторика

85%

95%

Психологическая база речи

85%

90%

Количество обследованных детей

8 человек

8 человек

Полученная положительная динамика у обучающихся, побудила меня  разработать авторскую программу, для детей с общим недоразвитием речи, с применением  дидактического материала игрового комплекса « Пертра».

Еще одним источником обогащения методов и приемов стало взаимодействие с семьями детей, включённых в коррекционные занятия.

Например, Денис, 6 лет, ОНР, как показала диагностика, крайне нуждается в подборе специальной помощи в становлении мелкой моторики и подготовке руки к письму. Педагогические рекомендации и активное сотрудничество максимально заинтересовали родителей.

В результате взаимодействия удалось подобрать специальные игрушки-тренажеры. Это: пальчиковый тренажер Топотуша «Страусенок», Топотуша «Слоненок»; «Я учусь писать прописные буквы» - линейка; «Ручка-самоучка».

Родители охотно внедрили  в занятия с ребенком дома эти упражнения.

Присутствуя на открытых занятиях и мастер-классах, семьи других обучающихся (родители Анны Т., Миланы А., Софии Е.) с интересом подхватили и начали использовать этот опыт работы.

А на коррекционно-развивающих занятиях в центре эти упражнения повышают мотивацию обучающихся и являются источником радости. Важно отметить, что взаимодействие детей с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает интерес, повышает их познавательную активность и позволяет превратить коррекцию в увлекательную игру. С помощью тренажеров держать ручку легко и удобно, в то же через некоторое время занятий взять её неправильно невозможно. Используя эргономичное устройство, выполненное в виде рыбки, ребёнок будет играть, одновременно приобретая навыки правильной постановки руки при письме. Взрослому не нужно постоянно стоять над ребёнком, объясняя как должен располагаться каждый палец и какой должен быть наклон ручки. Достаточно помочь ему в первое время. Исключается постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу движений руки при письме. При возникновении проблем, связанных с обучением письму и рисованию, тренажеры эффективно могут быть использованы для обучения детей-правшей, левшей, детей с задержкой в развитии, нарушениями тонкой моторики рук, ДЦП, а также для исправления техники письма правшей: детей, подростков и взрослых, которые уже научились неверной технике письма.

Характеристики

Ручка-самоучка

Традиционные методики

Качество чистописания

высокое

низкое

Скорость письма

высокая

ограниченная

Усталость при скором письме

низкая

высокая

Контроль, сличение, коррегирование

отсутствуют

периодически

Срок применения методики

10-15 дней

несколько лет

Исключение недостатков при письме левшей

эффективное

неэффективное

Результаты применения игрушек – тренажеров:

Улучшение качества чистописания детей

Увеличение скорости письма и снижение усталости при скором и длительном письме

Исключение недостатков при письме левшей, переучивание детей-правшей

Эффективное обучение технике письма детей с задержкой в развитии, нарушениями тонкой моторики рук, ДЦП

Как показывает опыт - обучение с удовольствием всегда способствует качественной и эффективной коррекционно-развивающей работе по развитию речи и высших психических функций у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье на тему " ПСИХОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " рассматриваются особенности  психомото...

2.1 Образовательная программ "Истоки" по ДПИ для детей 7-13лет

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6653247","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"229","width":"162"}}]]Программа составлена для работы с детьми 7-13 лет по разделам "...

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

Данная статья посвящена формированию и стимуляции мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Все, кто занимается с детьми, хотят, чтобы ребенок рос здоровым, умным, успешным. Для д...

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский

Сенсорное развитие детей раннего возраста...

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский

Бисероплетение - очень полезное и увлкекательное занятие, благотворно влияющее на равзвитие творческих и умственных способностей детей. так как в процессе бисероплетения равзвивается мелкая моторика р...