Расширение кругозора как побудительный мотив в эмоционально-твпрческом развитии учащихся на занятии по фортепиано
план-конспект на тему

Дубровская Татьяна Владимировна

Поиск выразительных средств в передаче художественного содержания произведения с опорой на имеющиеся знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ДВОРЕЦ  ПИОНЕРОВ  И  ШКОЛЬНИКОВ

имени А.П. ГАЙДАРА

Открытое занятие

Тема: «Расширение кругозора как побудительный мотив в эмоционально-творческом развитии учащихся на занятии по фортепиано»

педагог Дубровская Т.В.

Москва

Коллектив: Фортепиано

Педагог: Дубровская Татьяна Владимировна

Обучающийся: Алиева Изабелла

Возраст: 11 лет

Место проведения: 4.15

Тема: «Расширение кругозора как побудительный мотив в эмоционально-творческом развитии учащихся на занятии по фортепиано»

Цель: поиск выразительных средств в передаче художественного содержания произведения с опорой на имеющиеся знания.

Задачи:

- развитие познавательной активности обучающегося  и осмысленного отношения к музыкальному материалу;

- приобретение навыков анализа и краткой характеристики музыкального произведения;

- применение теоретического материала на практике.

Форма проведения занятия: индивидуальная.

Основные приемы и методы, используемые на занятии:

- рассказ, беседа;

- объяснение;

- показ;

- систематичность и последовательность;

- контроль над качеством исполнения.

Оснащение:

- фортепиано;  - стул и подставки.        

п.п.

Ход занятия

Время

Организационно-методические

сведения

Всего

Теория

Практи-

ка

1.

Вводная часть:   организационный момент    

5 мин

5 мин

Педагог объявляет тему и задачи занятия.

2.

Основная часть.

Работа с произведением: прослушивание, разбор, анализ, проигрывание произведения.

35 мин.

10 мин.

25 мин.

1. Теоретическая часть. Небольшой рассказ педагога о неаполитанских песнях, в частности о песне «Санта Лючия». Знакомство с русским  текстом песни. Прослушивание песни в записи. Краткий анализ песни.

2. Практическая часть. Проигрывание произведения целиком в среднем темпе. Далее обучающаяся демонстрирует этапы работы над пьесой.

3.

Заключительная часть.

5 мин

5 мин

Педагог подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.

План-конспект проведения занятия

Вводная часть.

Приветствие. Педагог объявляет тему занятия, цель и ставит задачу перед обучающейся.

Основная часть.

  1. Теоретическая часть

- Небольшой рассказ педагога о неаполитанских песнях, в частности о песне «Санта Лючия». Знакомство с русским  текстом песни. Прослушивание песни в записи в исполнении Робертино Лоретти.

- Краткий анализ песни в переложении для фортепиано: музыкальная форма – куплетная; тональность - Es-dur; размер -  трехдольный, характерный для баркаролы; характер - лирический, мечтательный, передающий восхищение певца живописным местом «Санта Лючия», расположенного на берегу Неаполитанского залива.

  1. Практическая часть.

Перед исполнением пьесы в среднем темпе, ученица играет гамму ми-бемоль мажор, три основных аккорда - тонику, субдоминанту, доминанту, чтобы точнее настроится на основную тональность; находит и играет эти аккорды в пьесе. Такой небольшой тональный анализ позволяет осмысленно относиться к музыкальному материалу.

Проигрывание произведения целиком в среднем темпе.

Далее ученица демонстрирует этапы работы над пьесой:

«Санта Лючия» - неаполитанская песня, песня гондольера, иначе - баркарола. Название от слова барка-лодка. Обратимся к тексту. Размер 3/8, покачивающая ритмическая фактура аккомпанемента, волнообразный рисунок мелодии соответствует данной характеристике жанра. Аккомпанемент представляет собой разложенный аккорд. Чтобы достичь ровного, монотонного звучания требуется особая организация слуха, пианистического аппарата.

Учим:

- первую долю (бас) - левой рукой, вторую, третью доли (гармоническое заполнение) - правой. Это позволит активизировать слух, почувствовать опору каждого гармонического построения;

- левой рукой собрать в единый аккорд каждое построение, почувствовать позицию руки.

 Партия правой руки это собственно мелодия, изложение вокальной партии. Поэтому наша задача – придать мелодии певучесть, выразительность, эмоциональность, свойственные  лиричному  исполнению песни.

 Работаем над партией правой руки:

- мелодия членится  на 2-х тактовые удары. В каждой - восходящее движение к кульминации и нисходящее к концу мотива. Это придает ощущение волнообразности;

-  во втором предложении прослушиваются два голоса, и мелодия становится более насыщенной.

Играем двумя руками:

- так как второй голос вступает на слабую 2-ю долю, его исполнение требует осторожности. Чтобы не было ощущения «выталкивания» этого звука его надо как бы подстраивать под верхний голос;

- припев – это кульминация всего произведения. Терции, исполняемые штрихом «портато» требуют сходства со свободно льющимся голосом. Рука должна быть максимально освобождена, верхний голос должен звучать ярче, насыщеннее: т.к. его исполняют более слабые пальцы – 5 и 4, вес руки при полной свободе должен быть перенесен на них.

Исполняя произведение двумя руками, слушать, чтобы левая рука не заглушала правую руку, создавая ей фон. Брать внутреннее дыхание между каждым мотивом, дослушивая каждое окончание.

  1. Заключительная часть.

Подведение итога занятия (какие результаты были достигнуты, какие нет). Даются рекомендации для последующей работы.

Репертуар занятия:

Неаполитанская песня «Санта Лючия»

Используемая литература

  1. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Киев. «Музична Украiна». 1982
  2. Корыхалова Н. За вторым роялем. «Композитор Санкт-Петербург». 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий по расширению кругозора и ознакомлению с окружающим миром учеников 1 класса школы VII вида

Данное планирование составлено учителями-дефектологами ГБОУ №1822 г. Москвы Васильевой Еленой Борисовной и Уточкиной Еленой Леонидовной. Оно отражает систему работы по расширению кругозора и ознакомле...

Внеклассное мероприятие по расширению кругозора обучающихся и развитию их интереса к в рамках предметной недели. Биологический калейдоскоп для 6 классов.

Цель: создать условия для развития интереса к предмету, окружающему миру, личностных качеств обучающихся, расширения их кругозора;воспитание бережного отношения к  окружающей природе, животным....

Мотивирование учащихся к занятиям фортепиано.

Данная статья наглядно показыает, как раскрыть способности детей и привить любовь к занятиям фортепиано...

Методическое сообщение "Техническое развитие учащихся в классе фортепиано"

В методическом сообщении коротко освящаются вопросы технического развития учеников в фортепианном классе. Это и вопрос контакта с клавиатурой, развития физической возможности пальцев,  вопросы ра...

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ

Интеграция предметов эстетически-развивающего цикла  способствует формированию условной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом. Взаимодействие...