Мотивирование учащихся к занятиям фортепиано.
статья по теме

Смельская Людмила Руслановна

Данная статья наглядно показыает, как раскрыть способности детей и привить любовь к занятиям фортепиано

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие духовности учащихся через приобщение к духовной хоровой музыке.

В статье обсуждается актуальная для современной России проблема - формирование духовности человека. Объективно произошедшая ее утрата до сих пор отзывается в людях. Попытка рассмотреть возможности духовной музыки, как один из путей преодоления недостаточности духовности в растущем человеке, представлена в предлагаемом материале.

Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Каждый педагог, учитель, преподаватель должен знать и понимать, что дело его не только в развитии ума, памяти, наблюдения, а в пробуждении и укреплении духовности в воспитанниках.

Мы живем в очень интересное и трудное время. Мир не стоит на месте. На наших глазах жизнь на земле принимает новый облик. Развитие цивилизации движется вперед, прогресс предоставляет человеку многообразные возможности. Однако, одновременно с этим, утрачиваются духовные ценности. Особенно заметны утраты духовности у молодого поколения.

Каким же образом в современных условиях способствовать сохранению духовности человека, помочь формированию духовности у молодежи, подростков и детей?

Возможности формирования духовности были и будут всегда. Один из ключевых - культура; одно из направлений культуры - классическая музыка (русская и западноевропейская); а в области музыкальной культуры - духовная музыка, сохраняющая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания.

Музыкальная культура многообразна; это симфоническая, фортепианная и инструментальная музыка, а также вокальная и хоровая. Хоровая музыка - это не только народное и песенное творчество, истоки ее в той культуре, что пришла на Русь вместе с христианством в конце X века. Христианизация, начавшаяся более 1000 лет назад, полностью изменила облик Руси, сформировала новые основы ее культуры. В течение последующих веков русская архитектура, живопись, литература, музыка были тесно связаны с церковью, верой, становлением православия.

Музыка русской православной церкви - это достояние нашей отечественной культуры, ее весомый вклад в мировую музыкальную культуру. Исторически сложилось так, что всеобщая хоровая культура неотделима от многовековой церковной певческой традиции. Русская хоровая вокальная школа имеет корни, уходящие вглубь веков, к истокам Православия на Руси. Песнопения Православной Церкви, с их необыкновенной мелодикой, несимметричным ритмом древних напевов, богатой подголосочной полифонией, неповторимым своеобразием гармонии - национальное богатство, духовно-насыщенное достояние.

Русская Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки - она принципиально, а capella. Поэтому русская духовная музыка - один из наиболее интересных разделов хорового репертуара. Говоря о русской духовной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство. Более того, русская духовная музыка - это уникальная школа хорового пения a capella, которая базируется на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности и певучести звучания.

На протяжении нескольких веков само понятие «музыка» в сознании народа было прочно связано с исполнением церковных молитв. Церковное пение всегда было любимо на Руси, в его мелодиях всесторонне выразился музыкальный гений русского народа. Многие церковные распевы очень близки интонационно к русским протяжным песням.

Появление в России в XVIII веке светской культуры привело к образованию ее особого направления - духовной музыки, представленной многочисленными произведениями, ставшими шедеврами мирового значения. Именно тогда сложилось совершенно новое отношение к духовной музыке, как предмету эстетической ценности. Почти все русские композиторы-классики, известные своими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались к созданию церковной музыки, рассматривая ее как музыкально-художественное явление отечественной культуры. Духовные произведения встречаем у П.И.Чайковского, С.В. Рахманинова, Г.В.Свиридова.

Князь В.Ф. Одоевский, еще в середине XIX в., писал, что русская духовная музыка - искусство «самобытное, не похожее ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер и высокое, как историческое, так и художественное значение» (Одоевский В.Ф. Музыкально- литературное наследие: М., 1956., с.35).

Несколько слов об истории духовной музыки. Духовная музыка - это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как один из компонентов культового ритуала, эта музыка входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма культовой духовной музыки в иудаизме и у христиан связана с пением псалмов.

Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе исторически преобладающим было григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке западной традиции складывалось в IX-XIII вв., это григорианский хорал; на Руси - в XVII в. сформировалось строчное и партесное пение. В западной духовной музыке с конца XV-XVI вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом. Русская духовная музыка — исключительно вокальная, a capella...

Как в западноевропейской, так и русской духовной музыке выделяется церковная, звучащая в храме как богослужебные песнопения, и светская, которая исполняется в концертах или в домашней обстановке. Если раньше обращение к духовной музыке было нормой жизни, быта всех слоев общества, то теперь эта традиция практически утрачена. К сожалению, светская духовная музыка почти перестала развиваться. А церковная музыка для новых поколений россиян остается, в большинстве своем, неизвестной.  

Однако с 90-х годов прошлого века в нашем обществе проснулся интерес к истории Православия, а вместе с ним и к духовной музыке.

Путь развития русского национального музыкального искусства длителен и значителен. От древних церковных распевов, которые пришли из Византии вместе с Христианством, и многоголосных крестьянских песен, до великих опер Глинки, Мусоргского, хоровых полотен Рахманинова, ораторий Свиридова. В этих произведениях чувствуется не только бесконечное русское пространство, но и величие исторической судьбы России, выраженное соборным, поистине всенародным пением.

Хоровое пение- основа музыкального искусства России. Пение - это душа, красота, величие земли русской. С другой стороны, хоровое пение несет образовательный и воспитательный потенциал, напрямую отражая не только дух родного народа, его эмоциональные переживания, но и исторические события, им пережитые.

Русская музыка в целом и духовная музыка, как ее часть, тесно связаны с народной песней. Русская музыка, в особенности хоровая, обладает распевностью, певучестью, широтой, как и большинство народных песен. Эти ее качества как нельзя лучше способствует развитию вокальных навыков, певческого дыхания, чистоты интонации. Русские народные традиции наиболее полно выражены в музыке Русского Средневековья - в знаменных распевах и раннем многоголосии, которые, по своей сути и ритмике, напоминают былины. Подчеркнем, одна из отличительных особенностей древнерусского пения - спокойствие, самоуглубленность и акцентирование внимания на тексте.

Несколько слов в сторону... Музыкотерапия - целительное воздействие музыки на человека известно с древних времен и сейчас используется в медицинской практике. Применяется музыка медитативная, духовная и классическая. Проведенные с водой исследования показали, что ее молекулярная структура под влиянием определенной музыки, в частности, духовной, формируется в кристаллы правильной формы. Молекулярная структура воды полностью разрушается под воздействием громких, резких, дребезжащих, агрессивных и беспорядочных звуков в стиле rap или rock...

Подобные процессы происходят с биоэнергетическими полями человека под воздействием разной по характеру музыки. Звук — это сила, выраженная в вибрациях, а музыка - это сочетание звуковых вибраций, звуковых волн. Когда частота вибраций в музыкальном произведении совпадает с частотой вибраций нашего организма, он реагирует, настраиваясь физически, психически, духовно. Звуком можно как разрушить, так и исцелить! Классическая и духовная музыка, колокольный звон, как сочетание звуковых волн, вибраций, гармонизируют окружающие вибрации, попадающие в поле действия звучащей музыки...

Музыка по своей природе является инструментом познания и самопознания, средством общения и ценностной ориентации, источником наслаждения и способом духовно-практического преобразования человека. Классическая и духовная музыка развивают мышление и облагораживают чувства, воспитывают художественный вкус.

Каким же образом используется потенциал духовной музыки на наших занятиях?

В программе, по которой мы работаем на уроках музыки (Е.Критская, Г.Сергеева) духовной музыке посвящён целый раздел под названием «О России петь- что стремиться в Храм». Знакомясь с лучшими образцами духовной хоровой музыки композиторов П.Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова и др., дети непосредственно проникаются красотой и величием смысла и музыкальных интонаций. Лучшему постижению этой музыки способствует пение и пластическое интонирование.

Раскрытию духовного потенциала учеников способствует приобщение к лучшим образцам русской духовной хоровой музыки. Через это дети подходят к пониманию высших духовных и философских истин, к пониманию религиозных постулатов, которые в 4-м классе они начинают изучать на уроках курса «Основы православной культуры» и «Основы мировых религий». Ведь ещё в начальной школе закладываются самые простые понятия о «добре и зле», которые выведены в Евангелии и христианских молитвах.  

Таким образом, через постижение духовной музыки на уроках в школе  мы приходим к пониманию высших духовных ценностей, что является основой дальнейшего развития личности ребёнка и успехов в его обучении  другим дисциплинам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение кругозора как побудительный мотив в эмоционально-твпрческом развитии учащихся на занятии по фортепиано

Поиск выразительных средств в передаче художественного содержания произведения с опорой на имеющиеся знания....

Значение образных ассоциаций в работе с учащимися на занятиях по классу фортепиано

Развитие образного мышления посредством  исполняемого репертуара начинающего пианиста...

Проектирование занятий с учащимися в классе фортепиано в условиях дистанционного обучения

Дистанционное обучение - быть или не быть? Актуальная проблема новейшей истории! Сенсация - музыканты занимаются удалённо, или Как учителю не сойти с ума. В статье рассматриваются аспекты взаимодейств...

СТАТЬЯ На тему: Теоретические основы реализации культурологического подхода в классе специального фортепиано (на примере занятий фортепиано в начальных классах гимназии)

В данной статье рассматриваются такие понятия, как "культура", "культурологический подход", "культурология". Возникновение культурологии, ее методы, направления,разновидн...