Проектирование занятий с учащимися в классе фортепиано в условиях дистанционного обучения
консультация

Кузнецова Марина Викторовна

Дистанционное обучение - быть или не быть? Актуальная проблема новейшей истории! Сенсация - музыканты занимаются удалённо, или Как учителю не сойти с ума. В статье рассматриваются аспекты взаимодействия преподавателей-пианистов со своими учащимися и их родителями в условиях самоизоляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpkitogkuznetsova.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель ДШИ № 1 г. Мурманска Кузнецова Марина Викторовна

Проектирование занятий с учащимися в классе фортепиано

в  условиях дистанционного обучения

  1. Что такое дистанционная форма работы. Ее отличия от очной формы.
  2. Виды дистанционной работы.
  3. План и способ организации онлайн-урока.
  4. План и способ организации офлайн-урока.
  5. Работа с родителями.
  6. Примечания.

1. Дистанционная форма работы – это форма, при которой учитель и ученик не встречаются лично, а общаются через сеть интернет, находясь каждый в разных точках пространства (города, страны, мира). Необходимо отметить, что такая форма пианистам в мире уже известна давно, многие занимаются так с учащимися и теперь охотно делятся своим опытом на страницах в социальных сетях. Если исключить локацию и способ связи, принципиальных отличий от очной формы здесь нет: ученик учится, играет, учитель учит, дает рекомендации, показывает, как преодолеть те или иные трудности.

Как мы знаем, русская фортепианная школа – это, прежде всего, тактильное обучение, через руки, через прикосновения, через передачу наших ощущений ученику. Сложность для российского педагога в условиях дистанционки состоит в том, что он не может взять за руку, поправить палец, тронуть за плечо, проверить, в каком состоянии мышцы игрового аппарата. Но опытный педагог, в принципе, может увидеть проблему и на расстоянии, попытаться исправить ее с помощью слов, особенно хорошо это работает со старшими ребятами.  Пожалуй, из преимуществ дистанционки можно отметить то, что мы получили возможность оценить правильность посадки учащегося дома и скорректировать ее по мере необходимости.

2. Видов дистанционной работы два: онлайн (учитель и ребенок созваниваются через видеозвонок) и офлайн (ребенок присылает учителю видео, учитель дает рекомендации). Первая форма больше подходит для младших классов, поскольку им необходим зрительный контакт с учителем, вторая – для более старших ребят.

3. Онлайн-урок назначается на определенное время, происходит видеосвязь, ученик сидит у себя дома за инструментом, учитель сидит дома или в классе, также за инструментом. Камера направлена на мои руки, ученик слышит мой голос. Младшим детям необходимо также видеть лицо своего педагога, это очень желательно. Дома у учащегося техподдержку могут оказывать родители: либо держать устройство связи в руках, снимая своего ребенка, либо помочь ему установить его на штатив или хотя бы на край клавиатуры, чтобы учителю было видно руки и аппарат. Наиболее предпочтителен вариант связи WhatsApp (на сегодняшний день). Совершенно не подходят Zoom (телефонный вариант) и Viber. Skype обеспечивает хорошую связь только если у обоих участников связи компьютеры, а не телефоны. Онлайн-урок должен идти 30 минут по требованиям СанПиНа.

4. Офлайн-урок более свободен в выборе времени, можно назначать только день, видео (через мессенджеры или социальные сети) присылается по мере готовности учащегося. Педагог дает рекомендации, записывает обучающее видео со своим исполнением, со своими рекомендациями, всё индивидуально для конкретного ученика. Преимущество данного вида работы в том, что качество видеоизображения выше. Есть возможность всё рассмотреть и расслушать. Неслучайно отбор на многие престижные конкурсы проводится по видео уже много лет.

5. Ситуация самоизоляции стала неприятным сюрпризом не только для нас, педагогов, и для наших учащихся, но также и для их родителей. Поэтому необходимо с каждым проводить разъяснительную работу, в спокойном доброжелательном тоне попросить отнестись с пониманием к ситуации, в которой мы не виноваты. Пояснить, что лучше позаниматься сейчас какое-то время дистанционно, чем вовсе никак. Знаю, что многие родители протестуют против данной ситуации. Здесь можно посоветовать только проявить терпимость и сберечь свои собственные нервы.

6. В примечаниях мне хотелось бы добавить, что для удобства дистанционной работы учителю и учащемуся необходимо иметь одинаковые ноты с пронумерованными тактами. Сложный нюанс – это момент остановки ученика. Часто он просто не слышит, что я прошу его остановиться. Здесь опытные коллеги советуют бубен или колокольчик, хлопки в ладоши. Мы также пробовали заниматься, когда у ребенка в одном ухе беспроводной наушник, это эффективно, ребенок сразу реагирует, процесс ускоряется. Опасность ведения онлайн-уроков – в перенапряжении голосового аппарата педагога! Наш мозг воспринимает задержку связи и мы инстинктивно начинаем громко повторять наши слова. Необходимо беречь связки, просить учащихся делать громкость выше.

Для организации общения учитель-ребенок-родитель прекрасно подходит такой инструмент, как социальные сети, например, ВКонтакте. Здесь может быть создана группа для учащихся конкретного педагога, где можно накапливать фото- и видеоматериалы (как от учеников, так и от детей), рекомендации в текстовом режиме или видеоформате, вести учет успеваемости, давать ссылки на полезные ресурсы, дублировать задания по теоретическим предметам. Такую группу можно закрыть от сторонних пользователей.

В настоящее время НЕТ удобных платформ, заточенных под НАШ вид деятельности. Электронная почта бесполезна, видео в нее плохо грузятся, родители редко ее открывают, у многих ее просто нет. Все сидят в соцсетях и мессенджерах, это популярно, а значит, эффективно.

Недостатки дистационки, разумеется, велики. Страдает художественная сторона, сложно понять динамику, нюансировку, тембровые задачи. С малышами сложно (но не невозможно!) разбирать нотки. Но, в целом, дистанционный вариант работы подходит для поддержания формы и повторения пройденного. В дальнейшем предполагаю использовать его во время болезни детей (или своей), а также в летний каникулярный период по желанию учащихся.

Главное – не вдаваться в панику. Процесс идёт, многое получается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект дистанционного логопедического занятия с учащимся первого класса по теме:" Предложение".

Логопедическое занятие по теме: "Предложение". Цель: Учить детей различать понятие слово и предложение....

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся кружка " Юный художник"и их родителей в целях дистанционного обучения. Содержит теоретическую и практическую часть...

Методическая разработка занятия "Основные составляющие ландшафтного дизайна "для дистанционного обучения.

Материал знакомит ребят с составляющими ландшафтного дизайна дистанционно.Содержит теоретическую и практическую часть....

Методическая разработка занятия " Обобщение темы раздала "Орнамент"для дистанционного обучения.

Занятие по типу обобщения знаний предназначено для самоконтроля и самопроверки....

Методическая разработка занятия " «Колобок», русская народная сказка"для дистанционного обучения.

разработка предназначена для дистанционного обучения и формирует навыки составления тематической композиции....

Методическая разработка занятия " Итоговое занятие по программе "Юный художник"для дистанционного обучения.

Разработка предусматривает наличие в плане вопросов для самоконтроля по итогам учебного года....