Конспект открытого интегрированного занятия с презентацией
план-конспект на тему

Занятие включает в себя работу двух объединений: "Творим и мастерим" (внеурочная деятельность) и "Хор" (отделение дополнительного образования детей). К занятию прилагается презентация на тему "Изготовление  сувениров для Святочных колядок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать занятие, давайте поприветствуем друг друга: Встаньте, поприветствуйте ребят из объединения «Хор», а теперь повернитесь назад и  поприветствуйте наших гостей.
А теперь тихонечко сели, посмотрели на меня, руки положили перед собой на парту.

     

2.
2.1













2.2









2.3







2.4

Теоретическая часть занятия

Начинаем наше занятие. Оно у нас сегодня необычное, т.к. в нём принимают участие два объединения «Творим и мастерим» и «Хор». 

 В начале декабря  объединение «Творим и мастерим» начало  работать над большим проектом.  Назовите его?
- Солнцеворот.
- Чему посвящён наш проект?
- Это календарь народных праздников и традиций.
- К каждому празднику мы мастерим игрушку – символ  праздника и помещаем в наш календарь.
На стенде выполненные вами работы для нашего календаря. Мы с вами смастерили солнечный символ – к Даниилову дню, рождественского ангела и звезду, фигурки для рождественского вертепа.
- А знаете ли вы, как называется время, которое наступает  сразу после праздника Рождества Христова?
- Святки.
- Правильно – это святки и продолжались они до 19 января. Об этом времени вам расскажут, ребята из объединения «Хор».  Я предоставляю слово руководителю объединения «Хор» - С. Л.

Выступление объединения «Хор».

С. Л. Ребята встают полукругом за мной. Здравствуйте, ребята! Вас приветствует объединение «Хор». Мы хотим рассказать вам о традиции, которая пришла из далёких времён и существует по сей день. Это святочные колядки (1 слайд).

1 ведущий: Колядки – поздравительные рождественские песни, с которыми в старину было принято обходить дворы соседей, знакомых с 7 до 19 января, т. е. с праздника Рождества Христова до праздника Крещение Господне. Поэтому это праздничное время называлось Святыми вечерами или Святками, а  песни – святочными колядками.

2 ведущий: Слово «колядка» пришло к нам из латинского языка. В переводе на русский оно означает «начало нового года» (2 слайд). Коляда сопровождалась ряжением. Чаще всего  наряжались в животных. Особенной любовью пользовались маски козы, коня, коровы, медведя (3 слайд).

3 ведущий: Колядовщики заходили во двор, становились под окошком и пели. Содержание колядок составляли добрые пожелания семье. По обычаю, колядовщики требовали за песню угощение. Их одаривали деньгами и снедью, полагая, что чем щедрее дары, тем обильнее будет в новом году урожай.

С.Л. Сейчас вы услышите одну из таких колядок.

Коляда, Коляда, пришла Коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали Коляду, Коляду,

По всем дворам, переулочкам.

Нашли Коляду у Петровом двору.

Петровый двор – железный тын.

Посреди двора три терема.

А в одном терему – месяц батюшка,

Во втором терему – красно солнышко,

А в третьем терему – часты звездушки,

Часты звёздушки, наши детушки.

Ребята, занимаем рабочие места.
- Вам понравилось? Давайте похлопаем и пригласим  ребят занять места за рабочими столами.
-  Вспомните, что делают  хозяева дома, к которым пришли колядовщики.
- Дарят подарки.
- Изготовлением подарков или святочных сувениров мы с вами и займёмся.

Тема нашего занятия:  «Изготовление  сувениров для Святочных колядок».

Сегодня смастерим «Козу» (4 слайд).

Почему?
- Это символ года.
- Коза – главная участница колядок.
- Это отметочка для нашего календаря
«Солнцеворот».
- Да, правильно, молодцы. Коза тоже займёт своё место на нашем календаре, как персонаж святочной поры.

Для работы нам потребуются инструменты – ножницы. Вспомним правила работы с ними.
- Работаем на своем рабочем месте, соблюдая порядок.
- Работаем только исправными ножницами.
- Кладём кольцами к себе.
- Подаём кольцами вперёд.
- Не оставляем ножницы открытыми.
- Не играем ими и не подносим к лицу.
- Сидим вполоборота от соседа.
- Используем ножницы по назначению.
- Молодцы, а теперь давайте посмотрим, всё ли мы вспомнили (5 слайд).

Для работы нам потребуются следующие материалы – проверьте их наличие на парте:

 3 кусочка ткани, нитки, кусочек меха.

Ребята из объединения «Творим и мастерим» из материалов сделали заготовки.  И наша задача сегодня, используя заготовки собрать изделие – козу.
Прежде чем мы приступим к сборке изделия, проведём небольшую физкультминутку. А проведёт её объединение «Хор».
 

Физкультминутку мы сегодня проведём в виде игры «Коза», так как мы с вами делаем козу и коза – символ наступившего года. Я приглашаю всех выйти сюда и встать в один большой круг. Ты будешь козой, вставай в центр круга, одевай маску. Мы с вами беремся за руки, идем по кругу и говорим следующие слова. Ребята из объединения «Хор» помогайте.

 Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

 Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

 Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

 И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

 И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

 И ножками потопаем, потопаем, потопаем.      

А теперь Коза закрывает глаза и кружится, а мы быстренько меняемся местами. Стоп, а теперь посмотрим, на ком Коза остановилась, тот и выходит в центр круга и становится Козой. А сейчас пошли в другую сторону и поем те же слова. И коза вместе с нами. Вам понравилась игра? Теперь, зная правила, вы можете сами в нее играть.





3.

Практическая часть.

- А теперь быстро занимаем свои места и приступаем к сборке изделия.
 - Работая с инструментами и материалами  у нас должна получиться вот такая замечательная Коза    (на экране).
- Сейчас я  сажусь за компьютер, и с помощью специального приспособления буду показывать вам этапы работы. Вы смотрите на экран и чётко повторяете за мной все действия. Кому не понятно - поднимает руку, я повторю действия, к вам подойдёт и поможет  С. Л.

 Приступаем.

Первый этап. Смастерим ручки Козы.
Возьмите меньший прямоугольник, положите перед собой горизонтально.  Найдём середину нашей детали, для этого  деталь сгибаем вдвое, соединяя нижний и верхний края,  прогладьте сгиб рукой и об край стола. Подскажите друг другу.
Положите деталь перед собой, разверните её. Нижний  край заготовки согните к середине, разгладьте сгиб рукой и об край стола, затем согните верхний край к середине, прогладьте рукой и об край стола, чтобы было ровно и аккуратно.
Затем снова положите деталь перед собой, согните деталь вдвое, соединяя верхний и нижний края, как это делаю я, снова разгладьте рукой и об край стола. Вот, что получилось у меня, покажете, что получилось у вас.
Теперь края ручек завяжите красной ниткой, как это делаю я: пальцем левой руки, отступив от края детали 1 см, я прижимаю нитку к детали, а правой рукой, три  раза обматываю вокруг заготовки, и завязываю нитку особым способом: левой рукой, в которой находится деталь изделия, я беру свободный конец нитки, делая петлю,  правой рукой я один раз перекручиваю петлю и накидываю её на деталь, затем крепко затягиваю петлю, нитку отрезаю. То же  я проделываю со вторым краем руки. Ручки можно отложить в сторону, пока они нам не понадобятся.

Второй этап.
Возьмите большой прямоугольник – это основная часть игрушки – голова и тело. Положите перед собой горизонтально. Начинаем складывать тело, также как мы делали ручки. Находим середину детали, сгибая ткань пополам, хорошо проглаживаем рукой и об край стола. Разворачиваем ткань. Нижний край  заготовки сгибаем к середине. Рукой разглаживаем, чтобы было ровно и аккуратно, проделываем то же с верхним краем, затем снова сгибаем деталь вдвое, как это делаю я. Снова разглаживаем рукой и об край стола. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Третий этап.
Теперь кладём деталь перед собой вертикально и складываем заготовку пополам - как это делаю я. Хорошо проглаживаем рукой.  Вот что должно получиться  (показываю). Что получилось у вас? Мы нашли середину детали.
Дальше раскрываем деталь и вкладываем между половинками, уже приготовленные рожки и ушки. Всё крепко прижимаем большим пальцем левой руки и фиксируем тремя витками красной нитки на расстоянии 2 см от сгиба,  завязываем, нитку не обрезаем, а оставляем для дальнейшей работы. Вот, что должно получиться, фиксируя ушки и рожки мы сформировали голову Козы.  Что получилось у вас?  
 
Четвёртый этап.
Кладём работу перед собой вертикально, отгибаем верхний край до места перевязи, вкладываем уже готовые ручки и крепко фиксируем ниткой крестообразно,  я показываю, повторяйте за мной.
Берём нитку, которую мы оставили за работой, и от плеча, по диагонали, протягиваем её под ручку Козы - делаем 3 витка, затем делаем один виток по талии Козы и переходим на другое плечо фигурки, снова делаем 3 витка, снова переходим на талию Козы и делаем 1 виток, нитку завязываем знакомым способом «петлёй», нитку не отрезаем, а оставляем для дальнейшей работы. Вот, что получилось у меня. Что получилось у вас? Что не понятно? С. Л. Поможет.
Вот мы сделали фигурку – это основная часть работы. Но, чтобы Коза стала настоящей, святочной, её нужно одеть,  украсить и снабдить важными атрибутами.


Пятый этап.
Одеваем на Козу передник. Берём самый красочный прямоугольник ткани, изнаночной стороной вверх, накладываем его на верхнюю часть фигурки, на 1 см закрывая талию и привязываем его ниткой, которая осталась не отрезанной,  делаем 2 витка. Привязываем очень крепко, хорошо натягивая нить, нитку отрезаем.  Вот, что должно получиться ( показываю). Что получилось у вас?

Шестой этап.
Одеваем на Козу шубку – символ богатства, хорошего урожая – необходимый атрибут.
Берём приготовленный кусочек меха, одеваем его на плечи Козы – как это делаю я и по талии привязываем пояском, который мы заранее сплели из шерстяных ниток. Концы пояска должны свешиваться. Вот так должно получиться( показываю). Что получилось у вас? Хорошо. Молодцы!

Наша Коза готова.  Давайте посмотрим, что получилось у вас, покажите свои поделки мне и нашим гостям, а я пройду и покажу вам, что получилось у меня.
У вас на столе осталось ещё 2 детали для Козы – мешочек с зёрнышками и бубенчик – эти атрибуты вы привяжите Козе дома и принесёте  на следующее занятие, лучшие Козочки займут своё место на нашем календаре.

4.

Подведение итогов.
Наше занятие подошло к концу.  Чему оно было посвящено?

 Чем мы занимались на занятии? Что нового узнали?

- узнали о народной традиции «Святки»

- послушали святочные колядки.

- поиграли в народную игру
- смастерили Козу как символ святочных колядок.
- Чем необычна наша Коза?
- Она сделана своими руками в народных традициях.
- Вам понравилось мастерить?
- Кто доволен своей Козой?
- Кто не доволен?
- Почему?
- ( разные ответы детей )
- что особенно понравилось на занятии?

- Кто долен своей работой?

 Наше занятие окончено. Каждый убирает своё рабочее место. Отходы в корзину. Оставшиеся материалы и ножницы на край стола. Спасибо. Можете быть свободны. До свидания.

 

 

Конспект открытого интегрированного занятия объединений

«Творим и мастерим» (ВД) и «Хор» (ОДОД)

Дата: 21.01.2015г.

Тема:  «Святочные колядки».  Изготовление  святочных сувениров».

Цель:  Знакомство с символическим значением праздника «Святки» в  народной традиции.

Задачи:

1.  Расширить представление  учащихся о народных традициях ,  связанных  с празднованием  «Рождества» и «Святок» (Святочные колядки, игры)

2.  Развивать познавательный интерес к  фольклору и народному творчеству.

3. Способствовать развитию творческих способностей.

4. Познакомить с техникой изготовления  святочных сувениров (коза)

5.  Формирование  уважительного  отношения  к народным традициям.

Необходимое оборудование:  

- инструменты  (ножницы)

- материалы (ткань, нитки)

- выставочный стенд

- м/м презентация

- документ-камера


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колядки – поздравительные рождественские песни, которые исполнялись в период с Рождества Христова (7 января) по Крещение господне (19 января) января

Слайд 2

Колядка - с латинского языка означает «начало нового года»

Слайд 3

Колядовщики – люди, которые ходили по дворам соседей и пели поздравительные песни – колядки, в которых рассказывали о рождении Христа, величали хозяина, Воспевали солнце и месяц.

Слайд 4

Что должно получится

Слайд 5

Техника безопасности при работе с ножницами Работай на своём рабочем месте; Соблюдай порядок на своём рабочем месте; Клади ножницы кольцами к себе; Передаём ножницы кольцами вперёд; Не оставляем их открытыми; Не играем ими и не подносим к лицу; Используем ножницы по назначению; Храним ножницы в чехле лезвиями вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия на тему: «Предлоги места нахождения и направления движения».

Взаимодействие  учителя-логопеда  с  педагогами дополнительного  образования. Планируя  данное  занятие, я  учитывала, что  современные  условия  дик...

Конспект открытого интегрированного занятия (логопед, психолог). Досуг – викторина: «Что? Где? Когда?»

Цель: Обобщение полученных знаний по теме: звук, слог, слово, предложение, умение применять их на практическом материале.     Задачи: Образовательная: Закрепить полученные знания: ...

Конспекты открытых интегрированных занятий логопеда и психолога с детьми с общим недоразвитием речи.

«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему   миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуац...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Путешествие в осенний лес»

- закреплять знания детей по лексической теме «Осень»,  расширять словарный запас;- совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в навыках слогового анализа и словообразования;- учить оп...

Конспект открытого интегрированного занятия в рамках московского городского проекта «Мы - твои друзья» для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов.

Данный конспект содержит материал открытого интегрированного занятия для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью....