Методическая работа "Подбор по слуху"
методическая разработка на тему

Перестова Анна Васильевна

Данная методическая работа представляет собой добавление элементов подбора по слуху в занятия эстрадным вокалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Обучение игре по слуху»

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

03.04-18.04.2014.

Ф.И.О. (ПОЛНОСТЬЮ)__ПЕРЕСТОВА АННА ВАСИЛЬЕВНА__________________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБОУ ДОД ДШИ №_3 «МЛАДОСТЬ»__________________

РАЗРАБОТКА СЕРИИ УРОКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)

 С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ ПО СЛУХУ

 ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ _______4_________ КЛАССА

РАБОТА ПРЕДСТАВЛЕНА____________2014

 

 

 

Актуальность

    Данная тема, безусловно, является актуальной, особенно для учащихся вокального отделения, поскольку лишь немногие из них владеют каким-либо инструментом и могут свободно подобрать произведение по слуху. Именно поэтому элементы подбора по слуху и аккомпанемента на инструменте очень важно включать в индивидуальные занятия по вокалу. Также данная методика безусловно будет способствовать развитию как мелодического так и гармонического слуха ребенка, он сможет подобрать на инструменте вокальную мелодию и таким образом точнее ее выучить. Умение себе саккомпанировать развивает навыки пения под живой инструмент, развивает чувство метра и ритма, мобильность, т.к., умея себе аккомпанировать, вокалист в любое время может сесть за инструмент и исполнить какое-либо произведение, не завися от наличия фонограммы или аккомпаниатора. Таким образом, мы видим, что развитие навыков подбора по слуху очень благоприятно сказывается не только на развитие музыкальных способностей ученика, но и его психологическое состояние (учащийся чувствует себя уверенней в исполнительстве, удовлетворяется потребность в собственной значимости).

Цель работы: на основе анализа необходимой литературы разработать серию уроков по специальности (эстрадный вокал) с включением элементов игры по слуху.

Задачи:

1.Научить учащегося буквенным обозначениям аккордов;

2. Научить подбирать аккомпанемент к мелодии по слуху;

3. Научить отличать особенности различных стилей.

 

Методические указания для преподавателей. Специфика конкретной педагогической ситуации и особенностей внедрения в предмет «эстрадный вокал» элементов игры по слуху.

    В педагогической работе очень важно понимать, что в процессе обучения к каждому ученику необходимо применять индивидуальный подход обучения. Этот подход зависит от темперамента, склада мышления, способностей и конечно же заинтересованности ученика. В конечном итоге результативность обучения будет зависеть от всех этих факторов. Самое главное это конечно желание и интерес ученика к тому произведению, которое он будет исполнять.

     Мою ученицу зовут Синдяшова Диана, ей 15 лет, сейчас она учится в 4-м классе по специализации «эстрадный вокал» и уже закончила семилетнее обучение по классу фортепиано. Именно на ее уроках вокала я и попытаюсь включать элементы подбора по слуху. Диана, очень старательная и исполнительная ученица, тянется ко всему новому, поэтому я думаю, ей будет интересно пробовать себя в подборе по слуху и аккомпанементе.

Методические указания учащимся для  организации их самостоятельной работы.

  Главное как можно тщательней работать над подбором мелодии, ведь от этого будет зависеть правильность подбора аккомпанемента. Записывать мелодию на ноты и аккорды в буквенном варианте. При подборе аккордов опираться на ноты имеющиеся в мелодии. Главное это усердие и стремление доводить начатое дело до конца.

Урок №1. Аудиторное занятие:

Т.к. Диана уже владеет навыками игры на фортепиано, мы переходим сразу к изучению буквенных обозначений аккордов. Аккорды начинаем учить от буквы A (ля), первая буква английского алфавита, так ребенку будет проще запомнить последующие обозначения.  Затем разбираем обозначения аккордов (Cm, С-5, С+5, С6, С7,С9, Сsus4,2,6 , C/E, Cmaj). Затем разбираем аккорды  песни «Moon river», пытаемся прочитать с листа написанные аккорды.

Домашнее задание:

Разобрать самостоятельно аккорды песни «Autumn leaves», сыграть их с мелодией по нотам.

 

Результат №1

Диана справилась с данным заданием, хотя ей пока тяжело в более быстром темпе ориентироваться в аккордах.

Урок №2

Аудиторное занятие:

Мы взяли русскую песню «Сядь в любой поезд» и Диана подобрала вокальную мелодию по слуху, затем я играла аккомпанемент, а Диана играла мелодию. Затем она пыталась придумать ритмичную басовую партию в левой руке, для того, чтобы почувствовать стилистику и характер песни.

Домашнее задание:

Записать на ноты только мелодию и отработать ее с басом, который был подобран на уроке.

Результат №2

Диана неплохо справилась с заданием, т.к. на сольфеджио занималась написанием диктантов. Однако, были  сложности  с  написанием ритмического рисунка, т.к. мелодия песни не совсем простая.

Урок №3

Аудиторное занятие:

Итак, мелодия подобрана и записана на ноты, теперь пришло время подобрать к этой мелодии аккорды.  Аккорды подбираем относительно нот в мелодии. Диана подобрала основные аккорды, затем мы разобрали места, где вместо обычного аккорда встречается септаккорд и дополнили проходящими аккордами. Затем играли в 4 руки, сначала Диана играла мелодию, а затем уже и аккорды.

Домашнее задание:

Соединить мелодию с аккордами.

Результат №3

Проблема возникла в совмещении рук, для Дианы было тяжело совместить ритм правой руки с левой.

Урок №4

 Аудиторное занятие: 

Далее мы начали работу со стилями. Любой стиль можно определить по ритмическому рисунку баса. Как вспомогательный материал, мы взяли за основу сборник, который составила Лиманская. В нём даны основные стили такие как босса-нова, румба, шейк, твист, ча-ча-ча, фокстрот, стрит, баунс и т.д. Мы начали разбираться в них, играли бас и мелодию. Затем выбрали джазовый стандарт «The shadow of your smile», за основу взяли стиль босо-нова.

Домашнее задание: 

Разобрать аккорды и мелодию песни, играть разные стили из учебного пособия.

Результат №4

Диана, хорошо справилась со стилями, стала играть ритмичней и петь более точно мелодию. Делаю вывод, что наши занятия развивают ее слух и ощущение ритма в том или ином стиле.

Урок №5

Аудиторное занятие:

На этом уроке, Диана училась аккомпанировать своему голосу. Ведь это очень важно аккомпанировать правильно, т.е. идти за солистом, даже если этот солист ты сам. Учились брать в басу септиму и разыгрывать арпеджио, т.е. заполнять аккомпанемент.

Домашнее задание:

Подготовить две песни «Сядь в любой поезд», «The shadow of your smile» в форме аккомпанемента самой себе. В джазовом стандарте четче играть ритм босса-новы. Использовать арпеджио и септиму в басе.

Результат №5

Диана неплохо справилась с русской песней, в босса-нове не сразу прочувствовала ритм (покачивание), но я уверена всё еще впереди и  с каждым разом она будет достигать всё новых и новых успехов.

Выводы

   Музыкант должен быть грамотным и неважно пианист это, или вокалист, главное, что он умеет создавать музыку вокруг себя и умеет ее преподносить. Детям, которые учатся в музыкальных школах и школах искусств, от природы даны способности, в том числе и слух, но мы часто не развиваем, не используем их. Это огромное заблуждение и ошибка. Каждому вокалисту необходимо заниматься подбором по слуху,  учиться красиво и в стиле аккомпанировать себе. Это крайне важно для профессионального роста, для грамотной работы над репертуаром и над стилем. Ведь стиль это очень важная составляющая именно эстрадного вокала.

    На примере работы со своей ученицей, я убедилась, что даже 5 уроков пытливого труда над своим слухом, дали положительный результат, уже заметен рост. Я думаю, что обязательно стоит продолжать подобного рода уроки, для достижения еще больших результатов.

   

                                                 

                                                       Литература

  1. Лиманская "Я хочу играть без нот"
  2. Анна Кехман "Учитесь играть по слуху популярные песни и мелодии"
  3. Ирина Ядова "Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении воспитателей "Условия оптимизации развития познавательной активности детей с нарушением слуха"

Проблема активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного...

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

Методическая разработка "Музыкальный слух - направления и методы его развития"

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Большой процент лиц, получивших среднее музыкальное образование, но не сумевших из- за не...

Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Методическая разработка  и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"

Эта  работа  посвящена  развитию  слуха  у  учащихся  в классе  специального  фортепиано....