Роль подвижных игр в занятиях по художественной гимнастике
методическая разработка на тему

Кувалдина Наталья Борисовна

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

         Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные.

         Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichekaya_rabota_podvizhnye_igry.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа по специализированными отделениями олимпийского резерва»

Методическая работа

«Роль подвижных игр в занятиях по художественной гимнастике»

тренер-преподаватель

Кувалдина Н.Б.

2016 г.

План

  1. Введение.
  2. Роль подвижных игр в занятиях спортом.
  3. Основные указания к использованию подвижных игр в занятиях спортом.
  4. Подвижные игры в занятиях художественной гимнастикой.
  5. Практический материал.

        Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

        Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные.

        Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

        Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры. Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы её сюжетом (темой, идеей).Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

        Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать «противника» или убежать от него и т.п.).

        Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути достижения цели. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры.

        Подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь (булавы, мячи, мешочки с отягощением, скакалки, гимнастические палки и т.д.).

        Каждая подвижная игра имеет свои содержание, форму (построение) и методические особенности. Форма игры связана с содержанием и обуславливается им. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания.

        Подвижные игры имеют большое значение для укрепления здоровья и всестороннего развития человека. Они усиливают кровообращение, укрепляют дыхание, улучшают пищеварение, благотворно действуют на нервную систему. Игры на свежем воздухе способствуют закаливанию организма человека, повышению его жизнедеятельности.

        У играющих развиваются ловкость, сила, выносливость, быстрота, ориентировка, меткость, настойчивость, выдержка, решительность, смелость, находчивость.

        Передовым опытом учителей и научными исследованиями убедительно доказывается, что занятия подвижными играми, при должной их организации, приобретают большое значение не только для укрепления здоровья, и разностороннего физического развития учащихся. Велика вспомогательная роль игр в процессе обучения правильному выполнению упражнений гимнастического и спортивного характера. Широки возможности использования игр для закрепления и совершенствования приобретенных различных двигательных навыков. Одновременно путем игры разрешаются и воспитательные задачи, формируются и укрепляются дружеские, товарищеские отношения; вырабатываются упорство к достижению намеченной цели; проявляются решительность, инициатива, творческие способности.

        Не менее важно прививать интерес к спортивным соревнованиям.

        Применение специально подобранных подвижных игр может содействовать успешному разрешению перечисленных задач.

        Согласно правилам таких подвижных игр действие участников направляется на воспроизведение в непринужденной, увлекательной форме определенных, употребляемых в том или другом виде спорта, технических приемов. Приемы эти, играющие воспроизводят обычно в упрощенном, схематическом виде, но при сохранении технически правильной основы каждого приема. Неоднократное выполнение отдельных технических приемов и их сочетаний в «облегченных» (игровых) условиях помогает скорейшему развитию у учащихся способностей наиболее экономно и целесообразно выполнять многие упражнения гимнастического или спортивного характера в их целостном, законченном виде.

        Таким образом, в результате правильно и систематически организуемых подвижных игр можно оказывать большую помощь успешному овладению учащимися элементами спортивной техники, а также содействовать повышению уровня физической подготовленности и воспитанию ряда положительных морально-волевых качеств.

        В каждой даже самой простой подвижной игре заложены элементы состязания. При этом игровые действия предоставляют участникам большой выбор способов для достижения преимущества над «противником», достижения победы.

        Состязательным характером подвижных игр во многом определяется их увлекательность и сходство со спортом, спортивными соревнованиями.

        Участники подвижных игр находят удовлетворение в остроте состязания, в борьбе по преодолению возникающих по ходу игр препятствий, испытывают радость при завоёванной победе. Поэтому занятия подвижными играми могут воспитывать у детей вкус к спорту, любовь к спортивным соревнованиям.

        Педагогические рекомендации о значении использования подвижных игр как одного из вспомогательных средств в занятиях спортом подкрепляются и некоторыми естественнонаучными данными.

        Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

        Это положительно отражается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а так же подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержанности, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

        В занятиях спортом с детьми школьного возраста подвижные игры можно применять: 1) в плане непосредственного содействия решению специальных задач подготовки юных спортсменов; и 2) для повышения уровня общей физической подготовленности занимающихся.

1. (Содействие) Соответственно первой задаче проведение игр может содействовать выработке, закреплению и совершенствованию отдельных технических приемов и их сочетаний, помогать наиболее правильному применению усвоенных приемов при целостном выполнении изучаемых упражнений. В этих играх исключается вмешательство «противника», которое может затруднить выполнение приема. Все внимание играющих направлено только на то, чтобы наиболее успешно справиться с заданием. Подобные подвижные игры приближаются по существу к вспомогательным спортивным упражнениям. Однако, они сохраняют черты игровой творческой, инициативной деятельности, протекающей на основе определенных правил; они характерны активными действиями, направленными на преодоление препятствий по пути к достижению условий цели (испытать свои силы и способности, выиграть, победить, овладеть теми или иными приемами и т.д.).

В практике такие игры часто принято называть «игровыми упражнениями». Они могут особенно широко применяться в занятиях с новичками, привлекая учеников своей доступностью, разнообразием и состязательным характером. Участие в игровых упражнениях побуждает занимающихся  в основном правильно выполнять многие изучаемые упражнения – элементы, что помогает строить процесс обучения и тренировки более эмоционально  и эффективно.

2. Использование подвижных игр соответственно второй задаче по преимуществу помогает повышать уровень общей физической подготовленности занимающихся, что оказывает благоприятное влияние на результаты их специальной спортивной подготовки. Следует иметь ввиду, что при проведении многих игр могут, в той или иной мере разрешаться одновременно две задачи.

Все вышеизложенное, касается и такого вида спорта как гимнастика.

Игровой метод используется для закрепления навыков, необходимых гимнастке, помогает тренеру придать занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, что положительно сказывается на процессе обучения. Игра может быть использована тренером как средство для развития внимания, музыкальности, запоминания отдельных связок и элементов, совершенствования некоторых из них в ходе веселого соревнования. Большое значение имеют игры с элементами акробатики. В них включаются кувырки, перевороты, перекаты, шпагаты, мосты, упражнения для развития прыгучести.

У гимнасток – новичков или недостаточно подготовленных разрядниц при выполнении некоторых упражнений возникает чувство страха и неуверенности. Подвижные игры, воздействующие на эмоции занимающихся, помогают спортсменке преодолеть это чувство. Этому способствует коллективный характер игр, чувство соперничества и желание не подвести коллектив.

В занятиях художественной гимнастикой игры под музыку с использованием предметов (мячей, обручей, скакалок, булав и т.п.), танцевальных шагов помогают приобрести чувство ритма, пластичность движений, придают занятиям эмоциональную окраску, воспитывают умение чувствовать скорость и продолжительность движений, регулировать мышечные усилия. Музыкально-ритмические игры могут служить и своеобразной разрядкой после выполнения упражнений, связанных с большим напряжением.

В данной методической разработке предлагается описание нескольких подвижных игр, которые можно провести на занятиях художественной гимнастикой.

  1. Игра на внимание «Хватай, не зевай!».

Подготовка к игре: для игры требуются булавы, мячи и обручи. Посередине зала чертится коридор шириной 1 м. По обе стороны от него на расстоянии 4-5 м лицом друг к другу строятся играющие. Одна шеренга- команда 1, другая 2. Перед каждой командой проводится черта. Посередине коридора в одну линию ставятся булавы или мячи (8 штук при 16 играющих) на расстоянии 0,5 – 1 м друг от друга.

Описание игры: по команде преподавателя играющие, взявшись за руки, выполняют следующие движения: четыре шага польки вперед и восемь подскоков назад. Движения повторяются до тех пор, пока не раздастся сигнал руководителя (свисток). Услышав сигнал, каждый должен схватить булаву и убежать за черту своей команды. Команда, набравшая большее количество булав, получает очко, после чего булавы ставятся на прежнее место. Игра повторяется три раза. Победитель определяется по наибольшему количеству очков. При наличии музыки  сигналом для хватания булав служит ее прекращение.

Правила игры: 1) нельзя отталкивать играющих во время захвата булав; 2) нельзя хватать булавы до сигнала. Игроки, нарушившие правила, получают штрафное очко.

  1. Игра «Скорее в тройку!».

Подготовка к игре: все играющие становятся к вруг тройками, левым боком к центру. Дистанция между тройками 0,5 – 1 и. И.п. – руки внизу сцеплены. В центре круга 1-2 водящих.

Описание игры: по первой команде преподавателя «ГОП» - тройки, сохраняя дистанцию, продвигаются по кругу скачками. По второй команде «ГОП» все разбегаются по залу и двигаются в любом направлении, выполняя различные движения (легкий бег, галоп, легкие подскоки и т.д.). Водящий присоединяется к общему движению. По команде «Скорее в тройки!» дети быстро хватаются за руки тройками и встают в круг в и.п. Опоздавшие найти себе «тройку» становятся водящими. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила игры: играющие не должны собираться тройками до команды преподавателя.

Указание игре: перед игрой следует потренировать прыжок скачок в тройках. После игры желательно отметить детей, хорошо выполнявших этот прыжок.

  1. Игра «Попрыгунчики».

Подготовка к игре: построение в шеренги по 6-8 человек левым боком к основному направлению. Дистанция и интервал 1,5-2 м. Все играющие имеют скакалки. Каждая шеренга – команда. Для каждой команды выделяется судья. И.п. – руки в стороны, скакалка сзади, концы скакалки в обеих руках.

Описание игры: по команде преподавателя играющие выполняют четыре шага галопа в сторону и четыре прыжка выпрямившись, вращая скакалку вперед, затем делают восемь шагов на месте, скакалка сзади. Игроки, допустившие ошибку в прыжках и во время шагов на месте, отходят в сторону, выбывая из игры. По команде «ГОП!» движения выполняют в обратном направлении. После четырех повторений выявляются команды – победительницы. Выигравшей считается команда, сохранившая большее количество игроков.

Игру можно проводить под музыку, используя польку или галоп.

Правила игры: ошибками считаются: а) запутывание скакалки; б) выполнение меньшего количества шагов галопа или прыжков.

Указание к игре: 1) перед игрой следует потренировать предлагаемое упражнение; 2) провести пробное судейство на нескольких парах.

  1. Игра «Делай правильно!».

Подготовка к игре: построение в круг левым боком к центру. И.п. – о.с. В центре круга два наблюдателя.

Описание игры: по команде преподавателя «Шагом Марш!» группа движется по кругу высоким шагом. По команде «ГОП!» все останавливаются в положении стойки на одной ноге, другая вперед (согнута), одна рука вперед, другая в сторону, противоположную одноименной ноге. Статическое положение высокого шага держать 8 счетов (преподаватель подсчитывает), после чего движение возобновляется. Наблюдатели во время паузы отмечают тех, кто неточно принял требуемое положение или терял равновесие. Получившие замечание имеют штрафное очко. Игра повторяется 3-4 раза. Выигравшими считаются не получившие ни одного штрафного очка.

Правила игры: ошибками считаются: а) неправильное выполнение высокого шага; б) потеря равновесия.

  1. Игра с мячами (под музыку).

Вальс, темп спокойный. Все играющие имеют мячи среднего размера.

        Подготовка к игре: построение в две шеренги лицом к центру. Расстояние между шеренгами 3-4 метра, интервал 1 м. Каждая шеренга – команда. Для каждой команды выделяется судья. И.п. – правая рука с мячом на ладони в сторону, левая вперед.

        Описание игры: по команде преподавателя играющие выполняют броски мяча под левую руку, слегка пружиня ногами. По команде «ГОП!» играющие перебрасываются мячами с партнером напротив. На следующую команду «ГОП!» возобновляются броски мяча под другую руку. По сигналу преподавателя (свисток) шеренги меняются местами, принимая и.п. Выигрывает команда, первой принявшая и.п., выровнявшая шеренгу и имеющая меньшее количество штрафных очков. Штрафные очки подсчитывают судьи.

        Правила игры: штрафные очки даются: за падения мяча – 1 очко; за опоздание в переключении на другое движение больше, чем на 1 счет – 1 очко; за нарушение темпа и ритма бросков – 1 очко.

        Указание к игре: 1) выполнение бросков мяча; такт 1. Дугой книзу правая рука влево, бросок мяча под руку; такт 2. Поймав мяч на правую ладонь снизу, дугой книзу, руку в сторону. Характер движения сметный; 2) до начала играющие должны хорошо усвоить предлагаемые движения; 3) при подготовке к игре следует провести пробное судейство.

Список литературы.

  1. В.Г. Яковлев. Подвижные игры учащихся. Учпедгиз, 1957.
  2. С.М. Шитик. Подвижные игры. Госиздательство «Ф и С», М. 1955
  3. Л. Былеева. Сборник подвижных игр. Госиздательство «Ф и С», М. 1960.
  4. Подвижные игры. Пособие для институтов физической культуры под ред. Л. Былеевой, И.М. Короткова, М., Ф и С, 1982
  5. Г.А. Боброва. Художественная гимнастика в школе. М., Ф и С, 1978.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио индивидуальной траектории развития ребенка на занятиях художественной гимнастики.

В физическом воспитании  «Портфолио индивидуальной траектории развития ребенка» - это организационная форма взаимодействия тренера  и занимающегося на основе рефлексивного  подхода...

План – конспект открытого занятия «Равновесия в художественной гимнастике»

План – конспект   открытого занятия  «Равновесия в художественной гимнастике» составлен для детей, занимающихся в детском творческом объединении эстрадно-спортивного танца «Ассорти».Возраст ...

Ритмическая гимнастика и подвижные игры на занятиях по хореографии

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ по гимнастике с элементами художественной гимнастики для учащихся 2 класса

Воспитание у учащихся интереса к занятиям физическими упражнениями является одной из основных задач современного урока физической культуры.  В настоящий момент в крупных странах дальнего и ближне...

Подвижные игры на занятиях по гимнастике

Статья содержит перечень подвижных игр, с помощью которых можно развивать физические способности у занимающихся гимнастикой....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Гимнастика с элементами художественной гимнастики 11 класс

Цель урока:Овладение основами оздоровительной и прикладной направленности физкультурной деятельности с помощью художественной гимнастики.ЗАДАЧИ УРОКА:...