Проф-информационный час для учащихся старших классов «Выбор профессии»
методическая разработка на тему

Костырина Галина Владимировна

Данная методическая разработка адресованна пдагогам для проведения профориентационной работы и тематических классных часов. Представленные в материале игры, упражнения, подробно описаны и несут в седе глубокий воспитательный потенциал, который эмоционально и благопариятно воспринимается всеми участниками мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Киселевского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Центр детского творчества п. Карагайлинский»

«Выбор профессии»

информационный час для учащихся старших классов

                                          Автор - составитель:

                                                                Костырина Галина Владимировна

  педагог дополнительного образования

Киселевск, 2016

    Методическая разработка «Выбор профессии» адресована педагогам дополнительного образования, классным руководителям и социальным педагогам для проведения профориентационной работы и тематических классных часов с учащимися старших классов.

     Представленные в методической разработке игры, упражнения, подробно описаны и несут в себе глубокий воспитательный потенциал (формирование у учащихся нравственных и гражданских качеств), который эмоционально и благоприятно воспринимается всеми участниками мероприятия.

2014г.- с.7

МБОУ «Центр детского творчества п. Карагайлинский»

8 (38464) 7-27-80

Введение

    Вопрос выбора профессии всегда остро стоит перед старшеклассниками, и задача профориентологов дать понятие о разных профессиях.

Информационный час предназначен не только для активизации профессионального самоопределения подростков и старшеклассников, но и для активизации родителей в помощи выбора профессии ребенка, а также для педагогов, занимающихся профориентационной деятельностью, поскольку многие методики допускают творческое переосмысление и значительную импровизацию со стороны педагогов и родителей.

 Данное мероприятие не требует сложной подготовки от организаторов и участников, что является немаловажным фактором.

 «Выбор профессии»

Тема: «Выбор профессии».

Цель: помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности, а также внутригрупповых ролей.

Форма: практикум, игровая деятельность.

Подготовительная работа: составление карточек для игр, разработка анкеты.

Ход занятия.

Психологический настрой.

На этом этапе занятия лучше всего поиграть в игры, связанные так или иначе с темой занятия.

Педагог.  Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас вы должны серьезно задумываться о выборе своей профессии.

    В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам, в этом выборе родители, педагоги, психолог, друзья, все те люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

     Сегодня мы с вами познакомимся с житейским способом выбора профессии и определим ваш мотив.

     Для начала проведем игровую разминку.

 

Игра «Кто есть, кто?».

Участники игры получают карточки с названием профессий и должны походкой и жестами изобразить эту профессию или человека, имеющего эту профессию. Остальные участники угадывают, какая профессия представлена.

«Игра-аукцион».

 Участники игры по очереди называют профессии, не повторяясь. Выигрывает игру тот, кто назовет профессию последним.

Игра «Наблюдатель».

 Эта игра формирует психологическую зоркость и наблюдательность. Все учащиеся вытягивают карточки с фамилией участника игры, за кем будет наблюдать и затем описать его психологическое состояние. Условие - никто не должен знать, кто это.   В ходе игры все свободно перемещаются по классу и общаются друг с другом. Если кто-то замечает, что за ним наблюдают, то слишком бесцеремонный и назойливый наблюдатель выбывает из игры. Игра продолжается 10 -12 минут. Затем в парах (наблюдатель и объект наблюдения) анализируют результаты. Можно предложить некоторым учащимся рассказать о своих наблюдениях.

Основная диагностическая часть. 

На этом этапе происходит изучение склонностей, учащихся к различным видам человеческой деятельности.

Педагог. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

     Мало кто из вас мечтает стать   разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.

     Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор, для этого мы с вами выполним упражнение "Основной мотив твоего выбора".

    Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

   Список мотивов включает 16 фраз: (например: высокооплачиваемость, востребованность на рынке труда и так далее)

 Задание - зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание -  зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух. В итоге остается один мотив выбора профессии.

Итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.  

Педагог. Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии, таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

     Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу:

  1. Востребованность на рынке труда.
  2. Доходность.
  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
  7. Положительное влияние на семейную жизнь.
  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

   В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт «востребованность на рынке труда».

    Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.

     Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.

    Ребята ответьте на вопросы анкеты для определения своих возможностей.

Анкета.

  1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости).
  2. Назовите преимущества вашей будущей профессии.
  3. Назовите минусы вашей будущей профессии.
  4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии.
  5. Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию.
  6. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии:

         а) родители                              е) книги и фильмы

         б) родственники                     ж) жизненные обстоятельства

          в) учителя                               и) встречи с интересными людьми

          г) друзья                                  к) ваши способности

          д) знакомые                            м) самостоятельный выбор

Обработка анкет. Подведение результатов.

Педагог. А сейчас мы с вам познакомимся с профессиями которые имеют самую высокую степень опасность, но несмотря на это выбираются выпускниками очень часто. При просмотре презентации Вы должны ответить «Почему?»

Презентация «Опасные профессии».   Приложение №1.

 

Заключительная часть.

Педагог. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:

"Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".

Известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет».

Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами.

 И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.

Спасибо всем за внимание и активное участие!

Список литературы:

  1. Крицкий А. В.    Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников // Народное образование. - 2009. - N 1. - С. С. 207-213.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
  3. Шеховцова Л. Ф.      Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
  4. Шмидт В. Р.   Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. – 119 с.
  5. Попова С.Г. [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.-сост. С.Г. Попова -  СПб.: ИВЭСЭП, 2012. - 42 с.// ИВЭСЭП: [сайт]. – Режим доступа: http: //proforientator.ru/

  1. Мельников В.Д. Профориентация [Электронный ресурс]: конспект / В.Д. Мельников. - М.:ЭКСПО, 2011. - 233 с. //ЭБС «Книгафонд»: [сайт]. - Режим доступа: http: //proftester.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектной деятельности по английскому языку для 10-11 классов "Выбор профессии".

Программа предназначена для систематизации знаний по английскому языку, знакомства учащихся с различными профессиями, помощи в решении задач профессионального самоопределения и для приобщения учащихся...

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии

В данной разработке представлена консультация для родителей по подготовке к осознаному выбору профессии. Разработка будут полезна и психологам , педагогам, а так же родителям, чьи дети учатся в старши...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Классный час попрофориентации дляучащихся 9-го класса«Выбор профессии – делосерьезное"....

Час общения по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Материал по ориентированию ребят 9  класса  в мире профессий (прилагается и презентация с наглядным материалом)....

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное".

Цели:          Содействовать личностному и  профессиональному самоопределению учащихся;активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, самора...

Программа по профориентации учащихся «Путь к выбору профессии» на 2019-2024гг.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено ...

методическая разработка по профилактике наркомании среди учащихся старших классов «Мой выбор»

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться " катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значите...