Программа по профориентации учащихся «Путь к выбору профессии» на 2019-2024гг.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professionalnoy_napravlennosti.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по профориентации учащихся
«Путь к выбору профессии»
на 2019-2024гг.
Воспитатель: Карбовская И.А.
г. Купино
2019 год
Информационная карта программы.
Программа по профориентации учащихся «Путь к выбору профессии»
1.Цель программы:
Создать систему профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
2.Специфика содержания:
Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы
3.Название проводящей организации
общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
4.Ожидаемый результат:
-создание в школе системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;
- изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы.
5.Участники программы:
учащиеся 1-9 классов;
учителя - предметники;
родители;
социальный педагог;
педагог-психолог;
классные руководители;
воспитатели;
библиотекарь;
медицинский работник
6.Автор программы:
Профориентатор школы: Карбовская И.А.
Содержание.
1. Нормативно-правовая и документальная основа
2. Пояснительная записка.
3.Учебный план.
4. Тематическое планирование.
5. Содержание курса внеурочной деятельности (с указанием форм организации
и видов деятельности).
6. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
7. Формы контроля и система оценивания .
8. Методическое обеспечение учебного процесса.
9. Используемая литература.
Введение
Целевая Программа по профориентации «Путь к выбору профессии» для учащихся школы на 2019-2024 годы разработана в соответствии с Концепцией Модернизации Российского Образования.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
Актуальность программы:
Сложность социально - экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании школьников и их профессиональном самоопределении.
Современная ситуация в России , те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении и заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Обучающиеся должны владеть не только комплексом необходимых знаний , но и обладать такими личностными качествами , позволившими бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником , а на формирование неких универсальных качеств у учащихся , позволяющих осуществлять сознательный , самостоятельный профессиональный выбор , быть ответственными за свой выбор , быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на учащихся ,с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии .
В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле- длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом , профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях – общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры , сферы приложения и саморазвития личностных возможностей , а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально- производственным условиям.
II. Обоснование программы
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Наиболее полно задачам максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VII вида.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные, малооплачиваемые трудовые места.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Путь к выбору професси».
Цель и задачи Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в области.
Задачи:
1. Создание системы профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
2. Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
3. Обеспечение профпросвещения, профдиагностики, профконсультации учащихся.
4. Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
5. Разработка механизмов содействия трудоустройства выпускников ОУ.
6. Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Формы и методы:
1.Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.
2.Дежурство по школе, столовой. Кружковая работа.
3.Выставки детского творчества. Выпуск тематических стендов. Экскурсии, деловые игры, трудовые десанты. Экскурсии в центр занятости населения, на предприятия города, села.
4.Праздник труда. Выставка трудовых дел, выпуск тематических газет, стендов.
Нормативно-правовая и документальная основа
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ №2341 от 25.08.2015г Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области « О введении ФГОС НОО ОВЗ» О внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в «пилотном» режиме Новосибирской области по первому варианту учебного плана.
- Постановления Главы Купинского района о введении ФГОС НОО ОВЗ.№ 677 от 04.09.2015г в начальных классах .
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 года №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования №253 от 31.03.2014 года»;
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования №253 от 31.03.2014 года»;
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
9. Устав МКОУ Купинской школы – интерната.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон «Об образовании Р Ф»;
- Устав МКОУ Купинской школы – интерната.
-Трудовой кодекс;
-Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Основные направления системы программных мероприятий:
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеурочную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
- Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
5.Планирование коррекционной работы:
-Индивидуальные и групповые занятия по развитию памяти, внимания, мышления учащихся.
-Развитие творческого потенциала.
-Развитие гибкости поведения и мышления, процесса самовыражения школьников.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Пропедевтический
1-4 классы
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Ведущая деятельность - учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Недостаточно развита волевая сфера,
мышление носит наглядно-действенный характер
Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.
Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
- Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
- Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
- Методика «Кем быть»
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Профпросвещение
- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок
- костюмированные карнавалы профессий
- сочинения на тему «Пусть меня научат»
- игра «Чей это инструмент?»
- трудовые поручения
- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)
Темы классных часов
- кто работает в нашей школе?(экскурсия)
- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)
- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома
- экскурсия в школьные мастерские
- беседа: мое любимое занятие в свободное время
Поисково-зондирующий
5-7 классы
Формируется чувство взрослости.
Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
- Встречи с интересными людьми (профессионалами)
- Экскурсии
- Ролевые игры
- Конкурсы
- Практическая, трудовая, общественно-значимая работа
Темы классных часов
- Предприятия нашего села, района, города, региона (походы, экскурсии)
- Всякий труд надо уважать
Период развития профессионального самоопределения
8-9 классы
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии
Показатель достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка
Период уточнения социально-профессионального статуса.
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов
- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства
- знакомство с правилами выбора профессии
- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.
- формирование навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, поведение при собеседование, как проводиться поиск работы, где получить информацию о вакансиях)
Механизм реализации Программы.
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог, медицинский работник, библиотекарь.
Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждый год.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;
-коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
Показатели эффективности реализации программы:
- количество учащихся, охваченных профориентационными мероприятиями;
- количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения, ориентирующих на получение рабочих профессий и специальностей;
- количество обучающихся поступивших в ПУ.
Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2019 - 2024 годы
I этап: проектный – 2019 -2020 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2020-2021 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – 2023-2024 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
X. Ожидаемые результаты:
- создание в школе системы профориентации, мотивирующей учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиями и специальностям, востребованным на рынке труда;
- изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди учащихся школы.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ:
Координатор деятельности
заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
- организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Воспитатель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
- составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения воспитанников, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность воспитанников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей воспитанников (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает воспитаннику проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
- организует посещение воспитанниками дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии воспитанников на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, воспитанников и их родителей по проблеме самоопределения;
- организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- организует встречи воспитанников с выпускниками школы.
Учителя трудового обучения:
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствует формированию у учащихся, воспитанников трудовых умений и навыков, подготовке их к практическому применению полученных знаний;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся;
- систематически и целенаправленно консультируют учащихся по широкому кругу вопросов профессионального труда, помогая сделать выбор будущей профессии более сознательно;
- организуют беседы, встречи с представителями различных профессий, диспуты и тематические вечера;
- организуют общественно полезный и производительный труд учащихся с учетом особенностей психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.
- участвуют в предпрофильной подготовке учащихся;
- организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- проводят теоретических конференций по вопросам организации труда на производстве (рефераты о профессиях, о развитии отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания, о местных предприятиях);
- знакомят учащихся с научными основами техники и технологиями производства, с профессиями;
- формируют правильное представление о профессиях у учащихся путем пропаганды профессий на уроках трудового и производственного обучения.
Инструктор по труду:
- способствует формированию у учащихся, воспитанников трудовых умений и навыков, подготовке их к практическому применению полученных знаний.
- поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- организует общественно полезный и производительный труд учащихся с учетом особенностей психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.
- участвует в предпрофильной подготовке учащихся;
- расширяет знания учащихся, воспитанников о труде и его видах, использует в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях.
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- организует выставки декоративно-прикладного и художественно-изобразительного творчества, готовит детей к фестивалям (оформление заявки на участие, отправка работ, сопровождение детей для участия в фестивалях и выставках)
- создает ученические производственные бригад, организует летнюю трудовую практику;
Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д)
Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог - психолог:
- изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
XVI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Непрерывная профориентация учащихся общеобразовательных школ должна быть разработана с учетом возрастных особенностей учащихся разных классов. При этом необходимо учитывать, что трудности профессионального самоопределения у молодых людей с ОВЗ вызваны в основном следующими расхождениями:
между потребностями общества в кадрах и их личными профессиональными планами;
между профессиональными интересами, склонностями и физическими возможностями и личностными особенностями учащегося с ОВЗ;
между профессиональными планами молодого человека и планами его родителей в отношении него.
Также при разработке содержания профориентационной деятельности в школе необходимо учитывать, что чем младше человек в момент выбора профессии, тем больше вероятность того, что его выбор не самостоятелен и не основан на собственной системе ценностей.
Правильно организованная работа в этих направлениях помогает молодым людям с ОВЗ осуществлять самостоятельный профессиональный выбор с учетом потребностей рынка труда, собственных интересов и возможностей.
- Приложение № 1
2 уровень. «Путь к выбору профессии». 5-7 классы.
- Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
- Профориентационный курс .
- Профориентационные минутки на уроках.
- Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
- Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
- Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
- Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).
- Экскурсии на предприятия и организации НПР(1 в четверть).
- Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города.
- Знакомство с рынком труда города.
- НОУ «Эврика». Научно-практическая конференция, секция «Я и профессия» школьный уровень)
- День профориентации.
- Мониторинг профориентационной работы.
У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии»
Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии); поддержание интереса к различным видам профессиям....
Урок по профориентации Тема «Размышления при выборе профессии» для учащихся 8 – 9 классов
Урок по профориентацииТема «Размышления при выборе профессии»для учащихся 8 – 9 классов...
ПРОГРАММА по профессиональной ориентации «ПУТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»
Программа предназначена для использования в школах-интернатах и детских домах...
Программа воспитания детского коллектива "Путь к выбору профессии"
Основная идея программы нацелена на изучение различных профессий и заключается в том, чтоб помочь обучающимся познать самих себя, свои силы и индивидуальность, на формирование мотивации осознанного и ...
Программа элективного курса "На пути к выбору профессии!" для учащихся 9-11 классов
Одно их самых ответственных решений, которые принимает человек в течение жизни, - это выбор будущей профессии. Конечно, мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч. Ежегодно появляется окол...
Положение по проведению месячника по профориентации «На пути к выбору профессии»
Положение по проведению месячника по профориентации...
Программа "Путь к выбору профессии"
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низ...