Рабочая программа "Батик"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования "Батик". Ручная роспись ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_batik.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

БАТИК

                                                                             Возраст учащихся,

участвующих в реализации программы

от 10 до 14 лет

Срок реализации программы – 1год

Составитель – Ильина Н.С

Москва 2012

Пояснительная записка

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. В настоящее время на уроках труда в общеобразовательной школе недостаточно уделяют внимания художественно-эстетическому воспитанию девочек-подростков, их умению выглядеть неповторимо и стильно украсить свой дом эксклюзивными вещами. Ведущие потребности подростков – это подчеркнуть свою индивидуальность, найти эстетическое самовыражение, получать наслаждение  от общения с окружающим миром. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии.

Программа художественно-эстетической направленности «Батик» является структурной частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности,  формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учащихся , разнообразием и свободой выбора деятельности, что является отличительной особенностью от других программ данного направления.

Программа дает возможность развития творческой личности подростка, ее самореализации и самосовершенствования. Основное направление программы – реализация интересов и потребностей подростков в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь и одежду своими руками, подчеркивая свою индивидуальность.

Программа «Батик» позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Программа составлена на основе программы Бариновой Т.А. «Батик», но с добавлением 2-года обучения, что дает возможность детям претворить в жизнь свои художественные замыслы, фантазии, реализовать творческий потенциал.

Известно, что все дети до определенного возраста  (12-13)  лет любят рисовать. Они еще не всегда отдают отчет себе в том, что исключительными способностями наделены от природы не все, и каждый ребенок, видя результаты своей работы,  бывает удовлетворен или неудовлетворен, но он всегда уверен, что в следующий раз получится лучше. Взрослея, ребенок начинает определяться как личность и понимает, что на самом деле есть определенный дар, как говорят «от Бога», и если его нет, то как бы он не старался, сколько бы ни прикладывалось усилий для развития способностей, всегда может оказаться рядом кто-нибудь более одаренный и у кого все получается лучше и даже без каких-либо видимых усилий. В результате часть детей продолжает обучение искусству в художественных школах, изостудиях;  часть оставаясь верными своему увлечению, занимается творчеством, а часть просто охладевает к этому занятию. Именно поэтому отмечается резкое снижение интереса к урокам ИЗО в классах среднего звена. Художественная роспись ткани, как вид декоративно-прикладного искусства помогает решить эту проблему. Занятия батиком способствуют  формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Программа «Батик» включает в себя  изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани.

Цель программы – создание необходимых условий для развития  творческих способностей детей посредством приобщения их  к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие

  • вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них практические навыки и умения.

Развивающие

  • приобщить детей и подростков к народному искусству;
  • реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

Воспитывающие

  • воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • формировать у детей соответствующую социальную позицию.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для обучения от 10 до 14 лет. В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 10 -15 человек. Срок обучения один год. Базовый курс «Основы технологии» - 144 часа, из них на теорию отводится 38 учебных часов, а на практику 106 у.ч.

Обучение основным приемам и навыкам росписи, знакомство с общими сведениями о батике, областью применения, особенностями используемого в работе материала, обучение навыкам в пользовании основными инструментами, спецэффекты и устранение ошибок. Также  даются основы цветоведения, композиции и рисунка.

Программа делится на тематические блоки. Обучение предполагает творческий подход, развитие фантазии и художественного воображения.

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие, экскурсия, выставка (посещение и участие), «творческие посиделки» (праздники, чаепития).

На занятиях предусматриваются  следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная ( воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки.

Исходя из психофизиологических особенностей детей среднего и подросткового возраста, были отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развевающей педагогики:

- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;

- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться, сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;

- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого учащегося ситуации успеха;

- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное решение посильных художественных задач.

От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.

В результате освоения программы повышается уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, активизируется  социально – ориентированная деятельность, его профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в условиях конкуренции рынка труда.

Учащиеся имеют возможность самореализоваться  на трех уровнях: 1-й уровень – в творческом объединении (показ, обсуждение работ); 2-й уровень – внутри учреждения (конкурсы, авторские выставки); 3-й уровень – внеучрежденческий  (районные, областные выставки).

Результативность освоения программы – индивидуального образовательного маршрута – оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики учащегося.          

Учебно –тематическое планирование 144 часа

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводная часть. История. Основы декоративно-прикладного искусства.

6

4

2

1.1

Батик – ручная роспись ткани. Холодный батик, горячий батик, узелковый батик, свободная роспись.

2

2

-

2

Материалы и инструменты, используемые в росписи ткани.

4

2

2

3

Основы цветоведения

8

2

6

4

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. Орнамент.

8

2

6

5

Материаловедение.

8

2

6

6

Холодный батик.

60

8

52

6.1

Изображение растительного мира.

20

4

16

6.2

Изображение животного мира.

20

2

18

6.3

Изображение природы.

20

2

18

7

Свободная роспись

28

4

24

8

Узелковый батик

10

2

8

9

Дополнительные эффекты в росписи. Оформительские, творческие и выставочные работы.

10

-

10

Итого:

144

28

116

Календарно-тематический план

Батик

144 часа

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Описание занятия

Сентябрь

1-2

«Батик - художественная роспись ткани»

Вводное занятие. Педагогическая диагностика. Батик, как жанр декоративно-прикладного искусства. Знакомство с инструментами и материалами. Изготовление шейного платка. Свободная роспись, растяжка цвета, эффект солью.

3-4

«Наш город Москва»

Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

5-6

«Наш город Москва»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава.

7-8

«Наш город Москва»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

9-10

«Салфетка для праздничного стола»

Бандан – техника узелкогого батика. Освоение техники узелкового батика. Работа красителями. Подготовительный этап -скручивание и связывание ткани по схемам. Роспись ткани в связанном состоянии.

11-12

«Осенний день»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

13-14

«Осенний день»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

15-16

«Осенний день»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

Октябрь

17-18

«Солнце встает»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись – «деграде», растяжка цвета. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

19-20

«Солнце встает»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. .Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

21-22

«Кленовый  лист»

Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава.

23-24

«Кленовый лист»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

25-26

«Африканские мотивы»

Изготовление шейного платка.  Холодный батик. Орнамент. Натяжение ткани на раму. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки.  Нанесение резервирующего состава.

27-28

«Африканские мотивы»

Изготовление шейного платка.  Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

29-30

«Именная футболка»

Роспись готовой футболки, майки. Создание эскиза, кальки. Шрифт.

31-32

«Именная футболка»

Роспись готовой футболки, майки. Работа резервом, контурами для ткани, красителями.

Ноябрь

33-34

«Сказочные узоры»

Изготовление шейного платка.  Холодный батик и свободная роспись. Орнамент. Натяжение ткани на раму. Нанесение на ткань фонового рисунка красителями. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. . Нанесение резервирующего состава.

35-36

«Сказочные узоры»

Изготовление шейного платка.  Холодный батик и свободная роспись. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

37-38

«Ирисы»

Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

39-40

«Ирисы»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

41-42

«Ирисы»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

43-44

« Декоративный натюрморт»

Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

45-46

« Декоративный натюрморт»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

47-48

« Декоративный натюрморт»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

Декабрь

49-50

«Я – модельер»

Бандан – техника узелкогого батика. Роспись одежды - майка, футболка, юбка. Освоение техники узелкового батика. Работа красителями. Подготовительный этап -скручивание и связывание ткани по схемам. Роспись ткани в связанном состоянии.

51-52

«Рождественская история» «Праздничные свечи»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

53-54

«Рождественская история» «Праздничные свечи»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

55-56

«Рождественская история» «Праздничные свечи»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

57-58

«Новогодние чудеса» «Нарядная елка»

 Педагогическая диагностика, итоговая работа. Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза.

59-60

«Новогодние чудеса» «Нарядная елка»

Педагогическая диагностика, итоговая работа. Декоративное панно. Холодный батик. Разработка кальки.  Натяжение ткани на раму.

61-62

«Новогодние чудеса» «Нарядная елка»

Педагогическая диагностика, итоговая работа. Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

63-64

«Новогодние чудеса» «Нарядная елка»

Педагогическая диагностика, итоговая работа. Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

Январь

65-66

«Ассоциация»

Декоративное панно. Узелковый батик. Освоение техники узелкового батика. Работа красителями. Подготовительный этап -скручивание и связывание ткани по схемам. Роспись ткани в связанном состоянии.

67-68

«Ассоциация»

Декоративное панно. Узелковый батик. Натяжение ткани на раму. Завершение работы – прорисовка деталей контурами по ткани.

69-70

«Зимний пейзаж»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись – «деграде», растяжка цвета. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

71-72

«Зимний пейзаж»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

73-74

«Зимний пейзаж»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

75-76

«Египет»

Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

77-78

«Египет»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

79-80

«Египет»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

Февраль

81-82

«Сказочный герой»

Декоративное панно. Холодный батик. Сказочный герой  по выбору – Русалочка, Царевна-лебедь, Гном и др. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

83-84

«Сказочный герой»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

85-86

«Сказочный герой»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

87-88

« Звездная ночь»

Изготовление шарфа. Свободная роспись. Натяжение ткани на раму. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань в технике свободной росписи.

89-90

« Звездная ночь»

Изготовление шарфа. Свободная роспись. Завершение работы – прорисовка деталей контурами по ткани.

91-92

«В мире кошек»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

93-94

«В мире кошек»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

95-96

«В мире кошек»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

Март

97-98

«Ветка мимозы»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

99-100

«Ветка мимозы»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

101-102

«Ветка мимозы»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

103-104

«Материнство»

. Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза.

105-106

«Материнство»

Декоративное панно. Холодный батик. Разработка кальки.  Натяжение ткани на раму.

107-108

«Материнство»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

109-110

«Материнство»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

111-112

«Бабочки кружатся, бабочки…»

Декоративное панно. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

Апрель

113-114

«Бабочки кружатся, бабочки…»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

115-116

«Бабочки кружатся, бабочки…»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

117-118

«Животные Африки»

Декоративное панно. Холодный батик. Звери Африки по выбору –жираф, леопард, тигр и др. «Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

119-120

«Животные Африки»

Декоративное панно. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

121-122

«Животные Африки»

Декоративное панно. Холодный батик. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

123-124

«Светлая Пасха»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

125-126

«Светлая Пасха»

Поздравительная открытка. Холодный батик. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

127-128

«Пионы»

Изготовление шейного платка.  Холодный батик и свободная роспись. Орнамент. Натяжение ткани на раму. Нанесение на ткань фонового рисунка красителями. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. . Нанесение резервирующего состава.

Май

129-130

«Пионы»

Изготовление шейного платка.  Холодный батик и свободная роспись. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань.

131-132

«Райские птицы»

Итоговая тема.  Педагогическая диагностика. Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

133-134

«Райские птицы»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Перенос рисунка на ткань. Нанесение резервирующего состава. Начало работы в цвете.

135-136

«Райские птицы»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

137-138

« В подводном царстве»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

139-140

« В подводном царстве»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Создание декоративного, стилизованного  эскиза, разработка кальки. Натяжение ткани на раму.

141-142

« В подводном царстве»

Декоративное панно. Холодный батик и свободная роспись. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань. Завершение работы в цвете.

143-144

«Сирень»

Педагогическая диагностика, итоговая работа. Изготовление платка. Свободная роспись. Натяжение ткани на раму. Работа красителями – подбор и смешение цветов, нанесение краски на ткань в технике свободной росписи.

Итого:

144

Содержание.

Тема 1.  Введение.

        Знакомство с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. Роспись по ткани, как один из видов декоративно прикладного искусства. История возникновения и развития батика. Виды батика. Художественные традиции русского народа в искусстве росписи тканей.

Тема 2.  Материалы и инструменты.  

           

        Виды инструментов, используемых при росписи ткани. Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами. Контурный состав. Краски для ткани. Кисти для росписи. Палитра. Подрамник. Правила натягивания ткани на подрамник  Виды подрамников. Уход за инструментами. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

Практические работы:

  • Подготовка инструментов к работе
  • Упражнения с использованием инструментов.

Тема 3.  Основы цветоведения.

        Цветовой круг. Правила сочетания цветов. Основные цвета: желтый, синий, красный. Производные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Гармония цветовых сочетаний. Психологическое воздействие цвета на человека.

        

           Практические работы:

  • Упражнения по смешиванию цветов
  • Выполнение рисунка в заданном цвете.
  • Творческое создание рисунков в смешанных, хроматических и ахроматических тонах.

Тема 4.  Основы композиции.

                Основные элементы композиции. Композиция как система размещения ее элементов и составляющих. Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр композиции». Правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции. Формы композиции. Правила построения композиции.

        Практические работы:

  • Упражнения по размещению элементов композиции.
  • Составление эскиза композиции.
  • Создание творческой композиции по заданной теме.

Тема 5.  Материаловедение.

        Виды тканей, используемых при росписи. Рекомендации по подбору тканей для  конкретной росписи. Свойства тканей. Требования к качеству в зависимости от ее свойств. Правила подбора ткани по качеству. Правила и способы обработки тканей. Понятие «подрамник». Правила и способы натягивания ткани на подрамник.

        Практические работы:

  • Упражнения на определение свойств и качества тканей
  • Обработка ткани в зависимости от способа ее дальнейшего применения
  • Натягивание ткани на подрамник (два способа).  

                       Тема 6.   Холодный батик.

Технология росписи ткани способом «холодный батик». Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами.  Проверка нанесения резерва. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты. Способы устранения ошибок. Техника безопасности при работе со стеклянной трубочкой.

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места
  • Упражнения  на проведение замкнутых контуров
  • Упражнения  на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект жилок», «Эффект дождевых капель»
  • Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур).
  • Творческие задания –Наш город Москва, Осенний день, Солнце встает, Кленовый лист, Африканские мотивы, Сказочные узоры, Ирисы, Декоративный натюрморт, Рождественская история, Новогодние чудеса, Египет, Сказочный герой, В мире кошек, Ветка мимозы, Материнство, Бабочки, Животные Африки, Светлая Пасха.

Тема 7 Свободная роспись.

        Понятие «свободная роспись» Особенности технологии росписи. Правила резервировании ткани различными загустками. Виды загусток. Выбор ткани для свободной росписи. Техники акварельной живописи: «по сырому», «а ля прим».

Техника безопасности при работе с «Белизной».

        

           Практические работы:

  • Подготовка рабочего места
  • Подготовка ткани для росписи (грунтовка загустками)
  • Выполнение работ на темы – Зимний пейзаж, Звездная ночь, В подводном царстве
  • Контрольное задание по теме «Свободная роспись»

Тема 8  Узелковый батик

        Знакомство с техникой «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и  « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.

Практические работы:

  • Подготовка рабочего места
  • Упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани
  • Творческая работа – открытка  «Ассоциация» , Салфетка для праздничного стола

 Тема 10 Дополнительные эффекты в росписи. Ошибки и их устранение.

                                  Спецэффекты как  средство улучшения внешнего вида работы.            

           Знакомство с дополнительными эффектами: роспись по-сырому, присыпка сухим      

           красителем, солевые эффекты, сухая кисть. Типичные ошибки: пробитый резерв,

            затекание краски, слабые узлы в узелковом батике, брак во время печати на ткани и

           др. Способы устранения ошибок и превращения дефектов в эффекты.

                         Практические работы:

  • Упражнения по  исправлению ошибок

              Сухой батик

              Понятие сухой батик. Способы грунтовки ткани. Материалы и инструменты для сухого батика. Последовательность  работы. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

             Практические работы:

  • Подготовка ткани для росписи
  • Подготовка краски с помощью загусток
  • Творческая работа  «Сирень» ( возможны варианты)

 Смешанный батик.

Особенности технологии росписи ткани способом «смешанный батик». Новые операции в росписи ткани. Последовательность и правила работы в смешанной технике. Роспись одежды (шарфы, платки, палантины).

Практические работы:

  • Упражнения в смешанной технике
  • Эскизирование и выполнение самостоятельных творческих работ на свободную тему с использованием в одной работе нескольких видов батика. Райские птицы.

 Итоговые занятия, подготовка к  выставке работ.

           Основы выставочной экспозиции. Подготовка и проведение выставки изделий. Проведение конкурса на лучшую работу. Обсуждение работ, индивидуальные консультации. Подведение итогов.

Требования к уровню подготовки выпускников 1 года обучения:

По окончанию 1 года обучения  учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • Историю художественной росписи тканей
  • Способы, приемы  и различные технологии росписи ткани.
  • Материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи
  • Основы цветоведения и композиции
  • Технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами
  • Терминологию, используемую при обучении

УМЕТЬ:

  • Отражать в изделиях особенности русской национальной культуры, ее художественные традиции в искусстве росписи ткани.
  • Правильно пользоваться инструментом для росписи
  • Выбирать и обрабатывать ткань для росписи
  • Умение достигнуть результата
  • Выполнять различные технологии росписи
  • Организовать свое рабочее место  

                                                                                                                

Перечень учебно-методического обеспечения:

Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов,  методической литературы.   Подрамники разных размеров. Гладильная доска. Утюг. Фен. Электроплитка.

Материалы:

Набор красителей,  резервирующий состав, воск или парафин, различные виды тканей, нитки,  бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, желатин, крахмал, соль для батика, мочевина, сухие красители.

Инструменты:

Стеклянные трубочки, шприц-флаконы, цветные резервы, кисти, карандаши, ножницы, иглы, кнопки-гвоздики, клей, резаки.

                                                     Дидактические материалы:

Наглядные пособия, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видео кассеты, компакт- диски, методические разработки: пособия, тесты, кроссворды, логические игры…, методическая литература.

                       

Список использованных и рекомендованных изданий:

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М.,2003.
  2. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. С-П., 2001.
  3. Кожохина С.К. Батик. Ярославль, 2000.
  4. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., 2000.
  5. Синеглазова М.О. Батик. М., 2002.
  6. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001.
  7. Энциклопедия художника, Искусство батика, М., 2000.
  8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, 1996.
  9. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996.
  10. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, 1996.
  11. Величко Н. Роспись. М., 1999.
  12. Практическая энциклопедия Фэн-Шуй. М., 2001.
  13. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. С-П., 2000.
  14. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С_П., 1998.
  15. Домашний уют своими руками. М., 1996.
  16.  Берсенева Г.К. Ткань, бумага, тесто. М., 2001.
  17. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. Ростов-на-Дону, 2004.
  18. Плотникова Т.В. Стильные аксессуары для вашего дома. Ростов-на-Дону, 2004.
  19. Владимирская А., Владимирский П. Дизайн уютного интерьера. Ростов-на-Дону, 2004.
  20. Семенов В.Н. Новые идеи для дома и квартиры. Ростов-на-Дону, 2004.
  21. Маркин А.В. Декорирование домашнего интерьера. Ростов-на-Дону, 2003.
  22. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина, Дерево. М., 2001.
  23. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. М., Ставрополь, 2004.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...