Клуб интеллектуально-творческих игр «САЙДАМ»
элективный курс (9 класс) на тему

Павлова Светлана Павловна

Интеллектуально-творческие игры стали неотъемлемой частью культурно-исторического пейзажа современного российского общества. При всей укорененности интеллектуально- творческих игр в самых разных, в том числе психолого-педагогических практиках, несмотря на наличие литературы, посвященной интеллектуальным играм, психолого-педагогическая рефлексия этого процесса еще не исчерпана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_klub_saydam.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РС(Я) «Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева»

   

Согласовано

                     

                             Утверждаю

Зам. директора по ВР

Зам. директора по НМР

/Захарова С.П./

/Габышева Н.Н./

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 клуб интеллектуально-творческих игр

«САЙДАМ»

(элективный курс)

9 класс

2015-2016 учебный год

Пояснительная  записка

Интеллектуально-творческие игры стали неотъемлемой частью культурно-исторического пейзажа современного российского общества. При всей укорененности интеллектуально- творческих игр в самых разных, в том числе психолого-педагогических практиках, несмотря на наличие литературы, посвященной интеллектуальным играм, психолого-педагогическая рефлексия этого процесса еще не исчерпана.

Интеллектуально-творческая игра – всегда деятельность, обладающая соответствующими характеристиками:

-она целенаправленна, ее цели иерархически оргнанизованы;

-цели игры определены культурно-исторически, они социально сконструированы, в то же время они своеобразно индивидуально формируются каждым конкретным участником игры, исходя из его собственных потребностей;

-это осознанный процесс на уровне целей, конкретных действий и получаемых результатов, причем результат приводит к обнаружению участником личностного смысла в игре;

-игра предметна;

-игра системно организована.

Работа клуба базируется на четырех основаниях: личность самого руководителя клуба; личностные особенности молодого человека, играющего в интеллектуальные игры; конкретные виды совместной деятельности в клубе интеллектуально-творческих игр; организованные формы, в которых эта деятельность происходит.

Цель курса: личность, способная сроить жизнь, достойную Человека (усвоение учащимися социальных связей с обществом, своего места и роли в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности в контексте общественной жизни и самостоятельному выстраиванию собственной жизни).  

Задачи курса:

- развить способность быть субъектом деятельности и собственной жизни и способность отдавать отчет в своих действиях;

-формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми;

-наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой;

-способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития;

-оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для достижения жизненных перспектив.    

УУД, приобретаемые в ходе освоения технологии интеллектуальных игр:

Познавательные:

  • Умение работать с разнообразными источниками, анализировать полученную информацию, структурировать ее и использовать в обосновании своей позиции;
  • Умение слушать и слышать своих оппонентов, учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения, ставить себя на место другого. Корректное отношение к оппонентам;
  • Изучение, исследование и анализ важных проблем современности. Использовать доступные средства для  лучшего решения задачи;

Коммуникативные:

  • Умение работать в команде;
  • С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

Регулятивные:

  • Умение планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы;
  • Формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления;
  • Умение адекватно ставить цели на основе оценки успешности выполнения познавательных задач.

Личностные:

  •  Развитие ораторского мастерства;
  • Преодоление неуверенности при публичном выступлении;
  • Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий;
  • Развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения;

Ожидаемые результаты:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса являются:

  • Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • Раскрытие личностных проявлений учащихся;
  • Установка профессиональной деятельности, преодоление стереотипов, корректировка самооценки учащихся;
  • Умение находить новые грани собственной деятельности, найти пути ее совершенствования;

Метапредметные результаты изучения элективного курса выпускниками основной школы проявляются:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
  • в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике:
  1. на использование элементов причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  5. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  6. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания элективного курса являются в сфере:

  • познавательной

- относительно целостное представление об интеллектуальных творческих играх;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные  термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессом с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • ценностно-мотивационной

- понимание побудительной роли мотивов командного духа, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

-знание основных нравственных и правовых понятий, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • трудовой

-знание особенностей самообразования как одного из основных видов деятельности человека;

  • коммуникативной

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

-понимание значения коммуникации в межличностном общении;

Тематическое планирование элективного курса

Клуб «» (интеллектуально-творческих игр).

(34 часов)

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Планируемый месяц

Тренировочное

Клубное

1

Организационный период

1

-

1

Набор участников клуба, определение основных мероприятий нового учебного года

октябрь

2

Открытие сезона

1

-

1

Проведение посвящения в члены  клуба. Первый клубный  турнир

октябрь

3

Игра «Каждый охотник желает знать»

3

1

2

Ознакомление          с правилой игры.

Игра в 2 тура

октябрь

4

Игра «Север-Юг»

3

1

2

Ознакомление          с правилой игры.

Игра в 2 тура

Октябрь-ноябрь

5

Игра «Пятый угол»

3

1

2

Ознакомление          с правилой игры.

Игра в 2 тура

ноябрь

6

Игра «УМ - убеди меня»

3

1

2

Ознакомление          с правилой игры.

Игра в 2 тура

декабрь

7

Игра «Алгоритм-лабиринт»

2

1

1

Ознакомление          с правилой игры.

Игра

январь

8

Планирование мероприятия среди 9-х классов ВВРЛИ

2

-

2

Назначение ответственных лиц.

Составление планов работы по группам.

февраль

9

Проведение интеллектуальной игры «Пятый угол» среди 9-х классов ВВРЛИ

2

1

1

Подготовка к мероприятию.

Проведение мероприятия

Избирание  и подготовка членов команды для игры.

Февраль

10

Анализ и подведение итогов проведенного мероприятия

1

-

1

Выявление плюсов и минусов своей работы и иргы

март

11

Планирование мероприятия среди школ с. Верхневилюйск

1

-

1

Назначение ответственных лиц.

Составление планов работы по группам.

Март

12

Проведение интеллектуальной игры «Пятый угол» среди школ с. Верхневилюйск

2

1

1

Подготовка к мероприятию.

Проведение мероприятия

Избирание  и подготовка членов команды для игры.

март

13

Анализ и подведение итогов проведенного мероприятия

1

-

1

Выявление плюсов и минусов своей работы и иргы

Апрель

14

Планирование мероприятия среди школ с. Верхневилюйск

1

-

1

Назначение ответственных лиц.

Составление планов работы по группам.

апрель

15

Проведение интеллектуальной игры «УМ - убеди меня» среди школ с. Верхневилюйск

2

1

1

Подготовка к мероприятию.

Проведение мероприятия

Избирание  и подготовка членов команды для игры.

апрель

16

Анализ и подведение итогов проведенного мероприятия

1

-

1

Выявление плюсов и минусов своей работы и иргы

Апрель-май

17

Подведение итогов учебного года.

Планирование следующего учебного года

1

-

1

Май

Всего

30

8

22

Предлагаемые интеллектуально-творческие игры:

  1. «Каждый охотник желает знать»

Весьма важной характеристикой пространства является его цветовое оформление. Цвет является также основой эмоциональной памяти человека. Мы применяем эту игру в двух вариантах:

  1. Участвуют 7 игроков, каждому из которых «поручен» определенный цвет (на первых этапах это цвета основного спектра, потом задания могут быть усложнены). Затем называется тот или иной объект пространства, и за ограниченное время в условиях соревнования на этот стимул должен отреагировать соответствующий игрок. В большом помещении ответ может быть затруднен необходимостью выполнить дополнительные манипуляции с пространством.
  2. Участвуют не менее 2-х человек. Каждому игроку нужно в условиях соревнования (или ограничения времени) правильно назвать цвет называемого объекта.

Пространство  – Социальная сфера

Пространство – экономическая сфера

Пространство - мировые политические лидеры

Пространство – Политическая сфера

Пространство – духовная сфера

Ведущий называет объекты пространствам, а задача игроков во время отреагировать и дать аргумент

Пространство – правовая сфера

Пространство - Нормативно-правовые акты

  1. «Север-Юг»

Эта игра также применятся для формирования рационального образа пространства. Проводится она в форме соревнования, участвуют обычно пары. Ведущий называет объект (элемент географической среды, исторический, литературный), а участники должны ответить (причем отвечает только тот, за кем закреплено соответствующее направление, что требует координации в паре). Находится ли этот объект севернее или южнее (вариант – западнее или восточнее) заданного ведущим объекта? Более сложным вариантом игры является тот, при котором участники должны в виде правильного ответа изменить соответственно условиям свое пространственное положение.

  1. «Пятый угол»

Игра носит индивидуальный характер, на первом этапе соревнуют 4 человека, на последующих – пять; цикл состоит из пяти этапов. В начале игры первые четыре участника занимают углы по сторонам сцены. Итоговое поле разделено на 5 секторов. Ведущий задает игрокам 21 вопрос. Время на обдумывание ответа 15 секунд. Игрок может сигнализировать о наличии ответа уже во время чтения вопроса. Отвечает тот игрок, который подал сигнал первым. В случае правильного ответа игрок переходит в следующий сектор или получает право отодвинуть на сектор назад любого другого игрока. Целью игры является не только занять последний пятый сектор «пятый угол», но и продержаться там до последнего, 21 вопроса. Вытеснить игрока из «пятого угла» может тот игрок, который сам достиг его. Если ни один игрок за 21 вопрос не достиг «пятого угла», победителем этапа объявляется тот игрок, который находится ближе всего к нему. В следующем этапе игры начинает ее, находясь в «пятом углу». Задача остальных игроков в данном случае – вытеснить его оттуда.  

  1. «УМ – убеди меня»

Правила этой игры во многом схожи с правилами классической игры «Что? Где? Когда?»: это командное соревнование, где в команде 5 человек (6-й запасной). Схоже и ее целевое содержание: попытаться разгадать интеллектуальные загадки, которые задаются ведущим. Но в отличие от «ЧКГ» в «УМе» задаваемый вопрос предполагает возможность различных по смысловой сущности и красоте вариантов ответов, и поэтому и оценка их более дифференцированная. Другое отличие: в поиске ответа обязан участвовать каждый участник команды, а поэтому следующим отличием «УМа» будет большое время для обсуждения – пять минут: 1 минута – на запись своего варианта, 1 минута – зачитывание и осмысление (без критики!) вариантов всех участников команды, 1 минута – коллективное обсуждение и принятие той или иной версии либо поиск новых направлений, новых версий, 2 минуты – отбор окончательного варианта ответа и его смысловое обоснование. Главное, помните, что ваша цель – убедить жюри в смысловой безупречности (красоте, оптимальности и логичности) вашей версии.

Оценка ответов:

  1. 0 очков – ответ не только не верен, но предложенная версия либо вообще не имеет системного обоснования (ответ наобум), либо обоснование крайне поверхностно и неправдоподобно.
  2. 1 очко – ответ не верен, но его смысловое содержание правдоподобно и неплохо (логично) обосновано. Даже если ответ неправилен, но в смысловом плане не менее реалистичен (красив), - дается одно дополнительное очко (т.е. в сумме 2).
  3. 2 очка – ответ верен, но смысловое обоснование недостаточно точно (не очень корректно, т.е. не ясно, почему именно этот ответ правилен).
  4. 3 очка – ответ верен. Системно-смысловая структура доказательства безупречна.
  • (Оценка финальных вопросов увеличивается в два раза – здесь будут предлагаться более сложные вопросы).
  • В каждой игре – по 5 вопросов. Между вопросами оглашается обоснование решения, принятое членами жюри.
  • Апелляции в игре не применяются.        
  1. Алгоритм-лабиринт

Правила: Участникам предлагается письменное описание жизненной ситуации и список возможных действий. Выбор участниками того или иного варианта определяет ход развития событий. Таким образом, участники игры обнаруживают для себя наилучшее решение проблемы и его практическое применение.

Преимущества: участники игры учатся на примере своих действий.

Брифинг группы: участникам предлагаются яркие факты или краткое резюме по заданной теме, которые формируют основу для обмена вопросами и ответами. Группа самостоятельно решает, какие вопросы обсуждать.      

Словарное пояснение наименования клуба «САЙДАМ»

«Сайдам» - 1. даҕ. (кэпс.) Элбэҕи билбит-кѳрбүт уонна элбэҕи билэр, үүнэр дьоҕурдаах; сайдыылаах. 2. (кѳсп.) КиҺи санаатын чэбдигирдэр, кѳтѳҕѳр-кѳҕүлүүр.  /Саха тылын быҺаарыылаах тылдьыта. Дьокуускай, Бичик: 2008/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческая олимпиада "Периодическая система химических элементов"

Методическая разработка рассчитана на ученика увлеченного, желающего получать знания на более высоком уровне. Этот материал адресован тем, кто уже знает и любит химию, всем старшеклассникам и даже вос...

Статья "Проектная деятельность как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития школьников"

Важнейшей задачей творчества  школьников  является стимулирование их к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием. Первостепенной задачей учебной и воспитательно...

План работы интеллектуально-творческого клуба "Леонардо"

План работы содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

План работы интеллектуально-творческого клуба "Леонардо"

План работы содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Проблемно-творческий метод обучения детей как фактор интеллектуально-творческого развития учащихся.

Исследования психологов тревожно говорят о том, что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности, с чем и связан на западе гуманитарный бум &ndash...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...