Курс «Основы красноречия» в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»
элективный курс (9 класс) на тему

Павлова Светлана Павловна

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_osnovy_krasnorechiya.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Верхневилюйский республиканский лицей-интернат М.А. Алексеева»

Рабочая программа курса «Основы красноречия»

в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»

Составила: Павлова С.П.

2015-2016 учебный год

Аннотация

Риторика – это теория ораторского искусства и искусство убеждать людей в правильности своего мнения. Это научно-прикладная дисциплина, сочетающая в себе интеграционный синтез знаний из области русского языка, психологии, этикета и др.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. Основатель Славяно – Греко – латинской академии в Москве С. Лухуд писал: «Еже есть Бог в небе и душа в теле, тоежде и риторика в жизни гражданстей». От степени овладения речевым искусством во многом зависит будущее ученика. Ведь слово само по себе способно существенно влиять на состояние человека.

В свое время А. П.Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было считать таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

В настоящее время риторика активно востребована представителями разного возраста, разных профессий. Как самостоятельный курс данный учебный предмет преподают в некоторых высших учебных заведениях (гуманитарных), занимающихся подготовкой учителей и специалистов по связям с общественностью.

Теоретический анализ существующих программ, используемых и рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, позволяет сделать вывод об отсутствии программ данного направления. Имеются лишь отдельные направления (по 2-4 часа за учебный год) данной дисциплины в программах по “Русскому языку”.

Считаю, что риторика востребована, потому что является:

· важной составляющей воспитанности современной личности;

· необходимым компонентом профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;

· приоритетным аспектом успешной личности.

Актуальность курса:

Наверное, в мире нет таких профессий, где не пригодилось бы искусное владение словом. Чтобы добиться вершин в профессии учителя, юриста, радио – или телеведущего, менеджера, социального работника, работника по связям с общественностью, работника сферы обслуживания и т. д., необходимо овладеть искусством речи. А чтобы произнести публичную речь, во время которой надо убедить слушателя, необходимо знать законы подготовки и произнесения речи с целью оказания воздействия на аудиторию, т. е. нужно знать основы риторики для успешной коммуникации.

В современной действительности отсутствует грамотная литературная речь: дети говорят на сленге, жаргоне, не могут логически выразить свои мысли. А сейчас умение выражать свои мысли литературным языком, коммуникативная культура человека, специалиста, профессионала – требование времени.

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах.

ЦЕЛЬ элективного курса – содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, владеющей навыками успешной коммуникации.

ЗАДАЧИ элективного курса:

1. Формирование у учащихся представления об ораторском искусстве как своеобразном виде эмоционально – интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова.

2. Обнаружение и преодоление негативных проявлений в речи учащихся.

3. Формирование толерантности, способности к диалогу и готовности к сотрудничеству, успешному общению;

4. Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого поведения в различных жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Сроки реализации программы: 17 часов (1 раз в неделю в течение 2 полугодия).

Практическая значимость курса.

Курс «Основы красноречия» имеет практическую значимость в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 п. Теплоозерск», т. к. на протяжении 13 лет в данном ОУ реализуется программа «Дебаты».

Курс поможет в определении членов команд, которые будут принимать участие в муниципальных и региональных чемпионатах. В рамках подготовки команд введение данного курса необходимо.

Виды деятельности.

В рамках занятий будут использованы следующие виды деятельности:

1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных проблем и не исключают диалогического общения учащихся с учителем;

2. На семинарских занятиях используются активные методы обучения: деловые игры, дискуссии, проектная деятельность и т. д., позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал учащихся;

Тема занятий

Количество часов

Практикумы

проекты

1

Риторика.

1

2

Из истории риторики

2

3

Логика в ораторской речи

2

4

Речь, речевая культура

5

2

5

Дебаты как игра, технология игры

5

15

2

Итого

17

Тема

Количество часов

Форма проведения

Учебно – методическое обеспечение

Дата

1

Вводное занятие. Риторика.

Предмет и задачи курса

1

Лекция с элементами беседы

Д. Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

2 - 3

Из истории риторики

2

Семинар

Толковый словарь,

Античные риторики,

БЭКМ - диски

4 - 5

Логика в ораторской речи – секреты мастерства

2

Практикум

Раздаточный материал

Упражнения из книги

А. А. Мурашова

«Основы педагогической риторики»

6

Оратор перед аудиторией: культура речи, языковые нормы, психологические основы выступления

1

Лекция с выполнением практических заданий

Тексты для правки

7 - 8

Критерии оценивания речи.

Речевая культура – основа риторики

2

Конкурс импровизированной речи «И помнит мир спасенный»

Материалы для выступлений учащихся

9-10

«Я слушаю, меня слушают». Роли и их специфика

2

Тренинг

Таблицы со спецификой ролей

11-12

Защита микропроекта

(создание и защита публичной речи)

2

Практикум по составлению проекта «Нет – войне!»

П. Соппер

гл. «Агитационная речь»

13

Роли спикеров в Дебатах

1

Лекция

Материалы семинара

14

Построение речи спикеров

1

Лекция с элементами практики

15

Как создать аргумент

1

Лекция

16-17

Игра «Дебаты»

2

Практикум

Схемы, таблицы, речи

итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Поддержка и развитие одаренных детей через организацию каникулярной профильной школы «Прорыв»

Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определённую сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно б...

Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы

КОНКУРС ФЦПРО  2016-2020, направление  «Инициативный инновационный проект»Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяе...

Преодоление рисковых факторов на основе наставничества в форме "Учитель-учитель" в рамках регионального проекта "Школы, которым можно доверять"

Выступление на XI региональной (XVIмуниципальной) Выставке-ярмарке инновационных управленческих и педагогических идей «Роль наставничества в реализации обновленных ФГОС: ресурсы, инструмент...

Методическая разработка серии программ для проведения Междисциплинарной каникулярной смены МКС Лидер SPACE

МКС Лидер Space — междисциплинарная каникулярная смена, реализующая следующие направления:— инженерно-математическая каникулярная школа «Траектория»;— математическая кани...