Программа деятельности детской организации
методическая разработка на тему

Актуальность программы обусловлена необходимостью поиска инновационных форм и методов в организации детского досуга.

      Основной акцент в содержании деятельности программы детского общественного объединения выступает метод социального проектирования. Данный метод позволяет легче всего отследить результат поставленных перед детьми задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_smid.2015-2020.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа № 7» города Сарова

Рассмотрено и принято на заседании

ШМО классных руководителей

протокол № 1 от 31.08.2015г.

Председатель ШМО: Ганеева Л.М.

Утверждено.

Директор МБОУ Школы № 7

Закутин А.В.

Приказ №  1 от 01.09.2015г.

ПРОГРАММА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ   ОРГАНИЗАЦИИ  «СОЮЗ  МАЛЬЧИШЕК  И  ДЕВЧОНОК»

Срок реализации программы: 5 лет

Возраст участников программы: 10-15 лет

Программу разработала педагог-организатор

МБОУ  ШКОЛЫ № 7: Зуева Надежда Анатольевна

г. Саров

2015 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. Полное название программы

Программа  деятельности  детской общественной организации «Союз Мальчишек и Девчонок».(«СМиД»)

  1. Автор-составитель программы

Зуева Надежда Анатольевна, педагог-организатор МБОУ Школы №7

  1. Руководитель программы

Шубина Наталия Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Школы № 7

  1. Место реализации программы

МБОУ Школа № 7 города Сарова Нижегородской области

  1. Сроки реализации программы

01.09.2015- 31.05.2020

  1. Цель программы

Создание условий для формирования и развития гражданско-патриотических и позитивных качеств личности, нравственной устойчивости, социальной активности  молодого поколения; формирование потребности к участию в социально значимой деятельности и самоуправлению, реализация творческой и познавательной активности.

  1. Задачи программы

Педагогические:

  • Формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • разработка конструктивных форм обучения, взаимодействия и сотрудничества;
  • поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих сплочению школьного коллектива
  • создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности.

Информационные:

  • формирование благоприятной информационной среды, повышение уровня рекламного сопровождения деятельности детской организации, способствующего укреплению имиджа и позитивной репутации в местном сообществе;
  • формирование  положительного общественного представления о работе городской пионерской организации как самодеятельной детской организации, способствующей формированию социально активной личности и реализации интересов и потребностей детей;
  • обобщение и распространение опыта работы  детской  организации.

Коммуникативные:

  • содействие развитию общения и обмена опытом между   пионерскими организациями, другими детскими общественными организациями;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного общения.
  • Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  • Развитие позитивного самоощущения,  своей значимости в детском коллективе, сформированности положительной самооценки.

Кадровые:

  • создание системы обучения актива детской организации;
  •  консультирование педагогов  для организации работы по программе;
  • развитие  системы взаимодействия детской организации и социума;
  • развитие системы  взаимодействия муниципальных, государственных, общественных организаций и учреждений в интересах детского движения города.

Научно-методические:

  • развитие системы научно-методического сопровождения деятельности детской общественной организации;
  • разработка адаптированного детского варианта программы;
  • создание информационного банка методик и технологий, используемых в работе по программе;
  • разработка методических материалов по мониторингу и диагностики результатов деятельности детской организации и личностного роста  ее членов.

Материально-технические:

  • обеспечение финансовых и материально-технических условий для реализации программы посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств.
  1. Ожидаемые результаты

Стратегия программы ориентирована на деятельность, которая будет способствовать:

- сформированности у подростков устойчивого интереса к прошлому и настоящему своего город, своей страны;

- проявлению высоких духовно-нравственных чувств и качеств  — патриотизма, бескорыстия, трудолюбия, милосердия, сострадания, добра, интернационализма;

- получению возможности самореализовываться, саморазвиваться, самоопределяться через участие в проектной деятельности;

-  культуре межличностного общения;  

- освоению подростками позиции созидателя, гражданина;

- получению теоретических и практических знаний, способствующих социализации личности;

- вовлечению в реализацию программы новых детей и новых взрослых, расширению числа участников.

  1. Специализация программы

Развивающая, деятельностно-творческая, долгосрочная,  для разновозрастного коллектива.

  1. Формы реализации содержания программы

 Социальные проекты, тренинги, деловые и ролевые игры, акции, беседы, круглые столы, диспуты, праздники, дискуссии, конкурсы, слеты, анкетирование.

  1. Общее количество участников программы

169 чел на 01.09.2015 год

  1. Возраст участников программы

10-15 лет

  1. Условие участия в программе

Добровольное

  1. Адресат  программы

Детские коллективы, старшие вожатые, педагогические кадры, работающие с детскими общественными организациями.

  1. Направление деятельности, специфика содержания программы
  • Создание комфортной среды педагогического общения;
  • формирование гражданско-патриотических качеств;
  •  развитие творческих способностей;  
  • лидерского потенциала подростков;
  • духовно – нравственное воспитание.
  1. Краткое содержание программы

Программа предусматривает:

-  деятельность по подпрограммам: «Лидер», «Древо жизни», «Я и мы», «Детский орден милосердия», «Мир красотой спасется», «Дети ради детей», «Золотая игла», «Игра – дело серьезное», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Познай себя»,  «Экология и дети»;

 - обучение детского актива выбранным направлениям деятельности;

-  разработку методических пособий и внедрение новых технологий работы с пионерскими коллективами.

  1. Адрес организации

607189 г.Саров Нижегородской области ул.Шверника д.40

  1. Телефон, факс

код (83130) 3-40-31

Пояснительная записка

Самоутверждение детей  в социально полезной деятельности происходит более эффективно в детских организациях различной направленности на базе школ. В этих организациях дети  чувствуют себя более комфортно, могут найти понимание, поделиться своими тревогами и радостями. В силу этих причин они реализуют свой индивидуально-творческий и лидерский потенциал, получают возможности для проявления и развития социальной активности, повышения гражданского самосознания, развития чувства собственного достоинства, самостоятельности, ответственности в принятии решений, независимости суждений, способности к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности.

Разработка программы деятельности детской общественной организации является важным направлением реализации программы развития воспитания в системе образования России.

        У детских организаций должно быть свое место в обществе, свои социальные функции, они призваны через присущие им формы и методы работы, создавать необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных отношениях. Существование детских  организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощным инструментом, позволяющим эффективно решать  сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства.

      Детская общественная организация «Союз мальчишек и девчонок» («СМиД») была создана в 1992 году на базе средней   общеобразовательной школы № 7 с целью создания условий для самореализации личности ребенка. С 2013 года координатором детской общественной организации является педагог-организатор Зуева Надежда Анатольевна.

      В «СМиД» входят дети в возрасте от 10 до 15 лет. На 1 сентября 2015г. численность детского объединения составляет 169 человек, что составляет 87% от общего количества учащихся 4 – 8 классов МБОУ Школы № 7.

Детская общественная организация «СМиД» действует в соответствии с:

  • ФЗ РФ «Об образовании»;
  • ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ
    (ред. от 21.07.2014);
  • ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  •  ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Конвенции  ООН «О правах ребенка;
  • выписки из Устава ОУ;,

и на  основании:

  • Устава  «СМиДа»;
  • договора о взаимодействии между детской общественной организацией и образовательным учреждением;  
  • Программой деятельности;
  • Положением о детской организации «СМИД»;
  • Положением о Совете «СМИДа».

      Содержание деятельности детского общественного объединение определялось в соответствии с программами СПО-ФДО «Лидер», «Древо жизни», «Я и мы», «Мир красотой спасётся», «Детский орден милосердия», «Игра – дело серьезное»,  «Дети ради детей», «Золотая игла», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Познай себя»,  «Экология и дети», «Азбука добрых дел» (на подготовительном этапе для вступления в «СМиД» для учащихся начальной школы).

      Актуальность программы обусловлена необходимостью поиска инновационных форм и методов в организации детского досуга.

      Основной акцент в содержании деятельности программы детского общественного объединения выступает метод социального проектирования. Данный метод позволяет легче всего отследить результат поставленных перед детьми задач.

Существует множество видов проектов. Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани или стороне проекта.

Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т. е. переход времени с момента его появления до окончания практической реализации. Этот цикл можно разделить на фазы (этапы, стадии), которые представляют собой определенные микроциклы:

– замысел (идеи);

– анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы;

– разработку проекта;

– реализацию проекта;

– оценку результатов (итогов);

– подведение итогов (закрытие проекта).

Выполнение (реализация) социального проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие.

К основным работам относятся:

– предпроектный анализ (изучение социальной проблемы и ее характеристик);

– определение главных целей;

– планирование социального проекта (кто и в какие сроки будет разрабатывать проект);

– собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.;

– принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта;

– его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив;

– подведение итогов выполнения проекта (его закрытие).

      Ставив для себя целью  решение проблемы, дети берут на себя ответственность, что помогает им формировать свои лидерские способности. В связи с этим значительно возрастает роль детских организаций как фактора социализации ребенка. Именно стремление к объединению, создание своих законов и правил, по которым они будут жить, самовыражаться, самоутверждаться, дали возможность появиться детским организациям.

       СМиДовцы в течение учебного года участвуют в организации и проведении мероприятий, входящих в школьную воспитательную систему, нацеленных на развитие личности ребенка, становление и поддержание активной жизненной позиции школьника, выявление у него тех или иных творческих  талантов. Каждая четверть насыщена разного рода конкурсами, интеллектуально – деловыми играми, спортивными соревнованиями, военно-патриотическими акциями.

      СМиДовцы являются членами Совета и активными участниками исследовательской и просветительской деятельности музея «Истории вооруженных сил России», музея «Культуры и быта Народов России», членами редакционной коллегии  газеты «Муравейник» - как органа детской и молодежной организаций школы; членами волонтерского отряда «Твой выбор».

      Опыт мероприятий, проведенных школой, показал, что они обеспечивают безопасную здоровую среду, воспитывают чувство ответственности за здоровье личности, семьи, учат здоровому стилю жизни, способствуют воспитанию хороших межличностных отношении в сообществе.

Концептуальная часть программы

Деятельность детского объединения опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение своему воспитаннику сознания собственной неповторимости, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности;

Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого воспитанника при включении его в  различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, а также предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

Принцип  демократизации  - развитие самодеятельности и самоуправления, участие воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности организации;

Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов, и учащихся и их родителей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

Принцип мотивации деятельности учащихся требует добровольности включения ребёнка в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнку в выборе средств и  способов достижения поставленной цели;

Принцип включения детей и подростков в реальные социально значимые отношения. Предполагает обеспечение связей убеждений и норм поведения детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности, обеспечение свободы совести, мировоззрения, участие в общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам, соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребёнок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям.

     При разработке программы  были использованы также основные положения концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни достойной человека». Идеи и основные положения концепции Н.Е.Щурковой позволили   выделить ряд базовых понятий программы:

Ценности – система нравственных устойчивых понятий, которые определяют цель, смысл жизни и способы достижения этих целей.

Духовность – потребность в самосовершенствование и полный отказ от зла.

Нравственность – внутренние законы человека, опирающиеся на духовные ценности.

     Кроме  этого, учитывая то, что мы имеем дело с детским объединением, нельзя упустить из вида и следующие понятия:

Социализация – умение жить по нравственным законам общества, умение применить все свои способности на благо себя и общества.

Лидер – лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющее действия.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а так же в восприятии и понимании партнерами друг друга.

      Ещё одной методологической основой   программы стала методика КТД, (И.П.Иванов и Ф.Я.Шапиро). Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую авторы  назвали  «педагогика общей заботы». Её можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как её сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

      Основные положения Н.Е. Щурковой, позволяющие грамотно и эффективно построить работу по воспитанию людей высоконравственных, духовных, творчески развитых, тесно переплетаются с педагогическими идеями и подходами (И.П.Иванова и Ф.Я.Шапиро)   Методика КТД И.П.Иванова  и Ф.Я.Шапиро позволяет растить людей организованных, целеустремленных, коммуникабельных, активных, самостоятельных. Что и является стратегической целью данной программы и всей моей педагогической деятельности.

      Детская организация создаёт равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей, оказывает необходимую помощь и поддержку. Гибкость детской организации, как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирование социальных компетенций.

      Данные качества успешно реализуются через проектную деятельность, которая является основной идеей данной программы.

Цели и задачи программы

 Цель программы: 

создание условий для формирования и развития гражданско-патриотических и позитивных качеств личности, нравственной устойчивости, социальной активности  молодого поколения; формирование потребности к участию в социально значимой деятельности и самоуправлению, реализация творческой и познавательной активности.

Задачи:

Педагогические:

  • Формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • разработка конструктивных форм обучения, взаимодействия и сотрудничества;
  • поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих сплочению школьного коллектива
  • создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности.

Информационные:

  • формирование благоприятной информационной среды, повышение уровня рекламного сопровождения деятельности детской организации, способствующего укреплению имиджа и позитивной репутации в местном сообществе;
  • формирование  положительного общественного представления о работе городской пионерской организации как самодеятельной детской организации, способствующей формированию социально активной личности и реализации интересов и потребностей детей;
  • обобщение и распространение опыта работы  детской  организации.

Коммуникативные:

  •         содействие развитию общения и обмена опытом между   пионерскими организациями, другими детскими общественными организациями;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного общения;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения,  своей значимости в детском коллективе, сформированности положительной самооценки.

Кадровые:

  • создание системы обучения актива детской организации;
  •  консультирование педагогов  для организации работы по программе;
  • развитие  системы взаимодействия детской организации и социума;
  • развитие системы  взаимодействия муниципальных, государственных, общественных организаций и учреждений в интересах детского движения города.

Научно-методические:

  • развитие системы научно-методического сопровождения деятельности детской общественной организации;
  • разработка адаптированного детского варианта программы;
  • создание информационного банка методик и технологий, используемых в работе по программе;
  • разработка методических материалов по мониторингу и диагностики результатов деятельности детской организации и личностного роста  ее членов.

Материально-технические:

  •         обеспечение финансовых и материально-технических условий для реализации программы посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств.

Организационно педагогические основы

      В состав членов «СМиДа» входят 169 учащихся (на 01.09.2015)  10 – 15 лет. Прием в организацию проводится на добровольной основе в соответствии с заявлением воспитанника и согласия его родителей.

      Одним из принципов (как отмечалось выше) является: принцип индивидуализации. 

      Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

      Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

      Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

      Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

      Основным звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход.

      На этапе вступления в организацию проводятся «круглые столы» по темам: « Я и моя семья», «Мое любимое дело». Педагоги -  кураторы знакомятся с такими индивидуальными особенностями, как:

  1. физическое развитие воспитанника (беседы с медицинскими работниками, учителями физической культуры, родителями);
  2. тип мышления и тип памяти (данные предоставляются педагогом – психологом);
  3. мир увлечений ребенка (занятость в объединения дополнительного образования, любимые книги – данные предоставляются классными руководителями и библиотекарем школы);
  4. состав семьи и взаимоотношения в семьях воспитанников (беседы с классными руководителями и социальным педагогом).

      В дальнейшем, данные первичной диагностики учитываются в ходе реализации задач организации через различные виды деятельности.

      Детская организация успешно выполняет задачи воспитания и обучения, если эта деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

Сроки реализации Программы - 5 лет

Содержание программы:

Этапы реализации Программы:

1 этап – «Подготовительный» 2015 – 2016 учебный год

  1. Диагностика интересов и потребностей учащихся школы.
  2. Изучение возможных условий реализации программы и  социального  заказа со стороны школы и родителей.
  3. Формирование направлений работы детской организации, выборы органов самоуправления, знакомство с  атрибутикой детской организации,
  4. Апробация различных форм работы по выбранным направлениям.

  1. этап – «Организационное становление детской организации» 2016-2019  учебные годы

  1.   Реализация программы.
  2. Создание творческой атмосферы в детской организации, условий для самореализации подростков, раскрытие творческих возможностей.
  3. Координирование направлений деятельности.

  1. этап  – «Стабильное развитие программы и итоги» 2015-2016  учебный год

  1. Создание условий для самовыражения и самореализации ребенка.
  2. Оценка вовлечения членов детской организации в     различные виды  деятельности.
  3. Анализ реализации деятельности направлений и работы  органов  самоуправления.
  4. Мониторинг членов ДО.

Направления деятельности:

  • Работа по созданию комфортной среды педагогического общения направлена на приобретение умений и навыков общения со сверстниками и взрослыми в умении найти подход к собеседнику. Овладение приемами развития коммуникативных способностей Работа  проводится через  подпрограмму « Я и мы».

В ходе реализации данного направления проводятся:

Для учащихся 10 – 11 лет:

Викторина «Правила, которые нам нужны»

Круглый стол «Вместе весело шагать»

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

КТД «День матери»

Акция «Праздник в микрорайон»

Конкурс рисунков «Мое ласковое имя»

Для учащихся 12-13 лет:

Круглый стол «Вежливость и невежество»

Викторина «Мои права и обязанности»

Круглый стол «Мои поступки и поступки других людей»

Флэшмоб « В здоровом теле – здоровый дух

Для учащихся 14-15 лет:

Тренинг «Дружба, способы разрешения конфликтов»

Круглый стол «Воля и терпение»

Социальный проект «В лабиринте дорог»

Участие в волонтерском движении «Молодежь говорит нет» (агитбригада)

  • формирование гражданско-патриотических качеств

«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский

      Неблагоприятные условия для формирования патриотического сознания, связанные с состоянием общества; дискредитация понятий общего блага и социальной справедливости; упадок общественной морали; отсутствие ожидаемых результатов поиска национальной идеи; неблагоприятное состояние социальной среды: отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей – вот те неблагоприятные факторы, влияющие на формирование жизненных ценностей современного подростка.  Сегодня меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Возрастает ответственность человека за свою судьбу и судьбу других людей. Патриотизм становится важнейшей ценностью личности. Воспитание гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру является задачей современного детского движения.

      Работа по данному направлению проводится через реализацию подпрограмм: «Древо жизни», «Дети ради детей», «Золотая игла».

      Содержание деятельности по ним  позволяет  познать истоки народного творчества, овладеть навыками народных ремесел, фольклора, развивать творческие способности. Кроме этого, дети овладевают основами законодательства и юриспруденции, учатся отстаивать права, в том числе личные. Воспитанники узнают об истории и традициях семьи, постигают законы семейной жизни.

В ходе реализации данного направления проводятся:

Конкурс рисунков «Моя семья»

Праздник «Моя родословная»

Конкурс семейных  поделок и цветочных композиций «Очей очарование»

Конкурс сочинений «Нет в России семьи такой, где  б непамятен был свой герой…»

Конкурс рисунков «Я рисую Победу»

Акция в микрорайон «Никто не забыт, ничто не забыто»

Круглый стол «Я – Россиянин»

Анкетирование «Права и обязанности»

Тренинг «Я – и мое право…»  ( по итогам анкетирования)

Акция «Подарок другу»

      Члены «СМиДа» входят в Совет музея «Истории вооруженных сил России» и музея «Культуры и быта народов России». Воспитанники не только овладевают основами музейного дела, знакомятся с новыми аспектами истории страны, но и пропагандируют знания по этим вопросам, участвуя в подготовке и проведении экскурсий в музеи школы, акций, праздников и конкурсов на базе этих объединений.

  •  развитие творческих способностей

В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во всем мире.  Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Наша задача суметь раскрыть и развить их. Воспитанники должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей в детской организации является одной из наиболее актуальных.

Работа по данному направлению проводится через реализацию подпрограмм: «Игра – дело серьезное», «Мир красотой спасется», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни»

       Содержание деятельности по ним предусматривает создание условий для распространения  современных методик, игровых технологий, обеспечения качественного уровня организации досуга для детей, приобщение к культуре, творчеству, искусству и спорту, развитие и поощрение одаренных детей.

      В ходе реализации данного направления проводятся:

Конкурс рисунков «Я рисую мир»

Соревнования по пионерболу

Мастерская Деда Мороза

Конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Игровые площадки (ролевые игры – «Я пожарный», «Главная дорога», «Я правовед»)

Волонтерский отряд «Выбери жизни»

Участие в спартакиаде школ города

Участие в  магапроектах «Отечество», «Мое Отечество», «Дети. Творчество. Родина»

Конкурс чтецов

Концерт, посвященный Дню музыки

Отчетный концерт художественной самодеятельности по итогам года

Концерт для ветеранов микрорайона

Конкурс семейных поделок «Марья искусница»

Выпуск газеты «Муравейник» как орган детской и молодежной организации

 Практическое занятие «Сцена собирает друзей»

  • лидерского потенциала подростков

      Современные школьники испытывают потребность в освоении новых социальных ролей, но у большинства из них сильно искажено представления о них; подросткам просто необходимо проявить свою общественность, однако, чаще всего для этого нет соответствующих условий. Одним из основных условий становления личности является самореализация, но школьники не всегда чётко представляют себе те сферы деятельности, где можно проявить себя, где и как можно самоутвердиться. Каждый подросток испытывает естественную потребность быть любимым и защищённым, но часто действительность оказывается противоположной. Всё это требует от детской организации внесения изменений в сложившуюся в последнее время систему воспитательной работы.

      Данное направление реализуется в ходе работы по подпрограммам «Лидер» и «Познай себя».

Для развития лидерских качеств в детской организации проводится:

Школа обучения актива (План прилагается)

Практическое занятие «Игра собирает друзей»

Тренинг «Мои личные достижения»

Тест «Могу ли я быть лидером организации»

Круглый стол «Если бы я был директором школы»

Мозговой штурм «Я и мы»

Участие в конкурсе «Новое поколение XXI века»

Стартинейджер «Мы хотим»

Деловая игра «Дом самоуправления»

Игра по методу Джеффа «Слепец или поводырь»

  • духовно – нравственное воспитание 

      Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.  Но это не только обогащение знаний воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное воздействие на сознание с целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой.

      Данное направление реализуется в ходе работы по подпрограммам: «Игра – дело серьезное», «Познай себя», «Детский орден милосердия», «Экология и дети», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни».

В школе проводятся:

  • Деловые и ролевые игры «Наши символы и атрибуты», «Фирма», «Портрет современника» (по методу Джеффа)
  •  Конкурсы в ходе мегапроекта «Отечество», «Детство без границ»
  •  Экскурсии и походы (Ичалковские пещеры, музей Мордовского заповедника, Конезавод в Перевозе, фабрика игрушек в с.Вознесенское, гончарная мастерская в с.Елизарьево, городские музеи и выставочный зал)
  •  Литературно-музыкальные вечера, связанные с памятными датами
  • Участие в акциях «Неизвестный солдат», «День героев Отечества», «День воина-интернационалиста»
  • Круглый стол «Что такое хорошо и что такое плохо»
  •  Анкетирование родителей по вопросу уровня воспитанности детей

План работы организации

направления

Работа по созданию комфортной среды педагогического общения

формирование гражданско-патриотических качеств

развитие творческих способностей

лидерского потенциала подростков

духовно – нравственное воспитание  

сентябрь

Викторина «Правила, которые нам нужны»

Тренинг «Дружба, способы разрешения конфликтов»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Практическое занятие «Игра собирает друзей»

Ролевая игра «Наши символы и атрибуты»

Октябрь

Круглый стол «Вместе весело шагать»

Флэшмоб « В здоровом теле – здоровый дух

Праздник «Моя родословная»

Конкурс рисунков «Я рисую мир»

Тренинг «Мои личные достижения»

Деловая игра «Фирма»

ноябрь

КТД «День матери»

Конкурс семейных  поделок и цветочных композиций «Очей очарование»

Игровая площадка (ролевая игра – «Я пожарный»)

Тест «Могу ли я быть лидером организации»

Деловая игра «Портрет современника»

декабрь

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Круглый стол «Я – Россиянин»

Акция «Подарок другу»

Мастерская Деда Мороза

Участие в конкурсе «Новое поколение XXI века»

Участие в акциях «Неизвестный солдат», «День героев Отечества»

январь

Конкурс рисунков «Мое ласковое имя» Социальный проект «В лабиринте дорог»

Анкетирование «Права и обязанности»

Соревнования по пионерболу

Конкурс семейных поделок «Марья искусница»

Круглый стол «Если бы я был директором школы»

Круглый стол «Что такое хорошо и что такое плохо»

«В гостях у сказки» (снежные фигуры для детей д/c №44

февраль

Круглый стол «Вежливость и невежество»

Участие в волонтерском движении «Молодежь говорит нет» (агитбригада)

Тренинг «Я – и мое право…»  ( по итогам анкетирования)

«Масленица» для  детей микрорайона

Игровая площадка (ролевая игра «Главная дорога»)

Мозговой штурм «Я и мы»

«День воина-интернационалиста»

Поздравление ветеранов микрорайона

март

Викторина «Мои права и обязанности»

Конкурс сочинений «Нет в России семьи такой, где  б непамятен был свой герой…»

Конкурс чтецов

Практическое занятие «Сцена собирает друзей»

Стартинейджер «Мы хотим»

Анкетирование родителей по вопросу уровня воспитанности детей

апрель

Круглый стол «Мои поступки и поступки других людей»

Конкурс рисунков «Я рисую Победу»

Игровая площадка (ролевая игра  «Я правовед»)

Концерт для ветеранов микрорайона

Деловая игра «Дом самоуправления»

май

Круглый стол «Воля и терпение»

Акция в микрорайон «Никто не забыт, ничто не забыто»

Отчетный концерт художественной самодеятельности по итогам года

Игра по методу Джеффа «Слепец или поводырь»

План учёбы школы актива

Месяц

Темы занятий

Сентябрь

- Лидер. Формула успеха

- Творческая работа «Кто такие лидеры?»

Октябрь

- Организация самоуправления в школе

- Деловая игра «Я будущий президент»

Ноябрь

- Коллектив – основа организаторской деятельности

- Игры-тренинги на командообразование

Декабрь

- Управление конфликтом

- Тренинг взаимодействия

Январь

- Портфолио лидера

- Основы проектной деятельности «Создаем проект вместе»

Февраль

- Коллективно-творческие дела, как движущий фактор в развитии ученического самоуправления.

- Игра-тренинг «Мой первый сценарий»

Март

- Оформление летописи организации

Апрель

- Роль IT-технологий в деятельности современного лидера

- Игры-тренинги на взаимодействие

Май

- Методика организации и проведения мероприятия в школе

- Мастерство общения

Механизм реализации программы

Структура и основные направления деятельности организации:

 

     В состав детского объединения «СМиД»  могут войти все желающие учащиеся 4-8 классов на добровольной основе, имеющие интерес и склонность к организации общешкольных дел, стремление к созданию условий в школе для развития способностей каждого учащегося.

      Руководит работой Совет «СМиДа» (председатель Совета «СМиДа» и его члены), который имеет право составлять и утверждать положения о всех делах, проводимых в школе, создавать временные органы управления при проведении ключевых и коллективно творческих дел.

Схема взаимодействия организации:

Внутреннее взаимодействие

Администрация школы – оказывает материально-техническую помощь в реалиизации программы (предоставляет помещение, оборудование, костюмы);

Классные руководители – осуществляют помощь в работе программы (беседы с учениками на занятиях, тематические классные часы).

Родители – предоставляют информацию о способностях и интересах детей, участвуют в коллективно-творческих делах.

Волонтерское объединение «Твой выбор» - сотрудничество при организации и проведении акций и социальных проектов, направленных на профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни.

Школьные музеи    «Истории вооруженных сил России» и «Культуры и быта народов России» - предоставляют информацию об истории Великой Отечественной войны и традициях и культуре русского народа, совместное участие в акциях и социальных проектах, посвященных Великой Отечественной войне и истории России в целом.

Молодежная организация «Орион» - сотрудничество при проведении общешкольных мероприятий, т.к. Новогодние праздники, линейка 1 сентября, День Учитоеля, Последний звонок и т.д.

Внешнее взаимодействие

Взаимодействие с внешними структурами можно разбить на 4 блока:

1 блок – культурно-досуговый

  • Детская музыкальная школа
  • Детская художественная школа
  • Детская школа искусств
  • Дворец культуры ВНИИЭФ
  • Драматический театр
  • Театр «Кузнечик»
  • Городской музей
  • Выставочный зал
  • Музей ядерного оружия
  • Музей «Саровская пустынь»
  • «Дом ученых»
  • Кинотеатр «Россия»
  • Дворец детского творчества

2 блок – научно – технический:

  • Городские библиотеки
  • Станция юных натуралистов
  • Станция юных техников

3 блок – оздоровительный:

  • Стадион «Икар»
  • Детско – юношеская спортивная школа
  • Бассеин «Дельфин»
  • Ледовый дворец

4 блок – социально – значимый:

  • Совет ветеранов
  • Детский сад №44
  • Молодежный центр
  • Воинская часть

Кадровое обеспечение программы

  • педагог-организатор – руководитель детского объединения;

  •  заместитель директора по воспитательной работе;

  • педагог-психолог;

  • социальный педагог;

  • классные руководители;

  •  библиотекарь;

  • учителя физической культуры, ОБЖ, музыки, истории, обществознания;

  •  родители.

Научно-методическое обеспечение

  • Проведение мониторингов и диагностик
  • Проведение социологических исследований о ходе реализации программы
  • Разработка методических пособий
  • Систематическое отслеживание результативности программы на личностном уровне (развитие личностных качеств)

Система личностного роста.

Ребенок «растет» от дела к делу, проходя следующие стадии:

НОВИЧОК – тот, кто только что вступил в ряды детского общественного объединения, имеет начальные знания о детском объединении.

УЧАСТНИК – участник реальных дел, знает историю детской организации школы и историю СДО «Сияющие звезды»

ОРГАНИЗАТОР – организует и проводит активную работу по любому из направлений программы, знает историю пионерии.

ЛИДЕР – помощник вожатого, инициатор и активный организатор.

Для перехода от одной ступени роста к другой ребенку необходимо набрать определенной количество звезд, участвуя в жизни детской организации «СМиД».

Что бы получить звание «участника» необходимо набрать 7 звезд желтого цвета, звание «организатора» - 7 звезд синего цвета, звание «лидер» - 7 звезд красного цвета.

В конце года на заседании совета «СМиДа» определяется результативность работы каждого члена детской организации.

Ребята, набравшие необходимое для получения звания количество звезд получают звезды определенного цвета и поднимаются на следующую ступеньку личностного роста.

Ожидаемые результаты

       Стратегия программы ориентирована на деятельность, которая будет способствовать:

-  сформированности у подростков устойчивого интереса к прошлому и настоящему своего города, своей страны;

-  проявлению высоких духовно-нравственных чувств и качеств — патриотизма, бескорыстия, трудолюбия, милосердия, сострадания, добра, интернационализма;

-  получению возможности самореализовываться, саморазвиваться, самоопределяться через участие в проектной деятельности;

-   культуре межличностного общения;  

-  освоению подростками позиции созидателя, гражданина;

-  получению теоретических и практических знаний, способствующих социализации личности;

-  вовлечению в реализацию программы новых детей и новых взрослых, расширению числа участников.

4-5 классы

6-7 классы

8 классы

Система ценностей

  • Трудолюбие
  • Бережное отношение к природе
  • Восприятие ценности семьи
  • Авторитет педагога
  • Понимание ценности дружбы со сверстниками
  • Доброта
  • Честность
  • Оптимизм
  • Аккуратность
  • Чувство прекрасного
  • Интерес к труду
  • Экологическая грамотность
  • Уважение к ребенку, женщине, старшим
  • Уважение к обществу
  • Уважение к школе
  • Достоинство человека
  • Реализм
  • Справедливость
  • Эстетический вкус
  • Готовность к самоопределению
  • Экологическая потребность
  • Гражданская позиция
  • Честь
  • Долг
  • Ответственность
  • Целеустремленность
  • Духовность
  • Гражданственность
  • Эстетическое отношение к действительности

Познавательные навыки

  • Любознательность
  • Внимание
  • Воображение

  • Развитие познавательного интереса и активности
  • Самостоятельность
  • Правовая грамотность

  • Развитие познавательных потребностей
  • Навыки самообразования

Творческие навыки

  • Фантазия
  • Наблюдательность
  • Умение ценить прекрасное
  • Аккуратность
  • Усидчивость

  • Креативность

Коммуникативные навыки

  • Умение слушать других
  • Умение устанавливать контакты
  • Навыки этикета
  • Умение критичной оценки своих поступков
  • Умение анализировать взаимоотношения со сверстниками
  • Умение идти на компромисс
  • Чуткость
  • Отзывчивость
  • Лидирующая роль в коллективе
  • Умение отстаивать свои убеждения
  • Толерантность

Формы и методы отслеживания результатов

  • Мониторинг участие в мероприятиях

Качественный показатель – мониторинг активности учащихся (см.приложение 1)

Количественный показатель – мониторинг участия членов детской организации в деятельности

  • Мониторинг удовлетворенности членов детской организации различными сторонами жизни коллектива (см.приложение 2)
  •  Мотивация к участию в деятельности детской организации. Методика изучения мотивов участия членов детской организации в деятельности (см. приложение 3)
  • Уровень развития детского коллектива

Методика определения уровня развития детского коллектива

Система личностного роста

  • Диагностика Успеха

Список литературы:

  • Богуславский М.В., Новикова Л.И. Воспитание как образ жизни. Москва 1999
  • Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценности ориентации общественной педагогики. Москва. Педагогика 1998 №7
  • Вендровская Р.Б. Проблемы русской национальной школы. Москва Педагогика 1996 №3
  • Волков В.Г. Этнопедагогическая стратегия национального образования. Москва. Педагогика 1998 №6
  • Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. Москва 1992
  • Караковский В.А. Стать человеком. Москва 1993
  • Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва 1996
  • Караковский В.А, Новикова Л.И, Селиванова Н.Л, Соколова Е.И. Москва 1997
  • Кияшенко Т.В. Современная концепция эстетического воспитания. Москва РАН 1998
  • Мясоед П.Я..Теория и практика в работе психолога. Москва. 1995
  • Николаева А.И.. Русская национальная школа 19 – 20 веков. История. Современность. Опыт. Москва 2000
  • Николаева А.И. Становление школы с этнокультурным русским компонентом образования: новый этап (из опыта работы коллектива педагогов школы 624 г. Москвы) Москва 2002
  • Новикова Л.И.Воспитание как педагогическая категория.
  • Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва 1997
  • Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел (методический материал для работы с детьми) Москва. Новая школа 1994
  • Щуркова Н.Е. Диагностики воспитанности. Москва 1994
  • Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. Москва 1998
  • Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва 1997
  • Щуркова Н.Е. Изучение личности в учреждениях образования. Пакет методик. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр 1996
  • Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности детской организации «Алые паруса»

Программа «Я - Россиянин»  включает в себя программно-методические рекомендации по реализации пяти взаимообусловленных компонентов: «Я и Отечество», «Я и школа», «Я и семья», «Я и Я», «Я и планет...

Программа деятельности детской организации "Город Детства"

В программе представлены основные направления деятельности  школьной детской организации "Город Детства" сельской малокомплектной школы....

Программа деятельности детской организации "Молодые граждане России"

Программа описывает систему деятельности школьных детских организаций входящих в районную детскую организацию Союз детских организаций "Друзья"...

Программа деятельности детской организации "Дружба"

Программа Детской организации "Дружба"  по своему типу среднесрочная. На ее реализацию отводится два года. Участвовать в реализации данной программы могут дети 3-4 классов. Цель де...

Программа деятельности детской организации

Данный материал предназначен для руководителей детских общественных организаций в образовательных организациях...

программа деятельности детской организации"ТвориДобро".

Человек должен знать мир, в котором живем, и защищать его. Настоящий человек не может быть в жизни зрителем. Он должен быть строителем и борцом. Чтобы стать таким, ему нужен настоящий характер, прямой...