программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»
рабочая программа на тему

Зеленкин Владимир Иванович

программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rogramma_gitar_pro.docx153.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа» п. Таежный

Программа

«Использование музыкально-компьютерных технологий программы GuitarPro»

Выполнил:

Зеленкин Владимир  Иванович

Педагог дополнительного образования

г. Советский

2016 г.

Содержание

1.Пояснительная записка________________________________________3

2.Цели и задачи_______________________________________________4

3. Восприятие и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями_____________________________________5-6

4.Ожидаемые результаты_______________________________________7

5.Концептуальные основы______________________________________8-9

6.Методическое обеспечение____________________________________10

7.Описание программы Guitar Pro________________________________11-13

8.Работа с Guitar Pro____________________________________________14-17

9.Заключение__________________________________________________18

10. Список литературы___________________________________________19

Пояснительная записка.

В подростковом возрасте особенно ярко проявляется интерес к такому инструменту, как гитара. Игра на гитаре и в ансамбле наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. В связи с популярностью к данному виду искусства сформировался социальный заказ на быстрое и качественное обучение.

Традиционные методы обучения игре на гитаре не достаточно эффективны для работы в кружке. Требованиям по наполняемости предполагают занятия в группах, а не индивидуально, что снижает скорость обучения. В клуб принимаются все желающие ребята, набор подростков в объединение осуществляется без специального отбора. Уровень развития музыкальных способностей подчас сводится к уровню задатков.

Новизна методики заключается в использовании современных компьютерных технологий, приемов обучения, способствующих музыкальному, творческому развитию подростков с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, сохранности контингента:

- выбор произведений с учетом интересов и увлечений воспитанников.

- изучение табулатур, наиболее удобную запись для разучивания мелодий

- освоение музыкальной компьютерной программы «Guitarpro» для разучивания партий в ансамбле


Цель и задачи

Цель: ускоренное обучение  воспитанников кружка, игре на гитаре посредством использования программы GuitarPro

Задачи:

  1. научить учащихся работать с программой GuitarPro
  2. развивать внутренний музыкальный слух, чувство ритма, способность к импровизации и творчеству
  3. воспитывать прилежность, усидчивость, самостоятельность, ответственность, умение работать в коллективе

Восприятие и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

              Современная система воспитания предусматривает совершенствование эстетического развития учащихся. А также всестороннее удовлетворение духовных потребностей молодежи. Одним из способов эстетического развития молодежи является вокально-инструментальный ансамбль. ВИА - это музицирование в самых разных жанрах: эстрадной песне, рок-музыке, джазе.

               На занятиях ВИА учащиеся слушают музыку, исполняют песни, музицируют в свободной непринужденной обстановке, постигают «язык» музыкального искусства и расширяют свой художественный кругозор.

Особенности этого возраста связаны с пиком полового созревания.  Это период, когда появляется желания вырваться из-под контроля взрослых и утверждать себя как личность. В это время  подростку необходимо общение среди сверстников, что приводит подростка в компании, подчас и неблагоприятные. В этот момент и проявляется эффективность групповых занятий, где ребят сближают общие интересы, общие дела, появляется возможность реализовать свои силы, проявить себя именно в творческой сфере.

Отличительная черта подросткового возраста - внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, это проявляется в форме сочинения стихов, песен, дневников и т.п., в создании некоего любовного идеала.Фантазия подростка более творческая, чем фантазия ребенка, хотя и менее продуктивна, чем фантазия взрослого человека.Очень заметна их расположенность к импровизациям. Например, на первом году обучения для передачи характера музыкального произведения или какого-либо образа они стараются театрализовать свое выступление. А на третьем году обучения, когда ребята уже освоили базовый курс и отработали технику игры, они с удовольствием импровизируют в соло партиях, сами сочиняют мелодии, песни.

Однако невозможность реализовать свой творческий потенциал, воплотить свои идеи в реальность  может привести к проявлению других качеств, характерных для данного возрастного периода, например упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.  Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Создание условий для творчества, возможность раскрытия нового для творческого поиска и самовыражения, как социальные факторы, играют немаловажную роль в развитии творческих способностей подростков. Они могут либо  тормозить, блокировать творческое начало, либо способствовать его проявлению.

                 На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное - любить друг друга, любить прекрасное, любить свою Родину. Формирование молодёжи, как личности патриотической, важно и необходимо на сегодняшний день. Поэтому много внимания в программе уделяется именно, советской и современной российской музыке.

Ожидаемые результаты

I год обучения: владение основными приемами игры на инструменте, ощущение чувства ритма, эмоциональная отзывчивость на исполняемое произведение, владение техническими навыками игры на акустической гитаре.

II год обучения: умение исполнять  произведения репертуарного плана, аккомпанировать,владение техническими навыками игры на электрогитаре, чистота звучания, знание основы музыкальной грамоты.

III год обучения: умение импровизировать, аккомпанировать, играть в ансамбле, умение выступать перед любой аудиторией, овладение навыками коллективного творчества, самостоятельное сочинение песен.

Концептуальные основы

Работа с подростками в музыкальном объединении «ВИА» строится на общегуманистических и художественно-педагогических принципах:

-Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.

-Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим  собой.

-Принцип активности и сознательности выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.

-Принцип наглядности основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.

-Принцип доступности выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

-Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изучаемого материала.

- Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.

-Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни,  процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.

-Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения: тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор материала;

выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.

-Принципы взаимодействия: на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;взаимодействие обучающихся как партнёров по творческой деятельности.


Методическое обеспечение

Темы 1 года обучения:

1.Знакомство с программой GuitarPro

2.Изучение технических возможностей программы

3.Применение программы GuitarPro для развития техники

4.Разучивание мелодий с применением программы GuitarPro

Темы 2 года обучения:

1.Квинтовые аккорды

2.Ритмическая нотация

3.Простые ритмы с синкопами

4.Сложные ритмы

5.Ритмы с глушением

6.Размер

7.Разучивание ритм-партии

8.Техника левой руки.

9.Разучивание соло-партии

10.Медиаторная техника.

11.Бас-гитара. Техника левой руки

12.Бас-гитара. Техника правой руки

13.Разучивание бас-партии

Третий год обучения:

1.Разучивание различных партий

2.Игра в ансамбле

3.Запись музыкальных произведений в программе GuitarPro

4.Импровизация, сочинительство

5.Вечер авторской песни

6.Концерт «Дебют»

Описание программы GuitarPro

Программа GuitarPro хорошо известна гитаристам всего мира. Удивительные возможности, которые дает данная программа для музыканта не может оставить равнодушными никого.

Что из себя представляет программа?

GuitarPro это нотно-табулатурный редактор, предназначенный для гитаристов. Широкое распространение данная программа получила благодаря тому, что в интернете имеется громадная библиотека практически всей гитарной музыки. В отличие от других нотных редакторов, которые в основном предназначены для полиграфии нотного текста, GuitarPro дает максимальное визуальное понятие игры гитариста.

guitarPro

Гитарист может видеть как стандартные ноты, табулатуру, указывающую на каких ладах необходимо брать те или иные ноты, и показан гриф гитары, где эти ноты отражаются. В программе введена функция RSE, которая дает исключительный для такого рода программ звук. Набор нот может осуществляться как с миди-клавиатуры (или гитарного синтезатора), с обычной клавиатуры компьютера, также мышью, указывая ноты на грифе гитары. Набор осуществляется быстро и легко.

Для изучения известных пьес, можно уменьшить темп и просто потактово разбирать все нюансы игры виртуоза.  

Интерфейс программы GuitarPro достаточно прост и удобен в обращении. В верхней части GuitarPro находится основной, так сказать, пульт для работы с программой, на котором расположены разнообразные кнопки, такие как – знаки при ключе, репризы, длительность ноты, темп табулатуры и другие. Так же, все в той же верхней части программы, находятся гриф гитары и фортепиано клавиатуру, на которых, во время воспроизведения табулатуры, бегают указатели, говорящие о том – какую струну, клавиши на каком ладу, брать в данной доле.

В средней части программы, расположен нотный и табулатурный стан, в котором и осуществляется набор, редактирование самой табулатуры. В нижней части программы GuitarPro расположены гитарные эффекты и панель дорожек, для создание партии для нескольких инструментов, таких как бас-гитара, ударные и многих других.

Возможности программы:

  • Многодорожечная запись партий гитары, бас-гитары в виде табулатур, одновременно с созданием табулатуры создается соответствующая табулатуре запись в нотах;
  • Мощный нотный MIDI-редактор, позволяющий использовать GuitarPro не только гитаристами;
  • Построитель табулатур партий ударных инструментов;
  • Добавление текста песен и привязка его к нотам дорожек с партией вокала;
  • Мощный встроенный построитель и определитель гитарных аккордов;
  • Экспорт созданных партитур в различные графические и текстовые форматы, вывод на печать;
  • Импорт из MIDI, MusicXMLидругие, экспорт в MIDI, WAV;
  • Виртуальный гитарный гриф и клавиатура пианино, на которых отображаются ноты, проигрываемые в текущий момент. С помощью них также можно создавать и редактировать гитарные партии;
  • Встроенный метроном, гитарный тюнер, инструмент для транспонирования дорожек;
  • Множество инструментов для воспроизведения в нотах и в звуке характерных для гитары приёмов игры;


Работа с GuitarPro

http://www.akkords.ru/lessons/gp1.gif

После загрузки, будет белое поле с шестью горизонтальными линиями - это обозначение струн первая сверху, вторая соответственно снизу, а все вместе это называется дорожкой.

Как правило, композиция состоит из созвучия множества музыкальных инструментов (гитара, бас.гитара, барабаны, и т.д.). Каждый инструмент выдает звуки, порядок воспроизведения этих звуков на рабочем поле обозначается рядом цифр (ладов) на шести горизонтальных линиях (струнах), это и есть дорожка, следует заметить, что для каждого инструмента она может быть только одна.

Внизу, слева есть окошко, "свойства дорожки", здесь указаны номер дорожки, название (кликнув на название, его можно изменить), инструмент

http://www.akkords.ru/lessons/gp2.gif

его также можно изменить в любое время, например, заменить акустическую гитару на орган), еще здесь можно изменить громкость, баланс и др.

Сверху от рабочего поля находятся панели инструментов с ярлычками:

  • Стандартная. Создать, открыть, сохранить.

http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan1.gif

  • Информация о композиции. Здесь можно добавить/изменить название песни, автора, из какого альбома, добавить какие-либо пометки.
    http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan2.gif
  • Свойства дорожки. В этом окне прописывается название дорожки, а также можно изменить настройку гитары.

http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan3.gif

  • Настройки. Здесь изменяют настройки самой программы, то есть, внешний вид, запуск музыки при загрузке и т.д.

http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan4.gif

  • Печать, предварительный просмотр, вырезать и копировать. Здесь программа запрашивает, с какого такта, по какой необходимо вставить, добавить дорожку

http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan5.gif

  • Изменение параметров звука. Здесь можно изменить инструмент, громкость, баланс и т.д.

http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan6.gif

  • Такт. Каждой композиции присуща организованность звуков во времени. При этом обязательным качеством звуков является их силовое выделение - акцентирование или не акцентирование. Периодическое чередование сильных и слабых звуков, воспринимаемое нашим слухом дает возможность расчленить музыкальное произведение на части. Эти части называют тактами, граница такта в рабочем поле (как и на нотном стане) отмечается вертикальной линией - тактовой чертой.
  • Размер такта. Размер такта обозначается двумя цифрами, которые пишутся одна под другой. Верхняя цифра указывает число долей, а нижняя длительность каждой доли такта. Открыть/закрыть репризу. Отметить места, откуда и докуда нужно повторить проигрывание.
  • Закладки Я думаю здесь все ясно, пометить место и перейти к нему.
    http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan7.gif
  • Просмотр.Мультитрековый режим просмотра. В рабочем поле показываются все дорожки Вертикальная, горизонтальная прокрутка рабочего поля.

  • Переставить виды.Переставить поле "свойства дорожки" над/под рабочем полем.
  • Длительность ноты. Здесь указываются обозначения длительности ноты. Основой для определения длительности звуков служит условная единица времени, например одна или несколько секунд. Запись звуков различной длительности производится при помощи нот, имеющих различный вид. Примем за условную единицу времени одну секунду.

http://www.akkords.ru/lessons/gp_pan8.gif

1.Целая нота. Длительность целой ноты измеряется четырьмя условным единицам времени - следовательно, равна четырем секундам (отстукиванием этих условных единиц в GuitarPro занимается МЕТРОНОМ), она изображается овальным кружком.

2.Половинная нота. Длительность половинной ноты вдвое короче целой ноты - следовательно, будет измеряться счетом "раз, два". Значит на счет "раз, два, три, четыре" приходятся две половинные ноты. Половинная нота изображается овальным кружком с прибавлением вертикальной палочки (штиля).

3.Четвертная нота. Длительность четвертной ноты вдвое короче половинной ноты, то есть, равна единице счета, - значит на счет "раз, два, три, четыре" будут приходиться четыре четвертных ноты. Четвертная нота изображается черным овальным кружком с прибавлением штиля.

4.Восьмая нота. Длительность восьмой ноты вдвое короче четвертной ноты, значит на счет "раз, два, три, четыре" - восемь восьмых нот. Восьмая нота изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю одного хвостика (флажка).

5.Шестнадцатая нота. "Раз, два, три, четыре" - шестнадцать шестнадцатых нот. Изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю двух флажков.

6.Тридцать вторые. По аналогии. Изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю трех флажков.

7.Шестьдесят четвертые. По аналогии. Изображается черным овальным кружком с прибавлением к штилю четырех флажков.

  • Проигрывание. Играть с начала, текущей такт, с текущей позиции, перейти на начало, на конец, на шаг назад/вперед (проиграть предыдущий/последующий звук (ноту)) зациклить проигрывание (после окончания проигрывания мелодии, она зазвучит с начала), метроном.
  • Темп. Имеется возможность уменьшить/увеличить темп воспроизведения.

В меню "Файл" имеются две кнопки "Экспорт" и "Импорт". Экспортировать и импортировать Вы можете как Midiфайлы, так и ASCII табулатуру.

  • Экспорт. При экспорте сохраняется сделанное в GP запись в формате Midi (экспортируются все дорожки, и получается полноценныйMidi-файл) или ASCII табулатуры (их открывают любым текстовым Windows редактором).
  • Импорт.
    При импорте файлов Midi всплывет окошко, в котором можно прослушать, все дорожки, каждую в отдельности. Импортировать возможно быстрым методом, GP просто перенесет каждую дорожку из Midi-файла и правильно определит высоту, длительность звучания. А также в пошаговом режиме, название, дорожки (по одной), а также можно импортировать несколько дорожек в одну.

Между кнопками "Закладки" и "Звук" находится кнопка "Помощники", кликнув на которую появляется ряд полезных функций:

  • Тренер скорости. Позволяет отработать новый бой или точнее подобрать темп.
  • Транспонировать. Позволяетсдвинуть ноты на один или несколько полутонов.


Заключение.

Знакомство и изучение программы дает возможность воспитанникам кружка «ВИА» научиться играть и сочинять музыкудля гитары.

Изучение в программе мелодий различной сложности на акустической гитаре, в зависимости от индивидуальных особенностей, позволит исполнять более сложный аккомпанемент в музыкальных произведениях, отрабатывать технические приемы игры на электроинструментах (ритм-гитара, соло-гитара, бас-гитара) с использованием упражнений, записанных в программе;изучение в программе ритм-партий, соло-партий, бас-партий различных музыкальных произведений.

Воспитанники кружка обучатся игре в ансамбле,  записи в программе музыки собственного сочинения, смогут самостоятельно  работать  с программой дома.

Список литературы

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 1997.

2.Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2001. - № 1.- с. 5-7.

3.Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

4.Петров П.В. Самоучитель игры на гитаре по аккордам и песням: без-нотный метод / П.В. Петров. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5.Б.А.Брылин «Вокально-инструментальные ансамбли школьников» Изд-во: М.: Просвещение, 1990 г.

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Guitar_Pro

7.http://guitar-pro.ru.uptodown.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""

Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Художественный анализ текста"

Программа дополнительного образования по литературе для учащихся смешанной возрастной группы 10-11 классов...

Программа дополнительного образования "Кулинария в предметной области"Технология"

Эта программа посвящена разделу "Технологии" "кулинария"...

Программа дополнительного образования учащихся "Бусинка"

В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной самобытности народа, национальных традиций, незыблемых нравственных ценносте. Декоративное прикладное творчество – неотъемлемая часть культур...

Программа дополнительного образования учащихся Географический кружок «Глобус»

Программа географического кружка способствует получению глубоких знаний по предмету. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению начального курса ...

Использование цифровой лаборатории в программах дополнительного образования естественнонаучного цикла

Выбор данной темы обусловлен важностью изучения в различных темах курса ботаники и экологии в рамках школьной программы и во внеурочной (экспериментальной) деятельности.Так, в курсе ботаники в 6 класс...