Проект занятия по пленэрной практике в художественной школе «Ура! Пленэр. Растения с натуры».
план-конспект на тему

Устинова Ирина Викторовна

Инновационным является преподавание изобразительного искусства в тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием. Через изучение тем предметов, изучаемых в художественной школе (рисунок, живопись, композиция )  у учащихся развивается и формируется художественное и экологическое сознание, любовь к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx51.35 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационным является преподавание изобразительного искусства в тесной взаимосвязи с экологическим воспитанием. Через изучение тем предметов, изучаемых в художественной школе (рисунок, живопись, композиция )  у учащихся развивается и формируется художественное и экологическое сознание, любовь к окружающей природе. В условиях глобального экологического кризиса наличие  и развитие у человека на всех этапах жизни экологической культуры является необходимым. Развитие экологической культуры происходит на занятиях в художественной школе, особенно на занятиях на открытом воздухе по пленэрной практике, проводимых на природе.  

       Проект занятия по пленэрной практике в художественной   школе     «Ура! Пленэр. Растения с натуры».        

                                           Эпиграф:          «Ведь мы природу очень любим,

                                                                              Её должны изобразить!»

                                                                                Нотченко Мария, 10 лет.

  Пояснительная записка.

      В художественной школе в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по рисунку и живописи в июне проходит летняя практика - пленэр. Являясь педагогом группы 1 курса художественной школы, я понимаю необходимость для юных художников работы на природе. Темы программы  Татьяны Анатольевны Копцевой «Природа и художник» («Мир природы»: образы природы в творчестве детей и подростков) особенно созвучны темам пленэрной практики. Работа с натуры, наблюдение, изучение и изображение различными графическими и живописными материалами полевых и садовых растений, деревьев, неба, глади воды находят живой отклик в детских сердцах. В ученических зарисовках и этюдах выражается опыт детского восприятия природы, окружающей среды. Постепенно у ребенка наряду  с обязательными для профильного художественного образования навыками в рисовании и живописи раскрываются творческие способности образного восприятия природы, наблюдения, гармоничной любви ко всему живому. Так происходит воспитание личности, формирование художественной и экологической культуры ребенка.

Цель и задачи пленэрной практики.

Цель: художественно-эстетическое развитие  культуры творческой личности, а также экологическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения заданий художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебным  предметам, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи:

–     освоение терминологии пленэрной практики;

– приобретение умений грамотно изображать графическими и живописными средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира в условиях  живой природы;

–   формирование умения создавать художественный образ в рисунке и живописи на основе решения технических и творческих задач;

–   приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами, этюдами;

– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

     Общая характеристика пленэрной практики в рамках учебных  предметов:  «Рисунок», «Живопись».

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе пленэрной практики знания по учебным предметам «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, предметы изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию окружающего мира и природы обучающимися.

Пленэрная практика - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по пленэру включает ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм живой природы в условиях пленэра и овладеть навыками графического изображения.

 Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач пленэрной практики используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

по  характеру деятельности учащихся:

  • репродуктивный
  • частично-поисковый
  • исследовательский.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по пленэрной практике и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 5 до 15 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия, занятия на открытом воздухе и самостоятельную (внеаудиторную) работу.

Планирование занятия по пленэрной практике в группе 1-А художественной   школы  «Ура! Пленэр. Растения с натуры».

             В течение года учащиеся группы  1-А изучили некоторые приемы живописных и графических техник, усвоили ряд терминов (графика, живопись, композиция, этюд, эскиз, зарисовка, набросок ).

            Это их первый опыт рисования на природе, на пленэре. Поэтому занятие должно быть эмоционально насыщенным, запоминающимся, увлекательным, настоящим праздником. Для развития художественно-педагогической драматургии занятия, для вовлечения ребят в тему изучения и изображения природы, для решения проблемы: «Что такое пленэр?» я привлекла к разработке сценария урока одну из учениц (Нотченко Марию,10 лет). Совместно с ней мы придумали образ девочки-Лета, которая и поможет  успешно решить поставленную задачу. Для всей группы сценка с участием Маши - сюрприз. Мария сама сочинила  веселые стихи «Про пленэр», чем обогатила сюжетную канву занятия.

             Занятие разделено на две части: первая, теоретическая часть - проходит в классе, а вторая, практическая - на улице. Первая часть занятия включает в себя объяснение темы, сценку с чтением стихов, знакомством с наглядным материалом. Кульминацией занятия можно считать выступление Маши и совместные рассуждения ребят и педагога о пленэре. Не менее интересна и практическая часть - выход группы на природу и выполнение зарисовок и этюдов растений с натуры. Здесь закрепляются приобретенные в течение года навыки рисования, а также на практике дети получают опыт работы на пленэре, общения с природой.

         В конце занятия подводятся итоги работы (рефлексия),  анализ и обсуждение работ, импровизированная выставка прямо на улице, каждому юному художнику необходимо рассказать о своей работе и придумать оригинальное название зарисовки или этюда.

       В группе 1-А обучаются ребята разного возраста 10-14 лет, двое мальчиков, остальные – девочки.  В группе -13 человек. Группа  сплоченная, активная, работоспособная, с большим творческим потенциалом. Для группы 1-А  художественная школа не только место, где учат рисовать, но и место, где царит дружеская  атмосфера, где можно найти настоящих друзей.

 ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКЕ.

Группа:  1 «А».

Дата проведения:  «01 » июня  2016 года.

                                                         

                                                          Тема занятия

Этюды, наброски и зарисовки растений с натуры на пленэре «Ура! Пленэр. Растения с натуры».

                                                             Вид занятия

        Работа с натуры графическими и живописными материалами.

                                                  Цель и задачи занятия

              Целью занятия является художественно-эстетическое развитие  культуры творческой личности учащегося на основе приобретенных им художественно-исполнительских и теоретических знаний о пленэре, закрепление  умений и навыков работы на открытом воздухе.

Задачи:

- закрепление детьми знаний, умений и навыков по выполнению графических и живописных работ, в том числе:

знаний свойств графических  (графитный карандаш, уголь, фломастер) и живописных (акварель) материалов, их возможностей и эстетических качеств;

знаний разнообразных техник;

знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды на пленэре;

умений изображать растения с натуры;

навыков в использовании основных техник и материалов;

навыков последовательного ведения работы;

 - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

   Виды задач:

Образовательные:

–  освоение методов организации тонального и цветового пространства в условиях работы на пленэре;

–  закрепление знаний о типах и видах набросков и этюдах;

–  совершенствование навыков работы графическими материалами и акварельными красками.

Развивающие: 

–  развитие глазомера, зрительной памяти, наблюдательности;

–  формирование пространственного восприятия окружающей предметной

    действительности, живой природы;

–  развитие творческого мышления и образного воображения;

–  дальнейшее развитие навыков работы с натуры.

Воспитательные:

-  воспитание бережного отношения к природе;

–  воспитание эстетического вкуса;

–  воспитание в учащихся внимательности, терпения, аккуратности;

–  стимулирование интереса к самостоятельной продуктивной деятельности;

–  развитие навыков работы в коллективе.

Тип занятия

           Комплексное применение знаний, умений и навыков.

                                           Форма проведения занятия

                                            Индивидуально-групповая.

                                                           Оборудование

Материально-техническое обеспечение. Учебное оборудование

Для учителя:

Учебно-наглядные пособия: репродукции работ художников Ивана Шишкина, Константина Коровина, Александра Барща (зарисовки, наброски и этюды растений); работы из фонда, выполненные учениками школы; рисунки, схемы, демонстрирующие последовательность выполнения задания.

Оборудование: мольберт, планшет, ноутбук для демонстрации изображений в цифровом виде. Материалы для выполнения образцов эскизов: ватман форматов А-4, А-5, ластик, графитный карандаш, уголь, фломастер, акварель, кисти, ёмкость с водой, палитра.

Для учащихся:

Оборудование: планшеты с зажимом формата А-4, складные стулья.

Материалы для выполнения графических набросков и зарисовок: 1 лист плотной бумаги формата А-4, простые карандаши разной мягкости, графитный карандаш, уголь, фломастер, ластики.

Материалы для выполнения этюда растения в цвете: 1 лист плотной бумаги формата   А-4, набор красок (акварель), кисти, ёмкость с водой, палитра.

                                                      План занятия

Для 1 курса художественной школы программа пленэрной практики рассчитана на 10 учебных дней, каждый день учащиеся занимаются 4 академических часа по 40 минут.

Организационная часть………………………………………….3 – 5 мин.

Изложение нового материала, сценка………………………..20- 25  мин.

Выход из школы на улицу…………………………………………..5 мин.

Самостоятельная работа учащихся:………………………..100- 110 мин.

        Изучение натуры, выбор ракурса……………………….10-15  мин.

        Выполнение набросков и зарисовки  растений в тоне..40 – 45 мин.

        Выполнение этюда растения  в цвете…………………...40 – 45 мин.

        Индивидуальное консультирование…………….. в течение занятия

Подведение итогов работы и завершение занятия:………...15 – 20  мин.

                   Анализ работ учащихся……………………………10-15 мин.

                   Домашнее задание…………………………………...1 – 2 мин.

                   Окончание занятия…….…………………………….2 – 3 мин.

Ход занятия. Элементы сценария занятия.

I. Организация работы:

   Войдя в кабинет, педагог приветствует учащихся, настраивает детей на творческий учебный процесс (созерцание, сопереживание, созидание, общение), в классном журнале регистрирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию, наличие необходимых в ходе урока материалов, формы одежды (головной убор, удобная обувь). А также увлекает детей в новый для них вид деятельности – путешествие в художественную страну пленэра.

Педагог: 

 «Разрешите представиться, я – Фантазия художника. Приглашаю вас в сказку в художественную страну. Наступила пора лета, для художников - это время творчества, время пленэра. Сегодня мы вместе попробуем узнать, что означает это волшебное слово – пленэр.

В стране пленэра сможем очутиться,

В цветущий  сад лишь стоит нам войти,

Мы будем летом рисовать учиться,

Поры  прекрасней в мире не найти!

Чтобы выполнить все задания сегодняшнего занятия, одной фантазии мало».

(Фантазия взмахнула волшебной кисточкой).

В стране пленэра вы научитесь видеть красоту природы и справитесь с любыми заданиями. А поможет нам  долгожданное Лето! Здравствуй, Лето! Это лето в зелень яркую одето!

Входит девочка-Лето (ученица группы 1-А): - Здравствуйте, юные художники! Мне очень у вас нравится. Я принесла вам море цветов. Принесла тепла и света! Хватит всем на это лето! Сегодня мы будем рисовать  цветы и растения с натуры. Летом художники с радостью работают на пленэре.

Фантазия: - Поднимите руку, кто ответит на вопрос, что такое пленэр?

 Дети пытаются ответить на вопрос. Обсуждают ответы.

Лето:- Можно я отвечу. Пленэр-рисование на открытом воздухе, на природе.

Фантазия: - Правильно,  Лето. Пленэр - от французского выражения( en plain air- «на открытом воздухе»)- живописная техника изображения объектов на открытом воздухе при естественном свете, на природе. Только на природе мы  научимся видеть красоту и богатство цвета растений, деревьев, их пластику. Начнем мы с простых заданий. Сегодня мы попробуем сделать этюды и зарисовки цветов и растений с натуры в живой среде  в нашем школьном дворе на бумаге формата А-4 . Ваша задача - показать красоту, пластику и своеобразие цветка, растения.

(Далее демонстрируются и обсуждаются репродукции работ художников Ивана Шишкина, Константина Коровина, Александра Барща (зарисовки, наброски и этюды растений); работы из фонда, выполненные учениками школы; рисунки, схемы, демонстрирующие последовательность выполнения задания).

 Лето:- А еще, на пленэре точно будет весело и интересно. Правда, летом бывают дождики, много насекомых. Но это не помеха нам. Я сочинила шутливые стихи про пленэр:

Мы сегодня на пленэре,

Школьные открыты двери,

Идем природу рисовать,

Не лениться, не зевать!

Пусть комаров совсем не любим,

Нам их придется покормить,

Ведь мы природу очень любим,

Её должны изобразить!

Если ливнем дождь пойдет,

В школу быстро мы зайдем,

Комаров с собой возьмем,

Чтоб не мокли под дождем!

Автор стихов: Ученица группы 1-А Нотченко Мария, 10 лет.

Фантазия: - Да, Лето, веселые стихи. А теперь, все вместе берем стульчики, планшеты, бумагу, графические материалы и акварель,- и на природу! Ура! Пленэр!

Фантазия взмахивает волшебной палочкой.

Фантазия: - А  Фантазия и Лето–  настоящие друзья художника на пленэре!

 Сообщение нового материала:

Педагог в роли «Фантазии» раскрывает учащимся тему занятия: «Этюды, наброски и зарисовки растений с натуры на пленэре «Ура! Пленэр. Растения с натуры»», демонстрируя наглядные пособия, указывает на особенности выполнения задания; объясняет последовательность работы над заданием, выполняя на планшете образцы набросков и этюдов:

Работа на пленэре.

Изучение натуры:

  1. Рассмотреть выбранное растение со всех сторон на дальнем и близком расстоянии с целью выявления его композиционных особенностей.
  2. Проанализировать  растение: отметить зависимость от ракурса пластики, ритма, динамики группы предметов, зафиксировать изменения тона и цвета.

Выполнение эскизов в тоне:    

  1. Компоновка листа набросков и зарисовок в тоне выбранного учащимся формата:  вертикального или горизонтального.

Обратить внимание детей на цветовые качества растения, преобладание  цветов, цветовые рефлексы.

  1. Выполнение эскиза отражающего собственный тон растения.

Ученику важно понять: что светлее, что темнее.

  1. Поиск выразительного композиционного решения.

Выполнение этюда в цвете:

  1. Компоновка на листе А-4 изображения растения, выбор формата:  вертикального или горизонтального.

  1. Выполнить гармоничный и выразительный по цветовому наполнению этюд, проработать его более подробно: уточнить композицию, дополнить деталями.

 Самостоятельная работа учащихся:

После знакомства с новым материалом учащиеся приступают к самостоятельной работе над набросками, зарисовками и этюдами. Педагог отслеживает выполнение задания и степень усвоения новой темы каждым ребёнком в группе, по мере необходимости делает общие и индивидуальные замечания по работам, помогает исправить ошибки, корректируя те или иные аспекты композиционных решений словесными указаниями, либо выполняя на отдельном листе примерный вариант эскизного изображения.

 Подведение итогов работы и завершение занятия:

Анализ работ учащихся:

Педагог вместе с учащимися рассматривает выполненные наброски, зарисовки и этюды растений, сравнивая их между собой, подчёркивая многообразие композиционных решений, отмечает наиболее интересные и эмоционально выразительные работы, указывая на их особенности (компоновка, пластика, цветовое сочетание). Каждый ребенок придумывает название и краткий рассказ о своей работе.

Домашнее задание:

После обсуждения работ педагог даёт задание на дом – выполнение 1-2 набросков или этюдов растений (формат бумаги А-6, карандаш, акварель) – с целью закрепления полученных навыков в работе.

Окончание занятия:

В конце занятия педагог приводит в порядок методический и наглядный материал и проверяет, как  учащиеся наводят порядок в школьном дворе. Учащиеся убирают за собой вещи, следят за состоянием школьного участка, при необходимости поливают растения.

          Заключение. Подведение итогов проведенного занятия.

      Проведенное занятие в группе 1-А художественной школы прошло плодотворно  для учащихся и педагога. Особенно живо ребята реагировали на стихи Маши: удивлялись, внимательно слушали, улыбались. Споры и интерес вызвал вопрос о пленэре. Ответ был найден, дано задание. И вот, их первый практический опыт работы на природе. Успешность выполнения работы зависит не только от способностей и желания ребенка, но и от индивидуального похода  педагога к каждому ученику. При выполнении заданий проведенного занятия я пыталась помочь ребятам в поиске ракурса, натурного объекта (растения). Образные замыслы ребят посильными средствами воплотились в  целостных графических и живописных композициях. В рисунках ребят проявили не только навыки рисования, но и любовь к изображаемым растениям, к окружающему миру. Этюды и зарисовки не оставляют зрителя  равнодушным. В каждой работе – живой опыт детского восприятия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения задания пленэрной практики

Личностные образовательные результаты:

  • художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • развитие наблюдательности, внимательности;
  • сохранение и развитие творческого подхода в работе;
  • развитие мотивации к творчеству и учёбе.

Метапредметные образовательные результаты:

  • навыки самоорганизации;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие глазомера;
  • развитие зрительной памяти;
  • активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.  

Предметные образовательные результаты:

  • освоение терминологии заданий пленэрной практики;
  •  знание свойств живописных и графических материалов, их возможностей и эстетических качеств;
  • знание техники акварельной живописи;
  • знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  • умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды на пленэре;
  • приобретение умений грамотно изображать графическими и живописными средствами с натуры объекты (растения) в условиях пленэра;
  • навыки в использовании основных техник и материалов;
  • навыки последовательного ведения живописной и графической работы;
  • формирование умения создавать художественный образ в работах  на основе решения технических и творческих задач;
  • приобретение навыков работы в условиях пленэра;
  •      формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и  навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивных:

В ходе создания собственных этюдов и зарисовок (собственного продукта художественно-творческой деятельности) ребята реализовывали свои замыслы, выбирали ракурс, необходимый художественный материал, выполняли работы в материале, оценивали результаты своих работ, придумывали названия рисунков с радостью и интересом. Вот некоторые из них: «Маленькое деревце», «Светлое цветочное чудо», «Вся красота распустившегося растения», «Эта прекрасная сирень», «Зеленое лето», «Здесь сидели три жука», «Садовый колокольчик», «Первые летние денёчки».

Личностных:

Ребята приобретают умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, пятно,  для достижения своих замыслов в работах. И с помощью этих умений пытаются проявлять в рисунках  свой авторский стиль.

Коммуникативных:

Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, сценок, в течение занятия ребята побыли и художниками, и зрителями, и критиками. Коммуникативный опыт учащиеся приобретали в процессе рассуждения о пленэре, о результатах работы.

      В заключение хочется отметить неповторимость каждого рисунка ребенка. Уникальность творческой души, биение сердца – в каждом этюде. Приобщаясь к работе на пленэре, постигая гармонию природы, человек сам становится внутренне гармоничным. Думаю, учащиеся группы 1-А полюбят пленэр и будут совершенствовать навыки работы на открытом воздухе  в дальнейшем.

Список литературы, используемой для занятия

Для педагога:

  1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976.
  2. Голубева О. Л. Основы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2001.
  3. Дольский В. Д. Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства. М.: Издательство МГУП, 2000.
  4. Живопись: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  5. Михайлов А.М., Искусство акварели, Москва, «Изобразительное искусство», 1995 г.
  6. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В., Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия, Учебное пособие для педагогических вузов, Москва, «Просвещение», 1989 г.
  7. Н.М. Сокольникова, Краткий словарь художественных терминов, Обнинск, Изд-во «Титул», 1996 г.
  8.  Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство.4 класс. Учебник, «Ассоциация ХХI век», 2012 г.
  9.  Барщ А. О. , Наброски и зарисовки, «Просвещение», 1970 г.

Для учащихся:

  1. Соколова О. Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников. М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.
  2. Библиотечка «Юного художника», Иванов В.И. «О тоне и цвете. Советы начинающим», Москва, «Юный художник», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВОГО МУЛЬТФИЛЬМА УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

В статье описано создание пластилинового мультфильма учащимися детской художественной школы как пример реализации метода проектов.The article describes a creation of plastilicine cartoon by the art sc...

Практико-значимый проект на тему «Проектная деятельность в начальной школе»

•Интерес к технологии и дидактическим приемам, способствующим развитию творческого мышления учащихся;-к видам заданий, стимулирующих их творческую активность.•Тревога за отсутствие интереса к изучению...

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Пленэр в художественной школе

Статья о летней пленэрной практике в художественной школе...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Конспект внеклассного занятия по биологии в 7 классе школы VIII вида "Путешествие в мир лекарственных растений Краснодарского края"

Конспект внеклассного занятия по биологии в 7 классе школы VIII вида  "Путешествие в мир лекарственных растений Краснодарского края"...

Рисование деревьев и растений с натуры и по представлению

Рисование  деревьев и растений с натуры и по представлению. Теория.  Наблюдение живой природы. Выразительные средства графики: линии, пятна, точки. Понимание формы предмета.Практическое зада...