Разработка занятия. Башкирский костюм. Орнамент
план-конспект на тему

Талипова Замиля Габдулхаковна


Тема урока. Башкирский костюм. Орнамент.

Цель: знакомство с основными элементами башкирского костюма, жилища, орнамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bashkirskiy_ornament.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Башкирский костюм. Орнамент»

Цель урока: 

  • знакомство с основными элементами башкирского костюма, жилища (юрты), орнамента.

Задачи:

  • научить учащихся к приемам выполнения элементов башкирского орнамента;
  •  воспитывать интерес к народному искусству башкирского народа:
  •  развивать творчество и фантазию.

Оборудование: иллюстрации с башкирскими костюмами (слайды); образцы элементов национального орнамента (слайды);

Оборудование для детей: шаблоны (юрта, сапожок,  камзул, женский головной убор «треугольник»), ремень, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступление.

                                                Башкирия!  Моя земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край

          Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай!

   Учитель:

-  Хэерле кон! Хаумыхыгыз, дустар! Добрый день! Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

     Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы  только что услышали?  Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием?

Да, курай - это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить о других узорах, узорах, создаваемых руками народных мастеров.      

    У каждого народа своя культура, свое искусство, свои музыкальные инструменты, песни, танцы, свои национальные костюмы, свои узоры.

   Башкирское искусство зарождалось в глубокой древности и развивалось под влиянием дружбы с другими народами, особенно русским. Уже более 450 лет башкирский народ живет и трудится в единстве и согласии с русским народом.

    А вам, ребята, я думаю, просто повезло, так как ваши папы и мамы родились в этом прекрасном уголке России - в Башкортостане, которого и воспевает в своих стихах башкирский поэт Мустай Карим.

   Народ,  который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с культурой башкирского народа.

     Для нашего проекта, я имею виду творческого, вернее будет,   для постановки хореографической композиции нам понадобится достаточно богатый гардероб одежды башкирского народа. За один урок это просто немыслимо показать и рассказать об этом.

  Поэтому с частью этой красоты постараемся и вас ознакомить.

     

3.  Основная часть урока: Объявление темы урока.

-   Итак, тема нашего урока «Башкирский орнамент».

   Но прежде чем продолжить работу, давайте попробуем узнать: Что же такое орнамент? Что означает это слово? (Ответы детей)

В переводе с латинского “орнамент” означает “украшение, узоры”.

   Башкиры издавна многообразным, ярко красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище.

  А сейчас девочки расскажут вам о характерных особенностях башкирского орнамента.

Ученик:

   В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

     Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов.

Ученик:

    Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

Ученик:

      В цветовом отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный. Цветовая гамма строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый,  реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Ученик:

     Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются и у других народов.

Ученик:

    Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Учитель:

    В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

1.  Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. Используется обычно при украшении изделий из дерева, кожи. (Показать деревянную пиалу)        

2. Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн.        Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.         

3. Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.        

4 .Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.        

5. Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом.        Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.        

6.  Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные.         В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.        

   

    Сегодня, ребята,  вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. Нашим девочкам - танцорам нужны сапожки – ситек, елэн-верхняя одежда и налобная повязка.  А мальчикам – героям эпоса «Акбузат» -  красивые, нарядно украшенные костюмы, маленькому Хаубану – юрта.

   

Значит, сегодня нам понадобятся узоры из комплексов №2(для оформления женской обуви), № 3, 5(женская и мужская одежда) и №6(жилище башкирского народа- юрта).

       Итак,  сегодня мы проведем конкурс на лучшее оформление башкирского костюма.

   На моем столе лежат заготовки, узоры ( а правильно будет как? Совершенно,  верно - орнамент), для оформления костюмов, а на ваших столах – рабочие инструменты: ножницы, цветная бумага, клей, карандаш.

  Я думаю, лучше будет нам разделиться на 6 групп.  Каждая команда выберит своего капитана, который и решит судьбу своей команды.

 (Капитаны вытягивают задание).

 

Выбранные шаблоны должны расписать в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров.

  Приступая к работе, не спешите, выполняйте ее аккуратно. Ведь башкирская пословица гласит: "Кто делает спешно - тот делает дважды". А поможет вам в вашей работе башкирская музыка.

Заиграй же, мой курай,

          Песню, чтоб вошла в сердца,

   И Урал, и весь наш край

Прославляя без конца!

   Так писал национальный герой башкирского народа Салават Юлаев, и надеюсь, что музыка курая поможет вам почувствовать дух башкирского народа.

Вопрос команде (женская одежда):

А вот какую одежду носили башкирские женщпны. Это елән- женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор?

Вопрос команде (налобная повязка для девушек «треугольник»):

От чего зависит выбор цветовой  гаммы вашего изделия? (Должно быть сочетание с верхней одеждой: с платьем  или елэн – камзул).

Вопрос команде (мужская одежда):

- Какой фон выберите для мужского костюма?

    (Фон изделий чаще  всего красный, белый, черный. Узор состоит из красного, желтого, черного,  зеленого  цветов.  Эта  цвета земли  н солнца.  Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.)

Вопрос команде, которая выбрала украшение обуви:

 Какой фон лучше выбрать для сапожек? Конечно же красный.

- Какие элементы башкирского орнамента вы хотите использовать для украшения верха сапожек?

- Какой узор будет в середине?

                         (дети обмениваются своими мыслями, задумками).

   А вот посмотрите, как украсили сапожки художники. Теперь возьмите сапожки  и украсьте  их  элементами  башкирского орнамента  по  своему вкусу.

Вопрос команде (ремень для наших джигитов):

- Обычно какого цвета мужские ремни? В любом случае, будьте внимательнее перед выбором цветовой гаммы. Лучше всего, когда преобладают контрастные цвета. Тогда  изделия ваши получатся красивые, а мастера из вас получатся самое что есть!

Знаете, ребята, многие изделия башкирских мастеров известны во всем мире и даже были награждены золотой медалью на выставке в Германии.

Вопрос команде (юрта):

   Посмотрим, ребята, как жили башкиры раньше, чем занимались. Это тирмә - юрта. Делали ее из войлока и украшали орнаментом.

 – Скажите, ребята, из каких элементов состоит узор?

     Интересно  знать,  ребята,   что  башкирский  орнамент  никогда  не  повторяется. Мастера  изменяют узор,  добавляют другие элементы,   превращая  кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Поэтому перед вами – «свободное поле», в добрый путь!

Подведение итога.  (Жюри подводит итог, лучшие работы  вывешиваются на доске )

Учитель:

    Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...

Народный мотив. Составление башкирского народного орнамента.

урок для 7 классаСоставление башкирского народного орнамента с использованием компьютера в графическом редакторе Paint....

Разработка занятия по теме: «Оформление изделия декоративным орнаментом» в технике «аппликация из соломки»

Разработка практического занятия в студии «декоративная обработка материала», в технике инкрустации из соломки,  для детей с ограниченными возможностями.   ...

Методическая разработка занятия по теме: «Создание орнамента из геометрических фигур и объектов программы CorelDRAW»

Конспект и презентация к занятию знакомит учащихся с видами орнамента, выразительными средствами, законами и этапами выполнения орнаментальной композиции, и позволяет применить полученные знания на пр...

Разработка занятия «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.ЗАДАЧИ:ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных...

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся кружка " Юный художник"и их родителей в целях дистанционного обучения. Содержит теоретическую и практическую часть...

Методическая разработка занятия " Обобщение темы раздала "Орнамент"для дистанционного обучения.

Занятие по типу обобщения знаний предназначено для самоконтроля и самопроверки....