Разработка занятия. Башкирский костюм. Орнамент
план-конспект на тему
Тема урока. Башкирский костюм. Орнамент.
Цель: знакомство с основными элементами башкирского костюма, жилища, орнамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bashkirskiy_ornament.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Башкирский костюм. Орнамент»
Цель урока:
- знакомство с основными элементами башкирского костюма, жилища (юрты), орнамента.
Задачи:
- научить учащихся к приемам выполнения элементов башкирского орнамента;
- воспитывать интерес к народному искусству башкирского народа:
- развивать творчество и фантазию.
Оборудование: иллюстрации с башкирскими костюмами (слайды); образцы элементов национального орнамента (слайды);
Оборудование для детей: шаблоны (юрта, сапожок, камзул, женский головной убор «треугольник»), ремень, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступление.
Башкирия! Моя земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Учитель:
- Хэерле кон! Хаумыхыгыз, дустар! Добрый день! Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы только что услышали? Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием?
Да, курай - это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить о других узорах, узорах, создаваемых руками народных мастеров.
У каждого народа своя культура, свое искусство, свои музыкальные инструменты, песни, танцы, свои национальные костюмы, свои узоры.
Башкирское искусство зарождалось в глубокой древности и развивалось под влиянием дружбы с другими народами, особенно русским. Уже более 450 лет башкирский народ живет и трудится в единстве и согласии с русским народом.
А вам, ребята, я думаю, просто повезло, так как ваши папы и мамы родились в этом прекрасном уголке России - в Башкортостане, которого и воспевает в своих стихах башкирский поэт Мустай Карим.
Народ, который живет в этом краю, имеет богатое культурное наследие, огромный творческий потенциал. И мы с вами сегодня познакомимся с культурой башкирского народа.
Для нашего проекта, я имею виду творческого, вернее будет, для постановки хореографической композиции нам понадобится достаточно богатый гардероб одежды башкирского народа. За один урок это просто немыслимо показать и рассказать об этом.
Поэтому с частью этой красоты постараемся и вас ознакомить.
3. Основная часть урока: Объявление темы урока.
- Итак, тема нашего урока «Башкирский орнамент».
Но прежде чем продолжить работу, давайте попробуем узнать: Что же такое орнамент? Что означает это слово? (Ответы детей)
В переводе с латинского “орнамент” означает “украшение, узоры”.
Башкиры издавна многообразным, ярко красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище.
А сейчас девочки расскажут вам о характерных особенностях башкирского орнамента.
Ученик:
В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.
Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов.
Ученик:
Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.
Ученик:
В цветовом отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный. Цветовая гамма строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.
Ученик:
Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются и у других народов.
Ученик:
Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.
Учитель:
В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:
1. Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. Используется обычно при украшении изделий из дерева, кожи. (Показать деревянную пиалу)
2. Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн. Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3. Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.
4 .Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5. Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом. Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6. Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные. В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.
Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. Нашим девочкам - танцорам нужны сапожки – ситек, елэн-верхняя одежда и налобная повязка. А мальчикам – героям эпоса «Акбузат» - красивые, нарядно украшенные костюмы, маленькому Хаубану – юрта.
Значит, сегодня нам понадобятся узоры из комплексов №2(для оформления женской обуви), № 3, 5(женская и мужская одежда) и №6(жилище башкирского народа- юрта).
Итак, сегодня мы проведем конкурс на лучшее оформление башкирского костюма.
На моем столе лежат заготовки, узоры ( а правильно будет как? Совершенно, верно - орнамент), для оформления костюмов, а на ваших столах – рабочие инструменты: ножницы, цветная бумага, клей, карандаш.
Я думаю, лучше будет нам разделиться на 6 групп. Каждая команда выберит своего капитана, который и решит судьбу своей команды.
(Капитаны вытягивают задание).
Выбранные шаблоны должны расписать в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров.
Приступая к работе, не спешите, выполняйте ее аккуратно. Ведь башкирская пословица гласит: "Кто делает спешно - тот делает дважды". А поможет вам в вашей работе башкирская музыка.
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!
Так писал национальный герой башкирского народа Салават Юлаев, и надеюсь, что музыка курая поможет вам почувствовать дух башкирского народа.
Вопрос команде (женская одежда):
А вот какую одежду носили башкирские женщпны. Это елән- женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор?
Вопрос команде (налобная повязка для девушек «треугольник»):
От чего зависит выбор цветовой гаммы вашего изделия? (Должно быть сочетание с верхней одеждой: с платьем или елэн – камзул).
Вопрос команде (мужская одежда):
- Какой фон выберите для мужского костюма?
(Фон изделий чаще всего красный, белый, черный. Узор состоит из красного, желтого, черного, зеленого цветов. Эта цвета земли н солнца. Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.)
Вопрос команде, которая выбрала украшение обуви:
Какой фон лучше выбрать для сапожек? Конечно же красный.
- Какие элементы башкирского орнамента вы хотите использовать для украшения верха сапожек?
- Какой узор будет в середине?
(дети обмениваются своими мыслями, задумками).
А вот посмотрите, как украсили сапожки художники. Теперь возьмите сапожки и украсьте их элементами башкирского орнамента по своему вкусу.
Вопрос команде (ремень для наших джигитов):
- Обычно какого цвета мужские ремни? В любом случае, будьте внимательнее перед выбором цветовой гаммы. Лучше всего, когда преобладают контрастные цвета. Тогда изделия ваши получатся красивые, а мастера из вас получатся самое что есть!
Знаете, ребята, многие изделия башкирских мастеров известны во всем мире и даже были награждены золотой медалью на выставке в Германии.
Вопрос команде (юрта):
Посмотрим, ребята, как жили башкиры раньше, чем занимались. Это тирмә - юрта. Делали ее из войлока и украшали орнаментом.
– Скажите, ребята, из каких элементов состоит узор?
Интересно знать, ребята, что башкирский орнамент никогда не повторяется. Мастера изменяют узор, добавляют другие элементы, превращая кускарные и ромбовидные элементы в причудливый узор. Поэтому перед вами – «свободное поле», в добрый путь!
Подведение итога. (Жюри подводит итог, лучшие работы вывешиваются на доске )
Учитель:
Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Урок окончен. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"
Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...
Народный мотив. Составление башкирского народного орнамента.
урок для 7 классаСоставление башкирского народного орнамента с использованием компьютера в графическом редакторе Paint....
Разработка занятия по теме: «Оформление изделия декоративным орнаментом» в технике «аппликация из соломки»
Разработка практического занятия в студии «декоративная обработка материала», в технике инкрустации из соломки, для детей с ограниченными возможностями. ...
Методическая разработка занятия по теме: «Создание орнамента из геометрических фигур и объектов программы CorelDRAW»
Конспект и презентация к занятию знакомит учащихся с видами орнамента, выразительными средствами, законами и этапами выполнения орнаментальной композиции, и позволяет применить полученные знания на пр...
Разработка занятия «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.ЗАДАЧИ:ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных...
Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся кружка " Юный художник"и их родителей в целях дистанционного обучения. Содержит теоретическую и практическую часть...
Методическая разработка занятия " Обобщение темы раздала "Орнамент"для дистанционного обучения.
Занятие по типу обобщения знаний предназначено для самоконтроля и самопроверки....