Разработка занятия «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных народов Югры.

РАЗВИТИЯ: Развивать речь, мышление и познавательную деятельность, умение применять ранее полученные знания на практике, развивать умение работать на компьютере.

ВОСПИТАНИЯ: Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества, аккуратности и точности при выполнении работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «СОШ № 4»

Разработка занятия

в рамках внеурочной деятельности

в 5 классе

по теме

«Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»

преподаватель: Макридина С.П.

учитель изобразительного искусства и черчения

пгт Пойковский

2016 г.

Тема: «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»

(5 класс, требуемое время – 1 урок, 45 минут).

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных народов Югры.

РАЗВИТИЯ: Развивать речь, мышление и познавательную деятельность, умение применять ранее полученные знания на практике, развивать умение работать на компьютере.

ВОСПИТАНИЯ: Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества, аккуратности и точности при выполнении работы.

Оборудование: интерактивная доска или проектор, компьютеры, презентация, альбомные листы, простые карандаши, ластики, фломастеры, самоклеящаяся бумага, ножницы, линейка, музыкальное сопровождение, магниты или скотч.

ХОД УРОКА:

I.    Организационный   момент (2 минуты):  эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку, определение регламента времени работы, обсуждения и выступлений, инструктаж по технике безопасности. (слайд 1)

II.   Определение темы и цели урока (2 минуты): Ребята, посмотрите на макет и скажите что это? (приблизительный ответ учащихся: Макет чума – жилища коренных народов Югры). Мне кажется он скучный, невзрачный. Как это изменить, исправить? (приблизительный ответ учащихся: Украсить, раскрасить). Но так как это жилище народное – как вы думаете, как это сделать? (приблизительный ответ учащихся: Украсить так как его украшали сами люди, ханты и манси - орнаментами). А как нам правильно это сделать? (приблизительный ответ учащихся: Изучить как их украшали и попробовать украсить макет). Какая цель будет нашего занятия? (приблизительный ответ учащихся: Изучить народное жилище хантов и манси, изучить народные орнаменты, познать композиционные схемы построения орнаментов, украсить макет жилища.  (слайд 2, 3)

III. Вводная беседа учителя (повторение) (5 минут):

Орнамент занимает важное место в шкале художеств. Он поднимает настроение и пробуждает самые высокие чувства, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Орнамент отвечает насущной потребности нашей натуры - видеть красивое вокруг. Таким образом, он является одной из самых необходимых в человеческой деятельности и важных форм творчества. (слайд 4)

Назовите, чем отличается орнамент от простого рисунка?

Приблизительный ответ учащихся Орнамент - это украшение предметов быта сочетанием изобразительных элементов на ритмичном чередовании.

1. Назовите, в каком виде искусства больше всего встречается орнамент?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Приблизительный ответ учащихся Архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.

Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент  не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект.

2. Назовите известные вам вещи, где встречается, используется орнамент?

Приблизительный ответ учащихся: Одежда, мебель, украшения, посуда и т.д. - предметы быта). (слайд 5)

IV. Решение образовательных задач 20 минут).

Знакомство и изучение орнаментов.

1.Рассмотрите изображения с различными видами орнаментов и

попробуйте разделить изображенные орнаменты на группы.

Объясните, по каким причинам у вас получились те или иные группы

орнаментов? (работа в группах, по карточкам)

Приблизительный ответ учащихся:

Растительный, Зооморфный, Геометрический, Смешанный.

Замкнутый (помещают в окружности, квадрате, прямоугольнике), Ленточный (в полосе),

Симметричный, ассиметричный.

Вертикальный, горизонтальный, для женской, детской, мужской одежды, для предметов быта. (слайд 6)

2.Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. Назовите основной мотив орнаментов народов ханты и манси?

Приблизительный ответ учащихся: Ромб. Квадрат. Сочетание ромбов. (слайд 7)

3.Выполняем небольшое упражнение по составлению орнамента.

(Совместная работа с учителем, работу по построению выполняем на бумаге в клетку, закрашиваем фломастерами).

4. Так как основное свойство орнамента — это повторение рисунка – как нам облегчить свою работу при выполнении орнамента?

Приблизительный ответ учащихся: Применение копировальной бумаги, шаблона, ПК.

Физминутка: выполнение упражнения по рисованию руками в воздухе орнаментов (одной рукой, двумя руками, ногой).

5. Выполнение задания на компьютере (построение орнамента в программе в компоненте Windows  «Paint» -  который позволяет создавать рисунки на пустом листе или поверх других изображений, работа в паре). (слайд 8)

V. Творческая работа (10 минут):

Мы познакомились сегодня как украшают чум народы севера, какие у них есть народные орнаменты, как выполнить их построение, из каких элементов они состоят. Теперь необходимо применить полученные знания и оформить макет жилища в народном стиле с помощью клейкой бумаги. (слайд 9)

VI. Подведение итогов, выбор лучших работ. (4 минуты):

Сообщение учителя о достижении цели урока.

Анализ общих ошибок.  Подведение итогов работ, выставление оценок учащимся.

VI. Рефлексия  (2 минуты): обвести свою ладошку и на каждом пальчике написать:

Я узнал….

Я научился….

Я затруднялся….

Мне понравилось….

Пожелание учителю……

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно прикладное искусство коренных народов Югры

Слайд 3

Цель: Изучить народное жилище хантов и манси , изучить народные орнаменты, познать композиционные схемы построения орнаментов, украсить макет жилища .

Слайд 4

Украшение чума

Слайд 6

Орнаменты ханты и манси

Слайд 7

Мотив орнамента

Слайд 10

Рефлексия: 1.Я узнал…. 2.Я научился…. 3.Я затруднялся…. 4.Мне понравилось…. 5.Пожелание учителю……

Слайд 11

Преподаватель Макридина С.П. МОБУ «СОШ № 4» пгт Пойковский Нефтеюганского района ХМАО - Югра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Конспект занятия знакомство с орнаментом "Волшебное солнышко".

Представляю вашему вниманию конспект учебного занятия, которое сопровождается презентацией,  по рисованию для детей 6-7 лет. Тема: знакомство с орнаментом (узором)....

Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры

Обычаи, традиции и обряды коренных народов  крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...

Разработка занятия. Башкирский костюм. Орнамент

Тема урока. Башкирский костюм. Орнамент.Цель: знакомство с основными элементами башкирского костюма, жилища, орнамента....

Методическая разработка занятия "Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры." для индивидуального дистанционного обучения.

Методическая разработка расчитана на самостоятельное изучение истории развития и особенностей промысла лаковой живописи . Материал представлен ввиде лекции....

Методическая разработка занятия " Знакомство с особенностями росписи лаковой миниатюры"для индивидуального дистанционного обучения.

занятие знакомит с историей возникновения промысла лаковой миниатюры и особенностями выполнения.Для самостоятельного изучения в форме лекции....

Методическая разработка занятия "Знакомство с библиотекой"

Методическая разработка  "Знакомство с библиотекой" можно использовать при проведении  занятия для учащихся 1 классов. В ходе данного мероприятия предусмотен показ слайдов презента...