Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир песен" 1-4 классы
    рабочая программа по теме

    Баженова Татьяна Владимировна

           Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mir_pesen_1-4_kl.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

    (МАОУ «Средняя школа№ 6)

                                                                      ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    «Мир песен»

    на 2016-2017 учебный год

    Срок реализации программы 4 года

                                                                                    Возраст детей 7-10 лет

                                                                            Составил: педагог

                                                                                                   дополнительного образования

                                                                                                           Баженова Т.В.

                                                                Когалым 2015

    1. Пояснительная записка.

    Рабочая программа «Мир песен» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

    Программа «Мир песен» имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

    Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

    Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

    Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

            Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.

    Задачи:

    • формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
    • формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
    • развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.
    • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
    1. Общая характеристика курса.

     Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.  

            Возраст детей, участвующих  в реализации программы 7 – 10  лет.

            Сроки реализации программы – 4 года, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 занятий  в год. Продолжительность занятий в 1 классе 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

            Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

    • вокально-хоровая работа;
    • занятия по музыкальной грамоте;
    • музыкально-ритмические упражнения;
    • дикционные упражнения
    • дыхательная гимнастика.
    1. Описание места курса в учебном плане.

         В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 6» на внеурочную деятельность образовательной программы «Мир песен» в 1-4 классах отводится 1 внеурочный час в неделю, 34 часа в год.

    1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

          Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

    В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

         Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

    Личностные результаты:

    • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
    • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
    • формирование эмоциональное отношение к искусству;
    • формирование духовно-нравственных оснований;
    • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

    Метапредметные результаты:

    регулятивные УУД:

    • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
    • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
    • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

    коммуникативные УУД:

    • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
    • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
    • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

    познавательные УУД:

    • использовать знаково-символические средства для решения задач;
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

    Предметные результаты:

    знать

    • элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
    • нотную грамоту;
    • правильную певческую установку;
    • особенности музыкального языка.

    уметь

    • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
    • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
    • выражать образное содержание музыки через пластику;
    • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
    • исполнять вокально-хоровые произведения.
    1.   Содержание учебного курса.

    Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

    «Введение в образовательную программу» - 1 час

    «Нотная азбука» - 3 часа. 

    Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

     «Работа над постановкой голоса» -9 часов.

    Артикуляционная гимнастика;  интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения – это искусство дыхания; координация между слухом и голосом.

     «Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой »  - 6часов.

    Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.

    Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.  

    «Работа с микрофоном» -2 часов.

    Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

    «Сценическая культура»  - 3 часов.

    Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

    «Работа над репертуаром» - 10часов.

    Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

    1. Тематическое планирование.

    Тема

    Основные понятия

    Планируемые результаты

    Вид контроля

    предметные

    метапредметные

    1

    Введение в образовательную прог-рамму

    Вокал. Вокалист. Ансамбль. Хор. Сцена.

    реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

    Личностные: творческая самореализация на занятии;

    Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения;

    Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

    Беседа

    2

    Нотная азбука

    Нотный стан, нота, скрипичный ключ, басовый ключ.

    Исполнение.

    3

    Работа над постановкой голоса.

    Артикуляция, интонация.

    Исполнение.

    4

    Работа с аккомпанементом. Работа с фоно-грамммой.

    Мелодия, аккомпанемент фраза, кульми-нация. Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.

    Исполнение.

    5

    Работа с микрофоном

    Дикция, микрофон, утрирование.

    Исполнение.

    6

    Сценическая культура.

    Сцена, культура, певец, образ.

    Исполнение на сцене.

    7

    Работа над репертуаром.

    Репертаур.

    Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, городских и региональных.

    1. Материально-техническое обеспечение курса.

    • Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
    • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
    • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
    • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
    • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
    • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

     Интернет-ресурсы:

    Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

    1. Печатные пособия:
    • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990.
    • Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. Екатеринбург, 1993.
    • «Я горжусь своей Родиной малой». С. Волошанин. Абакан, Бригантина. 2010.
    • Симфония романса. С. К. Волошанин. Абакан. 2005.
    1. Информационно-коммуникационные средства:
    • «Заводная обезьяна» А. Арсентьева, Н. Шитова.  CD.
    • «Однажды в цветнике» В. Попович. CD.
    • «Весёлый светофор». Песни разных композиторов. CD.
    1. Технические средства обучения:
    • компьютер
    • музыкальный центр
    • микшер
    • микрофоны
    1. Учебно-практическое оборудование:
    • фортепиано
    • синтезатор
    • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

    Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

    Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

    Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

    Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

    Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

    Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

    рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс

    рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

    Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

    Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...