Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир песен" 1-4 классы
рабочая программа по теме

Баженова Татьяна Владимировна

       Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_pesen_1-4_kl.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа№ 6)

                                                                  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Мир песен»

на 2016-2017 учебный год

Срок реализации программы 4 года

                                                                                Возраст детей 7-10 лет

                                                                        Составил: педагог

                                                                                               дополнительного образования

                                                                                                       Баженова Т.В.

                                                            Когалым 2015

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Мир песен» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

Программа «Мир песен» имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 1 - 4 классов в условиях ФГОС начального общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.

        Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.

Задачи:

  • формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
  • формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
  • развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.
  • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
  1. Общая характеристика курса.

 Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.  

        Возраст детей, участвующих  в реализации программы 7 – 10  лет.

        Сроки реализации программы – 4 года, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 занятий  в год. Продолжительность занятий в 1 классе 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

        Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;
  • занятия по музыкальной грамоте;
  • музыкально-ритмические упражнения;
  • дикционные упражнения
  • дыхательная гимнастика.
  1. Описание места курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом МАОУ «Средняя школа № 6» на внеурочную деятельность образовательной программы «Мир песен» в 1-4 классах отводится 1 внеурочный час в неделю, 34 часа в год.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

      Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

     Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

знать

  • элементарные способы  воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений  в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.

уметь

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.
  1.   Содержание учебного курса.

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Введение в образовательную программу» - 1 час

«Нотная азбука» - 3 часа. 

Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.

 «Работа над постановкой голоса» -9 часов.

Артикуляционная гимнастика;  интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения – это искусство дыхания; координация между слухом и голосом.

 «Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой »  - 6часов.

Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.

Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.  

«Работа с микрофоном» -2 часов.

Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.

«Сценическая культура»  - 3 часов.

Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.

«Работа над репертуаром» - 10часов.

Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.

  1. Тематическое планирование.

Тема

Основные понятия

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные

метапредметные

1

Введение в образовательную прог-рамму

Вокал. Вокалист. Ансамбль. Хор. Сцена.

реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику;  создавать коллективные музыкально-пластические композиции.

Личностные: творческая самореализация на занятии;

Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий;  осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Беседа

2

Нотная азбука

Нотный стан, нота, скрипичный ключ, басовый ключ.

Исполнение.

3

Работа над постановкой голоса.

Артикуляция, интонация.

Исполнение.

4

Работа с аккомпанементом. Работа с фоно-грамммой.

Мелодия, аккомпанемент фраза, кульми-нация. Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор.

Исполнение.

5

Работа с микрофоном

Дикция, микрофон, утрирование.

Исполнение.

6

Сценическая культура.

Сцена, культура, певец, образ.

Исполнение на сцене.

7

Работа над репертуаром.

Репертаур.

Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, городских и региональных.

  1. Материально-техническое обеспечение курса.

  • Домогацкая И.Е.  Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
  • Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
  • Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
  • Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
  • Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
  • Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.

 Интернет-ресурсы:

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Печатные пособия:
  • Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990.
  • Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. Екатеринбург, 1993.
  • «Я горжусь своей Родиной малой». С. Волошанин. Абакан, Бригантина. 2010.
  • Симфония романса. С. К. Волошанин. Абакан. 2005.
  1. Информационно-коммуникационные средства:
  • «Заводная обезьяна» А. Арсентьева, Н. Шитова.  CD.
  • «Однажды в цветнике» В. Попович. CD.
  • «Весёлый светофор». Песни разных композиторов. CD.
  1. Технические средства обучения:
  • компьютер
  • музыкальный центр
  • микшер
  • микрофоны
  1. Учебно-практическое оборудование:
  • фортепиано
  • синтезатор
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...