В рамках школы ораторского искусства
консультация по теме

Толмачева Наталья Михайловна

Понятие красноречия. Особенности ораторского выступления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_ramkah_shkoly_oratorskogo_iskusstva.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие красноречия.

Особенности ораторского выступления.  

                                                                                      Слова умеют плакать и смеяться,

                                                                                      Приказывать, молить и заклинать,                                                                                        

                                                                                      И, словно сердце, кровью обливаться,

                                                                                      И равнодушно холодом дышать.

                                                                                    …Призывом стать, и отзывом, и зовом

                                                                                     Способно слово, изменяя лад.

                                                                                    И проклинают, и клянутся словом,

                                                                                   Напутствуют, и славят, и чернят.

                                                                                                                    Я.Козловский «Слово»

Оратор должен:

  1. Найти, что сказать.
  2. Найденное расположить по порядку.
  3. Придать ему словесную форму.
  4. Всё это запомнить.
  5. Произнести.

Роды красноречия:

Академическое

Социально-политическое

Судебное

Социально-бытовое

Духовное

Что такое правильная речь?

Правильная речь- это речь, в которой соблюдаются все нормы языка.

Нормы языка – это общепринятые в речи образованных людей правила произношения, словоупотребления, грамматики.

Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или его формы и ошибочного построения синтаксической конструкции.

На внеурочной деятельности формировать красноречие можно через приём «редактирование». Детям даётся текст, в котором нужно исправить все речевые ошибки.  

Например:

1. Исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.

Не маленький – пора уж за свой ум браться

Больше месяца подросток терпел, испытывая танталовые муки;

Он в таких делах съел собаку.

2. Исправить тавтологические ошибки.

экспонаты выставки

своя автобиография

первая премьера

3. Исправить лексические ошибки

В спортзале висела треугольная груша

Гения признали заживо

Жанр, обречённый на успех

Формировать красноречие можно при помощи выступлений, докладов на определённую тему. Особое внимание нужно обращать на голос. Выступающий должен чутко относиться к звучанию голоса, потому что от темпа, силы и высоты голоса зависит восприятие.

Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова чётко и ясно. Получить этот навык можно при помощи скороговорок. Для лучшего их запоминания можно пользоваться мелкой моторикой рук, т.е. произношение сопровождать действием при помощи рук.

А для формирования пауз, которые помогают делать определённые смысловые акценты, хорошо помогает чтение по ролям.

Одной из самых больших скороговорок – является «Лигурия».

Текст скороговорки:

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии. 
Но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
А потом протокол про протокол протоколом запротоколировал. 
Как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, 
да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался
про размокропогодившуюся погоду что, 
дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, 
лигурийский регулировщик 
акклиматизировался в неконституционном Константинополе. 
Где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, 
который начерно обкурен трубкой:

не кури, турка, трубку, 
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи. 
А то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл.


Но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, 
а потом на дворе дёготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и
не до дёготниковой вдовы, и не до дёготниковых детей.


Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба  для расчувствовавшейся Варвары 
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; 
молодец против овец, а против молодца сам овца, 
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: 
санки- скок, Сеньку - в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб, 
затем по шоссе Саша пошёл, Саша на шоссе саше нашёл.

 
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — 
аккурат в медовик, но ей не до медовика — 
Сонька и с ватрушками во рту 
пономаря перепономарит, - перевыпономарит: 
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: 
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврёт, 
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, 
что у ужа — ужата, а у ежа — ежата, 
а у него высокопоставленный гость унес трость, 
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, 
и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, 
- о всём о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал:


как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; 
но попытка — не пытка.

Немало важную роль в ораторском искусстве играет дискуссия.

Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной  степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.

Памятка участника дискуссии:

1. Говори ясно, логично и последовательно.

2. Имей мужество признать свою ошибку.

3. Не ввязывайся в пустую полемику.

4. Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.

5. Избегай многословия, пустых фраз, научись свободно произносить трудные слова, проверь в них правильность ударения.

6. Уважай того, кто с тобой спорит.

7. Не повышай тона, лучшее доказательство – точные фразы, железная логика.

8. Мимика должна быть спокойной и доброжелательной, а жесты – скупыми.

Используемые источники:

 http://uknigi.ru/koverkane_russkogo_yazyka/nemnogo_o_tavtologii.html © Uknigi.ru

http://skorogovor.ru/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%8F.-%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.php

https://4brain.ru/blog/%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B/

http://uknigi.ru/koverkane_russkogo_yazyka/nemnogo_o_tavtologii.html

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/798-62_leksicheskie_oshibki__svyazannye_s_neponimaniem_znacheniya_slova.html

https://www.proza.ru/2011/01/28/385


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ораторское искусство.Презентация к уроку развития речи в 8 классе

Презентация к уроку развития речи в 8 классе.Что такое правильная речь? Как работать над устным выступлением?Памятка участника дискуссии....

Интегрированный урок риторики и информатики в 7-м классе. "Ораторское искусство"

Ораторское искусство - дисциплина, изучающая искусство речи, красноречие. И так важно в наш информационный век сохранить красоту великого русского языка и при этом уметь овладевать новыми ин...

"Ораторское искусство казахского народа"

В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...

мастер - класс "Ораторское искусство"

Мастер - класс для педагогов дополнительного образования....

Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение»

Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение» предназначена для учащихся 10 класса, 68 часов (рассчитана на 1 год изучения по 2 часа в неделю), проявляющих интерес ...

Мотивация для занятий в школе ораторского искусства

Связь красивой, правильной речи с карьерой, профессиями....