"Ораторское искусство казахского народа"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Ельжасов Ильяс Болатханович

В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общества, разъяснить понимание о красноречии и искусстве ораторства как особенностях духовной культуры казахского народа;научиться правильно формулировать свои мысли и делать выводы, развивать умения учащихся пользоваться текстом учебника,   анализировать их,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать, анализировать и делать выводы, умение кратко излагать свои мысли, используя при этом исторические термины и понятия;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_oratorskoe_iskusstvo.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Қостанай қаласы әкімдігі білім бөлімінің №1 орта мектебі» ММ

ГУ «Средняя школа №1 отдела образования акимата города Костаная»

«Қазақ халқының шешендік өнері» 

тақырыбындағы «Қазақстан тарихы әңгімелері»

пәні бойынша 5 сыныпқа арналған сабақ жоспары

разработка урока в 5 классе по  предмету «Рассказы по истории Казахстана» на тему:

«Ораторское искусство казахского народа»

орындаған: тарих пәнінің мұғалімі

                                          разработал: учитель истории

               Ельжасов И.Б.

Костанай, 2013

Дата: 9.03.2013

Класс: 5 «А»

Предмет: Рассказы по истории Казахстана

Тема:  «Ораторское искусство казахского народа»

эпиграф

у казахов говорят: «Қылышынан қан тамған батырды тілінен бал тамған шешен аттан түсіріпті» («Воинственного батыра заставит спешиться красноречивый»)

Цели урока: 

Образовательная: познакомить учащихся со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общества, разъяснить понимание о красноречии и искусстве ораторства как особенностях духовной культуры казахского народа;

Развивающая:  научить правильно формулировать свои мысли и делать выводы, развивать умения учащихся пользоваться текстом учебника,   анализировать их,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать, анализировать и делать выводы, умение кратко излагать свои мысли, используя при этом исторические термины и понятия;

Воспитательная: воспитание уважения и почитания ораторского искусства и красноречия казахского народа, прививать уважение к родному языку, к казахскому языку.

Задача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Методы:  

  1. Словесный – рассказ
  2. Наглядный - презентация
  3. Опережающие задания, метод критического мышления,
  4. репродуктивный метод, частично-поисковый метод (эвристический)

Основные понятия: ораторское искусство (шешендік өнерi), красноречие, импровизация (суырып салма).

Методы контроля: фронтальный опрос, работа с заданиями по опережающим вопросам, тематическое тестирование, информационные карточки.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 

  1. Презентация, включающая в себя иллюстрации к основным моментам к уроку по теме «Ораторское искусство казахского народа»
  2. Глоссарий к уроку с новыми терминами один экземпляр на парте
  3. Флипчарты с дополнительными заданиями для усвоения пройденного материала и закрепления.

План усвоения нового материала:

  1. Ораторство - ключ ко всем искусствам;
  2. Красноречие – отличительная черта казахского народа;
  3. Ораторство и поэтическое искусство – родные братья.

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Воинственного батыра заставит спешиться красноречивый».

Ход урока:

Этапы урока

Содержание учебного материала

1.Орг.

момент

Настрой класса на урок. Проверка отсутствующих на уроке. слайд №1.

2. Опрос.

1) повторение пройденного материала «Казахское ханство». Расположение по хронологии исторических событий (флипчарт). Слайд №2 

2) повторение пройденного материала «Источники исторических материалов». Заполнение кроссворда (флипчарт). Слайд №3 

3)  проверка пройденного материала «Казахские ученые XIX века». Тестирование в 3 вариантах (по 6 вопросов). Слайд №4

   Итог: Мы закрепили с вами знания о казахских ученых Казахстана 19 века. Убедились, что вся деятельность их была направлена на просвещение и образование казахской молодежи: Шокан Валиханов исследовал Азию и издавал труды по этнографии, Абай Кунанбаев основоположник письменной казахской литературы и автор слов-назиданий, Ибрай Алтынсарин не только строил школы и призывал казахскую молодежь (в том числе и девочек) учиться, но и создавал учебники для школьников.

3. Подготовка к осознанному усвоению нового материала.

Беседа: Ребята, мы продолжаем изучение истории Казахстана в рамках ознакомления с культурой казахского народа. Мы выяснили, что культура делится на  материальную культуру (то, что сделано руками человека) и на духовную культуру (праздники, обычаи, традиции, творчество). Сегодня мы продолжим говорить об особенностях духовной культуры казахского народа.  

Три кита основы духовной культуры казахского народа:

ораторское искусство, музыкальное искусство и устное народное творчество

Давайте с вами запишем тему урока (слайд №8)

План урока (слайд №8)

4. Изучение нового материала.

? вопрос учащимся: Что они знают об ораторском искусстве? Как они понимают это значение? (слайд №9). Мнения учащихся.

И так, давайте запишем значение  - с древнеперсидского «красноречие» (т.е. умение доходчиво, метко, образно, понятно излагать мысли) – убеждать людей.

Далее ребята записывают в своих тетрадях определение: Ораторство (по-казахски – Шешендік Ɵнерi) требует разговорного мастерства и живого ума. Казахи издревле уделяли огромное значение искусству речи, манере изложения мыслей, использованию крылатых выражений и поговорок. Ораторское искусство занимает важное место в духовной культуре казахского народа.

? вопрос учащимся: Как вы думаете, любой человек сможет убеждать людей, держать речь, правильно говорить, эмоционально побуждать слушателей к действиям? Вы согласны с тем, что ораторство - это искусство? «Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться».

  Откройте учебник на стр. 142 (второй абзац). Найдите ответ. Во-первых, для того, чтобы обладать красноречием, казахи с детства воспитывали ораторов-шешенов. Они должны были обладать особыми свойствами:

  1. незаурядный ум,
  2. выразительность языка,
  3. прекрасная память!
  4. Хорошее знание истории, богатый словарный запас.

записывают в своих тетрадях имена ораторов: Жиренше шешен, Аяз би, Тазша бала, Алдар Косе, Анет баба, Айтеке би, Толе би, Казыбек би, Сырым батыр, Майкы би, Асан Кайгы, Досбола шешен. (стр. 142).

Итог:  Детей с малых лет учили петь, играть на домбре, говорить красиво и остроумно, при этом молодёжь осваивала несколько видов искусства. «Жігітке жетпіс өнер де аз» («Для джигита даже семьдесят искусств мало»), - говорили в народе.

  Наши предки умели красиво и ясно излагать свои мысли. Это было связано с особенными свойствами казахского языка!

  • Музыкальный,
  • мелодичный,
  • большой лексический запас слов.

 Казахи издревле уделяли огромное значение искусству речи, манере говорения, использованию крылатых выражений и поговорок (слайд №….)

Прочитать текст речи Толе би, Казабек би, Айтеке би (стр. 114-116). Примеры использования гиперболы, образного сравнения в отрывках из слов- назиданий и пламенных речей.

? Почему существует мнение, что «красноречие – отличительная черта казахского народа». Что по этому поводу думал известный тюрколог Радлов В.В.  стр. 142 (третий абзац) (слайд №....)

  Особое место в ораторском искусстве занимают бии. Их красноречие имело широкое воспитательное значение! Народные судьи, которые не назначались, а выбирались народом! Свой статус бии достигли благодаря своему уму и ораторскому искусству. Каждое слово биев старались запомнить! Прочитать рассказ о Казыбек би, почему его назвали гусиноголосым? (стр. 143).  Заранее подготовленное выступление! (ученик наизусть рассказывает речь Казыбек би).

Обратите внимание на речь Казыбек бия, произнесенную перед правителем Джунгарии. В старину казахи называли образцы такого красноречия и ораторства искусством «суырып салма».

? Что означает «суырып салма». Запишите в тетрадь определение этого понятия.

Суырып салма – это не просто умение красиво говорить, это искусство импровизации, т.е умение быстро выразить свою мысль точными и емкими словами и образами.

Учащиеся на уроке могут попробовать себя в роли поэтов-импровизаторов и понять, насколько это нелёгкая задача.

А ведь издревле искусство импровизации, исполнительское мастерство у казахов почиталось более всего.

? На ваших партах сейчас находятся листы с текстами знаменитых ораторов (приложение №3). Сравните речи западного оратора с казахскими ораторами! Какие различие вы увидели? Что общего между ними?  Внимательно посмотрите и сделайте выводы об ораторской речи казахов (запись в тетради!):

  1. написаны в поэтической форме!
  2. насыщена пословицами, поговорками!
  3. образные сравнения, метафоры!
  4. знание истории своего народа!
  5. импровизация речи!
  6. воспитательный характер!

    Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление! Красноречие останавливает на себе внимание необыкновенной образностью и красочностью языка, богатство метафор и сравнений, размахом фантазии.

Итог: (записываем в тетради) Ораторство и поэзия неразрывно связаны друг с другом. В казахском обществе поэты били ораторами, а ораторы были поэтами!

    Об их мастерстве и красноречии свидетельствуют многочисленные айтысы – состязания акынов-певцов, которые своими меткими поэтическими импровизациями проповедовали лучшие этические идеалы казахского народа. Народные айтысы характеризовались самобытностью оригинальностью и особым складом поэтического языка души народа. Традиция айтыса связана с народным ораторским искусством. Шешены-ораторы, бии, выступавшие от имени своего рода или жуза разрешали споры о пастбищах, калымах, угнанном скоте и других насущных проблемах, пользуясь именно силой своего красноречия

   Соревнования в красноречии и мастерстве владения образным и метким словом были традиционны для казахов и всегда являлись своеобразным экзаменом в ораторском искусстве. Победа приносила славу, признание и известность. Услышанные на айтысе афоризмы и удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились крылатыми. Особую популярность получил айтыс при проведении каких-либо традиционных обрядов (свадьба, рождение ребенка и т.д.).

? кто из знаменитых исторических личностей были поэтами и ораторами одновременно и у кого они черпали свое искусство? (слайд №….).

Вывод:  Казахские ораторы занимали почетное положение в обществе. Их красноречие имело широкое воспитательное значение. Речь всегда сопровождалось с импровизацией!  В народе сохранилось много крылатых слов, высказываний, приписываемых им. Велико значение речей ораторов и биев Толе, Казыбека, Айтеке в годы борьбы с джунгарскими захватчиками в деле сплочения народа.

5. Закрепление.

  1. Ответьте на вопросы:

-  как формируется талант оратора?

- какие должны быть врожденные качества у человека для того, чтобы быть оратором?

-  какие качества нужно развивать для того, чтобы быть оратором?

- какое место занимали казахские ораторы, бии в традиционном казахском обществе?

- назовите, кому принадлежат следующие слова: «По сравнению с другими тюркскими народами, казахи отличаются особым красноречием»

2. Метод ассоциограммы  (слайд …)

6.Д/з

& 40. Прочитать и уяснить &40. Написать в тетради пословицы, поговорки о казахском языке, красноречии, ораторском искусстве. (слайд ….)

Практическое задание: (выборочно для 2-3 учеников) подготовить к ораторскому состязанию по теме «Казахские батыры». Заранее подготовить речь, а также вопросы и варианты ответов на них. Создать группу поддержки для каждого оратора.

7. Итоги

Рефлексия.

1)Что нового  вы узнали на уроке?

2) В чём заключается для вас практическая польза приобретённых знаний по теме?

3) Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Почему?

4) чего не поняли?

Оценивание.

Приложение №3

О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы, по приказанию консула, против тебя самого обратить губительный удар, который ты против всех нас уже давно подготовляешь….»

 отрывок из "Первой речь против Луция Сергия Катиллины"

Цицерон, Марк Туллий

Что в жизни считать несчастьем?

Степь, где тесно пасти.- несчастье.

Доброе слово, которое мы

Не успели сказать.- несчастье

Старцы, утратившие родных.

И заботу близких. - несчастье.

Долины, где не пасут скота.

И трава гибнет зри. - несчастье.

Мюриды, не научившие чтить

Людей достойных. - несчастье.

Правитель, не знающий как вести

К довольству наследие свое - народ.

Каким бы ни был хорошим он,

Для тех, кем он правит. - несчастье.

                                     Асан Кайгы

...Земля, подарившая лук мне из тала.

Набившая стрелами густо колчаны,

Земля, что меня от врагов укрывала. ...

Мыслителя лоб выступает, виски.

Покрыт ледяною кольчугой тоски.

Походка султана, наездника прыть.

Он - мощного лука шелковая нить...

Он держит строптивых коней в поводу,

Он держит на сильных плечах всю орду...

                                   Казтуган-жырау

...О, край милый. Ак Жаик!...
Где дни, когда с шелковой бахромой
Кольчугу мы надевали в бой?..
Где дни, когда в руки секиру я брал,
Чтоб недруга в битве разить наповал?
Где дни, когда пикой в три роста длиной,
Всегда попадал я по пели любой?
Где дни, когда стрелами полный колчан

Для битвы был каждому воину дан?

Когда, тетиву натянув до конца.

Стрелою сражал я чужого стрельца?

Речь друга всегда мне была дорога.

Где дни, когда был ты со мной, Кет-Буга?..

                                   Доспамбет-жырау

От скакуна родится вороной,
От сокола родится сокол.
От сокровенного столь же ценный,
А от бездельника обуза ленный.
Родится от обузы дармоед,
От непослушного – балбес, несущий бред.
От паршивого родится плешивый,
От скупого родится скряга.
От слепого родится незрячий,
От болтуна же пустомеля родится…

                                      Майкы би


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быт и культура казахского народа"

О традициях и обычаях казахского народа...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.

Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Триединая дидактическая цель: - рассказать о вос...

Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"

Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...

Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"

Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной ...

Загадки алтайских и казахских народов

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить пред...