Загадки алтайских и казахских народов
проект на тему

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление  о загадке алтайского и казахского народов. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы  актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nou_zagadki.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

Министерства образования, науки и молодежной  политики Республики Алтай

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ташантинская основная  общеобразовательная школа»

                                                     Секция: Моя малая Родина: природа,

                                                        культура, этноса

Тема: Загадки алтайских и казахских народов

о природе

Подготовила:

Тайлунова Анюта Алексеевна

обучающаяся  8класса

Село Ташанта, улица Пограничная 9  «А»

649787

Село Ташанта, улица М.Садуакасова № 9

Контактный телефон: 89833267257

Руководитель:

Тайлунова Венера Михайловна

Учитель искусства

МКОУ «Ташантинская ООШ»

Село Ташанта, улица Пограничная 9 «А»

649787

с.Ташанта, 2015г.

Содержание

Введение.     …………………………………………………………….стр.3-4                                                                                                                                           

  1. Что такое загадка?   Исторические корни загадки ……….с.4-5                                                  
  2. Происхождение и появление в алтайском  языке слово «загадка»

и их исследование……………………………………………стр.5-7

                      

  1. Понятие «загадка - айтыс»……………………………..стр.7-8

                                                                        

IV.Загадки о природе и о природных явлениях ………………стр.8-11          4.1.Загадки о животных и о птицах……………………………стр.11-13

4.2.Загадки о растениях……………………………………………стр13-14

4.3.Формы казахских и алтайских загадок……………………..стр.14

V. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок      …………………………………………………………….стр.14-16    

VI Заключение. ………………………………………………………стр.17-                                                                                                                                           

VII Список литературы.    …………………………………………стр.18-19                                                                                                                            

VIII.Приложение………………………………………………………стр.19

Введение.  

             Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда  ты разгадываешь загадку. А когда они появились? В чем сходство и различие алтайских и казахских загадок?  Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.

Проблема

     В чём кроется тайна загадки? Сходство алтайских и казахских загадок

 Актуальность

      Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление  о загадке алтайского и казахского народов. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы  актуальна.

 Практическая значимость исследования.

      Объект: устное народное творчество

 Предмет исследования: загадки

 Цели:

Знакомство с духовными ценностями  алтайского и казахского народов.

Рассмотрение  черты сходства и различия алтайских и казахских малых фольклорных жанров на примере загадок о природе

Способствование развитию чувства патриотизма и толерантности

Задачи исследования:

  1. Сформировать представление о народной культуре, которая является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания.
  2. Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества

3. Представить проект на научно- практической конференции

     

                      I. Что такое загадка?   Исторические корни загадки

      Отвечая на вопрос: «Какое явление, созданное человеком с помощью слова,  самое поэтическое?», большинство людей сказало бы: «Это загадки». Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так не велико то время, которое опускается в школе на знакомство с ними!

      Что же такое загадки? В «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующее толкование данному жанру: «Загадка- иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» [ 2, с.109 ].

      Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

       Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.       Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.  К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора».    Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.

I I .Происхождение и появление в алтайском  языке слово «загадка»

и его  исследование.

   Алтайские загадки сохранили до наших дней многие ныне исчезнувшие из жизни реликты скотоводческого и охотничьего быта, отношения между людьми, языковые особенности, тонкие и ценные наблюдения над явлениями природы, столь необходимые в кочевой жизни, то есть весь своеобразный и неповторимый этнографический мир, отличающий один народ от другого.

Алтайские загадки богаты и разнообразны. В настоящее время они не только бережно хранятся, но и постоянно пополняются собирателями. Современный быт, новые социалистические отношения между людьми и народами, тысячекратно раздвинувшийся мировоззренческий кругозор алтайского народа - все это способствует возникновению новых загадок.

Понимание загадки как явления определенной социальной принадлежности, связанного с историей и современностью, с народной жизнью, как памятник высокого искусства и подлинно художественного мастерства определяет их научное, общественное, эстетическое и воспитательное значение в общей системе художественного наследия алтайского народа.

  Алтайские загадки имеют схожие варианты с хакасскими,тувинскими, казахскими, киргизскими и загадками других народов нашей страны, условия жизни и исторические судьбы которых в той или иной степени были сходны с алтайскими. Поэтому выяснение генезиса, тематики, художественной формы и национальной специфики алтайских загадок имеет важное значение для сравнительно-сопоставительного изучения загадок этих народов. Это сходство наблюдается даже в этимологии слова "Табышкак" - загадка. Алтайский термин "табышкак" образован от исходной формы глагола "тап" (найди), основы "табыш" (находить совместно и в то же время индивидуально) и словообразующего непродуктивного аффикса как. В.И.Вербицкий дает следующее толкование: "тапкак", "табыскак", "таптыру", "табыш1ан" шурчек" - загадка, сочинение; "Менинг табышкак таптын?" В алтайском литературном языке "Сен менин"

Филоленков В.И. Загадки крымских татар (Крым татар тап-маджалары). Симферополь, 1926, с.52-53. табышкагымды таптшг ба?" - Ты отгадал мою загадку?; "Табышкак айт?" - Загадай загадку?* А в "Ойротско-русском словаре" одно из значений глагола "тап" переводится как "отгадывать загадку" .

У родственных тюркоязычных народов термин "загадка" также производится от корневого глагола "тап". Например, загадка по-киргизски - табышмак, по-татарски - табышмак, по-узбекски -топишмоц, по-якутски - таабырын, по-тувински - тывызык, на диалектах алтайского языка - табышкак, таптыргыш, табыскак, та-выскак.

Следовательно, глагол "тап" общетюркский и означает – находить.

Все это свидетельствует о том, что загадки продолжают жить и развиваться как популярный жанр фольклорного и литературно-художественного творчества, поскольку в них заключен неисчерпаемый источник эстетического и общественного воспитания подрастающего поколения.

    История собирания и изучения алтайского фольклора имеет более чем вековую историю, в чем огромная заслуга русских ученых, путешественников и краеведов. Первым из них был краевед Н.И.Ананьин, живший в Кузнецке. В 1850 году он посетил Улалу (ныне Горно-Алтайск) и встретился с первым алтайским писателем и переводчиком М.В.Чевалковым (I8I7-I90I). Н.И.Ананьин сказал ему: "Я собираю песни, загадки, обычаи, стихи, рассказы в аймаках, где язык носителей похож на ваш язык. У меня есть записи, сделанные в Кузнецке, прошу помочь перевести их"*.

Другим активным собирателем устно-поэтического творчества алтайцев был миссионер В.И.Вербицкий (1827-1890), горячо интересовавшийся жизнью и культурой малых народов Сибири. Прожив почти сорок лет в среде коренных жителей Алтая и Кузнецка, он хорошо изучил алтайский язык и принял участие в создании первой научной "Грамматики алтайского языка" (Казань, 1869) и в составлении "Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка" (Казань, 1884). Вместе с М.В.Чевалковым Вербицкий очень много времени посвятил сбору устного народного творчества алтайцев.

Среди изданного им фольклорного материала есть около 130 алтайских пословиц и загадок, переведенных на русский язык . Многие из приведенных им загадок отражают исчезнувший или уже исчезающий этнографический мир алтайцев - предметы быта и семейно-бытовые отношения. Известный исследователь истории алтайцев Л.П.По Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири. ч.1. СПб, 1866, с.126-127. Вербицкий В.В. Алтайские инородцы. М., 1893. Потапов высоко отозвался о В.И.Вербицком, сказав, что его вполне можно считать первым русским этнографом и специалистом по Горному Алтаю"*.

Собирателем алтайского фольклора был также знаменитый востоковед академик В.В.Радлов. В 1860-е годы, путешествуя по Алтаю, он собрал большой этнографический, статистический, экономический и фольклорный материал, часть которого издал в первом сборнике "Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири" . Как писал сам Радлов: "Издаваемая ныне первая часть литературных образцов заключает в себе поднаречия Алтая: алтайцев, телеутов, черневых и Лебединских татар, шорцев, саянцев . В данный сборник вошли образцы почти всех жанров алтайского фольклора. Раздел загадок он озаглавил "Толос". Видимо, он записал их у племен телес, проживающих на берегу Телецкого озера. Постоянным информатором и переводчиком русского ученого был тот же М.В.Чевалков, роль которого в сборе и сохранении родного фольклора поистине безмерна.

Более подробно изучила алтайские народные загадки кандидат филологических наук К Е.Укачина.

 I I .Понятие «загадка-айтыс»

 Жанр загадки восходит к глубокой древности. Подобно другим жанрам казахского фольклора, загадка долгое время распространялись в устной форме, и только с 19 века их начали собирать, записывать, изучать.

  В казахском  фольклоре встречаются жанры, характерные только для казахского устного народного  творчества. Это не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, обрядовые песни, философские размышления, поучительные сказки, но и афоризмы, айтысы (поэтические состязания), остроумные высказывания степных биев, прощальные и погребальные напевы, которые свидетельствуют о понимании и осмыслении окружающего мира казахов, об их духовной культуре. Эти жанры устного творчества и особенности мировосприятия казахов наложили свой отпечаток и на развитие, структуру, содержание казахских загадок.

Среди казахских загадок встречаются загадки-айтыс». Айтыс- это такое своеобразное певческое состязание- диалог, где участники должны друг друга превзойти в быстрой, находчивой и остроумной поэтической  импровизации. Акыны-импровизаторы в свою «песню» (олен) вставляли загадки или свой зачин начинали с загадывания сопернику загадки, сочиненный на ходу. Казахская молодежь любила соревноваться в таком песенном творчестве. В форме айтыса девушки и джигиты загадывали друг другу загадки и отгадывали их. Веселясь на свадьбах, молодежь ночи напролет, до рассвета, вела шуточные поэтические состязания. Например, джигит запевал: «С озера прилетела серая утка. Кому принадлежит твое сердце? У нее не нашлось крыльев, чтоб прилететь к тебе. Не забыла ли ты про меня, пока я не пришел?». А девушка насмешливо отвечала ему: «Да, есть такие птицы, что не умеют ни уйти, ни прийти. Ту переправу, которую я перешла, ей не перейти. Хоть девушка я, а достигаю цели».

3.Загадки алтайского и казахского народов  о природе

   

  В алтайских и казахских загадках, как и в других жанрах устного народного творчества, ярко отражены определенные периоды и ступени развития общества, следы исторического прошлого, черты настоящего, его обряды и обычаи, быт и хозяйство, фауна и флора горного края.

Возникнув в отдаленные исторические эпохи, сначала как средство магии и оберегав от воздействия враждебных человеку сил природы, сопровождая в определенных случаях различные обряды - охотничьи, хозяйственные, бытовые, отражая особенности семейно-родственных отношений в виде табу-запретов и иносказаний. Загадка со временем приняла на себя общественно-практическую функцию, став важнейшим средством воспитания молодого поколения, одним из способов передачи ему векового опыта народа в познании объективных законов жизни и общества.

Выполняя эту сложную воспитательно-педагогическую функцию» загадки в то же время развивали у молодежи такие важные качества, как ум, образное мышление, сообразительность, умение быстро и точно отыскивать аналогии и ассоциации.

Надо полагать, что именно алтайские и казахские загадки по своей тематике, по художественно - изобразительному средству похожи т.к.  алтайский и казахский языки относятся к тюркским языкам, с другой стороны,  по географическому расположению -эти народы живут в одном районе более ста лет.

Поэтому алтайские и казахские загадки включили в круг своих интересов понятия о вселенной и явлениях природы, растительном и животном мире,

Загадки о природе, явлениях природы написаны ярким поэтическим языком.

Алтайские загадки (собирали у информатора Конгуновой К.А).Приложение №1

 Кызыл тонду эмеген кырды ажа берди. (кун)

Женщина в красной шубе убежала через гору.(солнце)

Корзом корунбес, тутсам, тудулбас. (кей)

Хочу увидеть — не показывается,

хочу схватить — не дается.(воздух)

Тенери тубинен  самара келди,

тумен калык мургий берди (салкын)


От основания неба бумага пришла,

тысячи народов кланялись. (ветер)

9
Шулузин чилеп калыза- jедижип ого болбозын,

Jерге  келип тушсе, тудуп албазын. (jалкын)

Едет рысью — не догнать,

в землю войдет — не найти. (Молния)

Отсо корунбес, кыйгырзан отконор. (jанылга)
Проходит — не видно, кричишь — дразнится.(Эхо)


Туни тужи кожондоор, оны кем де токтодып болбос. (Суу)

День и ночь поет, ее никто не остановит.(Река)

Мен турзам, бажым тенериге jедер, онын учун турбайдым.( jол)
Если я встану, то неба коснусь, поэтому не встаю.(дорога)

Талай да эмес, jер де эмес, параход то, кижиде одуп болбос. (сас)
Не море и не земля, ни пароход не пройдет,

ни человек не пройдет.(болото)

 "От камчылу куркет уул" (1алкын) –

 С огненно-красной плеткой жестокий парень (молния) и т.д.

Буды jерде, бажы тенериде. (кыр)

Нога в земле, голова в небе. (Гора)

Тегерик чырайлу jаражай, кыр кийнинен jалытрап корунди.(кун)

Круглолицая нарядная девушка,

Засверкав, показалась из-за горы. (солнце.)

Айыл устине jарым теертпек. (ай)

Над домом половина теертпека. (месяц)

Бойы кичинекте болзо, ыраактан jарыдат. (jылдыс)

Самая такая крохотная, а в далеком месте сияет. (Звезда)

Корунбейт, тудулбайт, коолодо кожондойт. (салкын)

Не видать, не ловиться, но голос его слышится. (Ветер.)

Тенериден тужуп, jерге сайылат. (солоны)

Спустилась с неба, воткнулась в землю. (Радуга)

Бирузи соок керек дийт.

Экинчизи jылу керек дийт. (кыш ла jай)

Один говорит: «Тепло нужно,»

Другой говорит: «Холод нужен». (Лето и зима)

Суу кечире куску салынган. (тош)

Через реку лежит зеркало. (лед)

Казахские загадки (Собирали у информатора Сабикеновой Л.У.,

Сабикенова О.С.).Приложени № 2

Каз.: Дәнге толы бөркім

              Таңертең қарасам жоқ.           (  түнгі аспан мен жұлдыз)

Шапка зернышек полна,                                

       Утром глянул - нет зерна   (ночное небо и звезды)

Каз.:Ақ қойым кетіп,

Қара қойым қалды.                     (қар мен жер)

     Белый баран ушел, черный остался. (Снег и земля весной)

Каз.: Көп бауырсақ ішінде бір қалаш     (жұлдыз бен ай)

Среди баурсаков -один  калач (Звезды и месяц)

Өлшенбей пішілген,

     Жіпсіз тігілген.                   (Жер)

     Скроена без примерки,

     сшита без ниток. (Земля)

Туда-сюда ходит, а следов не видно. (Ветер)

Әрі- бері жүрсе де, жоқ екен оның ізі   (жел)

Каз.: Екі терісі бірдей.   (аспан мен жер)

                             

Две шкуры – обе равны. (Небо и Земля).

4.1.Загадки о животных, о птиц, о насекомых

Алтайские загадки

Казыр каан тайгада jадыры,

Казырланып, улус коркыдат.(айу)

Страшный хан живет в горах,

На людей наводит страх. (медведь)

Огош шулмус анычак,

Агаштан агашка jенил секирет. (Тийинеш)
Быстрый маленький зверек

По деревьям скок поскок.(Белка)

Чек-чек базытту, чекпен сары одукту. (элик)
С быстрой-быстрой походкой,

с желтыми сапогами. (косуля)

9 

Агы агастый, каразы киштий,

Базыды кыстый. (саныскан)
По белизне — горностай, по черноте соболь,

по походке девушка. (сорока)

 «Тап-туп" базытту, сабар-супар одукту" (каргаа) –

С семенящей походкой, носит обувь на пальцах (ворона);

Кайада семис кур jадыры.( jылан)

На скале лежит жирный ремень (Змея)

Jелбер jалаалу, казыр уул. (кара-кула)

С мохнатой гривой опасный парень. (Лев)

Аркада казан кайнайт. (чымалынын уйазы)

В лесу котел кипит. (муравейник)

Кыш келзе, кышка туней,

Jай келзе, jайга туней. (койон)

Настанет зима- похож на зиму,

Настанет лето- похож на лето. (заяц)

Арба берзен jибес, соок берзен- челдейт. (ийт)

Дашь овес не ест, дашь косточку- грызет. (собака)

Jердин алдында jуулу токпок  jадыры.(кужул)

Под землей лежит

Жирная  колотушка (крот)

Казахские загадки о животных

Каз.: Құйыршығымен алға және артқа жүреді, бірақ үрмейді.

                                                                                     ( балық)

Хвостиком туда-сюда, но не гавкает. (рыба)

      Каз.: Таңертең айғайлап, адамдарды оятады.

                                                                                      (әтеш)

          Утром кричит, будит людей. (петух)

Каз.:  Түсте ол ұйқыда, түнде аңаулауда.  ( жапалақ)

Днём она спит, а ночью охотится. (сова)

Каз.:Жер астында тұрағы. Есімі оның  …

                                                                ( көртышқан)

Под землёй он живёт. И зовут его …(крот)

   

 Каз.:Арқасындағы дөңес, оған кедергі емес. (түйе)

    Горб на спине ему не мешает. (верблюд)

Каз.: Құйрығы қызғылт. Орманда өмір сүреді. Ауылдан тауық ұрлайды. түлкі)

Рыжий хвост. В лесу обитает. Очень часто в деревне кур ворует. (лиса)

Каз.:Сұр сәби – мысықтардың  ойыны. ( тышқан)

Серая крошка – игрушка для кошки. (мышь)

4.2.Загадки  о растениях (алтайские загадки)

Jажына jажыл тургулайт.(чиби, мош, карагай)

Вечно зеленые стоят. (ель, кедр, сосна.)

Тиру эмес, jе тиштеп ийет. (чалкан)

Не живая, а жалит. (Крапива)

Энези –jер, адазы-кун.(Озумдер)

Мать – земля, отец- солнце. (Растение)

Казахские  загадки о растениях

Посадили зернышко,

Вырастили  солнышко.                         Каз.: Дән отырғызып, күн өсірдім.      (Подсолнух)-                                                                     ( күнбағыс )                              

                                             

В шубе летом,                                       Каз.:     Жазда тон киеді,

А зимой раздеты  (Дерево)                                Қыста шешеді.      (ағаш)

           

4.3. Формы алтайских и казахских загадок.

С точки зрения формы алтайские и казахские загадки бывают следующими:

-загадки – иносказания (алт. «Колдо jок, бут та jок эжикти ачып ийер» ) Пер. «Без рук, без ног, а ворота открывает», каз.: Жер астында жездекем аты кiciнейдi»);

Загадки описания (алт.: «Костори тозрак,Бели коркок.Эки бала jаныс ээрде учкажат.»  пер. Глаза его выпучены,Спина горбатая.Два ребенка вечно на одном седле сидят. (верблюд)

Каз.: «Торт аякты, мын таякты”);

Загадки- вопросы ( алт.: Узун куйрук кемде бар?) (Пер. «У кого длинный хвост?), каз.: «Уй артында шонкайма, буы шыгып турмай мА? Салпан кулак келед деп, корка-корка турмай мА?!»);

Загадки- задачи ( алт.: Ан да эмес, куш та эмес, тумчугы- ийне.

Учса- чынырар, отурза- унчыкпас.

Олтурзен- боныннын канынды тогорин.(томонок)

Не зверь и не птица, нос как иголка,

Летит-кричит, когда сядет-

молчит, убьешь- кровь свою прольешь. (комар)

каз.: «Демисiз- yнсiз, жyрсе- yнсiз. Басса iсi жок, журсе жолы жок»).

V.Использование разнообразных художественных средств в построении загадок

   Восприятие окружающей природы у алтайцев и у казахов  необычайно поэтично. Традиционная народная культура этих народов оставила много красивых легенд, сказаний, песен и сказок, загадок и пословиц  прославляющих красоту Алтая. Каждая сказка или миниатюрная загадка содержат очень емкую, предельно сжатую, но, вместе с тем, очень точную информацию о мире в целом и о конкретном предмете в частности. Каждая загадка – это поэтическая миниатюра, в которой сконцентрировано понятие о Красоте Вселенной. "Из глубины бесконечности прибежала белая коза". (Ак-jарыктын тубинен, ак эчки jугурип келди.Таким представляется долгожданный рассвет в горах.  О нежном и недолговечном одуванчике говорят, подчеркивая светлую грусть встречи и расставания:

                "Вырос белый шар,
                    С белым ветром соединившись, 
                    Улетел бесследно".

Исполнение сказаний и сказок, игры в загадки составляли часть жизни кочевых народов  Чуйской степи, заполняли досуг. Во время загадывания загадок проверялись смекалка и опыт игроков, прививались знания о мире и природе. Участники стремились не проигрывать. Иначе не отгадавшего загадку игрока осмеивали и наказывали – "женили на старухе" или "выдавали замуж за старика". Когда-то загадки являлись обязательным компонентом обряда инициации. Традиционные алтайские загадки еще в чем-то сохранили архаические черты обрядов посвящения. Тематически они затрагивают разные стороны жизни: явления природы, предметы быта, животный и растительный миры, строение и внешний вид человека, ремесла и промыслы, запреты. Традиционные загадки разных народов похожи, и разгадать их не составляет труда. Но в каждой метафоре или в каждом сравнении, на основе которых строится загадка, встречается сугубо местное своеобразие. свой национальный колорит. И в этом их неповторимость.

Казахское национальное блюдо «баурсак» - это как русская лепешка только формы разные.

Например, Среди баурсаков -один  калач (Звезды и месяц)- казахская  загадка.

Алтайское национальное блюдо –« теертпек». Тоже как лепешка.

Айыл устине jарым  теертпек (ай)-

Над домом половина теертпека. (месяц)- алтайская загадка.

В алтайских и казахских загадках включены отрицательные сравнения.

Например:

Не зверь, не птица, а нос, как иголка.  (Комар)- алтайская загадка

Усы есть, да бороды нет,

Шуба есть, да халата нет.

Незачем ему ходить в поле,

Все найдет дома.   (пегая лошадь) – казахская загадка.

Как в алтайских, так и казахских загадках выявлены, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)

Например:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо)  - казахская загадка.

  В поле сережки на одной ножке. (Овес)- алтайская загадка.

Один костер весь мир согревает. (Солнце)- казахская загадка.

Гиперболы  алт.: Jус борукту кодыр уул

                                Jалан коныр jылкылу,

                                Jап-jараш балдарлу.

                                                                            (тобого ло кузук)

Рябой парень, облаченный

В сто шапок, имеет табун каурой масти, да самых прекрасных детей. (кедровая шишка с семенами)

Каз.: «Жылкыны карнына кыстырып, Туйенi ернiне  кыстырып, Есектi кулагына кыстырып, Каскырды ат кып мiнiп, Айт дегенде журе берген»)

           Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

          Каждая новая загадка, разгаданная человеком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность, прививает вкус к умственной работе.

    Загадка, по словам К.Д. Ушинского,  «доставляет уму  полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Заключение.

         Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог –     научиться составлять свои загадки.

       Загадка – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Особенно это у тюркских народов.Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: Казыр каан тайгада jадыры,

Казырланып, улус коркыдат.(айу).

Страшный хан живет в горах,

На людей наводит страх. (медведь)

Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

       Что такое загадка – это образ, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожих образов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логические мышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковка, а дед, который во сто шуб одет – большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

        Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

Имея черты сходства и различия, загадки алтайского и казахского народов были не только тайным иносказательным языком, но и испытанием мудрости, сообразительности, находчивости человека. Содержание загадок отражало мир человека, окружающую его среду, быт, возможно, поэтому большая часть загадок посвящена природе. Приложение № 3 (Тайлунова А.А.)

        Исследовательская работа  позволила нам изучить происхождения и исследования алтайских и казахских загадок, их виды и ценность этого  жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, сравнения и вывода, расширяли кругозор, учились работать самостоятельно, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература и искусства.

     

         

 Список литературы      

  1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.
  2. Асыл соз: Олендер, ертектер, аныздар/ Курастырган Б.Ыскаков.-Алматы, 1997.-432б.
  3. Баскаков Н.А., Тощакова Т.М. Ойротско-русский словарь М.,1947, с.142
  4. Вербицкий В.И., Словарь алтайского и аладагского наречий тюрксого языка. Казань, 1884, с.333

 2. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5

 3.Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5,  - 124 с.

  4. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33

  5. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38

  6. Крашенинников С.П. Описание земли русской.С Пб., 1755, Т. 1, 246с.

   7.Литературный энциклопедический словарь/ Под общей ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева.-М.: Сов.энцикл-я, 1987.-752с.

  8.  Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк:  Сталкер, 2006. – 318с.

  9.  Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967. – С.22

 10.Укачино К.Е.Алтайские народные загадки, Ташкент, 1984.с.41-94

  9.. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.

VIII.Приложении

Приложение № 1 Конгунова К.А.- 78 лет

Приложение № 2 Сабикеновы Лаузат Серкешевна и Ойрат Сабикенович

Приложение № 3 автор работы Тайлунова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быт и культура казахского народа"

О традициях и обычаях казахского народа...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

"Ораторское искусство казахского народа"

В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.

Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Триединая дидактическая цель: - рассказать о вос...

Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"

Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...

Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"

Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной ...