Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Дущанова Динара Дюсембаевна
Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Триединая дидактическая цель: - рассказать о восстаниях шаруа во второй половине 19 века, объяснить причины и процесс выступлений; - продолжитьработу над развитием умений и навыков работы с учебником, с дополнительным материалом, выделять главное, высказывать свое мнение; - воспитать уважение к истории своей Родины, патриотизм. Әдіс – тәсілдер\метод – объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый. Сабак турі\ тип урока – комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Сабақ \урок №  33-34                                   дата 24.01

Пән\предмет: история Казахстана                                                            класс: 8

Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.        

Триединая дидактическая цель:

- рассказать о восстаниях шаруа во второй половине 19 века, объяснить причины и процесс выступлений;

- продолжитьработу над  развитием умений и навыков работы с учебником, с дополнительным материалом, выделять главное, высказывать свое мнение;

- воспитать уважение к истории своей Родины, патриотизм.

Әдіс – тәсілдер\метод – объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.

Сабак турі\ тип урока – комбинированный.

Сабак барысы\ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный этап(Психологический настрой; объявление темы урока, слайд 1)
  3. Проверка д\з на тему: Завершение присоединения Казахстана к  Российской империи.

Тест

  1. Являются ли данные мотивы побудительными присоединения к России Старшего жуза: потребность в сбыте товара; дешевый источник сырья; дешевая рабочая сила.

А) верно;

Б) не верно.

  1. Когда был подписан документ российского правительства о принятии Старшего жуза в подданство?

А) февраль 1822 г;

В) май 1824г;

С) август 1817г;

Д) сентябрь 1821г;

Е) декабрь 1825г.

3. Центр Российского приставства в Ставршем жузе с 1855 года:

А) Капал;

В) Сергиополь;

С) Лепси;

Д) Верный;

Е) Каратал.

4. Найдите ошибку в перечне военных крепостей, построенных царским правительством в Южном Казахстане?

А) Актау;

В) Алатау;

С) Капал;

Д) Елек;

Е) Лепси.

5. Историческое значение Узын – агашской битвы?

А) Освобождение Южного Казахстана от хивинских властей;

В) Освобождение Старшего жуза от ига среднеазиатских ханств;

С) Завершение присоединения Казахстана к России;

Д) Освобождение Семиречья от Кокандского ига;

Е) Все перечисленное.

6. Кто командовал отрядом, захватившем кокандскую крепость Таушубек в 1851г.?

А)  подполковник Карбышев;

В)  генерал – губернатор Перовский;

С)  би Тайнеке Досетулы;

Д) капитан Гутковский;

Е) подполковник Шубин.

7. Какую роль сыграло захват кокандской крепости Ак – Мешит?

А) Окончательно освободил Старший жуз от коканского ига ;

В)  Открылся путь для продвижения российских войс в Заилийский край;

С) Ускорило процесс завершения присоединения Казахстана к Российской империи;

Д)  Все выше перечисленное;

Е) Соединение Сырдарьинской и Сибирской военных линий крепостей.

8. Сколько семей были перевезены из Сибири в верный в 1855г?

А) 100 ;

В) 200;

С) 300;

Д) 400;

Е)500.

9. Кто одним из первых активно взялся за переселение в Казахстан казаков и крестьян?

А)  Г.А. Калпаковский;

В) Канат Ши;

С) И. Карбышев;

Д) генерал – губернатор Перовский;

Е) Сам царь Александ II.

10. Какой позиции придерживался сын Кенесары Касымулы султан Садык?

А) встретил русский отряд с почетом;

В)  боролся против русских войск;

С)  придерживался политики нейтралитета;

Д) вступил в сговор с правителем ташкента против русских войск ;

Е) попытка создания военного союза с кыргызами.

Ключ: (слайд 3)

А

В

Д

Д

Д

А

В

Д

А

В

  1. Постановка задач урока.

Учащиеся самостоятельно ставят задачи на урок

  1. Актуализация знаний (слайд 4)

«Мозговая атака» выскажите свое мнение и отношение к проблеме «Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в период XVIII-XIX вв»

Вопросы «помощники»:

А) Как проходил процесс присоединения Казахстана к Российской империи?

Б) Что повлекло за собой это присоединение?

В) Что такое «Восстание»?  Какие Вам известны востстания прошедшие на территории Казахстана в период XVIII-XIX вв?

- Молодцы!!!

Термины:

Восста́ние — открытая акция сопротивления группы людей против государственной власти. Наиболее важным видом восстания является вооружённое восстание. Участники восстания называются повстанцами.Восстание, в котором принимает участие значительная часть населения, называется народным восстанием.

Коло́ния — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории.

Национально-освободительное движение — организация, которая ведет борьбу за освобождение какого-либо народа от иностранного господства.

  1. Изучение новой темы.

Работа с документом (раздаточный материал):

Задание: изучить текст документа. На основе его анализа ответить на вопросы:

А) Кто собирал с местного населения налог?

Б) какие виды налогов были установлены?

В) Чем закончилось противостояние казахов и кыргызов с кокандцами?

«№ 292, 1858 г. июня 7. Рапорт командующего Сырдарьинской линией генерал-майора Данзаса командиру Отдельного Оренбургского корпуса восстании казахов против кокандского хана.

Надворный советник Осмоловский донес, что в марте месяце правитель Ташкенда Мирза Ахмед с 3000 воинов, собранных им как из кокандцев, так и из киргиз, прибыл в крепость Аулие-Ата, призвал биев кочующих здесь киргиз, назначил сбор не только с баранов, как это всегда делалось, но даже с верблюдов, лошадей и рогатого скота. Когда бии, возвратись в свои аулы, объявили киргизам волю правителя Ташкенда, тогда киргизы отказали ему в повиновении. Мирза Ахмед выслал своих зякетчиков в каждый род и каждое отделение, дав им команду по 100 и по 200 человек; эти зякетчики простерли свою дерзость до того, что назначили тогда подать по одной тилле за каждую взрослую девушку за позволение выходить замуж; при этом разным бесчинствам не было конца, так, например, зякетчики свидетельствовали всех женщин и по грудям узнавали, замужняя ли она, или девица. Эти бесчинства, наконец, вывели из терпения киргиз, они убили прежде всего Мурза-бия, брата правителя Ташкенда, муллу Маюсупа, пятисотенного начальника и других зякетчиков, после чего взбунтовались все киргизы на Алатауских горах, а именно канличанглинцы, кукулинцы, кутенчинцы, дулатчинцы, бистамгалинцы и киргизы Киргизова рода, подступили к Аулие-Ате и к другим соседним крепостям, как-то Чулак, Аксагата, Тукпаг, Чилек и заставили правителя Ташкенда запереться в крепости».

Казахско-русские отношения в ХУП1-Х1Х веках. - Алма-Ата, 1964, с. 440.

  • Военнное продвижение России по территории Юго – Западного, Южного и Юго-Восточного  Казахстана, набеги, бесчинства и земельные захваты со стороны Среднеазиатских государств (Хивы и Коканда) вызвали восстания местного казахского населения. Во главе народных масс встали батыры Жанкожа Нурмухамедулы и Есет Котибарулы.

Вопрос классу:

  • По какому плану проводится изучение восстания?

План изучения восстания:

  1. Причины восстания;
  2. Цель восстания;
  3. Движущие силы восстания;
  4. Руководитель восстания;
  5. Ход восстания;
  6. Причины поражения и историческое значение.

Работа в парах.

Задание классу: составление развернутого сложного плана (изучение и обсуждение текста в микрогруппах и фиксирование плана на ватмане маркером)

1.пара. – 1п.плана  «Причины и предпосылки восстания»()

  1. Стремление Хивинского ханства установить свою власть над сырдарьинскими казахами
  2. Направление военных сил для сбора налогов
  3. Насильственная мобилизация приаральских казахов для постройки крепостей
  4. Насильственное изъятие и раздача своим родственникам казахских земель
  5. Продажа казахских детей на рынказ Средней Азии

2пара – 2 п.плана «Цель восстания» ()

Прекращение колонизации казахских земель, сохранение самостоятельности, прекращение постройки крепостей, освобождить казахов из- под власти какандцев

3пара.- 3 п.плана «Движущие силы восстания» ()

Движущие силы- казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин, батыров

4 пара. – 5 п.плана «Ход восстания» ()

Составление хронологической таблицы.

5пара. – 6 п.плана «Причины поражения» ()

Политическая и внутриродовая разобщенность казахов, стихийность выступления, слабость в организации, прдательство феодалов.

6 пара.- 6 п.плана «Историческое значение»()

Объединеное движение казахского и кыргызского народа. Ускорило освобождение южного Казахстана от Кокандского ига и присоединение этих районов в состав Российской империи.

 Выстуление учащихся из 6 пар с составленным развернутым сложным планом.

  1. Закрепление.

Составить синквейн  к имени Жанкожа Нурмухамедулы

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. П.23, заполнить таблицу на стр.143.
  3. Рефлексия.
  • Понравился ли мне урок?
  • Что я узнал нового?
  • Где я могу применить полученные знания?
  • Что я хочу узнать дополнительно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быт и культура казахского народа"

О традициях и обычаях казахского народа...

Национально-освободительная борьба казахов на пути к независимости.

Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении  истории.    Для современного человека очень важно знать историю. ...

Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»

Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...

"Ораторское искусство казахского народа"

В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"

Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение  к...

Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"

Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...

Справедливая и освободительная война советского народа против фашистского агрессора

Справедливая и освободительная война советского народа против фашистского агрессора...