Рабочая программа "Юный петербуржец", "Эрудит +"
рабочая программа на тему

Соловова Светлана Леонидовна

Подробная рабочая программа для ОДОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №270 Красносельского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________________Е.В. Журавлёва

ОСНОВАНИЕ:

Решение педсовета ГБОУ СОШ №270

от ______________________________

Протокол №______________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ»

Возраст учащихся:    14 — 17 лет

Срок реализации:      2 года

Объём реализации:   288 учебных часов (по 144 часа в год)

Автор-составитель: Соловова Светлана Леонидовна,

преподаватель дополнительного образования

Методическое сопровождение:

Мушко Лидия Петровна, методист

Санкт-Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная дополнительная образовательная программа соответствует социально-педагогической направленности, так как направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся, выработку умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне, ориентироваться в городском пространстве.

Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и практичкские умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.

Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутри личностные проблемы учащихся.

        Актуальность программы заключается в требовании времени. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами массовой информации и применять их на практике. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством. 

        Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,  что она даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий, способствует развитию творческого мышления школьников, помогает им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Помогает освоить различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.

Цель: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец. 

Задачи:

  1. Способствовать ормированию познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,
  • понимать особенности городских объектов как источников информации,
  • применять полученные знания.
  • совершенствовать общеучебные умения
  • выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую часть.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения (288 часов), занятия групповые - 2 раза в неделю по 2 часа. Возраст детей в группах- 14-17 лет.

               Ожидаемые результаты

1 год обучения

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

Ориентируются:

- по карте-схеме  и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга  (соответственно программе);

- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки;  сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;

        —  грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

—  указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга,   в  том  числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

—  называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.)> объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественнуюзначимость или др.) для современников и в настоящее время;

—  называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

—  называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей XXI в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

—  разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города;

—  раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают,  описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;

—               объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей;

—  объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

  • указывают основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира.

   Ожидаемые результаты

2 год обучения

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplan и др.), рекомендованным учителем:

—  находят на карте нужные объекты;

—  прокладывают оптимальные маршруты;

—  читают карты как источник информации.

Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве

(по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам):

—               объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

—           регулярно   посещают   учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.

Умеют:

—  извлекать необходимую информацию из разных письменных источников   (справочников,   научно-популярной литературы, Интернета);

—  узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;

—  самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

—  «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью).

Умеют:

—   разъяснить, объяснить роль конкретных  памятников,  традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета);

  • —  применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т. д.) Умеют:

—  сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

—  работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;

—  работать с наглядным материалом;

—   обосновывать,      аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

  •   извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы.

Формы и методы определения результативности (подведения итогов):

Публичные выступления, защита исследовательских и проектных работ, участие в соревнованиях, конкурсах.

Методы обучения: наглядный, вербальный, творческий, проблемно-поисковый, эвристический, практический.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

2

2

4

2

Петербург в конце 19 века.

4

8

12

3

Петербург в начале 20 века.

4

8

12

4

Красное Село в 19 веке.

10

20

30

5

Петроград — Ленинград.

16

32

48

6

Город перед войной.

4

8

12

7

Красное Село в начале 20 века.

8

16

24

8

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

50

94

144

Содержание программы

1 год обучения

п/п

Темы занятий

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Теория: Знакомство с членами кружка, программой.  Знакомство с руководителем. Цели и задачи объединения на учебный год. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности.

Практика: Создание буклета с памяткой по правилам техники безопасности и правилам поведения.

2

Петербург в конце 19 века.

Теория: Города — среда обитания горожан 19 века. Структура города. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни. Важнейшие события общероссийского масштаба, происходившие в городе в конце 19 века. Государственные деятели каждого периода. Памятники, напоминающие о событиях и государственных деятелях.

Практика: Написание мини исследований, маршрутов экскурсий.

3

Петербург в начале 20 века.

Теория: Города — среда обитания горожан. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни. Важнейшие события общероссийского масштаба, происходившие в городе в начале 20 века. Государственные деятели. Памятники, напоминающие о событиях и государственных деятелях. Из истории формирования нашего города как центра художественной культуры.

Практика: Работа в малых группах над созданием творческих работ.

4

Красное Село в 19 веке.

Теория: Отражение важнейших событий общероссийского масштаба в истории Красного Села в начале 20 века. Памятники, объекты, напоминающие о событиях и государственных деятелях, трудившихся в Красном Селе.

Практика: Работа в группах по разработке и дальнейшем проведении районной игры.

5.

Петроград — Ленинград.

Теория: Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и арена истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие об общероссийских событиях. Памятные места бывшей столицы. Переименование Петербурга в Петроград. Петербург-Петроград – арена важнейших для России политических событий.

Практика: Работа по написанию исследовательских работ. Работа над составление компьютерной олимпиады.

6

Город перед войной.

Теория: Санкт-Петербурга – место жительства горожан.  Петербург – город предвоенного времени. Условия жизни горожан: управление городом, проблемы жителей.

Практика: Работа в малых группах по подготовке заданий к районной олимпиаде истории и культуре санкт-Петербурга.

7

Красное Село в начале 20 века.

Теория: Объекеты современного Красного Села: здание завода Экран, Бумажной фабрики, Мостотряд — 19, торговые центры, новые школы.

Практика: Работа в группах и индивидуально по составлению квест-игры: «Красное Село».

8

Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов обучения за год. Награждение лучших учащихся. Повторение правил поведения летом.

Поурочное планирование.

1 год.

№ занятия

Содержание

Часы

Дата

1,2

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

4

Петербург в конце 19 века.

12

1

Карта Петербурга 19 — начале 20 века.

2

2

Жизнь Петербурга-Петрограда в 19 — начале 20 века.

2

3

Образ жизни горожан Петербурга 19 — начале 20 века.

2

4

Писатели и поэты «серебряного века» в петербурге-Петрограде.

2

5

Празднование 200-летнего юбилея и другие праздники.

2

6

Написание мини-исследования.

2

Петербург в начале 20 века.

12

1

Столичный город при Николае II.

2

2

Жизнь города при Николае 2.

2

3

Эклектика и модерн в городе.

2

4

 Архитектурные особенности начала века.

2

5

Основные события и памятники начала 20 века.

2

6

Написание эссе. Разработка экскурсии.

2

Красное Село в 19 веке.

30

1

Карта Красного Села в 19 веке.

2

2

Статус «Дворцовое Село».

2

3

Быт и нравы красносёлов 19 века.

2

4

Маневры в Красном Селе.

2

5

Император и великий князь на манёврах в Красном Селе.

2

6

Повседневная жизнь манёвров.

2

7

Прогулки по парку 19 века.

2

8

Театральная жизнь Красного Села.

2

9

Театральные постановки.

2

10

Писатели в Красном Селе.

2

11

Живописцы в Красном Селе.

2

12

Изящество родного края.

2

13

Сбор материалов.

2

14

Работа над проектом.

2

15

Защита проекта.

2

Петроград — Ленинград.

48

1

Наследие прошлого.

2

2

Наследие Петербургской губернии

2

3

События, изменившие жизнь страны и города.

2

4

Облик горожан.

2

5

Облик города.

2

6

Петроград-Ленинград.

2

7

Ленинград – промышленный центр СССР.

2

8

Ленинград – торговый центр СССР.

2

9

Образование и просвещение в Ленинграде.

2

10

Наука в Ленинграде.

2

11

Культура Ленинграда.

2

12

Ленинградская архитектура. Конструктивизм.

2

13

Транспортная система Ленинграда.

2

14

Ленфильм.

2

15

Карта города.

2

16

Изменения в управлении.

2

17

Быт ленинградцев.

2

18

Праздники в Ленинграде.

2

19

Новые памятники.

2

20

Ленинградская область.

2

21

Ленинградская область.

2

22

Сбор материалов.

2

23

Написание проекта.

2

24

Защита проекта.

2

Город перед войной.

12

1

Жизнь города перед войной.

2

2

Жизнь горожан перед войной.

2

3

Особенности Лненинграда.

2

4

Сталинский ампир (предвоенный).

2

5

Написание творческой работы.

2

6

Защита творческой работы.

2

Красное Село в начале 20 века.

24

1

Изменения на карте.

2

2

Особенности красносельского строительства в начале 20 века.

2

3

Особенности жизни красносёлов.

2

4

Развлечения жителей Красного Села.

2

5

С манёвров на войну.

2

6

Первая Мировая война и Красное Село.

2

7

Новое в Красном Селе.

2

8

Областное значение.

2

9,1

Работа в музеях Красного Села.

4

11

Сбор материалов и написание исследовательской работы.

2

12

Защита исследовательской работы.

2

Итоговое занятие.

2

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Темы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

2

-

2

2

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

8

16

24

3

Красное Село в годы Великой Отечественной войны.

8

16

24

4

 Ленинград: 1945-1991 г.г.

10

14

30

5

Красное Село: 1945-1991 г.г.

8

16

24

6

Ленинградская область в 20 веке.

2

4

6

7

Современный Петербург.

8

16

24

8

Моя малая Родина в наши дни.

4

10

14

9

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

52

92

144

 Содержание программы

2 год обучения

п/п

Темы занятий

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Теория: Цели и задачи объединения на учебный год. Выбор нового актива. Распределение должностей. Правила поведения и техники безопасности на занятиях

2

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Теория: Жизнь города и его жителей во время Вов. Ленинград – город-герой. Хронология жизни блокадного города и его жителей. Памятники и памятные места.

Практика: Работа с картами. Работа в музеях, посвящённых Вов. Написание творческой работы.

3

Красное Село в годы Великой Отечественной войны.

Теория: Жизнь его жителей во время ВОв. Памятники и памятные места. Красное Село рубеж обороны.

Практика: Работа в школьных музеях Красного Села. Работа в группа и индивидуально над составлением исследовательских работ. 

4

Ленинград: 1945-1991 г.г.

Теория: Наследие Ленинграда. Общая характеристика эпохи. Карта и облик города. Этапы развития СССР – этапы истории Ленинграда. Ленинград – экономической центр СССР. Достижения и недостатки ленинградской экономики.  Ленинград – центр образования, просвещения, науки.  Ленинград – центр художественной культуры. Выдающиеся деятели культуры. Памятники и памятные места, связанные с известными деятелями культуры. Театры, концертные залы, кино.

Практика: Работа в малых группах по подготовке заданий к районной олимпиаде истории и культуре Санкт-Петербурга.

5

Красное Село: 1945-1991 г.г

Теория:  Карта и облик Красного Села. Выдающиеся деятели культуры. Жизнь и деятельность А.Е. Березанского.

Практика: Работа в группа и индивидуально над составлением игры.

6

Ленинградская область в 20 веке.

Теория: Карта области. Памятные места. Изменения.

Практика: Работа с картами. Составление маршрутов.

7

Современный Петербург.

Теория: Современный Петербург.  Управление Санкт-Петербургом. Устав Санкт-Петербурга.

Условия жизни петербуржцев и их проблемы. Городское хозяйство и благоустройство города. Городские традиции

Практика: Работа в группах над разработкой и проведением экскурсий.

8

Моя малая Родина в наши дни.

Теория: Современный облик Красного Села. Изменения. Застройка. Новые объекты и планы.

Практика: Работа в группах над разработкой и проведением экскурсий по территории современного Красного Села.

9

Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов обучения за год. Награждение лучших учащихся.

Поурочное планирование.

2 год.

№ занятия

Содержание

Часы

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

2

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

12

1

Ленинградская блокада.

2

2

Страшная война.

2

3

Никто не забыт и ничто не забыто

2

4

Памятники ВОв в Ленинграде.

2

5

Музеи города о войне и блокаде.

2

6

Защита творческой работы.

2

Красное Село в годы Великой Отечественной войны.

12

1

Рубеж обороны.

2

2

Бои на территории Красного Села.

2

3

Воронья гора.

2

4

Жизнь красносёлов в годы войны.

2

5

Написание исследовательской работы.

2

6

Защита исследовательской работы.

2

Ленинград: 1945-1991 г.г.

30

1

Карта города.

2

2

Послевоенный Ленинград.

2

3

Памятные места, связанные с ВОв.

2

4,5

Экскурсия по памятным местам .

4

6

Ленинград – крупный промышленный центр.

2

7

Образование в нашем городе.

2

8

Наука в нашем городе.

2

9

Культура на берегах Невы.

2

10

Послевоенныый неоклассицизм.

2

11

Ленинградское строительство 1960-70-е годы.

2

12

Функционализм.

2

13

Изменение границ горрода.

2

14

Разработка маршрута экскурсии.

2

15

Защита маршрута экскурсии.

2

Красное Село: 1945-1991 г.г.

12

1

Восстановление Красного Села.

2

2

Город областного значения.

2

3

В составе Ленинграда.

2

4

Развитие промышленности в Красном Селе.

2

5

Музеи Красного Села. Сбор материала.

2

6

Защита проекта.

2

Ленинградская область в 20 веке.

6

1

Границы области.

2

2

Восстановление  и развитие области.

2

3

Разработка и защита маршрута.

2

Современный Петербург.

24

1

Границы современного города.

2

2

Развитие науки и образования.

2

3

Соременная живопись.

2

4

Литература города на Неве.

2

5

Промышленность Петербурга.

2

6

Современная архитектура.

2

7

Новые маршруты.

2

8,9,10

Экскурсия по современному Петербургу.

6

11

Написание экскурсии.

2

12

Защита.

2

Моя малая Родина в наши дни.

14

1

Границы современного образования.

2

2

Жизнь красносёлов.

2

3

Реставрация Красного Села.

2

4

300-летие Красного Села.

2

5

Зачётная работа.

2

6

Сбор материалов.

2

7

Проведение экскурсии.

2

Итоговое занятие.

2

Методическое обеспечение образовательной программы

 1 год обучения

п/п

Темы занятий

Форма

занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Беседа,

рассказ, практическая работа

Бумага,

компьютер,

анкеты, буклеты, инструкции по ТБ

Опрос,

буклет по ТБ

2

Петербург в конце 19 века.

Беседа, рассказ,

 презентация, практическая работа

Презентация, проектор, компьютер,

бумага, газеты,

журналы, презентации, карты

Защита мини-исследование, представление маршрутов.

3

Петербург в начале 20 века.

Беседа, рассказ,

работа в малых группах, игра

Бумага,

ноутбуки(мобильный класс),

 газеты, интернет, презентации, карты

Защита творческих работ

4

Красное Село в 19 веке.

Беседа, рассказ,

презентация,

практическая работа

презентация,

компьютер, проектор,

принтер, копир,

сканер, бумага, интернет, СМИ, фотографии, видеоматериалы

Проведение игры

5

Петроград — Ленинград.

Беседа, рассказ,

практическая работа

 ноутбуки

(мобильный класс) с выходом Интернет, презентации, карты

Защита проекта

6

Город перед войной.

Рассказ,

 презентация, практическая работа

 Компьютер, проектор, презентация,

бумага, интернет, СМИ, карты

Отбор материалов

7

Красное Село в начале 20 века.

Рассказ,

 презентация, практическая работа

 Компьютер, проектор,

 фотографии, видеоматериалы,  интернет, СМИ, презентации, карты

 

Защита

исследовательской работы

Итоговое занятие.

Беседа, награждение

 Компьютер, проектор,

грамоты, фотографии, видеоматериалы

 

Награждение

Методическое обеспечение образовательной программы

2 год обучения

п/п

Темы занятий

Форма занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы

подведения

итогов

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

рассказ, беседа

Инструкции по ТБ

Опрос

2

Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ, беседа, презентация, практическая работа

Компьютер, проектор, презентация

бумага, интернет, СМИ,

Защита творческой работы

3

Красное Село в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ, беседа, презентация, практическая работа, игра

Компьютер, проектор, презентация,

бумага, карты, интернет, СМИ,

Защита исследовательской работы

4

 Ленинград: 1945-1991 г.г.

Беседа, рассказ, практическая работа

Компьютер, принтер, бумага, презентации, карты

Защита заочной экскурсии

5

Красное Село: 1945-1991 г.г.

Беседа, рассказ, презентация, практическая работа

Бумага,

компьютер, проектор, презентации,карты, интернет, СМИ

Защита проекта

6

Ленинградская область в 20 веке.

Беседа, рассказ, практическая работа

Бумага,

компьютер, проектор,

принтер, копир,

сканер,карты

Защита маршрута

7

Современный Петербург.

Рассказ, беседа, игра, практическая работа

Компьютер, принадлежности для рисования, бумага, карты, фотоаппарат

Зачет и проведение экскурсии

8

Моя малая Родина в наши дни.

Презентация, рассказ, беседа, практическая работа

Бумага,

 компьютер, проектор,

 принтер, копир,

сканер, карты, фотоаппарат

Зачет и проведение экскурсии

9

Итоговое занятие.

Беседа, награждение

 Компьютер, проектор,

грамоты, фотографии, видеоматериалы

 

Награждение

Список литературы.

1 год обучения.

Для педагога:

1.Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХIX века) – СПб.СМИО Пресс. 2011

2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011

3.Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2013

4. Анциферов «Душа Петербурга».

5. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.

6. Февральская революция. Историческая справка // Преподавание истории в школе. 2001, № 5

7. Физиология Петербурга. - М., 1991

8. Засосов Д. А., Пызин В.  И.  Из жизни Петербурга  1890-1910-х годов. - Л., 1991.

9. Красное Село. Летний лагерь императорской гвардии. 2011 г.

10. Периодическая печать I960—1980-х годов.

11. Семейные архивы.

Для учащихся:

1. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2013

3. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. — СПб., 2000.
Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.

4. Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.

5. Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М., 1985.
Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.

6. От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйникова. - СПб., 1993.
7. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004. 

8 . Успенский Л. В. Записки старого петербуржца. — Л., 1970

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга для педагога и учащихся:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Список литературы.

2 год обучения.

Для педагога:

  1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2013
    2. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н.  Обыватель и реформы. – СПб., 2003.

3.Ленинградский Совет в годы гражданской войны и мирного строительства. 1917-1937 гг. - Л., 1986.

4. На корме времени / Сост. М. Витухновская. — СПб., 2000.

5. Осокина Е. А. За фасадом сталинского изобилия. — М., 1998.

6. Яров С. В. Пролетарий как политик. Политическая психология рабочих Петрограда. - СПб., 1999.

7. Яров С. В. Горожанин как политик. - СПб., 1999.

8. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.

9.  Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.

10.Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.

11. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.

12. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.

13. Периодическая печать I960—1980-х годов.

14. . Семейные архивы.

Для учащихся:

1. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

2. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

3. Гранин Д. Ленинградский каталог.- Люб. изд.

4. Ершова Э. Б. Революция и реформы. Русская творческая интеллигенция в 1-й половине XX века // Вопросы истории, 2001, № 6.

5. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - СПб., 2000.

6. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города. — СПб., 1999.

7. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — Л., 1989.

8.  Без антракта. Актеры города в годы блокады. — Л., 1970.

9. Ленинград - Блокада - Подвиг. - Л., 1984.

10. Литературный Ленинград в дни блокады. — Л., 1973.

11. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Блокада Ленинграда в контексте политики. — СПб., 1998.

12. Ленинградская битва. 1941-1944: сб. статей. - СПб., 1995.

13. Никифоровская И. В. Художники осажденного города. — Л., 1985.

14. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945 – 1982. – СПб., 2005.

15. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда / Сост. А. А. Кедринский и др. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.

16. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. — СПб., 2000.

17. Лисовский В. Н. Ленинград. Районы новостроек. — Л., 1983.

18. Санкт-Петербург. 1703 – 2003. Юбилейный статистический сборник. Вып. 1, 2. – СПб., 2003.

19. Периодическая печать I960—1980-х годов.

20. Семейные архивы.

Дополнительные источники знаний:

1. Периодическая печать.

2. Средства массовой информации.

3. Реальное состояние города.

4. Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.

5. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.

Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга для педагога и учащихся:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

   Средняя общеобразовательная школа № 270

Красносельского района Санкт-Петербурга

                 ПРИНЯТО                                                    УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом  

ГБОУ СОШ № 270                                           приказом № _____ от __________

Решение от ______________                               Директор  ГБОУ СОШ № 270

протокол № __                                                                   _______________

         Журавлева Е.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

«ЭРУДИТ ПЛЮС»

Год обучения   1

Группа №    1__

Возраст учащихся:    16-17    лет

                                

Составитель:                         педагог дополнительного образования

 Соловова Светлана Леонидовна

Санкт-Петербург

2016-2017  учебный год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы объединения «Юный петербуржец» - социально-педагогическая

Главная идея программы «Эрудит плюс» -  развитие творческого потенциала обучающихся.

Особенность программы «Эрудит плюс» - заключается в том, что она унифицирована и позволяет педагогу заниматься с детьми   любыми исследованиями, интересующими учащихся в определённый момент: экономическими, историческими, краеведческими, культурогическими,  правовыми и т.п..

Цель программы: формирование знаний и умений у учащихся, необходимых в проведении исследовательских работ, в подготовке выступлений (презентаций) на научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Задачи:

Обучающие

  • расширять кругозор  научных понятий у учащихся;
  • формировать знания, умения и навыки по организации и проведению поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности;
  • учить правилам и способам оформления результатов исследований;

Развивающие 

  • развивать навыки общения и коммуникации;
  • развивать самостоятельность, креативность мышления.

Воспитательные 

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению самостоятельной исследовательской работы;
  • формировать общественно активную личность.

 

Ожидаемые результаты.

1 год обучения.

к  концу учебного года учащиеся будут знать:

  1. понятия исследователя;
  2. правила  исследователя;
  3. структуру учебно-исследовательской работы, проекта этапы и способы её создания;
  4. как выдвигать гипотезы и проверять их;

к концу учебного года учащиеся будут уметь:

  1. выполнять действия по организации исследовательской работы;
  2. формулировать цель, планировать задачи;
  3. проводить посильные наблюдения, исследования и опыты, делать соответствующие выводы;
  4. осуществлять сбор информации из различных источников: библиотеки, музеи, архивы, справочники, энциклопедии, Интернет - ресурсы;
  5. применять теоретические знания в практической деятельности;
  6. оформлять результаты наблюдений в виде исследовательских работ,проектов, презентаций, описаний, выводов;
  7. защищать свои исследования.

ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов:

  • публичные выступления,
  • защита исследовательских и проектных работ,
  • участие в соревнованиях, конкурсах;
  • тестовые задания;
  • самостоятельные и групповые задания

Критерии оценки результатов обучения:

1.     Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт,  вывод, способ, метод.

2.     Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость.

3.     Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности:  постановка цели и формулирование задач исследований,  умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы.

4.     Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.

Оценка  уровня сформированных  компетенций

Ф.И. учащегося

Понятия

Причинно-следственные связи

Исследовательские

умения

Создание проекта, исследовательской работы

Примечание

1

2

3

Оценка уровня сформированных компетенций определяется по 3-х бальной системе:

3-     умение полностью сформировано (высокий уровень)

2-     умение сформировано частично (средний уровень)

1-     умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0-     умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций):

3 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2 – учащийся свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1 – учащийся  знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0 – учащийся не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

Основные формы проведения занятий:  

 теоретическая —  работа с источниками, изучение литературы, исследования, обмен информацией, лекции, беседы, тесты

 практическая –  экскурсии, французские мастерские, петербургские лаборатории


2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 группа

№ п/п

Дата

Тема раздела/ занятия

Теория количество часов

Практика количество часов

Краткое содержание раздела/занятия

Примечание

Раздел 1. Вводное   занятие (4 часа).

 .

1.

05.09.16

Комплектование групп.

1

1

Теория: Цели и задачи объединения на учебный год. Выбор нового актива. Распределение должностей. Правила поведения и техники безопасности на занятиях.

Практика: Создание буклета с памяткой по правилам техники безопасности и правилам поведения.

2

07.09.16

Правила техники безопасности. Знакомство с программой.

1

1

Раздел 2. Юный избиратель (10 часов).

Теория: Право в системе социальных норм. Система права:  Источники права. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Понятие выборов. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Законодательство Российской Федерации о выборах. Выборный процесс и выборные технологии.

Практика: Подбор материала для проекта. Разработка «модели» игры.

3

12.09

Что такое избирательное право.

2

4

14.09

Выборные системы.

2

5

19.09

Современная технология выборов.

2

6

21.09

Проект: выборы.

2

7

26.09.16

Модель: «Выборы — 2016г.»

2

Олимпиада -  ступень к успеху (12 часов).

Теория: Как решать олимпиадные задания по предметам: экономика, право, история, обществознание.Особенности отбора материала к олимпиаде. Основные сведения по предметам экономика, право, история, обществознание.

Практика: подбор олимпиадных заданий, разработка олимпиадных заданий.

8

28.09

Что такое олимпиада.

2

9

03.10

Алгоритм выполнения олимпиадных заданий.

2

10

05.10

Решение олимпиадных заданий по экономике.

2

11

10.10

Решение олимпиадных заданий по обществознанию.

2

12

12.10

Решение олимпиадных заданий по истории.

2

13

17.10.16

Решение олимпиадных заданий по правоведению.

2

Исследователькая работа «Старт в науку» (34 часа).

Теория: понятие исследовательской работы, знакомство с современными принципами исследований, расширение знаний по работе с разными видами источников (библиотека, интернет, …).

Практика: посещение библиотек, отбор материала, работа с источниками, написание исследовательской работы, принципы составления тезисов и речи выступления, практическая декламация работы.

14

19.10

Что такое исследовательская работа.

2

15

24.10

Виды исследовательских работ.

2

16

26.10

Выбор направления исследования.

2

17

31.10

Определение темы исследовательской работы.

2

18

02.11

Поиск информации для исследовательской работы.

2

19

07.11

Способы выбора материала.

2

20

09.11

Работа с источниками.

2

21

14.11

Отбор материала для исследовательской работы.

2

22

16.11

Интернет — как источник получения информации.

2

23

21.11

Библиотека -  как источник получения информации.

2

24

23.11

Посещение библиотеки.

2

25

28.11

Работа с информацией в читальном зале.

2

26

30.11

Написание исследовательской работы.

2

27

05.12

Написание исследовательской работы.

2

28

07.12

Оформление работ.

2

29

12.12

Предзащита исследовательской работы.

2

30

14.12.16

Предзащита исследовательской работы.

2

Моделирование в науке (16 часов).

Теория: Изучение понятия «модели», принципов её работы, технологий дейсвия.

Практика: разработка модели, применение модельных технологий.

31

19.12

Что такое «модель».

2

32

21.12

Виды моделирования процессов.

2

33

26.12

Технологии моделирования.

2

34

28.12

Разработка моделей.

2

35

09.01

Игра «Модель процесса»

2

36

11.01

  Разработка модели ООН.

2

37

16.01

Игра «Модель ООН»

2

38

18.01.17

Защита проекта.

2

Экономика —  наука (12 часов).

Теория: Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономическая деятельность и ее измерители.

Практика: решение задач по экономике, подбор материала для выполнение проека, связанного с экономической деятельностью.

39

23.01.17

Что такое экономика.

2

40

25.01.17

Основные вопросы экономики.

2

41

30.01.17

Экономическая деятельность.

2

42

01.02.17

Решение задач по экономике.

2

43

06.02.17

Разработка проека.

2

44

08.02.17

Защита проекта.

2

«Выбор профессии» (12 часов).

Теория: знакомство с многообразием профессий, выявление предпочтений. Познакомить с основными приёмами написания резюме.

Практика: посещение «Кидбурга» - города профессий, подбор материала для выполнения и последующей защиты стендового плаката. Разработать и написать резюме. Отработать навыки в деловой  игре.

45

13.02

Какие бывают професси.

2

46

15.02

Экскурсия в «Город мастеров».

2

47

20.02

 Разработка проекта стендового плаката: «Моя будущая профессия».

2

48

22.02

Защита проекта.

2

49

27.02

Что такое резюме?Составление деловой игры: «Принять на работу».

2

50

01.03

Деловая игра.

2

Правоведение — 12 часов.

Теория: Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.  Конституция в иерархии нормативных актов.

Практика: экскурсия в библиотеку Ельцина. Отбор материала для разработки игры по работе Законодательного собрания.

51

06.03

Современное российское законодательство.

2

52

13.03

Основной закон — Конституция.

2

53

15.03

Библиотека Б.Н. Ельцина приглашает.

2

54

20.03

Экскурсия в библиотеку.

2

55

22.03

Подбор материала.

2

56

27.03

Игра «Работа Законодательного собрания С.-Пб».

2

Мой город — Санкт-Петербург (12 часов).

Теория: Карта Петрбурга, основные объекты исторического и культурного наследия с 18 по 21 век.

Практика: подборка и написание тестов по истории и культуре Санкт-Петербурга. Сбор материала, необходимого для написания исследовательской работы.

57

29.03

Основные сведения по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2

58

03.04

Тестирование по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2

59

05.04

Сбор материала для исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2

60

10.04

Написание исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2

61

17.04

Защита исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2

62

19.04

Защита исследовательских работ по истории и культуре Санкт-Петербурга.

2

Моя малая Родина (16 часов).

Теория: облик Красного Села с момента основания до наших дней. Карта. Изменения в городе и на карте. Застройка Красного Села.

Практика: Работа в группах над разработкой и проведением квеста.

63

24.04

Красное Село в 18 веке.

2

64

26.04

Красное Село в 19 веке.

1

1

65

03.05

Красное Село в 20 веке.

1

1

66

10.05

Жизнь красносёлов сегодня.

2

67

15.05

300-летие Красного Села.

2

68

17.05

Подбор материала для проведения квеста по Красному Селу.

2

69-70

22.05.17

Проведение квеста.

4

Итоговое занятие (4 часа).

Теория: Подведение итогов обучения за год. Награждение лучших обучающихся. Повторение правил поведения летом.

71-72

24.05.17

Итоговое занятие

4

ИТОГО:

144

38

106

 


4. ПЛАН  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  ОБЪЕДИНЕНИЯ

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки / месяц

Место проведения

Примечание

1.

День открытых дверей в ОДОД

1

сентябрь

Фойе школы

2.

Участие в школьных турах олимпиад.

1

Сентябрь, октябрь

ГБОУ СОШ №270

Участие в районных турах олимпиад.

1

Ноябрь, декабрь

Школы Красносельского района

ВШЭ

4.

Участие в районном краеведческом конкурсе

1

декабрь-февраль

ДДЮТ

5.

Участие в конкурсе «Горжусь историей своей»

1

декабрь, январь

ДДЮТ

6

«Ленинград. Война. Блокада»

1

январь

ДДЮТ

8

Городской конкурс «Я-гражданин России»

1

февраль

ГДДЮТ

9

Ангцифировские чтения

1

март

ДДЮТ

10

Городские конкурсы по экономике

1

Март, апрель

ВШЭ

11

Открытые занятия в ОДОД

1

апрель

12

Городские конкурсы «Выбор профессии»

1

апрель

ИТМО

13

Игра ориентирование на улицах города

1

Апрель, май

Улицы Спб.

14

Игра ориентирование на улицах Красного Села

1

май

Красносельский парк

15

«Парад достижений»

1

май

ГБОУ СОШ №270

6. ПЛАН  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1.

Родительское собрание

Тема: «О задачах кружка в новом учебном году, планирование совместной работы. Выбор родительского комитета  

 

сентябрь

 Кабинет №401

2.

 Проведение анкетирования для родителей.

октябрь

Кабинет №401

3.

День открытых дверей

ноябрь

Фойе, актовый зал

4.

Индивидуальные консультации для родителей

сентябрь-май

Кабинет №401

5.

Открытое занятие      

декабрь

Кабинет №401

6.

Родительское собрание

Тема: «Участие воспитанников в городских соревнованиях, конкурсах»

январь

Кабинет №401

13.

Открытое занятие      

апрель

Кабинет №401

14.

«Парад достижений»

май

Актовый зал

7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методы и технологии:

- информационно-развивающие (лекции, рассказы, беседы, просмотр художественных и видеофильмов, книг, демонстрация способов деятельности педагога);

- практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”);

- проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);

- творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых программах, создание фотогазет и пр.);

- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в соревнованиях, анализ действия на практических занятиях.)

Список литературы.

С целью эффективности реализации программы в целом целесообразно использовать такие методы и технологии:

- информационно-развивающие (лекции, рассказы, беседы, просмотр художественных и видеофильмов, книг, демонстрация способов деятельности педагога);

- практически - прикладные (освоение умений и навыков по принципу “делай как я”);

- проблемно-поисковые (учащиеся самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач);

- творческие (развивающие игры, моделирование ситуаций, участие в досуговых программах, создание фотогазет и пр.);

- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ участия в соревнованиях, анализ действия на практических занятиях.)

Список литературы :

  1. Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст]/ Е.В. Баранова. - М.: Просвещение – 2004г.
  2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
  3. Борзенко, В.И Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. [Текст]/В.И. Борзенко, А.С. Обухов.-  М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  4.  Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/ Н.И.Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 45с.
  5. Зверева, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении [Текст]/ И.В. Зверева. – Волгоград: Издательский дом «Корифей», 2007.- 44с.
  6. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. -  Ижевск, 2001.
  7. Ильичёв, А.И., Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области [Текст]: учебное пособие / А.И. Ильичёв, Л.И. Соловьёв. – АО Кемеровское книжное издательство, 1994.- 345с.Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
  8. Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. Т. I. Теория и методика: Сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. 701 с. С. 262-268.
  9. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст]/ Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
  10. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках  [Текст]/ М.В. Кларин. - М., 1994. С. 84
  11. Кузина, В. М. Технология научного и учебного исследования [Текст]: учебное пособие/ В.М. Кузина. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001.- 64с.
  12. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова// Учитель года Москвы.–Письмо. – 2004. № 2.-С.13-14.
  13. Леонтович, А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник/ А.В. Леонтович.-  М.: Народное образование, 2001. С. 33-37
  14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004.
  15. Образование: взгляд в будущее [Текст]: Сборник лучших работ участни-
    ков IV Всероссийского конкурса педагогов. - Обнинск: НОЦ «Росинтал», 2010. 194 с.
  16. Оболенский, В. Н. Основы метеорологии [Текст] / В. Н. Оболенский. – М.-Л.: Сельхозгиз, 1957. – 371 с.
  17. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] А.С. Обухов.- М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с.
  18.  «Отечество» [Текст]: Альманах. – М.: ФЦДЮТиК.
  19. Пидкасистый, П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]/ П.Н. Пидкасистый. –М.: Педагогика, 1980г.
  20. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст]/ А.Н. Поддъяков.-  М., 2000.
  21. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ А.И. Савенков.-  М.: Просвещение, 2006. 434 с.
  22. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
  23. Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы [Текст]: Сб. статей/ – М.: ЦДЮТиК, 2012.
  24. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей [Текст]/ Н.Б. Шумакова.- М.; Воронеж, 2004. С. 120.

Электронные ресурсы следующих сайтов:

  1. www.ecosystema.ru
  2. www.festival.1september.ru
  3. www.researcher.ru
  4. http://easyen.ru/load/biologija/fakultativy/programma_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_junyj_issledovatel/322-1-0-13340 
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Геология
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Минралогия
  7. www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/3-3-1.htm
  8. http://geo.kuzstu.ru/pages/stroenie.html
  9. http://www.kemrsl.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Рабочая программа кружка "Эрудит".

Программа кружка предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на 35 часов.Это дополнительное время для подкрепления курса «Биология. Растения», что имеет большое значение при условии обучения...

Рабочая программа кружка "Эрудит"

Программа направлена на  формирование у учащихся  основ исследовательской деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлениюдуховно-нравственное воспитание«Я – Петербуржец»...

рабочая программа кружка "Эрудит" в 8 классе

В кружке "Эрудит"  учащиеся 8 класса занимаются подготовкой к ОГЭ. Данная рабочая программа разработана с этой целью....

Рабочая программа кружка "Эрудит" 7 класс

Рабочая программа кружка "Эрудит" 7 класс...

Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)

Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...