Рабочая программа кружка "Эрудит"
материал (7 класс) на тему

Величко Татьяна Ивановна

Программа направлена на  формирование у учащихся  основ исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon erudit.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

          ПРОВЕРЕНО:                                                             УТВЕРЖДАЮ:

          Зам. Директора по ВР                                                 Директор школы

____________/ Романова Л.Ф.                                    ____________/Костянников С.А.

        «___»_____________2012 год                                   «___»___________2012 год

Рабочая программа кружка

 «ЭРУДИТ»

                Руководитель: Величко Татьяна Ивановна,

                                     учитель физики и математики

                       высшей квалификационной категории

2012-2013 учебный год

Кружок «Эрудит»

 является самостоятельным формированием,

 которое

объединяет учащихся школы,

 способных к научному поиску,

 заинтересованных в повышении

 своего интеллектуального и  культурного уровня,

стремящихся к углублению знаний,

как по отдельным предметам,

так  и в области современных научных знаний.

Название: «Эрудит»

                          Девиз: «Помним всегда,

что без труда,

в учёбе побед не добиться»

Закончился 20 век.

Куда стремится человек?

Изучены, и космос, и моря,

Строенье звезд и вся Земля.

Но «ЭРУДИТОВ» всех зовет

Известный лозунг:

«НАУКА НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ –

НАУКА ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЁД!»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.

Основной целью создания кружка “Эрудит”, в который входят учащиеся 5 –11-х классов, является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:

  1. приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
  2. создание условий для расширения среды общения и получения информации;
  3. участие в проводимых в рамках района,  олимпиадах,  научно-практических конференциях;
  4. формирование навыков исследовательской работы;
  5. развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

В этом процессе можно выделить несколько этапов.

На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований. Ведущая роль здесь принадлежит и мне, как учителю-предметнику. Я в процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).

На втором этапе – происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Эта процедура осуществляется в рамках работы НОУ  на установочной конференции. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:

  1. осознать учащимися значимость своей работы
  2. создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.

Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.

3 этап. Непосредственная работа над работой. 1 раз в неделю проходят заседания, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:

  1. осуществлять контроль над процессом работы
  2. оперативно решать возникающие проблемы
  3. поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.

Работа  состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которого ученики готовят реферат по избранной теме. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями.

Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов.

При защите работ на научно-исследовательских конференциях было решено использовать возможности процессора презентаций Power Point. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.

Перед изучением программы Power Point учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.

Этапы реализации проекта:

  1. Составление плана работы над презентацией.
  2. Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
  3. Сканирование графических иллюстраций.
  4. Создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point.
  5. Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
  6. Окончательное оформление презентаций.
  7. Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.

Наш опыт показывает действенность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся.

Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научно – практической конференции учащихся.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках кружка позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

Программа кружка «Эрудит»

Тема

Кол-во часов

Введение. Знакомство с деятельностью кружка.                                                                                        Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.

1

Тема 1: Работа над ведением научного исследования 

7

1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность.

2

1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей различных конкурсов. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования.

2

1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

3

Тема 2. Работа над основной частью исследования

14

2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников информации, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: “Источники и литература”. Понятия: источник, литература.

6

2.2. Сбор первичной информации.

2

2.3. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей различных конкурсов исследовательских работ.

4

2.4. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

2

Тема 3. Оформление научной работы

9

3.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.

1

3.2. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ-победителей  конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию.

1

3.3. Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования.

1

3.4. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации.

4

3.5. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел “Источники и литература” в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями.

1

3.6. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями.

1

Тема 4. Подготовка к защите научной работы.

3

4.1. Презентация проекта. Теория + практическое задание на дом: оформить презентацию проекта в Power Point.

1

4.2. Рецензия, статья, эссе к научной работе. Теория + практическое задание на дом: написать статью к своей научной работе в соответствии с принятыми требованиями.

1

4.3. Подготовка публичного выступления. Практическое задание на дом: написать доклад для выступления на научно-практической конференции.

1

4.4. Представление проектно-исследовательских работ на конференциях:

 

Итого

34

Предполагаемые результаты:

Знать/ уметь

  1. Знание и владение основными исследовательскими методами:
  1. Анализ литературы и других источников информации;
  2. Поиск источников информации;
  3. Сбор и обработка данных;
  1. Владение коммуникативными навыками;
  2. Умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.
  3. Владение компьютерной грамотностью. 

Навыки области ИКТ

Минимальные навыки учащихся

Рекомендуемые навыки учащихся

Интернет

Работа с поисковыми системами

Работа в форумах

Умение находить и пользоваться информацией с официальных сайтов.

Сохранение веб-страницы в целом на жесткий диск

Копирование текста и графики в буфер обмена

Сохранение текста, графики в виде файлов на жесткий диск

Microsoft Word

Открытие, редактирование и сохранение документов






Сохранение документа под разными именами

Создание и сохранение документов

Использование шаблонов

Вывод документов на печать

Использование Мастера писем

Форматирование текста

Работка со списками

Вставка, редактирование и форматирование иллюстраций

Работа с библиотекой рисунков

Вставка колонок

Редактирование колонок

Microsoft PowerPoint

Открытие, редактирование и сохранение  презентаций

Добавление звуков  и эффектов смены слайдов

Создание презентации

Использование Мастера презентаций

Вывод слайдов на печать

Создание собственных фонов

Вставка текста и графики

Форматирование рисунков

Литература

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: Норма, 2000 г.
  2. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основные учения о биосфере. -  М. : Просвещение. 1989 г.
  3. Плохих Г.П. Радиация и окружающая среда. Населению – просто о сложном. / Объединение женских усилий за здоровье и окружающую среду. Челябинск, 1998 г.
  4.  Реймерс Н. О природе – взрослым и детям / Человек и природа, 1979 г.
  5. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 7 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000 г.
  6. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 8 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000 г.
  7. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2000 г.
  8. Трухин В.И., Показеев К.В., Шрейдер А.А. Физика и экология /  Экология и жизнь №3, 2000 г.

9.  Кусябаева Р.Р. , Фахретдинова Ф.Р. Как воспитать в ребёнке творческую личность. Сборник разработок концепций, программ, учебно-исследовательских работ и примерных уроков. / БИРО.- Уфа, 2006

10. Кусябаева Р.Р., и др. Особенности исследовательской работы учителя и учащихся в современной школе. / БИРО.-Уфа, 2006.

11. Щербакова Ю.В. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях» М.: «Глобус», 2010

12. Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М.: «Аркти»,  2008

Тематическое планирование

дата

Тема

Примечание

план

факт

Введение – 1 час

1/1

Знакомство с деятельностью кружка. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования

теория

Тема 1. Работа над ведением научного исследования – 7 часов

2/1

Выбор темы. Обоснование ее актуальности.

теория

3/2

Выбор темы своего исследования. Обоснование ее актуальности.

практика

4/3

Формулировка цели и  задач исследования.

теория

5/4

Формулировка цели и конкретных задач своего исследования

практика

6/5

Структура работы

теория

7/6

Составление плана работы

теория

8/7

Составление плана работы своего исследования

практика

Тема 2. Работа над основной частью исследования – 14 часов

9/1

Составление индивидуального рабочего плана

практика

10/2

11/3

Поиск источников информации

Теория+практика

12/4

13/5

Отбор фактического материала

Теория +практика

14/6

Требования к оформлению раздела: « Источники и литература»

теория

15/7

16/8

Сбор первичной информации

Теория + практика

17/9

18/10

Различные стили изложения материала

Теория+практика

19/11

20/12

Определение стиля изложения материала

Теория + практика

21/13

22/14

Правила оформления результатов

Теория + практика

Тема 3. Оформление научной работы – 9 часов

23/1

Композиция научной работы. Требования к оформлению титульного листа

Теория + практика

24/2

Введение. Анализ источников и литературы

Теория

25/3

Структура работы

Теория

26/4

27/5

Работа над основной частью исследования.

Теория +практика

28/6

29/7

Индивидуальные консультации

практика

30/8

Сноски

Теория +практика

31/9

Составление тезисов

Теория +практика

Тема 4. Подготовка к защите научно-исследовательской работы – 3 часа

32/1

33/2

Презентация проекта в Power Point.

Теория +практика

34/3

Подготовка публичного выступления.

Теория +практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....