ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков
статья на тему

Дмитриева Майя Георгиевна

Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и личностной группы. Умение критически анализировать условия задачи открытого типа, формулировать противоречия, самостоятельно продуцировать оригинальное решение, не противоречащее законам логики - качества современного человека, превращающегося из "знающего" в "думающего".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИЗ для УУД27.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Дмитриева М.Г.,

                                                                методист ГБУ ДО СПбЦД(Ю)ТТ,

                                                                (Санкт-Петербург)

ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий  у детей и подростков

Метапредметные результаты образовательной деятельности   включают освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

 Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы для развития у детей диалектического мышления, способности формулировать противоречия, критически анализировать условия той или иной задачи открытого типа и умения продуцировать собственное оригинальное решение, не противоречащее законам логики. Таки образом ТРИЗ-педагогику, безусловно можно назвать интересным и эффективным инструментом развития человека, превращающим его из «знающего» в «думающего».

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), основанная в пятидесятые годы в нашей стране талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобртетателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером, - это системно разработанная технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям»[1].

ТРИЗ также называют общей теорией сильного мышления, которая полагает  в качестве основы алгоритма решения изобретательской задачи - диалектический метод: любое техническое изобретение базируется на поиске, формализации и разрешении противоречия.

Иммануил Кант подчеркивал: «Изобрести что-то – это совсем не то, что открыть; ведь то, что открывают, предполагается уже существующим до этого открытия, только оно не было известным, например Америка до Колумба; но то, что изобретают, например порох, не было никому неизвестно до мастера, который его сделал»[2]. Необходимость изобретения пороха, например, возникла в связи с развитием стрелкового оружия, когда техническое противоречие  между пробивающей силой лука и возросшей прочностью доспехов было преодолено путем перехода к использованию химической энергии вещества. Выявление и анализ противоречий лежит не только в основе решения насущных изобретательских задач, но и позволяет прогнозировать технику будущего.  

Разрешение противоречия осуществляется проведением причинно-следственного анализа  ситуации, поиска первопричины. Такой анализ может проводиться не только по технологической  цепочке производственного процесса, но в любой сфере интеллектуального творчества, бизнесе, искусстве, психологии и даже для решения задач бытового характера.

Инструментарий ТРИЗ-педагогики позволяет ребенку постигать законы диалектики в самом раннем возрасте в интересной и доступной форме[3], например, в серии игр «хорошо-плохо»: ребенку называют какое-нибудь действие или состояние и просят объяснить,  что в нем хорошего, затем – плохого. (Иметь мобильный телефон, получить двойку, заболеть, загорать и т.д.) Игра «Цепочка хороших следствий», выстраивает цепочку хороших следствий, вытекающих из первого хорошего дела, и, как правило, имеет философское окончание: «быть счастливым – это смысл жизни». Для игры «Изобретатели и критики» дети делятся на команды,  «критикам» предлагают придумывать плохие следствия любой ситуации и во всех решениях, предложенных другой группой, «изобретателями», находить недостатки. «Критики» на все говорят «Это плохо» - и обосновывают свое мнение. «Изобретатели» ищут способы плохое обратить в хорошее, или не допустить появления плохого, начиная свой ход словами «Я знаю, что надо делать».

Таким образом ТРИЗ-педагогика направлена на формирование у обучающихся познавательной группы универсальных учебных действий:

  • общеучебных - самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи; поиск и выделение необходимой информации;
  • логических – анализ и синтез, следование алгоритму, самостоятельное выведение правил, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
  •  а также действий по постановке и решению проблемы, которые заключаются в  формулировании  и самостоятельном решении проблемы творческого и поискового характера.

Стоит отметить, что ТРИЗ создавалась для решения изобретательских задач в технике, но сегодня,  найдя множество приложений в педагогике, науке, бизнесе, психологии и других отраслях знаний, она стала мировоззрением, которое можно охарактеризовать как  активную созидательную жизненную позицию. Прикладная философия ТРИЗ основана на сознательном управлении  процессом мышления и поиске ответов на вопросы: «Что я хочу», «Кто я есть?», «Что надо делать?», «Зачем это делать?» и «Как это делать?».

Таким образом, ТРИЗ-педагогика ставит и успешно решает метаобразовательную задачу формирования у детей и подростков Я-концепции, личностного самоопределения, навыков самостоятельного мышления, умения формулировать и решать проблемы творческого и поискового характера.

  1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества / Вопросы психологии. – 1956, №6.
  2. Иванов Г.И.  Формулы творчества, или как научиться изобретать. – М.: Просвещение, 1994.
  3. Кант И. Сочинения. В 7 т. Т. 6. Антропология с прагматической точки зрения – М. : Мысль, 1966.
  4. Ляликов А.П. Трактат об искусстве изобретать, Санкт Петербург, Политехника. 2002.
  5. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать – М.: Феникс, 2007.


[1] Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества / Вопросы психологии. – 1956, №6. – С. 37-49.

[2] Кант И. Сочинения. В 7 т. Т. 6. Антропология с прагматической точки зрения – М. : Мысль, 1966. – С. 466.

[3] Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать – М.: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологический КВН" как инструмент формирования универсальных учебных действий.

В статье коротко сформулированы главные отличия ФГОС II поколения от предыдущих и изложены возможности достижения изложенных в них результатов образования и формирования универсаль...

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие фор...

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...