Главные вкладки

    Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся
    статья на тему

    Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 г., ВОИПКиПРО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon informatsionno-kommunikativnye_tehnologii.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации

    проектно – исследовательской деятельности учащихся

    Страшная это опасность – безделье за партой;

    безделье шесть часов ежедневно, безделье

    месяцы и годы.

    В. А. Сухомлинский.

    Современному информационному обществу нужны такие люди, которые способны самостоятельно овладевать знаниями, готовые к самостоятельному принятию решений. Для жизнедеятельности человека важен не столько объём знаний, сколько умение воспользоваться этими знаниями в жизни, применить их на практике. «Школа должна научить ребёнка учиться!» – эти слова мы слышим постоянно. Однако научить школьника учиться невозможно без формирования метапредметных умений. С введением в процесс обучения Стандарта второго поколения реализация этого лозунга приобрела реальные черты. Определяющее значение в формировании метапредметных умений имеют универсальные учебные действия.

    Изучение математики в основной школе формирует у учащихся возможность достичь следующих результатов развития:

    - умение ясно излагать свои мысли, грамотная речь, развитие мышления;

    - умение видеть математическую задачу в различных ситуациях, создавать математическую модель реальной ситуации;

    - умение находить информацию для решения математических проблем, понимать и использовать средства наглядности: графики, диаграммы, таблицы, схемы;

    - уметь рассуждать, планировать и осуществлять деятельность;

    - умение работать с математическим текстом, овладение математическими знаниями и умениями, а также применение изученных понятий для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

    УУД – это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов, и применение ИКТ в образовательном процессе является одним из основных инструментариев формирования УУД.

    Считаем, что использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий позволяет учителю достигать соответствующих позиций планируемых результатов с учетом специфики каждого учебного предмета. Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. С применением ИКТ ребята становятся активными участниками образовательного процесса, что позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся.

    Мы считаем, что применение средств информационно-коммуникационных технологий даёт:

    - ученику: повышение мотивации учения; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей, учит планировать свою деятельность, контролировать результат, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности.

    - учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; развитие информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

    Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, высококачественные фотоизображения, видеоклипы, достаточно большие объёмы полноэкранного видео:

    1. при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы, видео уроки);
    2. для проведения виртуальных лабораторных работ "Живая геометрия";
    3. при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, тесты);
    4. в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
    5. для самостоятельных работ учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
    6. при проведении интегрированных уроков по методу проектов;
    7. в дистанционном обучении.

    Подход, в котором происходит обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, наиболее реальный путь обеспечения положительной мотивации обучения, формирования устойчивого познавательного интереса обучающихся, создания педагогических условий для развития способностей обучающихся, вовлечения в самостоятельную творческую деятельность. Для создания условий формирования компетентностей обучающихся в своей работе применяем метод проектов. При работе над проектом появляется возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. При этом проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную, повышается мотивация учащихся к самостоятельному изучению математики. При защите проектов происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие. Этот метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, и даёт возможность планировать свою деятельность. Ребята получают навыки публичного выступления на защите своих работ не только в своем классе, но и на школьных конференциях, на классных часах, в районных конкурсах.

    По желанию создаются творческие группы, и в течение определенного времени ведётся поисковая, исследовательская и творческая работа. Тематика работ разнообразна: «Математика и статистика», «Проценты в нашей жизни», «Исследование метода решения задач различными способами», «История чисел», «Симметрия в природе», «Измерение реки Дон по картам различного масштаба», «Занимательная математика», «Фантазии с геометрическими фигурами» и т.д. В создании и организации проектно-исследовательской работы могут участвовать как ученики, так и их родители. Совместно с родителями ребята выполнили проекты «Мир вокруг нас», «Школа моей мечты», «Моя родословная».

    Результаты своей работы учащиеся оформляют в виде математических стенгазет, макетов, рефератов, в форме компьютерных презентаций. Учащиеся представляют свои проекты на уроках и занятиях математического кружка, на конференциях, опубликовывают их на школьном сайте. Для достижения поставленной цели учащиеся используют научно-популярную литературу, периодику, ресурсы Интернета.

    Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, развивает творческий потенциал, повышает коммуникативную культуру учащихся.

    Материалы заочной региональной научно-практической конференции

     «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований

    ФГОС к  результатам деятельности общеобразовательной школы»,

    март 2014 г., ВОИПКиПРО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Экологический КВН" как инструмент формирования универсальных учебных действий.

    В статье коротко сформулированы главные отличия ФГОС II поколения от предыдущих и изложены возможности достижения изложенных в них результатов образования и формирования универсаль...

    Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

    Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование универсальных учебных действий через реализацию принципов компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности предмета «Технология»

    Если раньше действовала формула «знать – значит уметь», то в стандартах второго поколения она изменяет смысл на противоположный: «уметь – значит знать». Необходимо признать, что знания, умения, навыки...

    МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

    В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие фор...

    ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков

    Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и...