МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья на тему

В статье раскрывается значение мультимедийных технологий в образовательном процессе. На примерах показаны направления использования информационных технологий в урочной деятельности, способствующие формированию универсальных учебных действий у учащихся. Статья предназначена для педагогов школьных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_multimedia.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

      Информационные технологии в современном обществе имеют все большее значение. Традиционные книги и учебники отодвигаются на задний план. Проведенные социологами опросы показывают снижение читательского интереса у большинства респондентов. Такая ситуация сильно снижает качество образования. Учащиеся в большинстве своем не приучены читать большие тексты, им просто не хватает на это терпения. В условиях тотальной компьютеризации активнее поддерживать интерес к изучению школьных предметов позволяют мультимедиа технологии. Кроме активизации познавательной активности, информационные технологии способствуют формированию универсальных учебных действий, что и является главной задачей современного образования. Это позволит повысить качество обучения учащихся без ущерба для их здоровья. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Как сказал И.И. Мечников «…пользование полным здоровьем  составляет очень положительное благо, которое всё более и более чувствуется с годами и которое составляет основное условие пользования другими благами» [3], [Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма.- М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996. стр. 89].

   За последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране катастрофически ухудшилось. Значительно снизилось число практически здоровых детей: по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, только каждый десятый первоклассник может считаться здоровым. Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной в основную школу, что может быть связано с:

– возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки;

– выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного играть главную, если не определяющую роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей за его успеваемостью;

– усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возникновения конфликтных ситуаций.

    На фоне вышеизложенного важно отметить, что переход на новые ФГОСы предусматривает снижение психических нагрузок на учащихся путём формирования у них универсальных учебных действий.  Сформированные УУД позволят учащимся одинаково хорошо осваивать многие предметы учебного курса.

  На примере преподаваемого мною предмета биологии я хотела бы показать, как целенаправленное включение в систему урока мультимедиа технологий, позволяет формировать познавательные УУД.

    Я, как учитель биологии, использую на уроках информационные технологии в трех основных направлениях. Первое направление связано с активизацией познавательной активности учащихся, развитием познавательного интереса на уроках.  Это презентации, видеофрагменты, слайды с проблемной ситуацией. Ученикам намного интереснее знакомиться с новой темой по большому количеству материала, чем по единичным иллюстрациям из учебника или таблицы.

Особенно этот вопрос актуален для обобщающих тем, а также для тем по изучению разнообразия каких- либо групп растений или животных. Ученикам будет интереснее сочетать работу с учебником, рассказ учителя, выступления одноклассников с показом видео о дельфинах, например или о хищных растениях. Слайды с проблемной ситуацией я использую при изучении новых тем. Так, например, при изучении темы «Птицы», ученикам

предлагается рассмотреть предложенные слайды и найти общие черты во внешнем строении у археоптерикса и пресмыкающихся, а затем назвать отличительные особенности. Или из ряда предложенных животных/растений  найти то, которое мы не изучали (обладающее новыми особенностями строения). Такая деятельность разнообразит формы обучения, а также способствует развитию внимания, зрительной памяти, способствует формированию навыков анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

   Второе направление заключается в организации проектной деятельности по какой-либо теме и представлении своего проекта (продукта деятельности) в виде презентации. Исследовательская деятельность всегда мобилизует учеников, и самостоятельно добытый материал запоминается надолго. Презентация позволяет красиво представить материал, облегчает выступление. Ученики учатся публично выступать, подавать материал в сжатой форме, доносить до слушателей значимую часть информации.

   Третье направление связано с экспресс-подготовкой учащихся к сдаче ЕГЭ/ГИА. Мои ученики являются спортсменами, у которых в течение учебного года постоянно проходят турниры, соревнования. Поэтому очень актуально давать большой объём материала в сжатом виде. Для этой цели я разработала презентации и аудиоматериалы по основным разделам биологии (ботаника, зоология, анатомия и т.п.). Такая форма работы позволяет экономить время и готовиться к экзамену в короткие сроки.

  Я назвала не все направления, по которым можно использовать мультимедиа технологии в образовании. Остались и тестирования (различные тренажеры), и уроки –игры, путешествия, викторины, и уроки обобщения и контроля знаний (биологические диктанты, например). Конечно, полностью переходить на мультимедиа технологии на уроках смысла нет. Такие формы работы, как работа с учебником/книгой, лабораторные и практические работы, работа в тетради всегда останутся актуальными. Но разнообразить урок, сделать его более интересным и привлекательным для учеников с помощью информационных технологий можно. А если эти технологии способствуют еще и развитию универсальных учебных действий учащихся, то пользоваться ими просто необходимо.

А.В. Гурьев, старший преподаватель ИПКиПРНО Московской области, \Проблемы здоровьесбережения в школе\\ [электронный ресурс] http://bio.1september.ru/2003/29/6.htm.

2. Информационный портал министерства образования Российской Федерации [электронный ресурс] - http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. И.И. Мечников. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологический КВН" как инструмент формирования универсальных учебных действий.

В статье коротко сформулированы главные отличия ФГОС II поколения от предыдущих и изложены возможности достижения изложенных в них результатов образования и формирования универсаль...

Организация исследовательской деятельности как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся

Данная работа показывает как можно оказать  помощь учащимся в развитии способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать сво...

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования универсальных учебных действий и реализации проектно – исследовательской деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

ТРИЗ как инструмент формирования универсальных учебных действий у детей и подростков

Современная ТРИЗ-педагогика предлагает системно разработанные методы и приемы, направленные на формирование у детей и подростков универсальных учебных действий, в первую очередь, познавательной и...

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья.  В содержании статьи представлены способы и приемы работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни....

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...